• Преподавателю
  • Музыка
  • Методическая работа на тему патриотическое воспитание учащихся-подростков в инструментальном классе ДШИ

Методическая работа на тему патриотическое воспитание учащихся-подростков в инструментальном классе ДШИ

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств №10 Кировского района г.о. Самара









Тема: « Патриотическое воспитание учащихся- подростков в инструментальном классе ДШИ.»







Составитель: Назаркин А.В.

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ДШИ №10

Кировского района г.о.Самара











Самара 2014

Содержание



Введение

ГЛАВА I. Методологические основы патриотического воспитания учащихся- подростков в ДШИ.

1.1 Задачи патриотического воспитания в ДШИ.

1.2. Способы решений задач патриотического воспитания учащихся- подростков в инструментальном классе ДШИ.

ГЛАВА II. Содержательные и методические аспекты патриотического воспитания учащихся- подростков в инструментальном классе ДШИ.

2.1 Содержание инструментальных занятий как средство патриотического воспитания.

2.2 Условия и пути реализации патриотического воспитания учащихся- подростков в инструментальном классе ДШИ.

Заключение………………………………………………………………………

Список использованных источников……………………………………………

Приложение …………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.

Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созданию стройной системы патриотического воспитания детей и подростков в государственных учреждениях дополнительного образования(.dopedu.ru/.../aktualnie-problemi-organizatsii-patrioticheskogo-vospitani..) Важнейшей проблемой в российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности обучающего (festival.1september.ru/articles/625390/) .

Особое место в системе гражданско-патриотического воспитания занимают государственные учреждения дополнительного образования.События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, обострился национальный вопрос, утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма dopedu.ru/.../aktualnie-problemi-organizatsii-patrioticheskogo-vospitani..

Степень научной разработанности проблемы.

На сегодняшний день важной проблемой является создание специализированной литературы и методических пособий по вопросам патриотического воспитания. Теоретические исследования о современном состоянии и перспективах развития гражданско -патриотического (иногда -гражданского и патриотического) воспитания в России представлены в монографиях А. И. Дырина и И. А. Дырина, С. Ю. Наумова и Н.Я.Чернышкиной, С. Ю. Ивановой и В. И. Лутовинова, а также авторским коллективом под редакцией Ю. Р. Камалова. Методические разработки по вопросам патриотического воспитания в настоящее время ориентированы, как правило, на школьников среднего и старшего звена. С конца 1990-х годов в

Российской Федерации наблюдается ренессанс патриотического воспитания : возникают и развиваются специальные программы и центры, регулярно выходит в свет большое количество посвященных данной проблематике научных,публицистических и художественных произведений. О приоритетном положении патриотизма в ряду поддерживаемых государством направлений воспитания свидетельствует тот факт, что лишь патриотическому, а негражданскому или духовно-нравственному, например, воспитанию уже в новом тысячелетии были посвящены три пятилетние программы, предусматривавшие значительное бюджетное финансирование. Существенная организационная и финансовая поддержка развитию молодежного патриотизма оказывается практически повсеместно и на региональном уровне. Количество посвященных патриотическому воспитан научных работ огромно и продолжает увеличиваться впечатляющими темпами.

Вэтих работах уточнялось определение понятия, рассматривалось его содержательное наполнение, предлагались классификации разновидностей патриотического воспитания, анализировались другие релевантные проблемы. Подавляющее большинство таких работ принадлежит сторонникам ПВ, но периодически появляются и труды умеренных или жестких скептиков, считающих, что в патриотическом движении нередко прослеживаются тенденции шовинизма, нетерпимости к инакомыслящим, приспособленчества по отношению к складывающейся политической конъюнктуре (например, [Кива, 2007; Киселев, 1992. С. 67-68]). К сожалению, полноценной и систематической научной полемики между приверженцами патриотического воспитания и его критиками пока не происходит. Вторые, как правило, мало знакомы с трудами первых и потому рискуют увлечься критикой не столько распространенных концепций молодежного патриотизма, сколько собственных стереотипных представлений оних. Приверженцы идей ПВ несколько лучше осведомлены об аргументации своих российских оппонентов, однако такая аргументация мало учитывается на стадии практической реализации молодежной политики. К томуже исследователи проблем патриотического воспитания, за очень редким исключением (например, [Яровиков, 2010]), практически незнакомы с современной зарубежной педагогической и политологической мыслью, крайне редко цитируют иностранных авторов и потому, как правило, неучитывают те аргументы «за» и«против», которые выдвигаются в их трудах.

