Рабочая программа по музыке 5 класс

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта  общего образования с опорой на примерные программы основного общего образования (раздел « Музыка»)  В соответствии с базисным учебным планом на изучение предмета «Музыкальное искусство» отводится 1 час в неделю (35 учебных часа в год) Рабочая программа ориентирована на учебник «Музыка» 5 класс Т.И. Науменко, В.В. Алеев Москва, «Дрофа» - 2007                   Основные содержательные линии:       ·        о...
Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1»

Благовещенского района Алтайского края


РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением

Заместитель директора

Директор школы

учителей технологии и искусства _________________

по УВР

__________Л.В. Требтау

Протокол №______________

_________ (Н.А. Кухленко)

Приказ № ____________

от «____»____________2014г.

«____»_________2014г.


от «___» __________2014г.

Руководитель МО ____________






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Искусство (Музыка)»

5 класс

основное общее образование,

базовый уровень



Рабочая программа составлена на основе авторской программы

«Музыка» 5-9 классы под редакцией В.В. Алеева, Т.И. Науменко - Москва: Издательство «Дрофа», 2010









Составитель:

Ли Елена Николаевна,

учитель музыки,

первая квалификационная категория















р.п. Благовещенка - 2014




Содержание



1.

Пояснительная записка

3

2.

Календарно-тематический план

4

3.

Планируемые образовательные результаты обучающихся

7

4.

Способы и формы оценивания образовательных результатов

обучающихся

8

5.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

9

6.

Лист дополнений и изменений

10


7. Лист выполнения программы 11


































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с опорой на примерные программы основного общего образования (раздел « Музыка») В соответствии с базисным учебным планом на изучение предмета «Музыкальное искусство» отводится 1 час в неделю (35 учебных часа в год) Рабочая программа ориентирована на учебник «Музыка» 5 класс Т.И. Науменко, В.В. Алеев Москва, «Дрофа» - 2007

Основные содержательные линии:



  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;


  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки);

  • обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:



  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музыцировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Календарно - тематическое планирование по предмету «музыка» 2014-2015 уч.год

5 класс

Тема года: « Музыка и другие виды искусства»

№ п/п

Тема урока

График

Кол-во час.

Тип

урока Требования к уровню подготовки

Методы обучения

Оборудование


Домашнее задание


1 четверть

1.


Музыка рассказывает обо всём


1 неделя

сентябрь

1


Изучение и первичное закрепление новых знаний

Знать: многообразие функций музыки.

Уметь:

различать характерные признаки видов искусства

Словесно - иллюстрированный

Фортепиано, компьютер, экран,


Учебник стр.6

2.



Истоки

2 неделя

сентябрь

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Знать:

музыкальный материал: Е. Крылатов, Е. Добронравов «Где музыка берёт начало?»

Уметь:

понимать единство истоков различных видов искусства

Словесно - иллюстрированный

Фортепиано, компьютер, экран,


Учебник стр.14

3.




Искусство открывает мир


3 неделя

сентябрь

1

Урок - экскурсия

Знать:

соотношение понятий реальность жизни и реальность духа

Уметь:

приводить примеры преобразующего влияния музыки

Дедуктивный

Магнитофон, диски


Учебник стр.25

4.



Искусства различны, тема едина


4 неделя

сентябрь

1

Изучение нового материала

Знать:

тема - фактор объединения произведений разных видов искусства

Уметь:

выявлять связи между музыкой, литературой, и изобразительным искусством на уровне темы

Проблемный

Компьютер, экран,



Учебник стр.34


Слово и музыка(3ч)

5.





Два великих начала искусства

5 неделя

октябрь

1

Изучение нового материала Знать:

Особенности взаимодействия стихотворных текстов и музыки в вокальных произведениях

Уметь:

рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы


Рассказ, беседа

Компьютер, экран,



Дневник музыкальных наблюдений

6.

« Стань музыкою слово!»

6 неделя

октябрь

1

Изучение нового материала

Знать:

черты сходства между литературной и музыкальной речью( на примере Симфонии № 40 В.А. Моцарта) Уметь:

рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы


Рассказ, беседа

Телевизор, диски


Учебник стр.48

7.




Музыка «дружит» не только с поэзией




7 неделя

октябрь

1

Обобщение и систематизация знаний

Знать:

музыкальные жанры, возникшие под влиянием литературы Уметь:

анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы

Рассказ, беседа

Фортепиано, компьютер, экран.



Учебник стр.52


Песня(4ч)

8. 9.

Песня - верный спутник человека

8,9 неделя

октябрь

2

Урок- концерт

Знать:

роль песни в жизни человека Уметь:

осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека( на примере песенного жанра)

Комбинированный


Фортепиано, компьютер, экран.



