• Преподавателю
  • Музыка
  • Программа по предмету Фортепиано для обучающихся, поступающих в школу в возрасте 6-9 лет

Программа по предмету Фортепиано для обучающихся, поступающих в школу в возрасте 6-9 лет

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление культуры города Курска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 4» города Курска


Рассмотрено методическим советом МБОУ ДОД ДШИ № 4 города Курска

«_______» ___________2013 года


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД ДШИ № 4 города Курска

_________________ В. Д. Харсеев

«______» ___________ 2013 года









ПРОГРАММА

по предмету «Фортепиано»

для обучающихся, поступающих в школу в возрасте 6 -9 лет


Фортепианное отделение












Программа составлена преподавателями по классу фортепиано Полянской Л. С., Дергилевой Г. П.






Содержание

1.Пояснительная записка

2.Содержание учебного предмета

3. Требования к уровню подготовки учащихся

4.Методические рекомендации

5.Список литературы









1.Пояснительная записка


  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе типовых, примерных и авторских программ по фортепиано:

  • Класс специального фортепиано. Программа для детских музыкальных школ. Министерство культуры СССР, 1973 г.

  • Фортепиано. Программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств, составители А.Д. Алексеев, А.П. Батагова. Министерство культуры СССР, 1988 г.;

  • Музыкальный инструмент (Фортепиано). Программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств. Министерство культуры СССР, 1991 г.

  • Музыкальный инструмент (Фортепиано). Программа для учебных заведений культуры и искусств дополнительного образования. Министерство культуры Московской области, 2002 г.

  • Программа класса специального фортепиано. Интенсивный курс для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. Автор и составитель Смирнова Т. И., Москва, 2002 г.

  • Примерная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств. Музыкальный инструмент фортепиано. Москва, 2006 г.

  • Комплексная программа «Фортепиано» для детских музыкальных школ и детских школ искусств Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Научно-методический центр по художественному образованию. М., 2008 год.

Эстетическое воспитание - один из факторов формирования гармоничной личности. Важным разделом эстетического воспитания является музыкальное образование.

Дать обучающимся общее музыкальное развитие, приобщить к сокровищам музыкального искусства, сформировать их эстетические вкусы на лучших образцах классической русской и зарубежной музыки, а также произведениях современных композиторов - это основная задача обучения в ДШИ.

Фортепиано как инструмент, не имеющий себе равных по возможностям воплощения в звуке произведений практически всех существующих музыкальных жанров, играет незаменимую роль в процессе музыкального образования. Фортепиано в доступной и зрительно наглядной форме позволяет воплощать музыкально-гармонические и музыкально-полифонические образы. Игра на фортепиано - занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи. В процессе обучения происходит воспитание социально-действенной и активной личности, а также таких качеств, как терпение и усидчивость.

Реализация данной программы способствует целостному развитию комплекса общих, художественно-эстетических и специальных музыкальных способностей, дает возможность преподавателю дифференцированно осуществлять музыкальное развитие каждого ребенка, значительно активизировать работу с репертуаром, который имеет академическую направленность.

Одним из важнейших разделов работы в обучении игре на фортепиано, начиная с первого года обучения, является чтение нот с листа, игра в ансамбле, овладение навыками игры аккомпанемента.

1.2. Срок реализации учебного предмета «Фортепиано»

Срок освоения программы по предмету «Фортепиано» для детей, поступивших в школу искусств в возрасте с шести лет до девяти лет составляет 7 лет. Возможность обучения в 8 классе предоставляется учащимся, желающим продолжить свое общение с музыкой под руководством преподавателя или планирующим поступление в ОУ СПО.

Основной формой учебной и воспитательной работы при реализации программы учебного предмета «Фортепиано» является урок, проводимый как индивидуальное занятие в объёме

1,5 академических часа в неделю в 1-2 классах;

2 академических часа в неделю в 3-8 классах;

Начиная с первого класса, в учебном плане предполагается 1 час предмете по выбору, который может быть использован на занятия по специальности, чтению с листа, ансамблю, аккомпанементу.

1.3.Форма проведения учебных аудиторных занятий:

индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.

1.4.Цель и задачи учебного предмета:

Цель:

  • обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства;

Задачи учебного предмета:

Учебные:

  • развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;

  • формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

  • воспитание у детей культуры сольного музицирования на инструменте;

  • выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению учебной информации, приобретению устойчивых навыков игры на инструменте и чтению с листа, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Развивающие:

  • развитие художественного вкуса на лучших образцах народного музыкального творчества, классиков русской и зарубежной музыки, советских и современных композиторов;

  • формирование мотивации на получение музыкального образования;

  • развитие устойчивой потребности в познании и творчестве и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.

Воспитательные:

  • воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

  • формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

  • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

  • профилактика асоциального поведения учащихся.

Программа предполагает использование методов развивающего, интенсивного обучения и других методик преподавания, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, повышающих эффективность обучения и обеспечивающих целостный, системный подход к обучению. Так же системность в развитии ученика обеспечивается единством в методических установках при преподавании всех предметов учебного плана, координацией программного материала по фортепиано, сольфеджио, слушанию музыки и музыкальной литературе. Так, развитие навыков чтения с листа на уроках сольфеджио будет способствовать более быстрому разбору текста. Гармонический анализ, ведущий к развитию ладо-гармонического мышления и внутреннего слуха, позволит быстрее заучивать текст наизусть в опоре не только на двигательную, но и на ладо-гармоническую память, ускорит формирование умения подбирать по слуху. Анализ формы, анализ развития тематического материала, т. е. музыкальной мысли, расширит представление ученика о содержании музыкального произведения и тем самым заложит основу для поиска его индивидуальной трактовки. Всесторонне развитый в процессе музицирования музыкальный слух обогатит восприятие музыки и сделает ее интерпретацию более тонкой, эмоциональной и артистичной. Анализ изучаемых произведений позволит освоить теоретические знания через практическую деятельность.

1.5.Методы обучения

В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);

  • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);

  • практический (работа на инструменте, упражнения);

  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на фортепиано.

2.Содержание учебного предмета

Программа учебного предмета «Фортепиано» представляет рациональное и сбалансированное распределение учебной нагрузки, связанной не только с задачами обучения в классе фортепиано, но и с учетом возрастающих от класса к классу требований, предъявляемых к ученику в общеобразовательной школе. Программа отражает академическую направленность репертуара, его разнообразие, предлагает обучающимся одного и того же класса различные по уровню трудности варианты исполняемых программ, позволяющих учесть индивидуальные возможности каждого ребёнка.

Программа предполагает использование методов активизации умственной деятельности ученика на уроке, методов развивающего, интенсивного обучения и других методик преподавания, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, повышающим эффективность обучения и обеспечивающим целостный, системный подход к обучению. Содержание программы позволяет определить объём обязательных знаний, умений и навыков, необходимых обучающемуся для овладения инструментом; привить любовь к музицированию, научить самостоятельно разучивать, грамотно и выразительно исполнять фортепианные произведения; воспитать художественное мышление, развить личную инициативу в трактовке музыкальных произведений, сформировать пианистические навыки и исполнительские качества, развить навык чтения с листа, приобрести творческие навыки, а именно: подбор по слуху, транспонирование и гармонизация знакомых мелодий. В младших классах рекомендуется подбор по слуху несложных песен с простейшим аккомпанементом и игра их в двух-трех тональностях. В средних и старших классах - подбор по слуху более сложных песен и романсов, гармонизация и исполнение аккомпанемента в разных фактурах.

2.1.Годовые требования по классам

Первый класс

В течение учебного года обучающийся должен подготовить 8 -10 различных по характеру и форме музыкальных произведений для экзаменационных и концертных выступлений. Разучить 20-30 пьес для решения различных учебных задач:

  • технических (координация рук, пальцев, наработка аппликатурных и позиционных навыков, работа над приемами звукоизвлечения, посадкой и организацией игрового аппарата);

  • художественно - исполнительских (работа над фразировкой, динамикой, нюансировкой);

  • теоретических (знакомство с тональностью, гармонический анализ произведения, знакомство с интервалами, наиболее часто встречающимися в произведениях и т. д.).

Чтение нот с листа.

  1. Развивать технику чтения на основе графического видения текста.

  2. Изучать и отрабатывать ритмические группы.

  3. Ежедневно играть по две несложные попевки и песенки, изложенные на одной строчке, с умением видеть на один такт вперед.

Техническое развитие.

