Рабочая программа по музыке для 5 класса

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рабочая программа по музыке (базовый уровень ) для 5 класса. Программа составлена в соответствии требованиям ФГОС второго поколения. Курс рассчитан на 34 часов (1 час в неделю). Планирование ориентировано на использование УМК Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Программу составила Ж.Ж. Бадмажапова.


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 классов построена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, авторской программы «Музыка.1-8 классы» Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой. Программа, рекомендована Министерством образования и науки РФ и обеспечена УМК, вошедшим в федеральный перечень учебников.

Нормативно-правовые документы

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов и методических рекомендаций:

  1. Концепция фундаментального ядра содержания общего образования.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010г.

  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования от 05.03.2004г

  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Стандарты второго поколения.

  6. Приказ №2885 от 27.12.2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012-2013 учебный год».

Цели и задачи курса музыки


Программа детализирует и раскрывает содержание, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развитие учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения музыки, которые определены стандартом:

1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);

4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.

Курс музыки направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно -ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению музыке:

- воспитание гражданственности и патриотизма, эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию;

- совершенствование умений и навыков творческой деятельности, обеспечивающих способность рассуждать о явлениях современной мировой культуры, действовать самостоятельно и расширять свои творческие способности;

-освоение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.

Цели, на достижение которых направлено изучение музыки в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.

Задачи музыкального образования для школьников формируются на основе целевой установки:

- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса;

- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

Общая характеристика учебного предмета «Музыка»

Содержание изучаемого материала определяется согласно Примерной программе общего образования, а авторская программа определяет порядок изучения тем, требования к результатам обучения конкретизированы, что позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы в образовании.

В данной программе нашли отражение изменившиеся социо-культурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

В большой степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

Преемственность содержания программы 5-7 классов с программой «Музыка» для начальной школы выражается в таких аспектах, как:

- освоение учащимися основных закономерностей музыкального искусства - интонационной природы музыки, жанров, стилей, языка произведений народного творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной музыки;

- включение в контекст урока музыки широкого культурологического пространства, подразумевающего выход за рамки музыки;

- расширение музыкально-слуховых представлений школьников, развитие ассоциативно-образного мышления школьников на основе совершенствования «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» путем привлечения образов литературы, изобразительного искусства;

- формирование способов, умений и навыков, творческой деятельности учащихся на основе усвоения особенностей художественных образов, различных видов искусства на уроках музыки.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Музыка»

Значение музыкального образования в основной школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора учащихся, в углублении представлений о широте жизненного содержания музыки и силе ее влияния на человека, развитии у школьников особого чувства творческого стиля того или иного композитора. Роль курса состоит в установлении внутренних связей музыки с литературой и изобразительным искусством, осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощения на примере разных типов музыкальных образов, обобщенном понимании процессов интонационного и драматургического развития.

Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для дальнейшего разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития учащихся, формирования у них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития музыки и жизни. Изучение музыки в школе, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве.


Особенности методики преподавания музыки в 5 классе

Материал УМК под редакцией Е.Д.Критской, Г.П. Шмагиной соответствует возрастным особенностям учащихся. В основу отбора произведений для пения прослушивания положены следующие критерии:

-опора на музыку народную, религиозной традиции, сочинения

композиторов - классиков, произведения современных композиторов;

-соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования;

-эмоциональная ценность произведения;

-опора на музыкальный опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа музыкального развития.

Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценности своей собственной культуры, развивает самосознание ребенка, а также интерес и уважение к культуре других народов мира.

На второй ступени общего образования к основным видам учебной деятельности учащихся - слушанию музыки, пению, инструментальному музицированию, музыкально-пластическому движению и драматизации музыкальных произведений - добавляется музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Это не только позволит школьникам освоить на элементарном уровне музыкально-образовательное пространство сети Интернет, познакомиться с современными технологиями в музыкальном искусстве и т. д., но и будет способствовать организации увлекательного и содержательного культурного досуга, а в итоге полноценному творческому самовыражению каждого растущего человека.

