Методическая работа Подбор по слуху на уроке общего фортепиано

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОБЩЕГО ФОРТЕПИАНО



Измайловой Лилии Габдулхановны





<<Подбор по слуху на уроке общего фортепиано. Систематизация музыкального песенного материала от простого к сложному >>.





В процессе обучения детей игре на фортепиано часто приходится заниматься подбиранием мелодий песен, вначале, самых простых, одной рукой, затем с простейшим аккомпанементом. В связи с этим возникла потребность систематизировать тот песенный материал по мере возрастания его сложности. У педагога всегда возникает вопрос: когда дать ученику ту или иную пьесу. И если с педагогическим материалом все более или менее ясно, то все, что касается песенного материала, то здесь все обстоит сложнее. Вряд ли 7-8 -летний ребенок сможет подобрать двумя руками песню со сложными модуляциями (это даже не каждому взрослому под силу), хотя по нотам, вполне возможно, он ее сыграет. Поэтому на первом году обучения целесообразно предлагать детям для подбора по слуху те песни, в которых используется тоника, субдоминанта и доминанта. В своей практике я убедилась, что уже через несколько месяцев начинающий в состоянии сыграть «Маленькую елочку» двумя руками с простейшим аккомпанементом.

Поскольку в настоящее время многими ведущими педагогами признается необходимость использования черных клавиш в начальном обучении, то и для подбора по слуху тоже желательно выбирать бемольные или диезные тональности. Мне представляется наиболее удобной тональность Ми-бемоль мажор. В этой тональности положение руки начинающего пианиста наиболее естественно, и что немаловажно, в этой тональности очень удобно играть аккомпанемент двумя руками:

Методическая работа Подбор по слуху на уроке общего фортепиано



Когда ребенок освоит мелодию песенки и будет играть ее уверенно правой рукой, надо предложить ему подобрать аккомпанемент. Вначале это будет всего 3 звука: Т , S , D (например, си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль), которые преподаватель напишет ему в тетрадку, и из этих трех нот ребенок будет выбирать, какая из них больше подойдет к первому такту песенки, какая - ко второму и т.д. Но именно эти простые нотки будут началом развития гармонического слуха. К этим нотам (басам) затем надо прибавить терцию (см. нотный пример). Вначале такой аккомпанемент можно сыграть двумя руками (преподаватель при этом играет мелодию), а затем и одной левой рукой. Освоив Т ,S ,D .ребенок может играть с этим же аккомпанементом и другие песни, приведенные в разделе Т ,S ,D . Затем бас и терцию можно объединить в аккорд , сыграв с аккордовым сопровождением песни: <<Выйди, выйди Иванку>>, <<Кария-Закария>>,<<Эпипэ>>.

Большое поле деятельности предоставляется для игры в 4 руки. Один ученик играет мелодию, другой - аккомпанемент. С более старшими учениками к мелодии желательно подобрать второй голос ( в терцию, сексту и т.д.)

Немного подробнее хотелось бы остановиться на репертуарном списке.

В первом разделе приведены песни, в аккомпанементе которых используется Т ,S , D .

Во втором разделе включен секстаккорд второй ступени. Эта та же субдоминанта с квартой наверху ( в До-мажоре это фа-ля-ре). То есть в аккомпанементе меняется всего одна нотка. В следующем разделе - песни с кадансовым оборотом. Надо объяснить ребенку, что часто в конце песни в аккомпанементе надо играть не Т ,D ,Т , а T64,D ,Т ,что оба аккорда и Т64 и D играются на одном басу, и все это звучит более умиротворенно, успокаивающе, поэтому эти 3 аккорда часто используют именно в конце песни .

Очень полезно подбирать песни, помещенные в 4 разделе. Предварительно надо объяснить ученику, что первая половина этих песен играется в одной тональности , а вторая половина -в другой( мажор и параллельный минор). Было бы целесообразно подбирать их тогда, когда преподаватель начинает с учеником изучать мажорные и минорные гаммы. В этом разделе приведены несколько песен , в которых тональности 1 и 5 ступени.

В татарской музыке часто используется двойная доминанта (DD). Ученику надо объяснить, что эта «доминанта к доминанте», проще говоря, мажорный аккорд на 2 ступени гаммы, хоть она так страшно называется, но звучит очень красиво, особенно в миноре. Достаточно сыграть песню Мокроусова «Осенние листья» ( цикл «Старые песни о главном», исполнена Пугачевой). Эту песню желательно дать более продвинутому ученику и посоветовать сыграть ему 1 куплет, например, в тональности ля-минор, а второй на тон выше, в си-миноре, чтобы он услышал, какое необычное и более напряженное звучание приобретает второй куплет, когда поется на тон выше. Этот прием очень часто используется в вокальной музыке.

Следующий раздел более сложный: «Отклонение в параллельный мажор с возвращением в конце в прежнюю тональность». Этот раздел включает в себя очень много как русских, так и татарских песен. Вообще для татарской музыки очень характерно « блуждание», если можно так выразиться, между минором и параллельным мажором. Отклонение подразумевает обязательно D и Т новой тональности. Иногда оно очень кратковременное, а завершается песня всегда в «родной» тональности. В этом разделе ученик может найти себе песню по вкусу: татарскую, русскую или советскую. Пусть немного «поблуждает» , предварительно нарисовав себе в тетрадке основные аккорды минора и параллельного мажора.