  1. Выполнение упражнений для закрепления правильной посадки за инструментом и навыков постановки рук, для развития координации движений, пластичности, свободы рук, цепкости и беглости пальцев; других упражнений, подготавливающих ученика к игре на инструменте.

  2. Игра гамм в одну октаву каждой рукой отдельно, трезвучий с обращениями.

Второй класс

В течение учебного года обучающийся должен подготовить 8 -10 различных по характеру и форме музыкальных произведений для экзаменационных и концертных выступлений.

  • 1-2 полифонических произведения;

  • 1-2 произведения крупной формы;

  • 4 разнохарактерные пьесы;

  • 2 этюда;

  • 1-2 ансамбля.

Проработать 10-15 пьес для решения различных учебных задач. Развивать творческие способности обучающихся (транспонирование, подбор по слуху, игра аккомпанемента и др.).

Чтение нот с листа.

  1. Продолжать развивать навыки чтения нотного текста на основе графического видения и ритмических структур.

  2. Читать с листа, видя на один такт вперед, легкие пьесы на двух нотных станах, Примерный уровень трудности - пьесы из сборников И. Корольковой «Крохе - музыканту» ч. 1 ч, С. Майкапара «Первые шаги» ч. 1.

Техническое развитие.

  1. Игра гамм в две октавы, трезвучий с обращениями, коротких арпеджио с обращениями, хроматических гамм каждой рукой отдельно.

  2. Играть упражнения - Т. Симонова «Скороговорки», Ш. Ганон «Упражнения» .

Третий класс.

В течение учебного года обучающийся должен подготовить 8 -10 различных по характеру и форме музыкальных произведений для экзаменационных и концертных выступлений:

  • 1 - 2 полифонических произведения;

  • 1 - 2 произведения крупной формы;

  • 2 - 3 разнохарактерные пьесы;

  • 2 этюда;

  • 1-2 ансамбля.

Пройти 3-5 пьес в порядке ознакомления для решения различных учебных задач. Развивать творческие способности обучающихся (транспонирование, подбор по слуху, игра аккомпанемента и др.).

Чтение нот с листа.

  1. Продолжать развивать навыки, приобретенные в 1 и 2 годы обучения.

  2. Читать с листа пьесы, видя на один такт вперед на 1-2 класса ниже по уровню сложности.

Техническое развитие

  1. Игра мажорных и минорных гамм, аккордов, коротких и длинных арпеджио, хроматических гамм двумя руками в две октавы.

  2. Упражнения в виде различных позиционных фигур, трелей, мелизмов, мордентов. Игра параллельных интервалов.

Четвертый класс

В течение учебного года обучающийся должен подготовить 8 -10 различных по характеру и форме музыкальных произведений для экзаменационных и концертных выступлений:

  • 1 - 2 полифонических произведения;

  • 1-2 произведения крупной формы;

  • 2-3 разнохарактерные пьесы;

  • 2 этюда;

  • 1-2 ансамбля.

Пройти в порядке ознакомления 3-5 пьес для решения различных учебных задач.

Развивать творческие способности обучающихся (транспонирование, подбор по слуху, игра аккомпанемента и др.).

Чтение нот с листа.

  1. Продолжать развивать навыки графического восприятия нотного текста - зрительно определять повторяющиеся фразы, части, секвенции.

  2. Читать с листа пьесы, видя на один такт вперед, на 1-2 класса ниже по уровню сложности.

Техническое развитие

  1. Игра мажорных и минорных гам трех видов в прямом движении в четыре октавы, и в противоположенном − в одну-две октавы. Хроматические гаммы играть в две октавы.

  2. Игра коротких и длинных арпеджио с обращениями арпеджио в две - четыре октавы.

  3. Работа над развитием беглости пальцев на материале различных упражнений, выбираемых преподавателем с учетом индивидуальных особенностей ученика и для решения технических проблем, возникающих при разучивании произведений.

Пятый класс

В течение учебного года обучающийся должен подготовить 8 -10 различных по характеру и форме музыкальных произведений для экзаменационных и концертных выступлений:

  • 1 - 2 полифонических произведения;

  • 1 - 2 произведения крупной формы;

  • 2 разнохарактерные пьесы;

  • 2 этюда;

  • 1-2 ансамбля.

Пройти в порядке ознакомления 3-5 пьес для решения различных учебных задач.

В течение года обучающийся должен выучить самостоятельно1-2 пьесы, уметь рассказать о работе над ними, обосновать свою интерпретацию. Пьесы следует выбирать в средних темпах, по сложности соответствующие репертуару второго- третьего классов.

Развивать творческие способности обучающихся (транспонирование, подбор по слуху, игра аккомпанемента и др.).

Чтение нот с листа.

  1. Продолжать развивать навыки графического восприятия нотного текста - зрительно определять повторяющиеся фразы, части, секвенции.

  2. Читать с листа пьесы, видя на один такт вперед, на 1-2 класса ниже по уровню сложности.

Техническое развитие

  1. Игра мажорных и минорных гамм трех видов, в прямом и противоположенном движении в четыре октавы, в терцию, в дециму и хроматические.

  2. Игра коротких, длинных, ломаных арпеджио в четыре октавы.

  3. Работа над развитием беглости пальцев на материале различных упражнений, выбираемых преподавателем с учетом индивидуальных особенностей ученика и для решения технических проблем, возникающих при разучивании произведений.

Шестой класс

В течение учебного года обучающийся должен подготовить 8 -10 различных по характеру и форме музыкальных произведений для экзаменационных и концертных выступлений:

  • 1 - 2 полифонических произведения;

  • 1 - 2 произведения крупной формы;

  • 2 разнохарактерные пьесы;

  • 2 этюда;

  • 2 аккомпанемента.

Пройти в порядке ознакомления 3-5 пьес для решения различных учебных задач.

В течение года обучающийся должен выучить самостоятельно1-2 пьесы, уметь рассказать о работе над ними, обосновать свою интерпретацию. Пьесы следует выбирать в средних темпах, по сложности соответствующие репертуару третьего - четвертого классов.

Чтение с листа

  1. Продолжать развивать навыки графического восприятия нотного текста - зрительно определять повторяющиеся фразы, части, секвенции.

  2. Читать с листа пьесы, видя на один-два такта вперед, на 1-2 класса ниже по уровню сложности.

Техническое развитие.

  1. В течение года ученик должен пройти: мажорные гаммы в прямом и противоположном движении в четыре октавы, в терцию, дециму и сексту в прямом движении; минорные гаммы (натуральные, гармонические и мелодические) в прямом движении; хроматические гаммы в прямом движении от любого звука. Тонические трезвучия, доминантсептаккорд, уменьшенный септаккорд - короткими, длинными, ломаными арпеджио.

  2. Играть специальные упражнения по развитию беглости пальцев и освоению приемов звукоизвлечения для решения проблем, возникающих при разучивании произведения.

  3. Играть упражнения Ш. Ганона в тональностях, соответствующих тональностям разучиваемых произведений.

Седьмой класс

В течение учебного года обучающийся должен подготовить 5 -6 различных по характеру и форме музыкальных произведений для экзаменационных и концертных выступлений:

  • 1 полифоническое произведение;

  • 1 произведение крупной формы;

  • 2 разнохарактерные пьесы;

  • 1-2 этюда;

  • 2 аккомпанемента.

Пройти в порядке ознакомления 3-5 пьес для решения различных учебных задач.

Чтение нот с листа.

На каждом уроке ученик должен читать с листа одну - две пьесы, обосновать свою интерпретацию. Пьесы следует выбирать в средних темпах, по трудности соответствующие репертуару третьего - четвертого классов.

Техническое развитие.

  1. Игра мажорных и минорных гамм трех видов, в прямом и противоположенном движении в четыре октавы, в терцию, в дециму, в сексту и хроматические. Тоническое трезвучие, доминантсептаккорд, уменьшенный септаккорд - короткими, длинными и ломаными арпеджио.

  2. Решать проблемы при разучивании произведений при помощи выполнения специальных упражнений по развитию беглости пальцев и совершенствованию приемов звукоизвлечения.

  3. Играть упражнения Ш. Ганона в тональностях, соответствующих тональностям разучиваемых произведений.