Гражданско-патриотическое воспитание является базовой составляющей патриотического воспитания граждан. При этом основой содержания патриотического воспитания является формирование и развитие у подрастающего поколения важнейших духовно-нравственных качеств - любовь к Родине, уважение к законности и правопорядку, ответственность за выполнение конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

Цель : теоретически обосновать проблему патриотического воспитания учащихся -подростков , разработать и выявить пути ее практического решения , направленную на патриотическое воспитание учащихся- подростков в инструментальном классе.

Задачи работы:

1. На основании теоретического анализа психологической, педагогической, методической литературы по проблеме патриотического воспитания учащихся- подростков в инструментальном классе, выделить ключевые понятия, определить их сущность и структуру.

2. Выявить возможности патриотического воспитания учащихся- подростков в инструментальном классе ДШИ.

3. Рассмотреть содержание занятий в инструментальном классе как средство патриотического воспитания учащихся- подростков.

4. Проанализировать условия, методы, пути реализации патриотического воспитания в инструментальном классе учащихся -подростков в ДШИ.









ГЛАВА I. Методологические основы патриотического воспитания учащихся- подростков в ДШИ.

1.1 Задачи патриотического воспитания в ДШИ.

В последние годы слово «патриотизм» часто встречается в общественных дискуссиях и в речах отечественных политиков. И это понятно: роль и значение патриотизма всегда возрастает в переломные периоды истории, когда общественное развитие требует повышенного напряжения сил его граждан, их единства и сплоченности.

В "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой патриотизм определяется как "преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу". В "Словаре живого великорусского языка" В. Даля написано: Патриот - "любитель отечества, ревнитель о благе его…". Патриотизм - это ревностное, деятельное отношение к родине, стремление что-то сделать для ее блага, для ее процветания.

Термин "патриотизм", как известно, происходит от греческого "патрис", что в переводе означает: земля отцов; место рода; родина. В историческом плане это одно из самых изначальных, базовых, имеющих корни на уровне подсознательного, чувств. Оно зарождалось в глубокой древности как следствие привязанности человека к своей земле обитания, к укладу жизни, к традициям и верованиям. Это чувство закреплялось веками обособленного существования народов друг от друга.

Патриотизм - это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство и общество.

Патриотизм является важным ресурсом консолидации общества. Патриотизм выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития нации и государства. В одном из выступлений по российскому телевидению В.В. Путин сказал: «Патриотизм - это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».

Принимая во внимание понятие «патриотизм», мы определяем патриотическое воспитание как управляемый скоординированный совместный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического долга, сознания, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и его национальных интересов.

На современном этапе развития системы образования, деятельность учреждений дополнительного образования детей в реализации патриотического воспитания детей, приобретает особый смысл, так как именно здесь обеспечивается возможность детям быть активными участниками личностно- значимой и социально активной деятельности, что, собственно, и способствует формированию патриотических качеств у детей.

Патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций, образовательных учреждений по формированию у детей и подростков высокого патриотического сознания.

Задачи патриотического воспитания:

  • · разработать и внедрить эффективные формы и методы работы, способствующие развитию патриотизма через активную практическую деятельность, осуществляемую в разных сферах жизни и отношений;

  • · развивать гражданское и национальное самосознание школьников, патриотическую направленность личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;

  • · формировать патриотическое мировоззрение, направленное на сохранение окружающей среды и достижений предшествующих поколений, воспитание гражданина, ответственного за свою малую родину и стремящегося к созиданию на ней;

  • · создавать педагогические ситуации, направленные на формирование способности и готовности к защите Отечестваи участие в творческих конкурсах.( dopedu.ru/stati/aktualnie-problemi-organizatsii-patrioticheskogo-vospitaniya-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey)

В системе дополнительного образования процесс обучения ребенка полностью строится на личностно-значимых интересах самого ребенка с максимальным учетом его индивидуальности. Именно здесь ребенок имеет возможность учиться делать личностный выбор, подбирает ключ к открытию себя, приобретает опыт духовной, нравственной, социальной деятельности, осознает цели собственной жизненной перспективы.

