- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа по музыке для 8 класса по программе Д. Б. Кабалевского
Рабочая программа по музыке для 8 класса по программе Д. Б. Кабалевского
Раздел | Музыка |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Брюханова Н.А. |
Дата | 31.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Управление по делам образования, культуры, молодежи и спорта
администрации Далматовского района
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Уксянская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
на заседании методического совета
Протокол № ________
от «__» _______ 20__ года
«Утверждаю»
Директор школы________
Н.А.Бендюжик
Приказ № ____
от «____» ______ 20___ г
Рабочая программа
по музыке
для 8 класса
по 0,5 часа в неделю (всего 17 часа)
Автор-составитель:
учитель Брюханова Наталья Аркадьевна
2013 год
Пояснительная записка
Целью уроков музыки в 8 классе является расширение представлений о вечных темах классической музыки и их претворении в произведениях различных жанров, о взаимопроникновении серьезной и легкой музыки. Вопросы о соотношении двух сфер музыки серьезной и легкой, о предназначении музыки в выражении общечеловеческих ценностей - это те важные проблемы, которые решаются учителем и учащимися в процессе уроков. Современность музыки, сила ее воздействия на духовный мир поколений слушателей будет проверяться от урока к уроку, формируя личностную позицию учащихся и влияя на слушательский опыт школьников.
В 8 классе для реализации содержания государственного образовательного стандарта и сохранения преемственности в выборе программ рекомендуется в 2013/2014, 2014 - 2015 учебных годах в 8 классе закончить программу Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. 3-е издание. - Москва: Просвещение, 2006год) в уплотненном варианте - в объеме 17 часов.
Содержание раскрывается в следующих учебных темах: «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки» и «Великие наши современники». Тема первой четверти «Современность в музыке» включает в себя музыкальный материал тем «Что значит современность в музыке» и «Наши великие современники». Изучение тем строится на основе жанрового (соната, симфония, опера, камерные жанры), интонационно-стилевого (русская классическая школа, западная музыка, духовная музыка), эмоционально-образного подходов к изучению музыкального искусства. Важно, чтобы школьники почувствовали своеобразие творческого стиля композитора, неповторимость его музыкального подчерка, проявили свое отношение к художественно-образному и духовно-ценностному строю музыкальных произведений, написанных композиторами разных эпох и национальностей. В рамках этой четверти обобщается учебный материал всех лет обучения музыке. Творчество Баха, Бетховена, Мусорского, Прокофьева изучается с точки зрения нравственно-ценностного подхода: как размышление о вечных вопросах бытия, рождающее глубокие чувства и способствующие нравственному росту слушателей. Песенный материал этой четверти основан на бардовских песнях и песнях отечественных композиторов-песенников.
Тема второй четверти «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки» включает в себя материал темы «Музыка серьезная и музыка легкая». Во второй четверти учащиеся изучают взаимодействие легкой и серьезной музыки на основе их взаимопроникновения и взаимовлияния. Необходимо, чтобы учащиеся поняли различие между значениями термина «легкая музыка»: музыка легкая по содержанию и музыка легкая для восприятия. Танцевальная и песенная музыка изучается с точки зрения критического и нравственно-ценностного подходов.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
-
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089; 3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. - Москва: Просвещение, 2006год);
-
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. - Москва: Просвещение, 2006 год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с тем, что в базисном учебном плане 2004 г. на изучение предмета отведено 17 часов вместо 34 часов, учебный материал по программе Кабалевского Д.Б. «Музыка» изучается в уплотненном варианте.
Содержание уроков в 8 классе направлено на реализацию следующих содержательных единиц государственного образовательного стандарта:
-
по предмету «Музыка» - «Стилевое многообразие музыки»; «Джаз (АмстронгЛ., УтесовЛ.): спиричуэл, блюз. Симфоджаз (Гершвин Д.)»; «Творчество композиторов-песенников (Дунаевский И.О., Александров А.В.)»; «Многообразие современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления»; «Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве Мусоргского М.П., Чайковского П.И., Прокофьева С.С.»;
-
по предмету «Искусство» - «Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности»; «Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в музыке»; «Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока».