Пути решения поставленных в программе задач решаются через различные приемы, методы, формы и технологии урока.

Наиболее приемлемыми для учащихся данного курса являются следующие приемы работы на уроке:

-творческий эксперимент,

-мысленное экспериментирование,

-инструментальное музицирование,

- коллективное пение, сольное,

-работа с различными информационными источниками: справочной литературы, музыкальными словарями, фонограммами песен.

Развитие творческих способностей и познавательная активность учащихся будет осуществляться на уроках через следующую деятельность:

-коммуникативные и игровые ситуации;

-создание иллюстрации к прослушанной музыке;

-написание сочинений-рассуждений;

-инсценирование;

-создание сценариев;

-сочинение своего варианта текста песни.

Формы обучения;

-урок объяснения нового материала;

-урок-концерт;

- комбинированный урок;

- повторительно-обобщающий урок;

- урок - исследование.

Методы работы:

-словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа);

-практические (упражнения, трудовые действия);

-наглядные (иллюстрация, демонстрация);

-индукция и дедукция;

-методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя.

Виды музыкальной деятельности:

- пение;

- сочинение и подбор простейших мелодий;

- слушание музыки.

Достижению целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:

-игровые технологии;

-исследовательская технология обучения;

-технология проблемного обучения;

-метод проектов;

-здоровьесберегающие технологии;

-комъютерные;

-личностно-ориентированные.

Музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий:

-музыкально - образовательные ресурсы и поиск содержательной информации в сети Интернет;

-знакомство с электронной музыкой;

-элементарные приемы создания и аранжировки музыки для электронных инструментов;

- запись и воспроизведение музыкальных произведений;

-воплощение творческих замыслов на электронных музыкальных инструментах с помощью готовых шаблонов.

Данные технологии позволяют увлечь учащихся в процесс обучения, воспитывают любовь к музыке, повышают познавательный интерес, способствуют развитию творческих способностей. В ходе обучения школьники овладевают основными понятиями музыки как вида искусства (интонация, развитие, образ, драматургия и др.), учатся анализировать музыкальные произведения многообразных стилей, жанров и форм, сопоставлять музыкальный язык народного и композиторского творчества русской и западноевропейской традиции.

Методы контроля: устные, письменные (самостоятельные работы, тесты). Применимы различные формы контроля: групповой, индивидуальный, комбинированный.

Формы (приемы) контроля:

-творческие задания,

-анализ музыкальных произведений,

-музыкальные викторины,

- тестирование.

Виды контроля: входной, текущий, промежуточный, итоговый.


Система оценивания

в соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит:

-опыт эмоционально-ценностного отношения школьников к искусству;

-знание музыки и знания о музыке;

-опыт музыкально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских музыкальных инструментах (в том числе электронных) и др.;

-способы учебно-познавательной, исследовательской деятельности;

-коммуникативные умения, способность к контролю и самоконтролю.

Важным показателем успешности достижения планируемых результатов является участие школьников в различных формах культурно-досуговой деятельности класса, школы, округа, региона.

Место предмета в учебном плане

Программа «Музыка для 5 класса» составлена в соответствии с объемом учебного времени, отведенным на изучение данного предмета в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений общего образования, в соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 1 п.г.т. Забайкальск, Забайкальского края. Программа составлена на 34 часа (1 час в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1год обучения и является программой базового уровня обучения.

Требования к уровню подготовки учащихся

Универсальные учебные действия

Личностные:

-осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

-способность воспринимать эстетику природных объектов, уметь сопереживать им, эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой;

-уметь выражать свое отношение художественными средствами

Регулятивные:


  • умение принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия

  • выделение предмета обсуждения и критерии его оценки;

  • умение прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов.