В настоящее время в России выделяют пять моделей патриотического воспитания, которые встречаются как в чистом, так и в смешанном вариантах:

предметно-тематическая, основанная на изучении предметов, содержание которых специально направлено на освоение основ научных знаний в сферах политологии, прав человека, обществознания, граждановедения, истории;

межпредметная, которая включает совокупность воспитательных приемов и методов, объединенных общей ценностной направленностью воспитательной работы;

институциональная, представляющаят собой доминирование в жизни образовательного учреждения общественного самоуправления, придающего ему статус центра общественных и культурных связей;

проектная, связанная с разработкой и реализацией различных проектов общественно-политической, патриотической направленности;

диссеминационная, представляющая собой внедрение готовых разработок, сценариев, творческих дел, обеспечивающих результативность воспитательной работы по проблемам развития патриотической грамотности, формированию патриотической позиции учащихся.

Осуществлять патриотическое воспитание обучающихся в новых социально-экономических условиях России - сложная задача. Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в учреждениях дополнительного образования детей, так как данный вид образования не ограничен стандартами, ориентирован на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося. Именно поэтому педагоги дополнительного образования, которые связаны с деятельностью музеев боевой славы, детских объединений по краеведению, военно-спортивных лагерей и т.д. имеют широкие возможности патриотического воспитания обучающихся.

Можно выделить следующие направления работы по развитию патриотизма обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей: героико-историческое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое, военно-патриотическое, историко-краеведческое, культурно-историческое, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, социально-политическое.

Ожидаемый результат гражданско-патриотического воспитания: у детей и подростков будут сформированы важнейшие социально значимые качества: гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, а также готовность к служению в Вооруженных силах, Отечеству.

Совокупность факторов, оказывающих влияние на качество и результативность патриотического воспитания учащихся- подростков в государственных учреждениях дополнительного образования:

  • · индивидуально-психологический (патриотические установки, мировоззренческие и военно-специальные знания, эмоционально-чувственные переживания, эмоционально-волевая устойчивость);

  • · социально-психологический (морально-психологическая атмосфера в педагогических и подростковых коллективах, их направленность на достижение высоких результатов в учебно-воспитательной деятельности);

  • · материально-технический (создание необходимых материально-бытовых условий, учебно-материальной базы, фонда учебно-методической литературы);

  • · педагогический (уровень педагогической культуры педагогов дополнгительного образования, реализующих программы военно-патриотической направленности).

Под оптимизацией содержания гражданско-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования следует понимать целенаправленный подход к построению учебно-воспитательного процесса, при котором в единстве рассматриваются цели и принципы воспитания и обучения, особенности содержания, арсенал возможных форм и методов обучения, особенности данной группы подростков и ее реальные возможности. И уже на основе системного анализа всех этих данных сознательно, научно обоснованно выбирается наилучший для конкретных условий вариант построения процесса обучения и воспитания.

К важнейшим требованиям оптимизации содержания гражданско-патриотического воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования можно отнести:

  • максимальное отражение в содержании учебно-воспитательного процесса достижений современной науки и изменений в социальной практике; целенаправленность, соответствие содержания учебно-воспитательного процесса целям и задачам гражданско-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования;

  • комплексность, оптимальное сочетание всех содержательных компонентов патриотического воспитания при планировании, организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;

  • оптимальность, эффективное достижение поставленных целей и задач путем подбора оптимального сочетания содержательного компонента и наиболее подходящих ему форм и методов патриотического воспитания;

  • неразрывную связь обучения и воспитания, организация патриотического воспитания подростков в процессе учебной и общественно значимой деятельности;

  • дифференцированный подход к обучению и воспитанию, учет в содержательном компоненте учебно-воспитательного процесса индивидуально-психологических, возрастных особенностей подростков и специфики воспитательной деятельности в подростковом коллективе.



1.2. Способы решений задач патриотического воспитания учащихся- подростков в инструментальном классе ДШИ.

В условиях современной реальности пришло новое понимание патриотизма как верности высшим нравственным ценностям народа, истоком которых являются духовные традиции предшествующих поколений.

Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2010г.г.»

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский считал музыку важным средством нравственного, патриотического и умственного воспитания человека: «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» - говорил он.