В связи с поэтапным переходом с 01.09.2006 года всех общеобразовательных учреждений на новый учебный план и федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2004 года и в связи с освоением новых содержательных тем в программе 8 класса обновлен и добавлен следующий музыкальный материал:
-
творчество отечественных композиторов-песенников, ставшее «музыкальным символом эпохи» (М. Дунаевский, А. Петров, Б. Окуджава, по выбору учителя);
-
многообразие современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления (бардовская песня, эстрадная песня, рок-музыка, джаз, рок-опера и т.д.).
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д.Б. Кабалевским, Л.В. Горюновой, А.А. Пиличаускасом, Э.Б. Абдуллиным, Г.П. Сергеевой:
-
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
-
метод эмоциональной драматургии;
-
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
-
метод художественного контекста;
-
метод создания «композиций»;
-
метод перспективы и ретроспективы;
-
метод проектов.
В 8 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века - миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?» и др.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Знать/понимать:
-
понимать высокохудожественное, нравственное и духовное начало лучших образцов классической музыки;
-
иметь представление о жанровых, эмоционально-образных, стилевых особенностях легкой и серьезной музыки;
-
иметь представление о приемах взаимодействия и взаимовлияния легкой и серьезной музыки, как в отдельном произведении, так и на уровне жанра;
-
знать направления современной музыки
-
знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений (Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.).
Уметь:
-
определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, народная, духовная, современная;
-
владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;
-
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
-
раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
-
развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
-
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование разделов и тем
Всего
часов
Из них
Контрольные работы
I.
Тема №1. Современность в музыке
9 ч.
1ч.
II.
Тема №2. Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки
8 ч.
1ч.
Итого
17 ч.
2 ч
Содержание программы
Тема №1. Современность в музыке. (9 часов)
Отражение вечных, общечеловеческих ценностей в музыке. Искусство как способ философско-эстетического осмысления многообразия жизненных явлений, устремлений человека к истине, добру и красоте. Фуга - высшая форма полифонии. Музыка Баха как выражение огромной жизненной силы и энергии. Характерные черты эпохи барокко и творчества И.С. Баха
Автобиографическая соната Л. Бетховена. Композитор - человек, чувствующий жизненное содержание, которое он хочет выразить, и музыкант, мыслящий на языке своего искусства. Постижение жизненного содержания музыки через моделирование проблемной ситуации. Характерные черты творчества Л. Бетховена. Особенности сонаты как жанра камерной музыки. Сонатная форма.
Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки в симфонии П.И. Чайковского. Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве П.И. Чайковского. Взаимопроникновение образов серьезной и легкой музыки в симфонии П.И. Чайковского.
Взаимопроникновение музыкальных культур. Воплощение баховского стиля в музыке бразильского композитора XX века Э. Вила-Лобоса. Взаимопроникновение музыкальных культур. В чем современность музыки И.С. Баха? Песенное творчество отечественных композиторов.
Гражданин земли русской. Творчество М.П. Мусоргского. Воплощение в художественных образах вечных тем жизни. Созидательная деятельность композитора и исполнителя. Проблема взаимодействия личности и общества, власти и совести в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов». Психологизм образа Бориса Годунова в опере. Особенности оперного жанра. Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве Мусоргского М.П. Роль и место русской народной песни в опере. Воплощение образа народа средствами музыки.
Связь времен в музыке. Выражение отношения композитора к явлениям действительности, поиск новых выразительных возможностей музыкального языка. «Новаторство в том, чтобы в новых условиях защищать вечное» (Р.Быков).Отличительные черты творчества С.С.Прокофьева. Особенности жанра симфонии. Воплощение жанра симфонии в творчестве С.С.Прокофьева.
Прогулка по Москве - прошлое и настоящее рядом. Многообразие музыкальных жанров и направлений в русской музыке. Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки. Определение характерных черт разных направлений и жанров вокальной музыки: светской и духовной, фольклора, бардовской песни, творчество отечественных композиторов-песенников.
Музыка будущего и настоящего.