Познавательные:

  • освоение основных понятий и методов музыки, логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по признакам,

  • выделение основного, нахождения сходства и различий, установление аналогий, выдвижение предположений;

  • умение пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и в информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации.

  • умение реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с видео- и графическим сопровождением.

Коммуникативные:

  • умение слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • использование речевых средств и средств информационных технологий для решения коммуникативных задач;

  • приобретение опыта общения с публикой в условиях концертного представления результата творческой деятельности.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Учащиеся научатся:

• высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности;

• использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования (пение, пластическое интонирование, импровизация, игра на инструментах);

• решать творческие задачи, участвовать в исследовательских проектах, художественных событиях школы;

• проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.)

Метапредметными результатами изучения музыки являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

- сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;

- работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

- умение участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, школы, города и др. и продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных задач.

Учащиеся научатся:

• наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и оценивать их; выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино и др.); раскрывать образный строй художественных произведений; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

• передавать свои впечатления в устной и письменной форме; развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр., посещении концертов, театров и др.;

Кроме того, учащиеся получат представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной/художественной жизни в отечественной и зарубежной культуре.

Предметными результатами занятий по программе «Музыка» являются:

- устойчивый интерес к музыке, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности; понимание значения музыки в жизни человека, представление о музыкальной картине мира;

- освоение/присвоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений;

- знание основных закономерностей музыкального искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Учащиеся научатся:

• понимать роль музыки в жизни человека, образное содержание музыкальных произведений, особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, народная, религиозной традиции, современная?

• эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; размышлять о знакомом музыкальном произведении; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства; получать представление о средствах музыкальной выразительности, музыкальной драматургии, приемах взаимодействия и развития музыкальных образов; анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

• исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений; участвовать в концертном исполнении песенного репертуара класса;

• различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

• творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, в музыкально-ритмичном движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобрази тельной деятельности;

• знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации; приводить примеры их произведений;

• ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи.

Содержание программы (34 ч)

Программа состоит из двух разделов: «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным сочинением всегда происходит в тесной взаимосвязи с произведениями других видов искусства, что и нашло свое отражение на страницах учебника и творческой тетради. Часы первого полугодия посвящены установлению связей между музыкой и литературой, а второго полугодия - связи музыки и изобразительного искусства. Учащиеся должны почувствовать, что эти три вида искусств не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями, и знания одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию остальных.

Раздел 1. Музыка и литература (17 ч)

Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, духовной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.

Урок 1. Что роднит музыку с литературой (1ч)

Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.

Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы

с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы

с литературой, если бы не было музыки? Поэма, былина, сказка, романс. Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Значение слов

в песне. Вокализ. Сходство выразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Интонационно-образная, жанровая, стилевая основы музыки в картинах и мелодиях, музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке.

Урок 2. Вокальная музыка (1ч)

Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры

своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Песня - верный спутник человека.

Урок 3. Вокальная музыка.

Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).

Знакомство с различными жанрами русской народной песни: формирование необходимых вокально-хоровых навыков.

Особенности песенных жанров. Календарные песни. Разнохарактерные песенные жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, шуточные, сатирические, игровые, хороводные, лирические песни. Песни - заклички. Взаимосвязь музыкальных, литературных и художественных образов. По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной направленности - на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др.

Урок 4. Вокальная музыка.

Развитие жанров камерной вокальной музыки - романс.

Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре - романс.

Урок 5. Фольклор в музыке русских композиторов (1ч)

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой. Вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных народов и др.) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры.

Урок 6. Фольклор в музыке русских композиторов. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира. (1 ч)

Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность.

Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной музыки народов Крайнего Севера.

Урок 7. Жанры инструментальной и вокальной музыки (1ч)

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.

Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности песни без слов и романса - инструментальной и вокальной баркаролы. Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии.

Урок 8. Вторая жизнь песни (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.

Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: "Создает музыку народ, а мы, художники только ее аранжируем". Раскрытие терминов и осмысление понятий: интерпретация, обработка, трактовка.