Безусловно, школа помогает раскрытию наилучших сторон личности, подрастающего человека посредством музыки, но это будет более эффективным при поддержке родителей, если в доме обучаемого царит дух любви и уважения к музыке. Есть несколько форм работы с обучаемым и его родителями: это приглашение родителей в школу для беседы, посещение семей своих учеников, совместные концерты учащихся и родителей, лекции, лекции - концерты, выезды на конкурсы, совместные походы в музеи, на выставки, на природу, родительские собрания. Только совместно с семьёй педагог может привить детям любовь к музыке и формировать их как высококультурных членов общества.

Большое внимание при патриотическом воспитании можно уделять внеклассной работе по нескольким направлениям:

  1. Историко-краеведческое: экскурсии и походы по родному краю, посещение музеев, выставок народного творчества, встречи с участниками Великой Отечественной войны, со знаменитыми людьми города.

  2. Литературно-музыкальное направление: участие в народных праздниках, в фестивалях, участие во всех городских мероприятиях, посвящённых памятным датам и событиям России, выступление учащихся в школах, детских садах и т.д..

Эффективность формирования патриотических чувств, в процессе общения с музыкой во многом определяется профессионализмом и личной увлечённостью педагога. Только собственным примером «горением души», проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопониманием и уважением обучаемого, можно приблизить ребёнка к общечеловеческим морально-нравственным ценностям. Учащиеся должны видеть, что педагог любит свой инструмент, музыку приносящую ему самому радость.

ГЛАВА II. Содержательные и методические аспекты патриотического воспитания учащихся- подростков в инструментальном классе ДШИ.

2.1 Содержание инструментальных занятий как средство патриотического воспитания.

В современном мире необходимо формировать творчески активную личность, способную к преобразованию мира.

Работая преподавателем по классу классическая гитара в детской школе искусств я считаю, что гражданско - патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений моей педагогической деятельности, направленной на становление всесторонне развитой личности учащихся. Курс обучения в инструментальном классе включает в себя не только технические моменты обучения игре на инструменте, но и имеет большое воспитательное значение, приобщает не только к традиционной классической музыке, но и народной. Обучение игре на любом инструменте индивидуально, что даёт возможность педагогу формировать определённые стороны характера каждого ребёнка.

Игра на музыкальном инструменте обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально- слуховые представления и чувства. Самое главное, что ребёнок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается, но это требует терпения, усидчивости, чтобы развивать необходимые исполнительские, технические навыки. Обогащает музыкальный опыт детей, прививая им знания, что в целом является важной предпосылкой воспитания музыкальной культуры детей. В процессе игры дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к знаниям нотной грамоты. Всё это расширяет кругозор детей, даёт возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности.

Формирование патриотизма на уроках специальности осуществляется в процессе изучения ребёнком репертуара, поэтому к его подбору нужно подходить с особой тщательностью, ведь истоки патриотического воспитания берут своё начало из традиционной народной культуры. Каждый педагог сталкивается с проблемой выбора репертуара, который отвечал бы как интересам учащихся, так и являлся при этом средством их нравственно-эстетического развития. При составлении репертуара педагог ставит перед собой следующие цели:

  • Воспитание вкуса;

  • Формирование нравственных и эстетических чувств ( любви к ближнему, к своему народу, к Родине);

  • Воспитание уважения к истории, традициям музыкальной культуры разных стран мира;

Особый акцент делается на:

  • Изучение народной музыки, знакомство с историей народа. Его традициями и обычаями;

  • Изучение произведений связанных с историей Отечества;

  • Постижение основных пластов мирового музыкального искусства: призведений композиторов классиков.

Формирование патриотических качеств ребёнка идёт через знакомство с историей Отечества. Например: на уроках классической гитары мы разучиваем исторические, военные произведения, пьесы о Родине, о героях Отечества, знакомимся с произведениями композиторов классиков, отражающих различные исторические события родного Отечества («Катюша»,» «Священная война», «В землянке», «Тёмная ночь»,Л.Книппер «Полюшко- поле», Д.Кабалевский « Наш край», М.Глинка «Славься»). Изучая эти произведения, мы говорим с учениками о подвигах советского народа, героизме, о смелости, храбрости, любви к Родине, о переживаниях, о мыслях, чувствах народа. А в итоге подвожу к мысли, что Родина у человека одна и её надо любить. Очень важно раскрыть перед детьми взаимосвязь между музыкальным наследием прошлого и современной музыкой, научить понимать истинные ценности.(nsportal.ru/shkola/muzyka/library/.../patrioticheskoe-vospitanie-v-dshi )