Перечень музыкального материала
И.С. Бах. Токката и фуга ре минор
Б. Окуджава. Музыкант
М. Дунаевский. Карусель-земля. Песенка о непогоде
Л. Бетховен. Соната №14
П.Чайковский. Симфония №4, 3 часть
А. Петров, сл. Г.Шпаликова. Я шагаю по Москве
Э. Вила-Лобос. Ария из «Бразильской бахианы №5»
И.С. Бах. Ария из «Мессы» си минор
М.Мусоргский. Опера «Борис Годунов»: «Ариозо Бориса», «Сцена смерти Бориса», «Сцена под Кромами»
М.Мусоргский. Рассвет на Москве-реке
Русская народная песня. Исходила младешенька
С. Прокофьев. Классическая симфония
В. Миляев. Весеннее танго
А. Бортнянский. Херувимская
С. Рахманинов. Богородице Дево, радуйся
С. Никитин. Александра
Требования к уровню усвоения темы
Учащиеся должны знать/ понимать что:
-
музыка прошлых эпох может быть глубоко современной, благодаря тем мыслям и чувствам, которые в ней отображены;
-
значение музыкальных терминов: токатта, «конкретная музыка», страсти, рок - опера
-
характерные черты творчества Л.Бетховена, М.Мусоргского, С.Прокофьев
-
истоки авторской песни, ее тематику;
Учащиеся должны уметь:
-
разграничивать понятия «мода» и «современность»;
-
находить общее в музыкальных произведениях композиторов различных эпох;
-
следить за развитием темы и характеризовать музыкальный язык
-
аргументировано ответить на вопросы: Какое искусство называется современным? Какая музыка нужна современному человеку? Почему классическая музыка современна?;
-
размышлять o знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
-
давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке
Учащиеся должны совершенствовать вокально-хоровые навыки
Тема №2. Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки. (8 часов)
Танцевальная музыка - легкая или серьезная? Возможность сосуществования легкой и серьезной музыки. Танец, его значение в жизни человека. Разнообразие танцев разных времен и народов (ритуальные, обрядовые, придворные, бальные, салонные и др.). Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке. Музыкальное оформление спектакля как способ передачи художественной идеи автора.
Серьезная и легкая рок-музыка. Многообразие современной популярной музыки: основные жанры, направления, стилевые характеристики. Черты и особенности ансамблевого исполнения.
Истоки и современность джазовой музыки. Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Джаз - искусство XX века. Истоки джаза: спиричуэл, блюз, регтайм. Особенности джазовой музыки. Импровизация - основа джаза. Направления джаза. Джазовые обработки.
Контрастные противопоставления в оперном жанре. Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально - драматического спектакля. Контраст в опере, способы его моделирования средствами музыки. Жанр оперы. Роль легкой музыки в воплощении трагических контрастов оперы Верди и в изображении музыкальной характеристики героя
Слияние двух стилей в музыке симфоджаза. Симфоджаз как стиль музыки, вобравший в себя черты негритянской народной музыки и приемы европейского симфонизма. Характерные черты творчества Д. Гершвина
Взаимодополнение легкой и серьезной музыки. Интерпретация музыки. Современное прочтение драматургии оперы Ж.Бизе через усиление танцевальности и трагических контрастов. Сравнительный анализ фрагментов из «Кармен-сюиты» и оперы Бизе на основе жанрового и стилевого подходов
Взаимовлияние серьезной и легкой музыки. Исполнение музыки как искусство интерпретации. Современные обработки классических произведений и фольклора.
В поисках истины и красоты. Музыка всегда остается.