Урок 9. Вторая жизнь песни (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: создание музыки в народном стиле.

Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.

Урок 10. Всю жизнь мою несу родину в душе…(1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов, а также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа родной страны, судьба человека… Вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество.

Урок 11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. (1ч)

Романтизм в западно-европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд.

Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западно - европейских композиторов - Ф.Шопен. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.

Урок 12. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. (1ч)

Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт - Ф.Шопен)

Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов - В.А. Моцарт и Ф.Шопен. Реквием. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя, характеры, ситуации, события. Произведения В.Моцарта открывают бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров.

Урок 13. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера (1ч.)

Развитие жанра - опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.

Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль). Исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).

Урок 14. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет (1ч)

Развитие жанра - балет. Формирование русской классической школы.

На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты, кордебалет- массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации).

Урок 15. Музыка в театре, кино и на телевидении (1ч)

Творчество отечественных композиторов - песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Музыка неотъемлемая часть произведений киноискусства, которое существует на основе синтеза литературы, театра, изобразительного искусства и музыки. Киномузыка - одно из важнейших средств создания экранного образа реального события, которое специально инсценируется или воссоздается средствами мультипликации. Динамика развития кинообраза, быстрая смена действия в кино, короткое дыхание кинематографических фраз, свободное владение пространством и временем получили отражение и в музыке к фильмам.

Урок 16. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл (1ч)

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.

Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом "Кошки" Э.-Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота. Жанры внутри самого мюзикла близки оперным номерам. Как и в опере, здесь сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все действующие лица, исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении.

Урок 17. Мир композитора. Музыка профессиональных композиторов Севера. (1ч) Знакомство с творчеством региональных композиторов.

Выявление многосторонних связей музыки и литературы. "Музыкальный шаман Ямала". Семен Николаевич Няруй - первый ненецкий композитор, заслуженный работник культуры России. Творчество современных композиторов Ямала.

Примерный перечень музыкального материала

Родина. Н. Хрисаниди, слова В. Катанова.Красно солнышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаферана.Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева.Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой.Во поле береза стояла; Я на камушке сижу; Заплетися, плетень; Уме ты, поле мое; Не одна-то ли во поле дороженька; Ах ты, ноченька и другие русские народные песни. Симфония 4 (фрагмент финала). П. Чайковский.Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.Осенней песенки слова. В. Серебренников, слова В. Степанова.Песенка о словах. С. Старобинский, слова В. Вайнина.Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова. Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты). А. Лядов.Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.Вокализ. С. Рахманинов.Вокализ. Ф. Абт.

Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент). Г. Свиридов.Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.Песня венецианского гондольера (№ 6). Из фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон.Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод А. Плещеева.

Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). В. Гаврилин. Концерт 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский.Веснянка, украинская народная песня.Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака. Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.Снег. Из вокального цикла «Земля». М. Славкин, слова Э. Фарджен, перевод М. Бородицкой и Г. Кружкова.Зима. Ц. Кюи, слова Е. Баратынского. Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт.Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт.Dona nobis pacem. Канон. В.-А. Моцарт. Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.Dignare. Г. Гендель. Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. Сказка о царе Салтане. Опера (фрагменты). Н. Римс-кий-Корсаков. Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк.

Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского.Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказ ке «Буратино». Музыка и стихи Б. Окуджавы.Сэр, возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Али са в Стране чудес». Музыка и слова В. Высоцкого.Хлопай в такт! Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.Песенка о песенке. Музыка и слова А. Куклина.

Птица-музыка. В. Синенко, слова М. Пляцковского.



Примерный перечень литературных произведений

Из Гёте. М. Лермонтов.Деревня. Стихотворение в прозе. И. Тургенев.

Кикимора. Народное сказание из «Сказаний русского на рода», записанных И. Сахаровым. Венецианская ночь. И. Козлов. Осыпаются листья в садах... И. Бунин. Скучная картина... А. Плещеев.

