УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ МУЗИЦИРОВАНИЕ (фортепиано)

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа№1» г.Тайшета



Принято протоколом

педсовета

№_________________

от ____________2010 г.




УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУДОД

ДМШ№1 г.Тайшета

________________Ляшенко Г.А.




УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

по предмету


МУЗИЦИРОВАНИЕ

(фортепиано)

Для 1-5 классов

по ОП «Инструментальное исполнительство»

Возраст учащихся 9-18 лет





Составитель:

Преподаватель МКОУ ДОД

ДМШ №1 г.Тайшета

Квасова И.А.





г. Тайшет

2010

Пояснительная записка

В примерных учебных планах образовательных программ по видам музыкального искусства для детских школ искусств 2001 и 2005 года (новая редакция) комплекс обязательных предметов пополнен предметом «Музицирование».

Необходимость и целесообразность обучения музицированию связана с тем, что сегодня все большая часть детей, пришедших в ДШИ, ориентирована на получение общего развития и желает обучаться «для себя», т.е. домашнему музицированию. Типовые же программы не предусматривают развития навыков любительского музицирования.

Поэтому разработка программы, позволяющей гибко подойти к возможностям и желаниям ребенка, является весьма актуальной проблемой, стоящей перед ДШИ.

Программа разработана на основе программы «Любительское музицирование на фортепиано для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. Автор - Т.А. Артеменкова. 2001 г.».

В настоящее время особенно актуальны поиски путей демократизации содержания музыкального образования, усиления мотивации обучения в музыкальных школах и школах искусств, получения реальных результатов обучения, необходимых для самостоятельной реализации творческих потребностей учащихся и после окончания школы.

Цель данной программы - развитие навыков любительского музицирования, что должно способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей и возможностей детей, повышению заинтересованности в музыкальном обучении.

Задачи программы:

  • реализация исполнительских и творческих возможностей учащихся;

  • осуществление межпредметных связей, оптимизация учебного процесса;

  • повышение коммуникабельности, социальная адаптация учащихся.

Особенностью данной программы является то, что она может быть реализована как в полном объеме, так и фрагментарно. Данная программа предусматривает индивидуальную форму работы с учеником в пределах времени, отведенного типовыми учебными планами, то есть 0,5 часа в неделю.

Срок реализации программы - 5 лет. Программа любительского музицирования адресована детям, обучающимся на фортепиано по 7-летнему циклу обучения, кроме того, она может быть использована в курсе общего фортепиано, а также для обучения всех желающих детей заниматься любительским музицированием как на уроках специальности, так и на предмете по выбору.

Учебный план.

Класс

1

2

3

4

5

Количество

часов

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5


Занятия проводятся индивидуально один раз в неделю. Форма организации учебного процесса - урок.

Четыре основных формы работы на уроке: подбор по слуху, игра по цифровкам, аккомпанемент, чтение с листа. Творческие задания (подбор по слуху, чтение нот с листа) раскрывают художественные способности учащихся. Преподаватель, ведущий предмет «музицирование», должен иметь специальную подготовку: уметь читать с листа, подбирать по слуху, иметь навыки импровизации.

Программа предполагает индивидуальный подход к учащимся.

Контроль и учет успеваемости.

Текущий контроль осуществляется по ходу занятия преподавателем, ведущим предмет. Промежуточный контроль осуществляется в виде зачета. Зачет по музицированию проводится в апреле - мае. На зачете учащиеся исполняют 3 произведения.



































Содержание

Первый класс


В течение учебного года ребенок должен:

1.Научиться свободно подбирать одноголосные мелодии с простым ритмическим рисунком и уметь их исполнять от белых клавиш. Пройти 8-10 песен для подбора.

2.Научиться аккомпанировать простейшие мелодии. Здесь могут быть произведения вокальные, произведения для скрипки, флейты, виолончели, домры и фортепиано. В течение года пройти 3-5 произведений.

3.Чтение с листа.

Второй класс


В течение учебного года ребенок должен:

1.Научиться подбирать по слуху мелодии с более сложным мелодическим и ритмическим рисунком. Пройти за год 15-20 песен.

2.Пройти 2-4 произведения по аккомпанементу, учитывая его различные виды: вокальный, инструментальный и т.д.