Восьмой класс (класс профориентации)

В течение учебного года обучающийся должен подготовить 5-6- различных по характеру и форме музыкальных произведений для экзаменационных и концертных выступлений:

  • 1 полифоническое произведение;

  • 1 произведение крупной формы;

  • 2 разнохарактерные пьесы;

  • 1-2 этюда;

  • 2 аккомпанемента

Проработать 3-4 пьесы для решения различных учебных задач. Преподаватель должен уделять особе внимание приемам и методам, которые учат обучающегося самостоятельно работать над произведениями.

Чтение нот с листа.

На каждом уроке ученик должен читать с листа одну - две пьесы, обосновать свою интерпретацию. Пьесы следует выбирать в средних темпах, по трудности соответствующие репертуару третьего - четвертого классов.

Техническое развитие.

1. Игра мажорных и минорных гамм трех видов в прямом и противоположенном движении в четыре октавы, в терцию, в дециму, в сексту и хроматические гаммы. Тоническое трезвучие, доминантсептаккорд, уменьшенный септаккорд - короткими, ломаными, длинными арпеджио.

2.Играть специальные упражнения по развитию беглости пальцев и освоению приемов звукоизвлечения для решения проблем, возникающих при разучивании произведения.

3.Играть упражнения Ш. Ганона в тональностях соответствующих тональностям разучиваемых произведений.

3.Требования к уровню подготовки учащихся

Результатом освоения программы «Фортепиано» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области музыкального исполнительства:


  • знание характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

  • знание музыкальной терминологии;

  • умение грамотно исполнять музыкальные произведения соло;

  • умение самостоятельно разучивать нетрудные музыкальные произведения различных жанров и стилей;

  • умение создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

  • умение самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

  • навыки чтения с листа несложных музыкальных произведений;

  • навыки подбора по слуху;

  • первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений;

  • наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

  • навыки публичных выступлений;

В процессе освоения учебной программы обучающиеся должны приобрести следующие личностные качества, способствующие восприятию в достаточном объеме учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

  • умение планировать свою домашнюю работу;

  • осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью;

  • умение давать объективную оценку своему труду;

  • формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе;

Полученные знания, умения и навыки дают возможность обучающемуся по окончании школы продолжить занятия музыкой, стать грамотным музыкантом-любителем или поступить в профессиональное музыкальное учебное заведение.

3.1.Формы и методы контроля, система оценок

Оценка качества реализации учебного предмета «Фортепиано» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию, а также итоговую аттестацию обучающихся.

Разнообразные формы контроля успеваемости обучающихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости являются:

  • текущий контроль успеваемости обучающихся;

  • промежуточная аттестация;

  • итоговая аттестация.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник обучающегося. В них учитываются:

  • отношение ребёнка к занятиям, его старание, прилежность;

  • качество выполнения домашних заданий;

  • инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы;

  • темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки. В конце года, на основе четвертных, выставляется годовая оценка.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Наиболее распространёнными формами промежуточной аттестации являются зачёты, академические концерты, контрольные уроки, экзамены, а также открытые концерты и прослушиваниях к ним. Участие в конкурсах и концертах приравнивается к выступлению на академическом концерте. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и итоговую оценки.

Проверка технической подготовки обучающихся проводится на технических зачётах с третьего по шестой класс один раз в году согласно школьному учебному графику. В выпускных классах технический зачет не проводится. На технический зачёт выносится одна мажорная и одна минорная гамма со всеми техническими формулами, изучаемыми в данном классе, а также знание музыкальных терминов и чтение с листа.

Все выступления обучающихся в течение года оцениваются словесной характеристикой: отмечаются успехи и недостатки. Обсуждение выступлений обучающихся на академических концертах, зачётах и экзаменах носит коллегиальный характер. Это дает возможность корректировать процесс продвижения каждого ученика и повышать профессиональный рост преподавателей отделения.

Итоговая аттестация.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

  • достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов;

  • знание профессиональной терминологии, фортепианного репертуара;

  • знание музыкальных произведений, творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов.

Итоговая аттестация проводится в форме экзамена с обязательным выставлением оценки по пятибалльной системе. В процессе подготовки к выпускному экзамену учащиеся должны отыграть 2-3 прослушивания. При обсуждении выступления учитывается соответствие выбранной программы техническим возможностям и музыкальному развитию ученика, степень выученности.

На итоговую аттестацию выносятся четыре-пять произведений различных жанров и форм, включающие весь комплекс академического репертуара. Экзаменационные программы для учащихся предпрофессионального класса составляются в соответствии с приёмными требованиями по специальным дисциплинам для поступающих в средние специальные учебные заведения искусств и культуры России.

Итоговая оценка выпускника учитывает качество исполнения выпускной программы, а также результаты работы обучающегося на протяжении всего обучения в школе.

К экзамену допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все учебные задания по учебному предмету, реализуемому в соответствующем учебном году. Для аттестации обучающихся разработаны фонды оценочных средств, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства. Экзаменационные материалы и репертуарный перечень составлены на основе программы учебного предмета и охватывают её наиболее актуальные разделы.

Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. При выведении итоговой оценки ученика учитывается следующее:

  • техническая оснащенность;

  • грамотное использование штрихов;

  • культура звука;

  • целостность воплощения художественного образа;

  • знание и умение передать стилистические особенности композитора, эпохи и т.д.

Качество подготовки обучающегося оценивается по пятибалльной дифференцированной системе оценок: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

Основным критерием оценок является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, а также владение техническими приемами игры на инструменте.

Оценка «5» ставится, если обучающийся раскрывает характер произведения, владеет художественно-выразительными средствами и проявляет индивидуальность в исполнении, доносит осмысленное, грамотное прочтение (донесение) нотного текста, свободно владеет техническими навыками и качественным звукоизвлеченим, соблюдает стиль исполняемых произведений.

Оценка «4» ставится, если обучающийся достаточно стабильно исполняет программу, допуская незначительные погрешности (штриховые, аппликатурные, динамические и т.д.). Техническая подготовка недостаточна, понимание стилевых особенностей и характера произведений в основном верное, но передаётся ограниченными выразительными средствами.

Оценка «3» ставится, если обучающийся в целом исполняет произведения правильно, но допускает ошибки в тексте, ритме, аппликатуре, наблюдается техническая скованность, поверхностное звукоизвлечение, невыразительное исполнение, что мешает передать характер и раскрыть образ произведения, нарушает его целостность.

Оценка «2» ставится, если обучающийся не усвоил материал, допускает значительные ошибки, играет с остановками, показывает слабую техническую подготовку, не проявляет осмысленности в исполнении.

Оценки текущей и промежуточной аттестации фиксируются:

  • в журнале индивидуальных занятий преподавателя;

  • в индивидуальном плане обучающегося;

  • в общешкольной ведомости;

  • в дневнике обучающегося.

По результатам итоговой аттестации учащемуся выдается документ установленного образца; в случае, если ученик не сдавал выпускной экзамен по окончании седьмого класса, документ выдается после итоговой аттестации в восьмом классе. Если ученик был зачислен в восьмой класс после получения документа (свидетельства об окончании), в восьмом классе ему выдается справка установленного образца об обучении в классе профориентации.

3.2.Содержание текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации

Примерная программа академического концерта 2 класса

Г. Беренс. 50 маленьких этюдов без октав, соч. 70, № 22

П. И. Чайковский. Старинная французская песня

Ан. Александров Новогодняя полька

Примерная программа переводного экзамена из второго в третий

И. С. Бах. Менуэт ре минор

Д. Штейбельт. Сонатина До мажор, ч. 1

Б. Дварионас. Прелюдия

Примерная программа академического концерта 5 класса

К. Черни. Соч. 299, Школа беглости Этюд № 1

Р. Глиэр. Романс соч. 31

Д. Кабалевский . Токката

Примерная программа переводного экзамена из пятого в шестой класс

И. С. Бах. Двухголосная инвенция До мажор

К. М. Вебер. Анданте с вариациями

К. Дебюсси. Маленький негритенок.

Примерная программа выпускного экзамена в седьмом классе

А. Лешгорн. Соч. 66 Этюд № 27

И. С. Бах. Двухголосная инвенция ми минор

М. Клементи. Соч. 28 Соната Ре мажор ч. 1

Ф. Мендельсон. Песня без слов № 9 Ми мажор

С. Прокофьев. Гавот Соч. 32 № 3

Примерная программа выпускного экзамена в восьмом классе

Ф. Лист. Юношеский этюд № 2

И. С. Бах. Прелюдия и фуга Си бемоль мажор, ХТК т.1

И. Гайдн. Соната № 2 ми минор, ч. 1

П. И. Чайковский. Белые ночи

Р. Щедрин. Юмореска

4.Методические рекомендации

Первоочередной задачей преподавателя на начальном этапе является организация правильных игровых движений обучающегося, контроль за правильной, естественной посадкой, последовательная работа над выразительностью исполнения, качеством звука, интонацией, ритмом и динамикой, постоянное совершенствование исполнения как в техническом, так и в музыкальном отношении.

