Рабочая программа по музыке для 8 класса по программе Д. Б. Кабалевского

Целью уроков музыки в 8 классе является расширение представлений о вечных темах классической музыки и их претворении в произведениях различных жанров, о взаимопроникновении серьезной и легкой музыки. Вопросы о соотношении двух сфер музыки серьезной и легкой, о предназначении музыки в выражении общечеловеческих ценностей – это те важные проблемы, которые решаются учителем и учащимися в процессе уроков. Современность музыки, сила ее воздействия на духовный мир поколений слушателей будет проверятьс...
Раздел Музыка
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление по делам образования, культуры, молодежи и спорта

администрации Далматовского района

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Уксянская средняя общеобразовательная школа»


«Рассмотрено»

на заседании методического совета

Протокол № ________

от «__» _______ 20__ года

«Утверждаю»

Директор школы________

Н.А.Бендюжик

Приказ № ____

от «____» ______ 20___ г












Рабочая программа

по музыке

для 8 класса


по 0,5 часа в неделю (всего 17 часа)


Автор-составитель:

учитель Брюханова Наталья Аркадьевна











2013 год


Пояснительная записка

Целью уроков музыки в 8 классе является расширение представлений о вечных темах классической музыки и их претворении в произведениях различных жанров, о взаимопроникновении серьезной и легкой музыки. Вопросы о соотношении двух сфер музыки серьезной и легкой, о предназначении музыки в выражении общечеловеческих ценностей - это те важные проблемы, которые решаются учителем и учащимися в процессе уроков. Современность музыки, сила ее воздействия на духовный мир поколений слушателей будет проверяться от урока к уроку, формируя личностную позицию учащихся и влияя на слушательский опыт школьников.

В 8 классе для реализации содержания государственного образовательного стандарта и сохранения преемственности в выборе программ рекомендуется в 2013/2014, 2014 - 2015 учебных годах в 8 классе закончить программу Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. 3-е издание. - Москва: Просвещение, 2006год) в уплотненном варианте - в объеме 17 часов.

Содержание раскрывается в следующих учебных темах: «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки» и «Великие наши современники». Тема первой четверти «Современность в музыке» включает в себя музыкальный материал тем «Что значит современность в музыке» и «Наши великие современники». Изучение тем строится на основе жанрового (соната, симфония, опера, камерные жанры), интонационно-стилевого (русская классическая школа, западная музыка, духовная музыка), эмоционально-образного подходов к изучению музыкального искусства. Важно, чтобы школьники почувствовали своеобразие творческого стиля композитора, неповторимость его музыкального подчерка, проявили свое отношение к художественно-образному и духовно-ценностному строю музыкальных произведений, написанных композиторами разных эпох и национальностей. В рамках этой четверти обобщается учебный материал всех лет обучения музыке. Творчество Баха, Бетховена, Мусорского, Прокофьева изучается с точки зрения нравственно-ценностного подхода: как размышление о вечных вопросах бытия, рождающее глубокие чувства и способствующие нравственному росту слушателей. Песенный материал этой четверти основан на бардовских песнях и песнях отечественных композиторов-песенников.

Тема второй четверти «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки» включает в себя материал темы «Музыка серьезная и музыка легкая». Во второй четверти учащиеся изучают взаимодействие легкой и серьезной музыки на основе их взаимопроникновения и взаимовлияния. Необходимо, чтобы учащиеся поняли различие между значениями термина «легкая музыка»: музыка легкая по содержанию и музыка легкая для восприятия. Танцевальная и песенная музыка изучается с точки зрения критического и нравственно-ценностного подходов.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089; 3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. - Москва: Просвещение, 2006год);

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. - Москва: Просвещение, 2006 год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с тем, что в базисном учебном плане 2004 г. на изучение предмета отведено 17 часов вместо 34 часов, учебный материал по программе Кабалевского Д.Б. «Музыка» изучается в уплотненном варианте.

Содержание уроков в 8 классе направлено на реализацию следующих содержательных единиц государственного образовательного стандарта:

  • по предмету «Музыка» - «Стилевое многообразие музыки»; «Джаз (АмстронгЛ., УтесовЛ.): спиричуэл, блюз. Симфоджаз (Гершвин Д.)»; «Творчество композиторов-песенников (Дунаевский И.О., Александров А.В.)»; «Многообразие современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления»; «Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве Мусоргского М.П., Чайковского П.И., Прокофьева С.С.»;

  • по предмету «Искусство» - «Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности»; «Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в музыке»; «Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока».