Особое значение в патриотическом воспитании учащихся- подростков в классе гитары имеет авторская, бардовская песня. Песня всегда отражает окружающий мир, в котором она была создана и в жизни народа имеет огромное значение. Песенная мелодия, впитавшая на основе ритма и гармонии интонации человеческой речи, всегда эмоционально насыщена, соткана из чувств и переживаний. Она одухотворяет, возвышает и побуждает в человеке стремление к самосовершенствованию. В процессе разучивания песни обучаемые знакомятся с её содержанием, героями, персонажами. Песня была востребована в период критического отношения, зажима творчества и концертной деятельности некоторых авторов. Активно продолжает развиваться этот жанр и сейчас. Особенно привлекает авторская песня учащихся-подростков. Причем учащиеся-подростки последних десятилетий любят не только слушать известных бардов, но и стремятся к собственному исполнительству и сочинительству. Творчество таких авторов-исполнителей как В.Высоцкий, Ю. Галич, Ю. Визбор, А.Розенбаум, В. Третьяков формируют полную гамму восприятия патриотического духа и гражданского мировоззрения. (Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat dissercat.com/content/avtorskaya-pesnya-kak-sredstvo-nravstvenno-esteticheskogo-vospitaniya-budushchikh-uchitelei-#ixzz3L7mfCGDT)

2.2 Условия и пути реализации патриотического воспитания учащихся- подростков в ДШИ.

Согласно новым требованиям обучения, конечной целью учебного процесса должно стать не просто формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, а полноценное развитие активно мыслящей высоконравственной личности ребенка. Интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности является одним из самых эффективных способов реализации новых требований. При введении ФГОС роль дополнительного образования возрастает, так как Во-первых, дополнительное образование изначально ориентировано на развитие личности ребенка и, в частности, на раскрытие таких качеств, как инициативность, самовыражение, креативность и гибкость мышления, способность к нестандартным решениям, творческих возможностей.Во-вторых, учреждения дополнительного образования имеют кадровые, материальные, учебно-методические ресурсы для развития личности ребенка в соответствии с требованиями ФГОС.В-третьих, достаточно сложно образовательным учреждениям общего образования организовать в короткие сроки внеурочную деятельность, отвечающую всем требованиям ФГОС и не уступающую при этом качественным образовательным показателям таким учреждениям дополнительного образования. Проблема повышения эффективности освоения ресурсного потенциала системы дополнительного образования детей в процессе реализации концептуальных положений федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является сегодня именно той узловой точкой развития, сконцентрированность на которой дает возможность наиболее рациональным образом соединить усилия учреждений общего и дополнительного образования детей в деле дальнейшего обеспечения качества воспитательной работы и внеурочной деятельности.

В новых стандартах прописано, что создание необходимых материально-технических условий является обязательным требованием для внедрения ФГОС .

Согласно БУП установлены направления внеурочной деятельности, являющиеся содержатель­ным ориентиром, основанием для построения соответствующих образовательных программ. Организация внеурочной деятельности на основе приоритетов устойчивого развития должна стать базисом системной работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся, направленной на поддержку успешной социализации детей, обеспечение безопасного образа жизни, формирование и обогащение социального опыта воспитанников.

Индивидуальная траектория развития учащихся, свобода выбора, вариативность программ, их практическая направленность являются принципиальными ориентирами дополнительного образования детей, а, следовательно, опыт, накопленной системой дополнительного образования детей, призван обогатить систему общего образования. Тем самым в процессе реализации новых стандартов система дополнительного образования детей со всей полнотой позволяет реализовать свой воспитательный и культурный потенциал, внося тем самым вклад в общее образование обучающихся.

В Методических материалах об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования (№ 03-296 от 12 мая 2011г.), подготовленных Департаментом общего образования Министерства образования и науки РФ, предлагаются следующие модели организации внеурочной деятельности в школе [2].

Базовая модель организации внеурочной деятельности предусматривает осуществление внеурочной деятельности через:

  • учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

  • дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;



  • инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Модель дополнительного образования. Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.

Она ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

  • Инновационно-образовательная модель. Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами. Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.