Кроме того, в центре внимания педагога должно быть воспитание навыков чтения нот с листа, осмысленного отношения к тексту, способности не только видеть, но и слышать в них музыкальное содержание. Зачастую обучающиеся даже старших классов недостаточно хорошо ориентируются в нотном тексте, слишком много времени тратят на его разбор и усвоение. Между тем, при сокращении времени на разбор пьес появляется возможность усвоить больше материала, шире ознакомиться с музыкальной литературой, следовательно - быстрее развиваться. В работе над репертуаром педагог должен добиваться различной степени завершенности исполнения музыкального произведения, учитывая, что некоторые из них должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие для показа в классе, третьи в порядке ознакомления.

Для развития навыка чтения нот с листа необходимо прежде всего накопить в зрительной, слуховой и моторной памяти достаточный запас

« типовых оборотов» фортепианной музыки и их производных, усвоить наиболее употребительный аккордовые структуры, типичные модуляционные последования. Кроме этого необходимо высоко развитое умение мгновенно анализировать и синтезировать исполняемый текст «не по складам», а комплексно, по более или менее крупным единицам - мотивам, фразам, предложениям.

Важным элементом техники чтения нот с листа является ускоренное восприятие нотной графики, твердое, доведенное до автоматизма знание горизонтальных (гамм, арпеджио, мелизмов) и вертикальных (интервалов, аккордов с обращениями, привычных гармонических оборотов) звуковых комплексов или «формул» фортепианной музыки.

Большое значение в процессе игры с листа имеют также уверенное точное ориентировка рук на клавиатуре без дополнительного контроля зрением, владение аппликатурной техникой и умение смотреть вперед.

Необходимо с обучающимися проходить (изучать и читать с листа) как можно больше этюдов. С одной стороны, это помогает развитию техники, а по выражению Г. Г. Нейгауза, «техника - это рука, повинующаяся интеллекту». С другой стороны - даёт возможность ученику ощутить уже в первые годы обучения, какое огромное количество разнообразных приёмов и исполнительских способов игры надо изучить, чтобы достигнуть настоящего умения исполнить в совершенстве любое произведение. Этюд должен быть прост, понятен ученику, легко запоминаться, но вместе с тем содержать технические трудности, требующие преодоления.

Особое внимание нужно уделить одному из самых важных периодов обучения музыке - его начальному этапу. Следует увеличить "донотный" период в обучении (имеется в виду введение записи нот и чтение их уже после того, как ребёнок играет и поёт ряд песенок, показанных ему педагогом). Согласно известной теории психолога Гальперина, сознательное изучение ребёнком нотной грамоты начинается только после данного этапа. Такой подход вырабатывает в обучающемся умение опираться в процессе игры на слух, а не только на зрительную и мышечную память. Увеличение этого этапа в обучении позволит также сделать максимально постепенным переход от основного занятия детства (игры) к учёбе.

Формирование музыкального мышления начинающего пианиста тесно взаимосвязано с развитием осознанного восприятия музыки, осмысленности и выразительности в исполнении фортепианного репертуара. Важнейшим фактором здесь является использование элементов целостного анализа, раскрытие музыкально-образного содержания произведения в единстве с его формой.

Занятия по анализу музыкальных произведений целесообразно начинать с песенного материала, так как связь слова и мелодии способствует более яркому образному восприятию художественного содержания, заостряет внимание обучающегося на музыкальном языке как средстве выражения эмоционального состояния и музыкального содержания, интенсивно развивает его художественное мышление и вкус. На начальном этапе обучения ребёнок сможет определить общий характер пьесы, темп, динамику, регистры, количество частей. Объяснение музыкальной фразы как небольшой, относительно законченной части музыкальной темы рекомендуется проводить на фразах, которые оканчиваются паузой или долгим звуком. Дети знакомятся с элементарными способами развития музыкальных тем: секвенцией, варьированием, имитацией, с понятием репризы в трёхчастной форме, сонатиной, рондо, полифоническими формами. Выразительные функции мелодии и аккомпанемента усваиваются в процессе сравнительного анализа пьес, самостоятельного выбора варианта аккомпанемента, наиболее соответствующего характеру мелодии, а также при сочинении детьми сопровождений к данным мелодиям. В образной, игровой форме детям объясняются такие важнейшие для пианиста понятия, как темп, артикуляция, динамика позиция. Легко усвоив понятия, ученики без усилий овладевают навыком артикуляции в процессе исполнения фортепианных пьес и элементарного сочинительства. Преподаватель должен руководить творческой деятельностью своих учеников: детское творчество опирается на знания и навыки, полученные в процессе обучения. С другой стороны, творческое музицирование активизирует процесс обучения, приучая детей к свободному оперированию музыкальным материалом. В развитие творческих навыков обучающихся входит подбор мелодий по слуху, транспонирование, гармонизация, освоение различных фактур сопровождения. Эта работа продолжается на протяжении всех лет обучения. Учитывая тот факт, что подбирать по слуху аккомпанемент значительно труднее, чем мелодию, следует научить обучающихся элементарному анализу гармоний, поддерживающих мелодию. Педагогам необходимо поощрять попытки импровизаций, сочинения небольших пьес.

Необходимо учитывать, что занятия на инструменте требуют от ученика определённой выносливости. Педагог должен вовремя заметить признаки утомления и сделать небольшой перерыв или изменить характер деятельности обучающегося. Во время перерыва необходимо дать ребёнку немного походить по классу.

Педагог должен придерживаться ровного, спокойного тона в отношениях с учащимися. Чрезмерные похвалы, как и резкие порицания, излишне возбуждают детей и отвлекают от выполнения стоящих перед ними задач.

5. Список учебной литературы

Рекомендуемые репертуарные сборники и литература для младших классов

  1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. -М., 1988.

  2. Артоболевская А. Хрестоматия «Первая встреча с музыкой». -М., 1988

  3. Барсукова С. А. Азбука игры на фортепиано. -Ростов, «Феникс», 2004

  4. Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. -С-П., Композитор, 1997

  5. Королева Е. Музыка в сказках, стихах и картинках. -М, 1997

  6. Королькова И. Крохе-музыканту. Части 1, 2 - М., 2004

  7. Ляховицкая С. Сборник фортепианных пьес, ансамблей и этюдов», ч. 1, 2, 3. -М. 1997

  8. Поливода Б., Сластенко В. школа игры на фортепиано. 110 новых пьес

  9. Малыш за роялем. Учебное пособие. Авторы-составители: И. Лещинская, В. Пороцкий. Изд. 3. М., 1992.

  10. Милич Б. Маленькому пианисту. Киев, Музычна Украина, 1990

  11. Печковская М. Букварь музыкальной грамоты. Пособие для начинающего пианиста. М., 1996

12. Повжитков Л. Начальная школа обучения игре на фортепиано. М.-Л., 1984

13. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа. -М., 2000

14 Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетр.1 - 6, 10, 12, 13-14. М., 1994.

15. Соколова Н. Ребенок за роялем. Хрестоматия для фортепиано в 2 и в 4 руки с пением. М., 1983.

16. Тургенева Э., Малюков А. Пианист-фантазер. Ч.1. М., 1990. Ч.2 1991

17. Улыбка. Популярные песни из детских мультфильмов и телефильмов. Сост. Н. М. Матвеева. Вып.1. М.. 1991

18. Улыбка. Популярные песни из детских мультфильмов и телефильмов. Сост. Н. М. Матвеева. Вып.2. М.. 1992

19. Хереско Л. Музыкальные картинки. Занимательная книга для первоначального обучения детей игре на фортепиано. Л., 1988.

20. Я музыкантом стать хочу. Альбом начинающего пианиста. Сост. В. Игнатьев, Л. Игнатьева. Ч.1, ч.2. Л., 1988. Ч.2 Л., 1989.