Песня И. Дунаевского « Весёлый ветер»

Учебник стр. 57

2 четверть

10.


Мир русской песни

10 неделя

ноябрь

1

Закреплениенового материала

Знать:

черты русской народной музыки

Уметь:

исполнять русские народные песни

Комбинированный

Фортепиано, компьютер, экран, баян



Учебник стр.61


11.





Песни народов мира


11 неделя

ноябрь

1

Изучение нового материала

Знать:

образцы народной культуры других стран

Уметь:

анализировать и обобщать характерные признаки музыкального фольклора отдельных стран мира

Словесно - иллюстрированный

Фортепиано, компьютер, экран.




Учебник стр.68

Романс(2ч)


12.



Романса трепетные звуки

12 неделя

ноябрь

1

Изучение нового материала

Знать:

черты общности и отличия между романсом и песней

Уметь:

сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей

Словесно - иллюстрированный

Фортепиано, магнитофон, диски


Учебник стр.75


13.

Мир человеческих чувств

13 неделя

декабрь

1

Изучение нового материала

Знать:

роль фортепианного сопровождения в романсе

Уметь:

самостоятельно определять характерные свойства камерно- вокальной музыки

Индуктивный


Магнитная доска, ф-но ,компьютер, экран


Тетрадь стр.78


Хоровая музыка(2ч)

14.

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме

14 неделя

декабрь

1

Изучение нового материала

Знать:

особенности народной хоровой песни(на примере русской народной песни «Есть на Волге утёс)

Уметь:

эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов


Рассказ, беседа

Фортепиано, магнитофон, диски


Учебник стр.86


15.

Что может изображать хоровая музыка

15 неделя

декабрь

1

Изучение нового материала

Знать:

роль оркестра в хоровых партитурах( на примере хора «Поёт зима » Г. Свиридова)

Уметь:

осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека( на примере песенного жанра)

Рассказ, беседа

Фортепиано, компьютер, экран.


Учебник стр.91


16.

Заключительный урок

16 неделя

декабрь

1

Обобщение и систематизация знаний

Рассказ, беседа

Фортепиано, компьютер, экран.


Учебник стр.91


3 четверть


Опера(2ч)

17.


Самый значительный жанр вокальной музыки

17 неделя

январь

1


Изучение нового материала

Знать:

что такое оперное либретто

Уметь:

определять отличие оперного либретто от литературного первоисточника ( на примере увертюры из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»)

Демонстрация

Магнитная доска, ф-но, компьютер, экран


Учебник стр.97


18.


Из чего состоит опера

18 неделя

январь

1

Повторно - обобщающийЗнать:

роль арии в оперных произведениях(на примере арии Снегурочки из оперы Н. Римского- Корсакова «Снегурочка» )

Уметь:


Демонстрация

Фортепиано, компьютер, экран.


Учебник стр.101


Балет(2ч)

19.


Единство музыки и танца

19 неделя

январь

1

Изучение нового материал

Словесно - иллюстрированный

Фортепиано, компьютер, экран.


Учебник стр.105

20.


«Русские сезоны» в Париже

20 неделя

февраль

1

Обобщение и систематизация знаний

Рассказ, беседа

Фортепиано

Учебник стр.112

Музыка звучит в литературе(2ч)

21.


Музыкальность слова

21 неделя

февраль

1

Изучение нового материала


Комбинированный


Компьютер, экран

Учебник стр.115



22.



Музыкальные сюжеты в литературе

22 неделя

февраль

1

Закрепление нового материала

Демонстрация


Фортепиано, аккордеон, компьютер, экран

Учебник стр.120



Музыка и изобразительное искусство.

Образы живописи в музыке(2ч)


23.


Живописность искусства

23 неделя

февраль

1

Изучение нового материала


Рассказ, беседа

Фортепиано, компьютер, экран.


Учебник стр.127


24.


« Музыка - сестра живописи»

24 неделя

март

1

Изучение нового материала


Демонстрация




Экран. фортепиано, компьютер


Учебник стр.132


Музыкальный портрет(1ч)

25.


Может ли музыка выразить характер человека?

25 неделя

март

1

Решение частных задач

Комбинированный



Экран. фортепиано, компьютер


Учебник стр.137



Пейзаж в музыке(2ч)

26.

Образы природы в творчестве музыкантов

26 неделя

март

1

Изучение нового материала

Демонстрация

Экран. фортепиано, компьютер

Учебник стр.143


4 четверть

«Музыкальная живопись» сказок и былин(3ч)

27.

« Музыкальные краски» в произведениях композиторов- импрессионистов

27 неделя

апрель

1

Комбинированный

Словесно - иллюстрированный

Экран. фортепиано, компьютер

Учебник стр.153


28.