В связи с поэтапным переходом с 01.09.2006 года всех общеобразовательных учреждений на новый учебный план и федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2004 года и в связи с освоением новых содержательных тем в программе 8 класса обновлен и добавлен следующий музыкальный материал:

  • творчество отечественных композиторов-песенников, ставшее «музыкальным символом эпохи» (М. Дунаевский, А. Петров, Б. Окуджава, по выбору учителя);

  • многообразие современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления (бардовская песня, эстрадная песня, рок-музыка, джаз, рок-опера и т.д.).

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д.Б. Кабалевским, Л.В. Горюновой, А.А. Пиличаускасом, Э.Б. Абдуллиным, Г.П. Сергеевой:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод создания «композиций»;

  • метод перспективы и ретроспективы;

  • метод проектов.

В 8 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века - миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?» и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Знать/понимать:

  • понимать высокохудожественное, нравственное и духовное начало лучших образцов классической музыки;

  • иметь представление о жанровых, эмоционально-образных, стилевых особенностях легкой и серьезной музыки;

  • иметь представление о приемах взаимодействия и взаимовлияния легкой и серьезной музыки, как в отдельном произведении, так и на уровне жанра;

  • знать направления современной музыки

  • знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений (Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.).

Уметь:

  • определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, народная, духовная, современная;

  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

  • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.


Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

Контрольные работы

I.

Тема №1. Современность в музыке

9 ч.

1ч.

II.

Тема №2. Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки

8 ч.

1ч.

Итого

17 ч.

2 ч


Содержание программы

Тема №1. Современность в музыке. (9 часов)

Отражение вечных, общечеловеческих ценностей в музыке. Искусство как способ философско-эстетического осмысления многообразия жизненных явлений, устремлений человека к истине, добру и красоте. Фуга - высшая форма полифонии. Музыка Баха как выражение огромной жизненной силы и энергии. Характерные черты эпохи барокко и творчества И.С. Баха

Автобиографическая соната Л. Бетховена. Композитор - человек, чувствующий жизненное содержание, которое он хочет выразить, и музыкант, мыслящий на языке своего искусства. Постижение жизненного содержания музыки через моделирование проблемной ситуации. Характерные черты творчества Л. Бетховена. Особенности сонаты как жанра камерной музыки. Сонатная форма.

Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки в симфонии П.И. Чайковского. Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве П.И. Чайковского. Взаимопроникновение образов серьезной и легкой музыки в симфонии П.И. Чайковского.

Взаимопроникновение музыкальных культур. Воплощение баховского стиля в музыке бразильского композитора XX века Э. Вила-Лобоса. Взаимопроникновение музыкальных культур. В чем современность музыки И.С. Баха? Песенное творчество отечественных композиторов.

Гражданин земли русской. Творчество М.П. Мусоргского. Воплощение в художественных образах вечных тем жизни. Созидательная деятельность композитора и исполнителя. Проблема взаимодействия личности и общества, власти и совести в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов». Психологизм образа Бориса Годунова в опере. Особенности оперного жанра. Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве Мусоргского М.П. Роль и место русской народной песни в опере. Воплощение образа народа средствами музыки.

Связь времен в музыке. Выражение отношения композитора к явлениям действительности, поиск новых выразительных возможностей музыкального языка. «Новаторство в том, чтобы в новых условиях защищать вечное» (Р.Быков).Отличительные черты творчества С.С.Прокофьева. Особенности жанра симфонии. Воплощение жанра симфонии в творчестве С.С.Прокофьева.

Прогулка по Москве - прошлое и настоящее рядом. Многообразие музыкальных жанров и направлений в русской музыке. Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки. Определение характерных черт разных направлений и жанров вокальной музыки: светской и духовной, фольклора, бардовской песни, творчество отечественных композиторов-песенников.

Музыка будущего и настоящего.