21. Я учусь играть. Учебное пособие, части 1, 2, 3. Сост. Дорошенко Л. Т., Сушко Т. П. Курск, 2007

22. Веселые нотки. 1-2 классы. Вып. 1,2

23.Цыганова Г., Королькова И. Новая школа игры на фортепиано

5.1.ПРИМЕРНЫЕ РЕПЕРТУАРНЫЕ СПИСКИ

1 класс

Этюды:

Гнесина Е. Этюды по выбору

Гедике А. Этюд G dur

Беркович Этюды a moll, G dur

Черни К. Этюд C dur

Левидова Д. Этюд

Лешгорн А. этюды № 2,3 соч.65

Жилинский А. Этюды g dur, C dur

Шитте Л. Этюды Соч. 108, 160

Пьесы:

Крутицкий М. Зима. Осенью Моцарт Л. Пьеса a-moll

Гедике А. Ригодон Бетховен Л. Немецкий танец

Мясковский Н. Беззаботная песенка Шмитц М. Марш гномиков

Барток Б. Песня Коломиец А. Маленький вальс

Гедике А. Танец Гречанинов А. Мазурка

Полифония:

Арман Ж. Пьеса Моцарт В.А. Менуэт C dur

Телеман Г. Две пьесы Персел Г. Менуэт a moll

Гедике А. Русская народная песня Моцарт Л. Бурре e moll

Моцарт Л. Менуэт d moll Кригер И. Менуэт a moll

Крупная форма:

Литкова И. Вариации на тему б. н. п. « Савка и Гришка»

Беркович. И. Вариации на тему р.н.п. « Во саду ли, в огороде»

Беркович И. Сонатина C dur

Салютринская Т. Сонатина D dur

Лукомский П. 3 вариации из русской сонатины

Дюбюк А. Русская песня с вариацией

Назарова Т. Вариации на тему р. н. п. «Пойду ль я, выйду ль я»

2 класс

Этюды:

Лекуппе Ф. Этюд A dur Черни-Гермер Г. этюды № 15, 16, 17, 23,

Кюнер К. Этюд C dur Лешгорн А. Этюды op. 65 № 8, 25, 27

Гедике А. Этюд G dur Лемуан А. Этюды op. 37 №6, 10, 12, 17

Шитте Л. Этюды Соч. 108, 160

Пьесы:

Гедике А. Русская песня

Гайдн Й. Немецкий танец F-dur

Майкапар С. В садике, Пастушок

Иордан И. Охота за бабочкой

Моцарт Л. Волынка

Глинка М. Полька

Моцарт В. А. Пьеса B dur, Анданте

Штейбельт Д. Адажио

Гречанинов А. В разлуке. Соч. 98 №4

Чайковский П. Болезнь куклы

Роули А. В стране гномов

Геталова О. Утро в лесу

Барток Б. Менуэт

Гиллок В. Фламенко

Полифония

Павлюченко Канон e moll Кригер И. Бурре a moll

Кребс И. Ригодон D dur Персел Г. Ария d moll

Бах Ф.Э. Менуэт Es dur Сен-Люк Ф. Бурре

Моцарт Л. Менуэт C dur Бах И.С. Менуэт d-moll, Волынка

Крупная форма:

Штейбельт Д. Сонатина

Беркович И. Сонатина G dur

Андрэ А. Сонатина G dur

Тюрк Д Сонатина C dur

Бетховен Л. Сонатина G dur I часть

Гедике А. Сонатина C dur

Клементи М. Сонатина C dur I часть

Хаслингер Т. Сонатина C dur ч. 1,2

Этюды

Е. Гнесина. Маленькие этюды для начинающих №№ 1-3, 7, 9-13, 15, 19.

Фортепианная азбука (по выбору).

И. Беркович. Маленькие этюды №1-4.

А. Гедике. 40 мелодических этюдов для начинающих. Соч.32 № 2,3,7.

60 легких фортепианных пьес для начинающих.

А. Шитте. 25 маленьких этюдов.

К. Черни. Избранные этюды под ред. Г. Гермера. Ч. 1 №1-5, 10, 11, 13.

Пьесы

А. Гречанинов. Детский альбом, соч. 98.

А. Жилинский. Фортепианные пьесы для детей: Игра в мышки. Вальс.

Л. Моцарт. 12 пьес из нотной тетради В. Моцарта.

С. Майкапар. Бирюльки, соч. 28.

Р. Шуман. Марш.

Д. Львов-Компанеец. Детский альбом.

С. Слонимский. Детский альбом.

Ю. Лазарева. Мотылек танцует.

Т. Родионова. Избранные пьесы и ансамбли: Каравай. Качели, Тик-так.

Э. Сигмейстер. Фортепианные пьесы для детей: В темном лесу.

О. Геталова, И. Визная. «В музыку с радостью»:

И. Кригер Менуэт.

Д. Перселл. Менуэт.

Е. Тетцель Прелюдия.

Н. Руднев. Щебетала пташка.

Ю. Слонов Песня.

В. Моцарт. Менуэт.

Полифонические произведения

И.С. Бах. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» Менуэт ре минор.

И. Беркович. Канон.

И. Кригер. Менуэт ля минор.

Л. Моцарт. Менуэт ми минор.

Г. Гендель. Сарабанда ре минор.

Произведения крупной формы

Т. Назарова. Вариации на тему русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я»

И. Беркович. Вариации на тему русской народной песни «Во саду ли, в огороде».

Вариации на тему русской песни ля минор.

Т. Салютринская. Сонатина ре мажор.

А. Гедике. Сонатина До мажор.

Ю. Некрасов. Маленькая сонатина.

И. Андре. Сонатина.

Н. Сильванский. Вариации.

В. Моцарт. Легкие вариации.

3 класс

Этюды

К. Черни. Избранные фортепианные этюды под ред. Г. Гермера ч 1:

№ 14-18, 20,21,23-29. 40.

Л. Шитте. 25 маленьких этюдов. Соч. 108: №№ 14,16.19,21-23.

Г. Беренс. 50 маленьких фортепианных пьес без октав. Соч. 70 №№ 20, 29,35,28,31,33,43.47, 48. 50.

А. Гедике. 40 мелодических этюдов для начинающих. Соч. 32 №№ 11,12,15,18,19,24.

А. Лешгорн. Избранные этюды для начинающих. Соч.65: 3,5-7,9,27,29.

А. Лемуан. Этюды. Соч. 37: №№ 1,2,6,7,10,17,27.

Пьесы

А. Моцарт. Маленькая пьеса. Аллегретто.

Л. Бетховен. Контрданс.

И. Гайдн. Менуэт.

И. Гуммель. Аллегретто.

А. Гречанинов. Детский альбом. Соч. 98. Восточный напев.

Б. Барток. Пьеса.

М. Жербин. Косолапый мишка.

П. Чайковский. Детский альбом. Новая кукла. Итальянская песенка.

С. Майкапар. Бирюльки. Эхо в горах. Весною.

Д. Шостакович. Альбом избранных пьес.

Р. Шуман. Альбом для юношества. Соч. 68. Первая утрата. Веселый крестьянин.

Ю. Лазарева. Детский альбом.

Т. Радионова. Раздумье. Ласковая просьба. Маленький вальс.

С. Слонимский. Горькие слезы. Под дождем мы поем.

Э. Градески. Мороженое.

Полифонические произведения

И. С. Бах. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» Менуэт соль мажор. Полонез соль минор.

Менуэт соль минор.

Г. Гендель. Сарабанда фа мажор. Сарабанда ре минор.

Д. Циполи. Менуэт ре минор.

А Корелли. Сарабанда.

В. Павлюченко. Фугетта.

Г. Бем. Менуэт.

И. Кригер. Менуэт.

Произведения крупной формы

Л. Бетховен. Сонатина соль мажор, ч. 1,2.

И. Ванхаль. Рондо.

А. Диабелли. Сонатина фа мажор.

М. Клементи. Сонатина соль мажор. Соч. 36 № 1.

В. А. Моцарт. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта».

Ф. Кулау. Вариации соль мажор.

Э. Мелартин. Сонатина.

И. Дюссек. Рондо.

И. Голубовская. Вариации на тему русской народной песни.

Н. Любарский. Вариации на тему русской народной песни.

Р. Глиэр. Рондо.

И. Беркович. Сонатина До мажор.

Н. Сильванский. Легкий концерт Соль мажор.

И. Беркович. Концерт До мажор, ч. 2,3

4 класс.

Этюды

К. Черни. Этюды. Соч. 821: №№ 5.7.24,26,33.35,43.44.

А. Лемуан. Соч. 37 №№ 4.5.9,11,12,15.16,20-23,35.39.