Подводя итоги сказанному, следует отметить, что дополнительное образование может много дать школе для реализации новых стандартов, а именно:

  • возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты;

  • специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художественной, технической, спортивной, социальной и др.);

  • материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования;

  • изучение и формирование социального заказа на образование,;

  • методическую поддержку процессов интеграции общего и дополнительного образования,

  • уникальные педагогические технологии развития творческих способностей, профильного образования и др.;

  • образец построения нового стиля (субъект-субъектного) отношений, тьюторского сопровождения образования, фасилитации и др.;

  • возможности поддержки разных одаренных детей и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья);

  • возможности работы в социуме, социального творчества детей;

  • организацию каникулярного времени детей;

  • возможности духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни, коррекционной работы, профилактики негативных явлений среды и др.

Заключение

Исследования доказали, что возраст - наиболее подходящий период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, доверчивость детей, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется педагог, создают благоприятные предпосылки для всестороннего развития личности.

Гражданско-патриотическое воспитание является базовой составляющей патриотического воспитания граждан. При этом основой содержания патриотического воспитания является формирование и развитие у подрастающего поколения важнейших духовно-нравственных качеств - любовь к Родине, уважение к законности и правопорядку, ответственность за выполнение конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

Наблюдая за учащимися определенно выявляется закономерность, что дети обучающиеся в ДШИ отличаются от остальных школьников: они сочувственны, терпеливы, мягкосердечны и одновременно мужественны и готовы сопереживать со всем обществом своей Родины.

Можно выделить следующие направления работы по развитию патриотизма обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей: героико-историческое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое, военно-патриотическое, историко-краеведческое, культурно-историческое, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, социально-политическое.









Список использованных источников.


1.Абдуллаев А. А. Вопросы формирования патриотизма у личности. Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости: Материалы Всероссийской научно-практической конференции - М., 2001, -С. 126-128.

2. Абросимова Г.Н. Формирование патриотизма и гражданственности в процессе туристско-краеведческой работы. Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости: Материалы Всероссийской научно-практической конференции М ., 2001. -С. 175-177.

3. Авшалумова JI.X. Воспитание культуры межнационального общения и веротерпимости. Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, М., 2001.-С, 231-134.

4. Агаев А. Г. Патриотизм: Содержание и объем развивающегося понятия. Патриотизм: Истоки и современные проблемы. Махачкала, 1995, -С. 813.

5. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. - М.: Айрис-пресс, 2002.

6. Алиев А. К. Народные традиции и их роль в формировании нового человека.- Махачкала, 1968. 290 с.

7. Акимов Р.А. Воспитание патриотизма в современных условиях. Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.- М., 2001. -С. 76-78.

8. Ю.Акимов Р.А. Формирование научно-теоретических основ патриотаческого воспитания. Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности: Материалы 11-й Всероссийской научно-практической конференции.-М., 2003.-С.113-116.

9. Акаев М.Б. Патриотическое воспитание в армии. Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности: Материалы 11-й Всероссийской научно-практической конференции, М., 2003.-С. 348-353.

10. Алиев М.Н., Рустамов А.Ю. Проблема патриотического воспитания учащейся молодежи в современных условиях. Интеграция культур в смысло-созидающем образовании: Материалы Всероссийской конференции.

11. Алиев М.Н. Проблемы охраны и укрепления здоровья детей, подростков и студенческой молодежи в современных условиях. // Вестник Дагестанского государственного педагогического университета. Махачкала,1999.-С. 25-31.

18. Материалы Международной конференции.- Часть I. М.: Изд-во УРАО, 2004. - С. 38-39.

12. Алиева С. А. Вопросы военно-патриотического воспитания. //Воепитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М ., 2001.-С. 177-179.

13. Алиева С. А. Военно-патриотическое воспитание учащихся в процессе обучения. // Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности: Материалы 11-й Всероссийской научно-практической конференции.-М., 2003. С. 343-347.

14. Алиева С. А. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников на современном этапе: Автореф. Дис. канд. пед. наук, Махачкала, 2002. -21 с.

15. Альбуханова Славская К.А. Стратегия жизни. - М.,1991. -301 с.

16. Аминов А. М. Формирование основ межнационального межконфессионального согласия на уроках граждановедения. // Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности: Материалы 11-й Всероссийской научно-практической конференции. М., 2003, -С. 219-222.

17. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань; Центр инновационных технологий, 2000, - С.373 .

18. Аронов А.А. Современные проблемы патриотического воспитания школьников: Учебно-методическое пособие.- Уфа , 1999, 180 с .

19. Аронов А.А. Растить патриотов, М.: Изд-во »Прометей,200.- 106 с.

20. Антагулов И. В. Педагогические условия использования идей и опыта народной педагогики в патриотическом воспитании школьников: Ав-тореф. дис. д-ра пед. наук М., 2000. -38с.

21. Ахмедов Б.Г. Задача большой государственной важности // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 2001. -С. 16-19.

22. Ахмедов Б.Г. Воспитываем патриотов интернационалистов. - Махачкала, 1978. -С. 3-7.

23. Ахмедов Б.А. Воспитание граждан в духе патриотизма и дружбы народов // Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности: Материалы 11-й Всероссийской научно-практической конференции. М., 2003, - С. 20-24.

24. Байкова JI.A. Идеи глобального образования и воспитание культуры межнационального общения // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.- М, 2001. -С. 81-82.

25. Басова Е.П. Воспитание патриотизма в педагогическом наследии В.А.Сухомлинского. // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -М.,2001.-С. 79-80.

26. Белов Т.А. Путь мужества и славы: патриотизм народа.- Рязань. 2002.- 401 с.

27. Болотина Т.В. Основные направления гражданского образования в России. // Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности: Материалы 11 -й Всероссийской научно-практической конференции.-М.,2003.-С. 128-132.

28. Благодарева А.И. Патриотическое воспитание молодежи. // Мужество защитников Сталинграда нравственная основа патриотизма молодежи России: Материалы Российской научно-практической конференции. -Волгоград, 1998.- С.170-172 .

29. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Учебное пособие, Москва -Ростов-на-Дону: ТЦ,Учитель, 1999. - 560 с,

30. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2000. - 352 с.

31. Булатова А.Г. Патриотизм в легендах и преданиях. // Патриотизм: Истоки и современные проблемы.- Махачкала, 1995. С.75-82.

32. Бут В.Ф. Управление развитием инновационного образовательного региона на муниципальном уровне: Автореф, дис.канд. пед. наук, Ростов-на-Дону »1999.- 23 с.

33. Васильев Г.Е. Воспитание патриотизма у асоциальных подростков. // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 2001. -С. 129-130.

34. Васильев Е.В. Боевая история Отечества как фактор патриотического воспитания учащихся. // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости: Материала Всероссийской научно-практической конференции. М., 2001.-С. 183-184.

35. Виноградова Л.И. Система патриотического воспитания. // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, М., 2001. -С. 185-188.

36. Волков Г.Н. Этнопедагогика как педагогика межнациональной гармонии. // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.- М., 2001. -С. 206 209.

37. Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. //Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 2001, -285 С.

38. Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности. // Материалы 11-й Всероссийской научно-практической конференции. М., 2003, -486 С.

39. Вырщиков А.Н., Бузский М.П. Патриотическое воспитание: Методологический аспект. Волгоград: ГУ «Издатель», 2001. - 47 С.

40. Галицкая И.А. К вопросу о воспитании веротерпимости. // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости; Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 2001, -С. 234-235.

41.Подцубный Е. Н. Патриотическое воспитание школьников в изменяющейся

России : автореф. дисс... канд. пед. наук. -Ставрополь, 2004.

42.Слукин С. В. Патриотизм в социо-культурном развитии личности : автореф. дисс... канд. филос. наук. -Челябинск, 2005.

43.Медведев Д. А. Выступление на заседании Президиума Государственного Совета в г. Рязани 22 апреля 2009 г. // Официальный сайт Президента РФ. URL: president.kremlin.ru
Никандров Н. Д. Вера и нравственность: православные традиции и современность // Сибирская православная газета. URL: ihtus.ru

44.Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat dissercat.com/content/patrioticheskoe-vospitanie-uchashchikhsya-starshikh-klassov-sredstvami-fizicheskoi-kultury-i#ixzz3Kl1GH1m5

45.Научная библиотека КиберЛенинка: cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-patrioticheskogo-vospitaniya-sovremennyh-rossiyskih-shkolnikov#ixzz3Kl0toRa7





28


© 2010-2022