Перечень музыкального материала

И.С. Бах. Токката и фуга ре минор

Б. Окуджава. Музыкант

М. Дунаевский. Карусель-земля. Песенка о непогоде

Л. Бетховен. Соната №14

П.Чайковский. Симфония №4, 3 часть

А. Петров, сл. Г.Шпаликова. Я шагаю по Москве

Э. Вила-Лобос. Ария из «Бразильской бахианы №5»

И.С. Бах. Ария из «Мессы» си минор

М.Мусоргский. Опера «Борис Годунов»: «Ариозо Бориса», «Сцена смерти Бориса», «Сцена под Кромами»

М.Мусоргский. Рассвет на Москве-реке

Русская народная песня. Исходила младешенька

С. Прокофьев. Классическая симфония

В. Миляев. Весеннее танго

А. Бортнянский. Херувимская

С. Рахманинов. Богородице Дево, радуйся

С. Никитин. Александра

Требования к уровню усвоения темы

Учащиеся должны знать/ понимать что:

  • музыка прошлых эпох может быть глубоко современной, благодаря тем мыслям и чувствам, которые в ней отображены;

  • значение музыкальных терминов: токатта, «конкретная музыка», страсти, рок - опера

  • характерные черты творчества Л.Бетховена, М.Мусоргского, С.Прокофьев

  • истоки авторской песни, ее тематику;

Учащиеся должны уметь:

  • разграничивать понятия «мода» и «современность»;

  • находить общее в музыкальных произведениях композиторов различных эпох;

  • следить за развитием темы и характеризовать музыкальный язык

  • аргументировано ответить на вопросы: Какое искусство называется современным? Какая музыка нужна современному человеку? Почему классическая музыка современна?;

  • размышлять o знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воп­лощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке

Учащиеся должны совершенствовать вокально-хоровые навыки

Тема №2. Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки. (8 часов)

Танцевальная музыка - легкая или серьезная? Возможность сосуществования легкой и серьезной музыки. Танец, его значение в жизни человека. Разнообразие танцев разных времен и народов (ритуальные, обрядовые, придворные, бальные, салонные и др.). Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке. Музыкальное оформление спектакля как способ передачи художественной идеи автора.

Серьезная и легкая рок-музыка. Многообразие современной популярной музыки: основные жанры, направления, стилевые характеристики. Черты и особенности ансамблевого исполнения.

Истоки и современность джазовой музыки. Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Джаз - искусство XX века. Истоки джаза: спиричуэл, блюз, регтайм. Особенности джазовой музыки. Импровизация - основа джаза. Направления джаза. Джазовые обработки.

Контрастные противопоставления в оперном жанре. Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально - драматического спектакля. Контраст в опере, способы его моделирования средствами музыки. Жанр оперы. Роль легкой музыки в воплощении трагических контрастов оперы Верди и в изображении музыкальной характеристики героя

Слияние двух стилей в музыке симфоджаза. Симфоджаз как стиль музыки, вобравший в себя черты негритянской народной музыки и приемы европейского симфонизма. Характерные черты творчества Д. Гершвина

Взаимодополнение легкой и серьезной музыки. Интерпретация музыки. Современное прочтение драматургии оперы Ж.Бизе через усиление танцевальности и трагических контрастов. Сравнительный анализ фрагментов из «Кармен-сюиты» и оперы Бизе на основе жанрового и стилевого подходов

Взаимовлияние серьезной и легкой музыки. Исполнение музыки как искусство интерпретации. Современные обработки классических произведений и фольклора.

В поисках истины и красоты. Музыка всегда остается.

Перечень музыкального материала

М. Глинка. Вальс-фантазия

А. Хачатурян. Вальс. Из музыки к драме Лермонтова «Маскарад»

И. Штраус. Вальс

Рок-опера А. Рыбникова. «Юнона и Авось»: «Песня о шиповнике», «Я тебя никогда не забуду»

Рок-музыка: творчество «Битлз»

Деланоэ-Паллавиччини. Чао, бомбино

Спиричуэлс. Молитва

Л. Армстронг. Блюз Западной окраины

Рок-н-ролл. Роллем Пит

И. Миллс-Д.Эллингтон. Караван. В исп.джаз-оркестра п/у Л.Утёсова

Д. Гершвин. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс»

М. Минков, сл. Иванова. «Спасибо, музыка» из к/ф «Мы из джаза»

Д.Верди. Песенка Герцога, финальная сцена из оперы «Риголетто»

Д. Гершвин. Концерт для фортепиано с оркестром

Д. Гершвин. Рапсодия в стиле блюз (Голубая рапсодия)

В. Берковский. Каждый выбирает по себе

Ж. Бизе. «Хабанера», «Сцена гадания», «Увертюра» из оперы «Кармен»