3.Чтение с листа.

На зачете учащиеся 1-2 класса выполняют:

1.Подбор одноголосной мелодии от любого звука (одно произведение).

2.Аккомпанемент простейшей мелодии (одно произведение).

3.Чтение с листа.

Третий класс


В течение учебного года ребенок должен:

1.Научиться подбирать по слуху мелодии с сопровождением, используя основные трезвучия. Пройти за год 7-10 произведений.

2. Освоить различные фактуры сопровождения: полька, марш, вальс, колыбельная, танго и т.д. Пройти 7-10 произведений.

3.Пройти 3-5 различных по характеру и фактурам произведений для аккомпанемента, используя современные песни, романсы, инструментальную музыку.

4.Чтение с листа.

На зачете учащиеся 3 класса выполняют:

1.Подбор мелодии с различными фактурами сопровождения: полька, марш, вальс (одно произведение).

2.Аккомпанемент (одно произведение).

3.Чтение с листа.

Четвертый класс


В течение учебного года ребенок должен:

1.Научиться подбирать по слуху любые мелодии с сопровождением, используя различные варианты фактур. Пройти 10-15 произведений.

2.Научиться играть по цифровкам. Формировать вступление в заключение к песне. Научиться заполнению в мелодии длинных нот мелодическими фигурациями. Пройти 7-10 произведений.

3.Пройти 3-5 произведений по аккомпанементу, используя разнохарактерную музыку.

4.Чтение с листа.

На зачете учащиеся 4 класса выполняют:

1. Подбор мелодии. Формировать вступление и заключение

(одно произведение).

2.Играть по цифровкам с использованием основных гармонических функций TSD (одно произведение).

3.Аккомпанемент (одно произведение).

4.Чтение с листа.

Пятый класс


В течение учебного года необходимо:

1.Пройти 10 произведений для подбора в различных тональностях.

2.Пройти 10 произведений по цифровкам, используя в ранее приобретенные знания.

3.Пройти 3-5 разнохарактерных произведений по аккомпанементу.

4.Совершенствовать навыки чтения с листа.

На зачете учащиеся 5 класса выполняют:

1.Подбор мелодии. Формировать вступление и заключение

(одно произведение).

2. Играть по цифровкам с использованием буквенных обозначений (одно произведение).

3.Аккомпанемент.

4.Чтение с листа.

Примерный репертуарный список по классам


1-2 класс

1.Музыкальный материал для подбора по слуху

«По ступенькам музыкальных знаний»

2. Аккомпанемент

«Юному концертмейстеру»

3. Музыкальный материал для чтения нот с листа

Королькова Н. «Крохе-музыканту» 1 выпуск.

3 класс

1.Музыкальный материал для подбора по слуху

«По ступенькам музыкальных знаний»

2. Аккомпанемент

Королькова Н. «Крохе-музыканту»

3. Музыкальный материал для чтения нот с листа

Королькова Н. «Крохе-музыканту» 2 выпуск.

4 класс

1.Музыкальный материал для подбора по слуху

Сборники «Обучение с увлечением»

2. Аккомпанемент

Королькова Н. «Крохе-музыканту»

3. Музыкальный материал для чтения нот с листа

Видякина «Музыкальные ступени»

4. Смирнова А. «Аллегро» (игра по цифровкам)

5 класс

1.Музыкальный материал для подбора по слуху

Сборники «Обучение с увлечением»

2. Смирнова А. «Аллегро» (игра по цифровкам)

3. Аккомпанемент

«Пение во 2-3 классе» под ред. Петрова.

4. Сборник фортепианных пьес 2-3 класс.





Список литературы

1. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л., 1969.

2. Баренбойм Л. Путь к музицированию. - Л., 1981.

3. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. - М.: Классика-XXI, 2005.

4. Жигалко Е. От стихов - к музыке. Хрестоматия для чтения и обучения. - СПб: Композитор, 1999.

5. Мамаева М. Как подобрать аккомпанемент к любимой мелодии. - СПб.: Нота, 2003.

6. Стоковский Л. Музыка для всех нас.

7. Тургенева Э. О некоторых вопросах развития творческих способностей учащихся в классе фортепиано.

8. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. - М.: Просвещение. 1984.


7

© 2010-2022