Л. Шитте. 25 этюдов. Соч. 68 №№2,3,6,9.

А. Лешгорн. Избранные этюды для начинающих (по выбору).

А. Гедике. 40 мелодических этюдов для начинающих. Соч. 32 №№ 23, 29-30.

Ф. Бургмюллер. Этюды. Соч. 100

Пьесы

М. Глинка. Чувство. Простодушие.

И. Гуммель. 6 легких пьес. Соч. 42 (по выбору).

В. Майкапар. Бирюльки. Соч. 28. Тревожная минута. Соч. 33. Элегия

В. Ребиков. Восточный танец.

П. Чайковский. Детский альбом. Соч. 39. Песня жаворонка. Камаринская. Полька.

Ф. Шуберт. Экосез соль мажор. Менуэт.

Р. Шуман. Альбом для юношества. Соч. 68. Маленький романс.

Охотничья песня.

В. Ребиков. Грустная песенка. Музыкальная табакерка.

Д. Шостакович. Танцы кукол: Лирический вальс.

В. Косенко. 24 легкие пьесы. Соч. 15. Дождик. Мазурка. Мелодия.

В. Раков. 8 пьес на тему русской народной песни. Полька. Сказка.

Ю. Левитин. Грустная песенка.

Г. Свиридов. Перед сном. Парень с гармошкой.

О. Хромушин. Уставший паровоз.

И. Есина. Старый виолончелист.

Ю. Лазарева. Детский альбом. Заколдованный вальс. Кусачки.

М. Шмитц. Микки Маус.

Полифонические произведения.

И.С. Бах. Ария соль минор. Менуэт ля минор.

И.С. Бах. Маленькие прелюдии и фуги. Тетрадь 1 №№ 1,3,5.

Г. Гендель. Двенадцать легких пьес: Сарабанда с вариациями, Куранта.

В. А. Моцарт. Жига.

Ф.Э. Бах. Менуэт.

И. Кригер. Сарабанда.

JI. Моцарт. Бурре ре минор.

М. Глинка. Четыре двухголосные фуги: Фуга ля минор.

С. Майкапар. Бирюльки. Соч. 28. Прелюдия и фугетта до-диез минор.

Произведения крупной формы.

В. А. Моцарт. Сонатина фа мажор ч. 1,2.

В. А. Моцарт. Шесть сонатин: №1 До мажор, № 4 Си бемоль мажор.

Д. Чимароза. Сонатина соль минор.

А. Диабелли. Сонатина Соль мажор.

М. Клементи. Сонатина до мажор ч.1,2. Соч. 36.

Ф. Кулау. Сонатина До мажор ч. 1,2

И. Беркович. Сонатина до мажор.

И. Беркович. Вариации на тему русской народной песни.

Н. Любарский. Вариации на тему русской народной песни соль минор.

Л. Бетховен. Сонатина фа мажор ч. 2.

5 класс

Этюды

Г. Беренс. 32 избранных этюда. Соч. 61 №№ 4-9, 23-30. Соч. 88. №№ 5, 7.

А. Бертини. 28 избранных этюдов. Соч. 29 и 42: №№ 1,6,7,10

А. Гедике. Соч.8. 10 миниатюр в форме этюдов (по выбору).12 мелодических этюдов. №№ 4-14

Соч. 59. Этюды №№ 12-17.

Т. Лак. Соч. 75. Этюды для левой руки ( по выбору). Соч. 95. Этюды №№ 1, 3, 5, 11, 19,20.

А. Лемуан. Соч.37. Этюды: №№ 28-30, 32, 33, 36, 37, 41, 44,48, 50.

А. Лешгорн. Соч. 66. №№ 6-12.

С. Майкапар. Соч. 31. Прелюдия-стаккато.

К. Черни. Избранные фортепианные этюды. Ред. Г. Гермера. Ч.2:№№ 5-8,12.

К. Черни. Соч. 299. Школа беглости: №№ 1-4, 6,7,11.

Л. Шитте. Соч. 68. Двадцать пять этюдов: №№ 18,19.

Пьесы.

В.Ф. Бах. Весна.

И. Беркович. Десять лирических пьес для фортепиано. Украинская мелодия.

И. Гайдн. Избранные пьесы для фортепиано. Аллегро фа мажор. Менуэт фа мажор. Маленькая пьеса си-бемоль мажор. Анданте.

Р. Глиэр. Альбом фортепианных пьес. Соч. 31. Романс. Листок из альбома. Русская песня.

Э. Григ. Лирические пьесы. Соч. 12. Вальс. Листок из альбома. Танец эльфов. Песня родины.

И. Гуммель. Рондо Фа мажор.

А. Грибоедов. Вальсы Ми мажор, Ля бемоль мажор.

А. Даргомыжский. Вальс " Табакерка".

Б. Дварионас. Маленькая сюита. Вальс ля минор.

А. Жилин. Три Вальса.

А. Зиринг. Полька. Сказание. Плясовая.

Д. Кабалевский. Избранные пьесы. Соч.27. Новелла. Драматический фрагмент.

А. Лядов. Танец комара.

А. Майкапар. Маленькие новелетты: Романс. Токкатина.

Ж. Металлиди. Осенью.

Т. Николаева. Старинный вальс.

С. Прокофьев. Соч. 65. Детская музыка: Утро, Вечер, Вальс.

В. Ребиков. Маленькая табакерка. Грустная песенка.

Н. Раков. Из юных дней: бабочка, Веселая забава. Рожь колосится.

М. Регер. Альбом для юношества. Соч. 17. Не слишком ли задорно. Бурлеска. Сломя голову.

Э. Сигмейстер. Фортепианные пьесы для детей.

П. Чайковский. Детский альбом: Вальс, Сладкая греза. Баба Яга.

Д. Шостакович. Танцы кукол: Полька. Вальс-шутка. Романс.

Р. Шуман. Альбом для юношества: Северная песня. Песня матросов.

Г.Свиридов. Альбом пьес для детей: Маленькая токката. Музыкальная шкатулка.

Полифонические произведения

И.С. Бах. Маленькие прелюдии и фуги. Тетр. 1. До мажор, Фа мажор; Тетр.2: Ре мажор.

И. С. Бах. Двухголосные инвенции: До мажор, ля минор. ми минор.

Г. Гендель. 12 легких пьес. Сарабанда, жига, прелюдия, аллеманда.

Н. Мясковский. Соч 43. В старинном стиле (фуга)

С. Майкапар. Соч. 8 Фугетта Соль диез минор.

Д. Кабалевский. Прелюдии и фуги (по выбору)

Произведения крупной формы

Я. Дюссек. . Соч. 20. Сонатина Ми бемоль мажор.

В. А. Моцарт. Сонатина Ля мажор, До мажор.

К. Вебер. Сонатина До мажор, ч. 1.

Я. Дюссек. Сонатина Соль мажор.

М. Клементи. Сонатины. Соч. 36. Ре мажор, ч. 1 соч. 38. Сонатина Соль мажор. ч.1.

Ф. Кулау. Соч. 59. Сонатина Ля мажор.

И. Гайдн. Соната-партита до минор. Сонатина соль минор ч.2, 3,4.

В. Майкапар. Вариации на русскую тему. Соч.8.

Р. Шуман. Детская соната. Соч. 118, ч.1.

6 класс

Этюды.

Г. Беренс. 32 избранных этюда. Соч.61, соч. 88 №№ 13, 14, 15.

А. Бертини. 28 избранных этюдов. Соч. 29, 32. №№ 15,16,17, 18.

Ф. Бургмюллер. Соч. 105, 109 (по выбору)

С. Геллер. 25 мелодических этюдов №№ 6. 7, 8.

Т. Лак. 20 избранных этюдов. Из соч. 75,95 (по выбору)

А. Лешгорн. Этюды. Соч.66. №№ 1, 15, 17, 18, 19.

В. Майкапар. Вроде жиги. Соч.30. Бурный поток.

К. Черни. Избранные фортепианные этюды. Ред. Г. Гермера №№ 15-21,24-32.

К. Черни. Школа беглости . Соч. 299. №№ 6, 7, 11, 18.

Л. Шитте. 25 этюдов. Соч. 68. №№ 18,19.

Пьесы.

Л. Бетховен. Соч. 33. Багатели: №№ 3, 6

М. Глинка. Прощальный вальс Соль мажор. Мазурка до минор.

Р. Глиэр. Шесть пьес. Соч.26. (по выбору).