Далее следуют разделы: «Отклонение во 2 ступень» и «отклонение в 4 ступень».

В разделе «Отклонение в 4 ступень» надо показать ученику, как повышением среднего звука в минорной тонике на полтона выше тоника превращается в доминанту и мы оказываемся в новой тональности.

Раздел <<Чередование отклонений>> как бы объединяет предыдущие и завершают список <<Cложные модуляции и отклонения>>,который начинается ,как ни странно, самой известной детской песенкой из передачи <<Cпокойной ночи ,малыши>>.Оказывается, самая простая детская песенка для подбора по слуху с аккомпанементом иногда бывает отнюдь не самой простой и требует хорошего гармонического слуха. Об этом и говорилось в самом начале работы.

Теперь хочу остановиться на нотном примере: очаровательной <<Колыбельной>>Р.Паулса. Если ученик будет подбирать эту песню, надо сказать ему:<<Видишь, в этой песенке на протяжении 5 тактов одна тоника. Если мы будем играть один бас на протяжении 5 тактов, то будет звучать очень нудно и неинтересно. Давай сыграем в первом такте в басу <<соль>>, а во втором <<ре>>. Это будет фактически та же тоника, но звучание будет намного интереснее, затем подберем второй голос к мелодии, где-то сыграем в терцию, где-то в сексту. Когда мелодия в правой руке идет наверх, желательно, чтобы бас в левой руке шел вниз, и наоборот. Таким образом, у нас руки то сходятся, то расходятся. Так у нас получилось готовое произведение, да еще в 4 руки>>.

Подобным образом можно разнообразить аккомпанемент и в других песнях.

Естественно, все эти теоретические измышления, модуляции, отклонения не всегда осознаются учеником, он просто интуитивно подбирает аккорды, часто даже не зная, что это за аккорд, как он называется.

Этот список составлен для того чтобы немного облегчить и ученику, и его преподавателю ориентацию в этом необъятном море песенного материала, показать, какие подводные камни ждут его, если берется подобрать аккомпанемент к любимой песне, помочь ему, и, самое главное, побудить его к творчеству. И если у него захватит дух от нонаккорда и красивой модуляции, цель будет достигнута, и он навсегда запомнит слова А.С.Пушкина:<<Когда бы все так чувствовали силу гармонии>>.





Сокращения:

пм-отклонение в параллельный минор

пМ-отклонение в параллельный мажор

DD-использование двойной доминанты

К -использование кадансового оборота

С пр 6- применение 6 ступени

6 - модуляция в тональность 6 ступени

2 - модуляция в тональность 2 ступени








С использованием Т ,S , D.


Доминанта,тоника

Маленькой елочке холодно зимой.

Каравай.

Ах вы сени, мои сени.

Янка.

Вечерний звон.

Я на солнышке лежу.

Мой костер в тумане светит.

В лесу родилась елочка.

Светит месяц.


Секстаккорд 2 ступени.

Кария-закария.

Казан егетлэре биюе.

Пойду ль я, выйду ль я.

Калина.


Т ,S ,D c использованием кадансового оборота (Т64 ,D ,Т ).


Жили у бабуси веселых гуся.

Очи черные.

По Дону гуляет казак молодой.

Виновата ли я.

Миленький ты мой.



Cопоставление мажора и параллельного минора с окончанием в новой тональности.

Хуторок

Раскинулось море широко.

Выйду ль я на речку.





Отклонение в параллельный мажор с возвращением в конце в прежнюю тональность.


Жырлыйк эле.

Кубэлэгем.

Маленькая страна (К).

.

Эх, дороги

Одинокая гармонь.

Подмосковные вечера(DD,К).

Вечер на рейде(К,с пр 6 ст.).

На солнечной поляночке(К).

Клен ты мой опавший.

Лучше нету того свету.

Гляжу в озера синие.

Священная война.


Отклонение в 6 ступень с возвращением в конце в прежнюю тональность.


У моря , у синего моря(DD).

Катюша(К).

Что стоишь качаясь(К).


Отклонение во 2 ступень с последующим возвращением в прежнюю тональность.


Мы кочегары мы , не плотники (DD).

Самара городок.

Санта Лючия.


Чередование отклонений в параллельный мажор и в 6 ступень с возвращением в конце в прежнюю тональность.


Голубой вагон (К).

Песня Чебурашки(К).

Где-то на белом свете.

Вот кто-то с горочки спустился.

Смуглянка (нонаккорд).

Три танкиста(К).

Соловьи(DD).

Вьется в тесной печурке огонь.

Каким ты был (нонаккорд).

То не ветер ветку клонит(К).

Течет река Волга.

Я встретил вас(DD).

Нежность(с пр 6 ст).



Сложные модуляции и отклонения.


Спят усталые игрушки.

Соловей мой, соловей (пМ,4,6 cт., низ).

Как много девушек хороших(Пм, одн М,DD,К).

Светит незнакомая звезда(Пм, 6,4 ст).

© 2010-2022