Перечень музыкального материала
М. Глинка. Вальс-фантазия
А. Хачатурян. Вальс. Из музыки к драме Лермонтова «Маскарад»
И. Штраус. Вальс
Рок-опера А. Рыбникова. «Юнона и Авось»: «Песня о шиповнике», «Я тебя никогда не забуду»
Рок-музыка: творчество «Битлз»
Деланоэ-Паллавиччини. Чао, бомбино
Спиричуэлс. Молитва
Л. Армстронг. Блюз Западной окраины
Рок-н-ролл. Роллем Пит
И. Миллс-Д.Эллингтон. Караван. В исп.джаз-оркестра п/у Л.Утёсова
Д. Гершвин. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс»
М. Минков, сл. Иванова. «Спасибо, музыка» из к/ф «Мы из джаза»
Д.Верди. Песенка Герцога, финальная сцена из оперы «Риголетто»
Д. Гершвин. Концерт для фортепиано с оркестром
Д. Гершвин. Рапсодия в стиле блюз (Голубая рапсодия)
В. Берковский. Каждый выбирает по себе
Ж. Бизе. «Хабанера», «Сцена гадания», «Увертюра» из оперы «Кармен»
Р. Щедрин. «Кармен - сюита»: «Вступление», «Хабанера», «Сцена гадания»
И.С. Бах. Шутка в исполнении ансамбля «Свингл Сингерс»
Ф. Шуберт. «Аве Мария» в исполнении оркестра П. Мориа
Творчество В. Мэй
Творчество ансамбля «Русская песня»
Требования к уровню усвоения темы
Учащиеся должны знать/ понимать:
-
жанровое многообразие танцевальной, песенной музыки;
-
особенности ансамблевого исполнения;
-
основы происхождения симфоджазовой музыки;
-
что возникновению новых музыкальных жанров способствовало взаимопроникновение легкой и серьезной музыки
Учащиеся должны уметь:
-
разграничивать музыку «серьезную» и «легкую» по содержанию и восприятию;
-
критически оценивать творчество поп и рок- групп;
-
объяснять, какие средства, черты взаимопроникновения легкой и серьезной музыки повлияли на появление новых жанров в музыке;
-
размышлять o знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
-
давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке
Учащиеся должны совершенствовать вокально-хоровые навыки
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1. Методические пособия для учителя.
-
Вершинина Г.Б. «…Вольна о музыке глаголить»: (музыка на уроках развития речи): Пособие для учителя, - М.: Новая школа, 1996.
-
Домрина У.Н. Беседы о музыке. Пособие для учащихся. -Л.: Просвещение, 1982.
-
Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: метод, пособие с электронным приложением /Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.
-
Контрольно-измерительные материалы «Музыка»: материалы для организации инспекционного и внутришкольного контроля. 1 - 8 классы /Сост. Н.Ю.Ельченко: Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. - Курган, 2009.
-
Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ [Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э.Кашекова]. - М: "Просвещение", 2011год
-
Музыка. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Т.И.Науменко, В.В.Алеева/авт.-сост. В.М.Самигулина. - Волгоград: Учитель, 2005
-
Никитина Л.Д. История русской музыки: Популярные лекции: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Излательский центр «Академия», 2000.
-
Сергеева Г.П. Музыка: учеб. для учащихся 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. - 3-е изд. - М.; Просвещение, 2006.
-
Ступина В.Н. Тестирование на уроках музыки (методические рекомендации для учителей музыки)/ Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. - Курган, 2005.
2. Дополнительная литература для учителя.
Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке / Д. Б. Кабалевский. ~ М.: Просвещение, 1989.
Никитина, Л. Д. История русской музыки/ Л. Д. Никитина. М.: Академия, 1999.
Гуревич, Е. Л. История зарубежной музыки / Е. Л. Гуревич. - М.: Академия, 1999.
Веселые уроки музыки/ авт.-сост. 3. Н. Бугаева. - М.: ACT, 2002.
3. Дополнительная литература для учащихся.
Агапова, И. А. Лучшие музыкальные игры для детей/ И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.
Средства обучения
1. Печатные пособия.
-
Комплект портретов композиторов.
2. Интернет-ресурсы.
-
«Радость моя». Сайт телеканала: radostmoya.ru/project/akademiya_zanimatelnyh_iskusstv_muzyka/
-
Все о музыке и немного уроков по музыке: vmalish.ru/blogs/zdorovij-malish/muzika-dlja-detej-vse-o-muzike-i-nemnogo-urokov-po-muzike-2.html
-
Детские электронные книги и презентации: viki.rdf.ru/.
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=33
-
Единая коллекция: collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
-
Классическая музыка: classic.chubrik.ru
-
Музыкальный словарь: dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music
-
Музыкальный энциклопедический словарь: music-dic.ru
-
Ресурс для учителей и для других творческих людей: inyaka.ru/po-predmetam/muzyka/
-
Российский общеобразовательный портал: music.edu.ru/.
-
Сайт в помощь учителю музыки: music-fantasy.ru/materialy/uroki-muzyki
-
Свободная энциклопедия: ru.wikipedia.org/wiki
-
Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов: fcior.edu.ru/
-
Электронные образовательные ресурсы: eor-np.ru/taxonomy/term/4
3. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, DVD, музыкальный центр, телевизор, аудиосистема.
4. Учебно-практическое оборудование: музыкальный инструмент; аудиторная доска
с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.