Э. Григ. Соч. 17: Танец из Йольстера, Песня невесты.

Р. Шуман. Соч. 68. Альбом для юношества: Незнакомец. Зима.

В. Калинников. Грустная песенка. Русское интермеццо.

С. Прокофьев. Детская музыка. Соч.65. тарантелла. Игра в пятнашки.

Н. Раков. Акварели (24 пьесы в разных тональностях ). Белая лилия. Светлячок. Скерцино.

Э. Сигмейстер. Фортепианные пьесы для детей: Охота. Шотландский народный танец.

П. Чайковский. Детский альбом. Игра в лошадки.

П. Чайковский. Времена года. Соч. 37. Песня жаворонка.

Ф. Шуберт. Утренняя серенада.

Г. Свиридов. Альбом пьес для детей. Музыкальный момент. Грустная песенка.

А. Хачатурян. Детский альбом: Музыкальная картина.

Полифонические произведения

И.С. Бах. Двухголосные инвенции: Ре мажор, Ми-бемоль мажор, ми минор, си минор.

И. С. Бах. Маленькие прелюдии и фуги: трехголосные фуги №№ 4,5.

Г. Гендель. 12 легких пьес. Сарабанда. Жига. Аллеманда. Прелюдия.

И. Пахельбель. Чакона.

И. Маттезон. Сюита.

В. Купревич. Фуга ре минор.

А. Лядов. Канон. Соч.34. № 2 до минор.

Д. Кабалевский. Прелюдии и фуги ( по выбору)

Г. Пахульский. Канон ля минор.

Произведения крупной формы

Л. ван Бетховен. Легкая соната № 2 фа минор ч. 1.

К. Вебер. Анданте с вариациями.

Б. Дварионас. Вариации фа мажор.

Обр. Н. Выгодского Вариации на тему Паганини.

Д. Кабалевский. Соч. 40. Легкие вариации Ре мажор, ля минор.

М. Клементи. Соч. Соната. Ре мажор.

В. Моцарт. Концерт ре мажор, ч.2; Сонаты: До мажор.

К. Рейнеке. Сонатина № 2 ч. 1, Соч. 47.

Р. Шуман. Соната Соль мажор для юношества, ч. 3, 4.

Д. Чимароза. Сонаты ля минор, до минор.

Э. Тамберг. Маленькая сонатина соль минор.

7 класс

Этюды

С. Геллер. Соч. 45 №14- 16, 18.

Г. Беренс. 32 избранных этюда. Соч.61, 88. № 26-29.

А. Бертини. 28 избранных этюдов. Соч. 29, 32: №№ 20, 22-25.

Й. Крамер. Соч.60. Избранные этюды. №№ 1, 3, 9.

Т. Лак. 20 избранных этюдов. Соч.75, 95 (по выбору).

А. Лешгорн. Соч.66. Этюды: №№ 23, 25, 28. Соч. 136 (по выбору).

М. Мошковский. Соч. 18. Этюды: №№ 3, 8. 10, 11.

К. Черни. Соч.299. Школа беглости: №№ 20, 28-30.

К. Черни Соч.337. 40 ежедневных упражнений (по выбору).

Л. Шитге. Соч.68. 25 этюдов: №№ 21, 23, 25.

Пьесы

Л. Бетховен. Соч. 119. Багатели: № 3 Ре мажор. № 5 до минор; «К Элизе».

И. Гайдн. Аллегро ля мажор.

А. Гедике. Альбом фортепианных пьес (по выбору).

М. Глинка. Мазурка ля минор.

Р. Глиэр. Соч.1, № 1 Мазурка, соч. 16, № 1. Прелюдия, Соч.31: № 4.Грезы, № 5. Народная песня, № 6. Вальс. Соч.34: № 1. Маленькая поэма, № 21. В мечтах.

Э. Григ. Соч. 17. Я знаю маленькую девочку.

А. Гречанинов. Жалоба.

А. Гурилев. Полька-мазурка.

Б. Дварионас. Лес в снегу. На саночках с горки.

Ф. Мендельсон. Соч.72.Шесть детских пьес для фортепиано: №№ 1-5,

Песни без слов: № 4 Ля мажор, № 6 соль минор, № 9 Ми мажор,

№ 48 До мажор.

К. Дебюсси. Прелюдии: фа-диез минор, до-диез минор.

М. Мусоргский. Слеза.

С. Прокофьев. Соч.65. Детская музыка: Тарантелла. Игра в лошадки.

С. Прокофьев. Фортепианные пьесы для юношества: Скерцо. Менуэт. Вальс.

Н. Раков. Новеллетты. Акварели.

Г. Свиридов. Альбом пьес для детей: Марш на тему Глинки. Музыкальный момент.

А. Хачатурян. Детский альбом: Подражание народному.

П. Чайковский. Соч.37. Времена года: Подснежник.

А. Купревич. У Баха в Томаскирхе. Песня. Фонтаны Цвингера.

Полифонические произведения

И.С. Бах. Двухголосные инвенции Соль мажор, соль минор, Ля мажор.№ 5 ми-бемоль мажор, № 7 ми минор,

И.С. Бах. Трехголосные инвенции До мажор, до минор, Ми мажор, ми минор, Соль мажор, соль минор, си минор.

И.С. Бах. Французские сюиты: № 3 си минор - Аллеманда, Сарабанда, Менуэт; № 5 Ми бемоль мажор- Сарабанда. Ария. Менуэт.

Г. Гендель. Сюита соль мажор (польское издание).

Г. Гендель. Избранные произведения для фортепиано. Сост. и ред. Л. Ройзмана. Шесть маленьких фуг: № 4 Ре мажор, № 5 Фа мажор. № 6 До мажор.

Д. Кабалевский. Прелюдии и фуги (по выбору).

Е. Юцевич. Фуга.

Г. Пахульский. Канон ля минор.

Произведения крупной формы

Л. ван Бетховен. Соч. 49. Соната соль минор, ч. 1; Сонатина ми-бемоль мажор.ч. 1;

Л. ван Бетховен. Шесть вариаций на тему из оп. Дж. Паизиелло

«Прекрасная мельничиха»

Д. Бортнянский. Соната До мажор.

И. Ванхаль. Соната Ля мажор.

И. Гайдн. Сонаты: № 2 ми минор, чч.2,3; № 5 До мажор; № 7 Ре мажор, ч. 2, 3; № 12 Соль мажор; № 18 Ми мажор ч. 2.3; № 21 Фа мажор,ч.1; № 28 Ля мажор. чч.2,3; № 29 Ми мажор, ч. З; № 30 Си-бемоль мажор, ч. 1,2.

И. Гайдн. Концерт ре мажор, ч. 1.

Д. Кабалевский. Соч. 13. Сонатина До мажор.

Д. Кабалевский. Соч. 40. Легкие вариации: № 1 Ре мажор, № 2 ля минор.

М. Клементи. Соч.26 Соната Ре мажор.

В. Моцарт. Сонаты: № 2 Фа мажор,ч.2,3; № 4 Ми-бемоль мажор. ч.2,3 № 15 До мажор; № 19 Фа мажор. ч. 1; Рондо Ре мажор.

Н. Раков. Сонатина № 3 (« Юношеская»).

Д. Чимароза. Сонаты: до минор, си-бемоль мажор.

8 класс (класс профориентации)

Этюды

С. Беренс. Соч.61. Этюды. Тетр. 1-4 (по выбору).

А. Бертини. 28 избранных этюдов из соч. 29 и 32: №№ 25, 26.

И. Гуммель. Соч. 125. Этюды. Под. ред. И. Дакса ( по выбору ).

А. Кобылянский. Семь октавных этюдов: №№ 1,2.

И. Лев. Октавные этюды: Тарантелла.

А. Лешгорн. Соч.66. Этюды: №№ 27. 29, 32.

Э. Мак-Доуэлл. Соч.46. Этюд «Вечное движение» № 2.

К. Черни. Соч.299. Школа беглости: №№ 9, 17, 20, 23-25, 28, 29.

Соч.718. 24 этюда для левой руки: №№ 16, 17.

Г. Шмидт. Соч. З. Этюд № 22.

С. Геллер Соч. 46 Этюд № 26.

Пьесы

Л. Бетховен. Соч.33. Багатели: ми-бемоль мажор, ля мажор.

А. Бородин. Маленькая сюита: Ноктюрн, В монастыре.

Н. Гаврилин. « Ехал Тит по дрова». Полька, Вальс, Прелюдия, Токката.