Волшебная красочность музыкальных сказок

28 неделя

апрель

1

Изучение нового материала

Словесно - иллюстрированный

Экран. фортепиано, компьютер

Учебник стр.158

29.

Сказочные герои в музыке

29 неделя

апрель

1

Изучение нового материала

Комбинированный


Экран. фортепиано, компьютер

Учебник стр.163


30.

Тема богатырей в музыке

30 неделя

апрель

1

Урок- плакат

Комбинированный


Магнитофон .диски

Учебник стр.167


Музыка в произведениях изобразительного искусства(2ч)

31.32.

« Хорошая живопись - это музыка, это мелодия»

31неделя

апрель

32 неделя

май


2

Решение частных задач

Рассказ, беседа

Экран. фортепиано, компьютер

Учебник стр.179


33.

Подводим итоги

33 неделя

май


1

Систематизация знаний

Комбинированный


Экран. фортепиано, компьютер

Учебник стр.172


34.

Заключительный урок

34 неделя

май


1

Урок - путешествие

Демонстрация

Экран. фортепиано, компьютер

Дневник музыкальных наблюдений


35.

Резервный урок.

35 неделя

май


1




Дневник музыкальных наблюдений


Всего: 35 часов










Планируемые образовательные результаты обучающихся



В результате изучения музыки ученик 5 класса должен:

знать/понимать

  • Новые имена композиторов - К. Дебюсси и М. Равеля

  • Мажорный и минорный лады ( весело - грустно )

  • Виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

  • Навыки вокально - хоровой деятельности( исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпаниментом, пение a capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе.

уметь

  • Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров ;

  • Определять главные отличительные особенности музыкальных жанров - песни, романсы, хоровую музыку, оперы, балеты.

  • Находить взаимодействие между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков.

  • Находить простейшие ассоциации между музыкальными, живописными и поэтическими произведениями

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности



  • Певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных, внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • Размышления о музыке и её анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

  • Музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время, выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях

  • Определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности







Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся



Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов



  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.


Формы контроля уровня обученности


1. Викторины

2. Кроссворды

3. Сообщения

4. Зачёты по слушанию классической музыки



Критерии оценки

1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.


Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся

На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.

При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.

Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.



Слушание музыки

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Нормы оценок

Оценка «пять»:

дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «четыре»:

ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

Оценка «три»:

ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «два»:

ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Хоровое пение

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны- учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.


Нормы оценок

«пять»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.

«четыре»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

-пение недостаточно выразительное.

«три»:

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;

-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;

-пение невыразительное.

«два»:

-исполнение неуверенное, фальшивое.

Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.

1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря).

2.Кроссворды.

3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.

4.Блиц-ответы (письменно)по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

5.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)

7.Ведение тетради по музыке.












Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


Основная литература


  1. Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: Дрофа, 2008.

  2. Музыка.5-8 кл.: программа для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И.Науменко- М.: Дрофа- 2010

  3. Музыка - 5 класс: учебник В.В. Алеев, Т.И.Науменко Москва, Дрофа 2007

Дополнительная литература


1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя -музыканта.М.:Владос,2000

2. Алиев Ю.Б. Методика развития детского голоса М. 1983.

3. Горюнова Л.В. Маслова Л.П. Урок музыки -урок искусства: Книга для учителя .М.Издательство «Прометей»МГПИ 1989

4 .Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению.М.Прометей,1992.

5. Пиличаускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема: Пособие для учителя

М. МИРОС ,1992.

Оборудование


  • Учебные столы

  • Тумбочка для технических средств обучения.

  • Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)

  • Фортепиано, аккордеон, деревянные ложки ,бубен.

  • Технические средства обучения: Музыкальный центр, телевизор ,DVD,персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Методический фонд


  • Музыкальные диски(оперы, балеты, симфонии и т.д.)

  • Репродукции картин разных художников.

  • Портреты композиторов

  • Серии фотографий и иллюстраций природы.

  • Фотографии и иллюстрации опер и балетов.

  • Плакаты с нотной грамотой


  • Таблицы музыкальных терминов


Видеоматериалы


  1. «Зарубежные композиторы классики»

  2. «Виды и жанры музыкального искусства»

  3. «Разновидности оркестров»

4. « Русские народные музыкальные инструменты»

Лист дополнений и изменений к рабочей программе

Дата внесения изменений

Содержание

Подпись лица, внёсшего запись

























Форма 1. Выполнение программы 2014_ - 2015__ уч.г

ФИО учителя:_Ли Е.Н.__________________

Предмет: музыка___________________

Класс(ы): _5__

Период

По плану

Фактически

Отставание

Причина

Способ устранения отставания

I четверть






II четверть






III четверть






IV четверть






год












© 2010-2022