Осень и грусть на всей земле... М. Чюрленис. Листопад. И. Бунин.

О музыкальном творчестве. Л. Кассиль. Война колоколов. Дж. Родари.

Снег идет. Б. Пастернак. Слово о Мастере (о Г. Свиридове). В. Астафьев. Горсть земли. А. Граши. Вальс. Л. Озеров.Тайна запечного сверчка, Г. Цыферов. Моцарт и Сальери. Из «Маленьких трагедий» (фрагменты).

А. Пушкин.Руслан и Людмила. Поэма в стихах (фрагменты). A. Пушкин.Былина о Садко. Из русского народного фольклора. Щелкунчик. Э.-Т.-А. Гофман.Миф об Орфее. Из «Мифов и легенд Древней Греции». Музыкант-чародей. Белорусская сказка.

Примерный перечень произведений изобразительного искусства

Натюрморт с попугаем и нотным листом. Т. Теплов.

Книги и часы. Неизвестный художник. На Валааме. П. Джогин. Осенняя песнь. В. Борисов-Мусатов. Стога. Сумерки; Вечер, Золотой плес; Над вечным покоем. И. Левитан.Золотая осень. И. Остроухое.

Осень. А. Головин.Полдень. К. Петров-Водкин.

Итальянский пейзаж. А. Мордвинов.Ожидание. К. Васильев.

Полдень. В окрестностях Москвы. И. Шишкин.Осенний сельский праздник. Б. Кустодиев.Дворик в Санкт-Петербурге. М. Добужинский.

Песня без слов. Дж.-Г. Баррабл.Вальсирующая пара. В. Гаузе.

Моцарт и Сальери. В. Фаворский.Садко. И. Репин.Садко. Палех. В. Смирнов.Иллюстрация к былине «Садко». В. Кукулиев.

Садко и Морской царь. Книжная иллюстрация. B. Лукьянец.Садко, Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...» А. Пушкина. И. Билибин. Волхова. М. Врубель. Новгородский торг. А. Васнецов. Песнь Волжского челна. В. Кандинский. Иллюстрация к сказке «Снегурочка». В. Кукулиев.

Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (18 ч)

Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразитель ном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура - застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве.

Урок 18. Что роднит музыку с изобразительным искусством. (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов).

Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи

Урок 19. Небесное и земное в звуках и красках. (1ч)

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства.. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

Урок 20. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их драматургического развития (контраст).

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.

Урок 21. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико - эпические) и особенности их драматургического развития.

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико - эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.

Урок 22. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)

Общее и особенное в русском и западно -европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.

Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.

Урок 23. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)

Общее и особенное в русском и западно -европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и обшность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет.

Урок 24. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыки.

Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность - важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.

Урок 25. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)

Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.

Урок 26. Волшебная палочка дирижера. (1ч)

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.

Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.

Урок 27. Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве. (1 час) Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.

Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры-Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития.

Урок 28. Застывшая музыка. (1ч)

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.

Урок 29. Полифония в музыке и живописи. (1ч)

Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра - фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

Урок 30. Музыка на мольберте. (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.

Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин.

Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.

Урок 31. Импрессионизм в музыке и живописи. (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.

Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.

Урок 32. О подвигах, о доблести и славе... (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драматические, героические.

Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр - Реквием.

Урок 33. В каждой мимолетности вижу я миры… (1ч)

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном - инструментальной музыке.

Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия

Урок 34. Мир композитора. С веком наравне. (1ч)

Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.







Примерный перечень музыкального материала

Знаменный распев.Концерт 3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». П. Чайковский.Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.Любовь святая. Из музыки к драме А. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Г. Свиридов.Аве, Мария. Дж. Каччини.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Пле щеева.

Аве, Мария. И.-С. Бах -Ш. Гуно.Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты

«Александр Невский». С. Прокофьев.Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли). Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.Форель. Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст В. Костомарова.Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.

Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.

Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта. Ария. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». И.-С. Бах.Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.-С. Бах.

Каприс 24. Для скрипки соло, Н. Паганини (классические и современные интерпретации).Concerto grosso. Для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (фрагмент). А. Шнитке.Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов.

Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.

Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.Маленькая прелюдия и фуга для органа. И.-С. Бах.Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.

Море. Симфоническая поэма (фрагменты). М. Чюрленис.

Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты». К. Дебюсси.

Звуки и запахи реют в вечернем воздухе. Девушка с волосами цвета льна. Прелюдии. К. Дебюсси.Кукольный кэк-уок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К. Дебюсси.

Мимолетности 1, 7, 10 для фортепиано. С. Про кофьев.

Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского.Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хован щина». М. Мусоргский.Картинки с выставки. Сюита. М. Мусоргский (класси ческие и современные интерпретации).Рисунок. А. Куклин, слова С, Михалкова.Семь моих цветных карандашей. В. Серебренников, слова В. Степанова.Маленький кузнечик. В. Щукин, слова С. Козлова.Парус алый. А. Пахмутова, слова Н. Добронравова.

Тишина. Е. Адлер, слова Е. Руженцева. Музыка. Г. Струве, слова И. Исаковой.

Примерный перечень произведений изобразительного искусства

Чувство звука. Я. Брейгель. Сиверко. И. Остроухое. Покров Пресвятой Богородицы. Икона. Троица. А. Рублев. Сикстинская мадонна. Рафаэль. Богородица Донская. Ф. Грек. Святой князь Александр Невский. Икона. Александр Невский. М. Нестеров.

Александр Невский. Триптих: «Северная баллада», «Александр Невский», «Старинный сказ». П. Корин.Весенний этюд; Весна; Цветущие вишни; Дама в кресле; Водоем. В. Борисов-Мусатов.

Пейзаж. Д. Бурлюк.Бурный ветер. А. Рылов.Формула весны. П. Филонов.Весна. Большая вода. И. Левитан.Фрески собора Святой Софии в Киеве.Портрет Н. Паганини. Э. Делакруа.Н. Паганини. С. Коненков.Антракт. Р. Дюфи.Ника Самофракийская.Восставший раб. Микеланджело.Свобода, ведущая народ. Э. Делакруа.Скрипка. Р. Дюфи.Скрипка. И. Пуни.Скрипка. К. Петров-Водкин.Скрипка. Е. Рояк.

Симфония (скрипка). М. Меньков.Оркестр. Л. Мууга.Три музыканта. П. Пикассо.Православные храмы и их внутреннее убранство.

Готические соборы и их внутреннее убранство.Фуга. Триптих; Сотворение мира; Сказка. Путешест вие королевны. Триптих; Зима; Соната моря. Триптих. М. Чюрленис.Впечатление. Восход солнца. К. Моне.Руанский собор в полдень. К. Моне.Морской пейзаж. Э. Мане.

Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин. В. Кан динский.Композиция. Казаки. В. Кандинский.Реквием. Цикл гравюр. С. Красаускас.Вечно живые. Цикл гравюр. С. Красаускас.

Примерный перечень литературных произведений

Мадонна Рафаэля. А. К. Толстой. Островок. К. Бальмонт.

Весенние воды. Ф. Тютчев.Мне в душу повеяло жизнью и волей... А. Майков. По дороге зимней, скучной... А. Пушкин. Слезы. Ф. Тютчев.

И мощный звон промчался над землею... А. Хомяков.

Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова. Н. Бажанова.

Звуки пели, дрожали так звонко... А. К. Толстой. Струна. К. Паустовский. Не соловей - то скрипка пела... А. Блок.

Березовая роща. В. Семернин.Под орган душа тоскует... И. Бунин.

Я не знаю мудрости, годной для других... К. Бальмонт.Реквием. Р. Рождественский.Не привыкайте к чудесам... В. Шефнер.