Р. Щедрин. «Кармен - сюита»: «Вступление», «Хабанера», «Сцена гадания»

И.С. Бах. Шутка в исполнении ансамбля «Свингл Сингерс»

Ф. Шуберт. «Аве Мария» в исполнении оркестра П. Мориа

Творчество В. Мэй

Творчество ансамбля «Русская песня»

Требования к уровню усвоения темы

Учащиеся должны знать/ понимать:

  • жанровое многообразие танцевальной, песенной музыки;

  • особенности ансамблевого исполнения;

  • основы происхождения симфоджазовой музыки;

  • что возникновению новых музыкальных жанров способствовало взаимопроникновение легкой и серьезной музыки

Учащиеся должны уметь:

  • разграничивать музыку «серьезную» и «легкую» по содержанию и восприятию;

  • критически оценивать творчество поп и рок- групп;

  • объяснять, какие средства, черты взаимопроникновения легкой и серьезной музыки повлияли на появление новых жанров в музыке;

  • размышлять o знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воп­лощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке

Учащиеся должны совершенствовать вокально-хоровые навыки

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1. Методические пособия для учителя.

  1. Вершинина Г.Б. «…Вольна о музыке глаголить»: (музыка на уроках развития речи): Пособие для учителя, - М.: Новая школа, 1996.

  2. Домрина У.Н. Беседы о музыке. Пособие для учащихся. -Л.: Просвещение, 1982.

  3. Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: метод, пособие с электронным приложением /Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.

  4. Контрольно-измерительные материалы «Музыка»: материалы для организации инспекционного и внутришкольного контроля. 1 - 8 классы /Сост. Н.Ю.Ельченко: Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. - Курган, 2009.

  5. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ [Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э.Кашекова]. - М: "Просвещение", 2011год

  6. Музыка. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Т.И.Науменко, В.В.Алеева/авт.-сост. В.М.Самигулина. - Волгоград: Учитель, 2005

  7. Никитина Л.Д. История русской музыки: Популярные лекции: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Излательский центр «Академия», 2000.

  8. Сергеева Г.П. Музыка: учеб. для учащихся 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. - 3-е изд. - М.; Просвещение, 2006.

  9. Ступина В.Н. Тестирование на уроках музыки (методические рекомендации для учителей музыки)/ Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. - Курган, 2005.

2. Дополнительная литература для учителя.

Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке / Д. Б. Кабалевский. ~ М.: Просвещение, 1989.

Никитина, Л. Д. История русской музыки/ Л. Д. Никитина. М.: Академия, 1999.

Гуревич, Е. Л. История зарубежной музыки / Е. Л. Гуревич. - М.: Академия, 1999.

Веселые уроки музыки/ авт.-сост. 3. Н. Бугаева. - М.: ACT, 2002.

3. Дополнительная литература для учащихся.

Агапова, И. А. Лучшие музыкальные игры для детей/ И. А. Агапова, М. А. Давыдо­ва. - М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.

Средства обучения

1. Печатные пособия.

  • Комплект портретов композиторов.

2. Интернет-ресурсы.

  1. «Радость моя». Сайт телеканала: radostmoya.ru/project/akademiya_zanimatelnyh_iskusstv_muzyka/

  2. Все о музыке и немного уроков по музыке: vmalish.ru/blogs/zdorovij-malish/muzika-dlja-detej-vse-o-muzike-i-nemnogo-urokov-po-muzike-2.html

  3. Детские электронные книги и презентации: viki.rdf.ru/.

  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=33

  5. Единая коллекция: collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.

  6. Классическая музыка: classic.chubrik.ru

  7. Музыкальный словарь: dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music

  8. Музыкальный энциклопедический словарь: music-dic.ru

  9. Ресурс для учителей и для других творческих людей: inyaka.ru/po-predmetam/muzyka/

  10. Российский общеобразовательный портал: music.edu.ru/.

  11. Сайт в помощь учителю музыки: music-fantasy.ru/materialy/uroki-muzyki

  12. Свободная энциклопедия: ru.wikipedia.org/wiki

  13. Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов: fcior.edu.ru/

  14. Электронные образовательные ресурсы: eor-np.ru/taxonomy/term/4

3. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, DVD, музыкальный центр, телевизор, аудиосистема.

4. Учебно-практическое оборудование: музыкальный инструмент; аудиторная доска
с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.


© 2010-2022