М. Глинка. Мелодический вальс. Андалузский танец, Детская полька. Э. Григ. Соч. З. Поэтические картинки (по выбору)

Соч.38. Лирические пьесы: Мелодия, Элегия, Колыбельная

Соч.52. Сердце поэта.

Соч.54. Скерцо, Ноктюрн.

Соч.71. Кобольд.

А. Даргомыжский. Песня без слов Ля-бемоль мажор Скерцо

«Пылкость и хладнокровие»

А. Дворжак. Соч. 101. Юмореска №7

К. Караев. Две прелюдии.

М. Мусоргский. Избранные пьесы: В деревне; Детское скерцино.

Ф. Мендельсон. Песня без слов №№ 1, 2, 7, 12, 22.

С. Прокофьев Соч. 12, № 7 Прелюдия До мажор

Соч. 22 Мимолетности №№ 1,2,4,10,11,12,17

Соч. 25 Гавот из Классической симфонии

А. Рубинштейн Соч. 30. № 1 Барка

Соч. 44. № 1Романс

Соч. 69, № 2 Ноктюрн

Дж. Фильд. Ноктюрны: № 2 Си-бемоль мажор, № 3 ре минор.

П. Чайковский. Русская пляска.

Соч. 37 Времена года: Белые ночи, Баркарола, Осенняя песня

Г. Свиридов Музыкальный момент

Ф. Шуберт Соч.90 Экспромт Ми-бемоль мажор

Мельник и ручей

Б. Барток Соч. 6, №2 Багатель

Полифонические пьесы.

И.С. Бах. Французские сюиты Ми мажор, Соль мажор

Английские сюиты: № 2 ля минор: Прелюдия, Бурре.

№ 3 соль минор - Гавот, Аллеманда.

№ 5 ми минор - Сарабанда.

Маленькие прелюдии и фуги: Прелюдия с фугеттой № 7, 8.

Трехголосные инвенции: № 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 13, 14.

Г. Гендель. Фугетта Ре мажор. Чакона Фа мажор. Сюита Соль мажор.

М. Глинка. Фуга ля минор.

А. Хачатурян. Детский альбом: Инвенция.

Произведения крупной формы.

Л. ван Бетховен. Девять вариаций ля мажор; Шесть легких вариаций соль мажор.

Легкая соната ре мажор (финал).

Д. Бортнянский. Соната Фа мажор, ч.1

И. Гайдн. Соната № 7 Ре мажор, ч. 1; № 17 Соль мажор, ч.1,3; № 20 Ре мажор; № 26 Си-бемоль мажор.

Д. Кабалевский. Соч. 13. Сонатина № 2 соль минор; Соната № 3 Фа мажор, чч.2,3.

М. Клементи. Соч. 1. Соната Ми-бемоль мажор

В. А. Моцарт. Сонаты № 5 Соль мажор, ч. 1; № 7 До мажор, ч. 1; № 9 Ре мажор, ч. 1; Фантазия ре минор.

Н. Раков. Лирическая сонатина № 4 ля минор. Сонатина ми минор.

М. Глинка. Вариации на тему «Среди долины ровныя».

5.2. Список методической литературы

1. Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах ДМШ (ДШИ). - М.: 1988.
2. Музыкальный инструмент (фортепиано). Программа для ДМШ (ДШИ). - М.: 1988.
3. Класс специального фортепиано. Программа для ДМШ. - М.: 1973.
4. Алексеев А. «О воспитании музыканта - исполнителя». - Советская музыка. - 1980. - №2.

5. Авазашвили М. Нотная тетрадь для упражнений. - Тбилиси. 1979

6.Альтерман С. Сорок уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет. Тетради I, II. - Санкт-Петербург: Композитор, 1999.

7.Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. - М.: Советский композитор,1985

8. Бальчитис Э. О системе и методах обучения музыке в средних классах общеобразовательных школ Литвы. // Музыкальное воспитание в СССР. Выпуск 1. - М.: Советский композитор, 1978

9.Баренбойм Л.А. Путь к музицированию.- Л. 1979

10. Баренбойм Л., Перунова Н. "Путь к музыке". Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано. - Л., 1988.

11. Баренбойм. Карл Орф и институт его имени. // Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. Составитель Л.А. Баренбойм. М.: Советский композитор, 1978.

12.Булаева О., Геталова О. Учусь импровизировать и сочинять. Творческая тетрадь III. Гармония. Аккомпанемент. - Санкт-Петербург, Композитор, 1998.

13. Браудо М. «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе». - М.: 2001.

14. Ветлугина Н. Методы музыкального воспитания ребенка в детском саду // Музыкальное воспитание в СССР. Выпуск 1. - М.: Советский композитор, 1978

15.Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». - М.: 2002.

16.Достал Я. О начальном обучении менее способных детей. // Ребенок за роялем. Педагоги социалистических стран о фортепианной методике. - М.,1981.

17. Достал Я. Ребенок за роялем - обязанность и игра. // Ребенок за роялем. Педагоги социалистических стран о фортепианной методике. - М.,1981.

18. Камаева, Т. Камаев А. Азартное сольфеджио. - М.: Владос, 2004.

19. Кеетман Г. Элементарное музыкальное воспитание.//Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. - М.: Советский композитор, 1978.

20.Келлер В. Введение в "Музыку для детей". //Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. - М.: Советский композитор, 1978.

21. Коновалов А. "ДОНОТЫШИ". - Курган, 1999.

22.Ляховицкая С. Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре. - Л. 1979.

23. Ляховицкая С. Развитие активности, самостоятельности и сознательности учащихся / С. Ляховицкая //Вопросы фортепианной педагогики: сб. статей под общ. ред. Н. Натансона. Выпуск 3. - М.: Музыка, 1973. - С. 39 - 67.

24. Мартинсен К. «Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано». - М.: 2002.25.

25. Мальцев С. О необходимости обучения классической гармонии в младших классах ДМШ. // Тезисы научно-теоретической конференции по проблемам воспитания и обучения педагога-музыканта (5-10 апреля 1980 г.). - Тбилиси, 1980.

26.Марморштейн Ф. Экспериментальная работа на уроках сольфеджио в специальной средней музыкальной школе // Музыкальное воспитание в СССР. Выпуск 1. - М.: Советский композитор, 1978

27. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся пед. уч-щ. Под ред Н.А. Ветлугиной. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1982.

29. Музыкальное домино. - М.: Классика - XXI, 1998.

30. Мильштейн Я. «Хорошо темперированный клавир» Баха. - М.: 1967.
31. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры». - М.: 1961.

32. Психологический словарь. - М.: "Педагогика-пресс",1997

33. Перминова М. Волшебный рояль. Сказочная школа игры на фортепиано. - Тула, ГМРИП "Левша", 1995.

34. Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. - М.: Классика - XXI, 2004, с.6-7.

35.Рябов И., Рябов С. Пианист. Шаг за шагом. 1 класс.1часть Учебное пособие. - Киев, 1991

36.Родионова Т. Учитесь импровизации... // Музыкальная жизнь,1990, N 7

37. Тимакин Е. «Воспитание пианиста». - М.: 1989.
38. Щапов А. «Фортепианная педагогика». - М.: 1960.
39. Фейгин М. «Индивидуальность ученика и искусство педагога». - М.: 1975.
40. Смирнова Т. ALLEGRO Фортепиано. Интенсивный курс. Методические рекомендации. - М.: Издательство ЦДСК, 1994.

41. Смирнова Т. Учебное пособие "Allegro". Методическая часть: Беседа "Интерпретация из серии "Воспитание искусством или искусство воспитания". - М., 2001.

42. Старовойтова Л. Игра в игру на фортепиано, тетрадь первая. - М., 2003.
43. Тургенева Э., Малюков А. Пианист-фантазер. - Часть 1, М.: Советский композитор, 1987; часть 2 , М.: Советский композитор, 1988.

44.Туркина Е. Котенок на клавишах. Фортепиано для самых маленьких. Части I, II, III. - Санкт-Петербург, 1996, 1997, 1998.

45. Филипп Г. Импровизация как составная часть фортепианного обучения. // Ребенок за роялем. Педагоги социалистических стран о фортепианной методике. - М.,1981.

46. Хереско Л. Музыкальные картинки. - Л., 1979

47. Шмидт - Шкловская А. «О воспитании пианистических навыков». - Ленинград: 1985.

48. Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слез, или я - детский педагог. - Санкт-Петербург, 2002.



© 2010-2022