Основные понятия: песня, романс, мюзикл, либретто, сцена из оперы, опера-былина, интерпретация, импрессионизм, джаз, а капелла, орган, полифония, фуга, реквием.


Материально-техническое обеспечение программы


Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:

Учебные пособия для учащихся:

УМК авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной - учебник, рабочая тетрадь.

1. Музыка. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2012. - 159 с.

2.Музыка. 5 класс. Творческая тетрадь пособие для учащихся об­щеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2012.

Учебно-методические пособия для учителя:

УМК авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной -хрестоматия музыкального материала, фонохрестоматия.

1.Музыка: хрестоматия музыкального материала для 5 класса : пособие для учителей / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2011 .- 144 с.

2.Музыка. Фонохрестоматия. 5 класс [Электронный ресурс] / Г. П. Сергеева.

Е. Д. Критская. - М. : Просвещение, 2010. - 1 диск (CD-ROM).


  • Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, народные и шумовые музыкальные инструменты, синтезатор, компьютер, DVD -проигрыватель.

  • Печатные пособия: портреты композиторов, фотографии и репродукции картин художников, программа «Музыка» для 5-7 классов, комплект учебников для учащихся, нотные хрестоматии музыкального материала к программе, плакаты и наглядные пособия по музыке, сборники песен и инструментальных пьес.

  • Цифровые ресурсы: фонохрестоматия музыкального материала к программе, компакт-диски с записями музыкальных произведений.

  • Интернет-ресурсы: единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru; taraeva.ru/tests/index.php.

Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/




Дополнительная литература для учителя:

  1. Агапова И.А. Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников,М.:5за знания, 2006. - 208 с.

  2. Агапова И.А. Давыдова М.А. Методические разработки и сценарии. М.:5за знания, 2006. - 224 с.

  3. Агеева И.Д. Занимательные материалы по музыке, театру, кино.- М.:ТЦ Сфера, 2006. - 240 с.

  4. Алиев Ю.Б. «Пение на уроках музыки», М., Владос-Пресс, 2005г. - 431 с.

  5. Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. М.: Академия, 2002 - 95 с.

  6. Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / Л. Г. Дмитриева, 11. М. Черноиваненко. - М.: Академия, 2000. - 164 с.

  7. Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст]: метод, пособие с электронным приложением /Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008. - 125 с.

  8. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца [Текст] / Д. Б. Кабалевский. - М.: Просве­щение, 1989. - 223 с

Мониторинг по музыке 5 класс


9

Текущий - письменный

Тест

17

Вторая жизнь песни.

Текущий - письменный

Тест

26

Мир композитора.

Текущий - письменный

Тест

34

Что роднит музыкальное и изобразительное искусство

Итоговый - письменный

Тест

Мир композитора. С веком наравне.

Внеурочная деятельность

Преподавание музыки в современной школе должно строиться на единстве урочной и внеурочной деятельности школьников. Как показала практика, внеурочная деятельность дает оптимальные результаты в системе коллективных творческих дел. Различают три пути для возможной реализации: пропедевтический период (когда изучение материала еще не началось), параллельный (в процессе работы над темой) и итоговый (после завершения изучения материала). В этом направлении большое значение приобретают региональный и школьный компоненты музыкального образования. Традиции конкретного региона могут быть отражены как в содержании уроков, так и во внеурочных мероприятиях.

Виды внеурочной деятельности по предмету «Музыка»:

- посещение кружков по: вокалу, изобразительного искусства, театрального искусства, хореографии и музыкальной школы;

- проведение народных праздников;

-чтение дополнительной литературы по предмету, составление сообщений, презентаций;

-участие в культурной жизни: фестивали, конкурсы, олимпиады, чемпионаты;

-посещение художественных выставок, походы в театр и др.

Естественно, внеурочная деятельность по предмету не замыкается только в рамках предложенных видов и предполагает занятия не обязательно связанным с изучаемым учебным материалом.


© 2010-2022