- Преподавателю
- Музыка
- Влияние современного педагогического процесса на здоровье учащихся
Влияние современного педагогического процесса на здоровье учащихся
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Митрюхина Е.А. |
Дата | 02.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Влияние современного педагогического процесса
на здоровье учащихся.
И сотворили школу так, как велел им дьявол. Ребёнок любит природу, поэтому его замкнули в четырёх стенах. Ребёнку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому всё устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы, Он не может оставаться без движения - его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить - ему приказали молчать. Он стремится понять - ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания - они ему даются в готовом виде.
А. Ферьер
В последние годы в нашем обществе всё очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья детей. Идеи приоритетности и значимости здоровья и здорового образа жизни для развития общества не для всех очевидны. Такие социальные пороки, как бездуховность, алкоголизм, наркомания, преступность, разрастаясь, калечат психическое и физическое здоровье нации и порой сводят на нет все усилия педагогов по воспитанию подрастающего поколения. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признаётся и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Поэтому задача школы в укреплении здоровья детей монет рассматриваться как важное условие разностороннего развития и становления личности, способной адаптироваться в сложной социокультурной обстановке.
Многие причины ухудшения здоровья школьников так или иначе замыкаются на школе:
-
снижение общей двигательной активности детей, связанное с перегрузкой учебной деятельностью;
-
несформированность более чем у половины учащихся, особенно младших школьников, целесообразных для их возраста элементарных гигиенических навыков;
-
введение дополнительных предметов и кружков, особенно на первом году обучения, приводит к ухудшению состояния здоровья у 75 % учащихся начальной школы;
-
нарушение гигиенических норм;
-
недостаточный учёт показателей здоровья учащихся при распределении учебной нагрузки;
-
традиционная "конструкция школьной жизни", связанная с сидячим образом жизни;
-
агрессивное отношение к ученикам отдельных учителей и др.
Проблема охраны и укрепления здоровья детей очень многогранна и сложна. Забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, всего педагогического коллектива и самого ребёнка.
Ребёнок должен осознавать, что быть здоровым - его обязанность перед самим собой. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем труднее учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями.
Обращение к данной теме обусловлено тем фактором, что здоровье детей, далеко не идеальное на момент их поступления в школу, ухудшается уже к концу первого полугодия первого года обучения. Одной из причин этого, безусловно, является адаптация первоклассников к школе, но в то же время наблюдается влияние и других факторов. В результате наблюдений и аналитической деятельности учителей и учёных-практиков выявлены "болезнетворные" факторы: объективные и субъективные.
Субъективными являются факторы, которые связаны с различными видами взаимодействия между субъектами образовательного процесса - учителями, учащимися и их родителями; объективные факторы выходят за рамки их межличностных отношений и определяются различными нормативными документами, регулирующими организацию образовательного процесса: учебными планами, программами, методическими указаниями.
Начнём с анализа объективных факторов. Наша школа, давая знания детям, очень часто приносит огромный вред их здоровью. К окончанию 4 класса многие дети приобретают ряд заболеваний, которые впоследствии переходят в хронические. На первом месте по степени отрицательного влияния на здоровье учащихся стоит преподавание и обучение в режиме "готового знания" что значит, что детям с первого дня обучения в школе предлагается определённая информация для усвоения на уроке, причём она, как правилоуже сформулирована полностью и однозначно. Такой подход к обучению зафиксирован в традиционной методике:
-
учитель знакомит детей с новым материалом, используя различные монологические методы;
-
учащиеся осваивают этот материал, запоминая его посредством многократных, иногда вариативных повторений и упражнений;
-
учащиеся "возвращают" учителю полученное от него знание так, как они его усвоили или, точнее, запомнили.
При таком подходе остаётся совершенно невостребованным опыт учащихся, который они приобретают в своей обыденной жизни, наблюдая за окружающим миром и общаясь с ним. При таком репродуктивном обучении для достижения, успешных результатов школьникам нужна только хорошая память и умение работать по образцу, а учителю достаточно в совершенстве владеть только одним видом психологии - психологией развития памяти.
Описанный метод обучения ассоциируется с ситуацией, когда человеку постоянно кладут в рот хорошо измельчённую пищу, которую уже не требуется жевать. Что же происходит с природной активностью процессов познания и мышления у детей при таком обучении? Присущие детям любознательность, пытливость, стремление к познанию, творчеству, признаком которых являются нескончаемые вопросы "Почему?" и "Зачем?", которые дети задают в возрасте 5-6 лет, в процессе обучения в режиме готового знания постепенно гаснут, интерес к учёбе ослабевает, и учение превращается в насилие над детьми. Дети постепенно привыкают отвечать на вопросы и отвыкают задавать их. А ведь известно, что активное познание начинается с вопроса, которым человек задаётся сам, когда он осознанно или неосознанно обнаруживает область своего незнания, и определяется тем, что он хочет узнать.
Преобладание в системе образования преподавания в режиме "готового знания", которое не нужно самостоятельно добывать, порождает образование, угнетающее познавательную активность и деятельностную самостоятельность учащихся и взращивающее у них интеллектуальную, а затем и физическую лень, которая, согласно концепции здоровья известного хирурга, профессора Н.М.Амосова, является одной из главных причин болезней человека.
Всё чаще педагоги, психологи, медики и, конечно, родители задаются вопросом: как сделать урок здоровьесберегающим? Да, сохранить, укрепить здоровье ребёнка сегодня необходимо. Задача сохранения здоровья детей в образовательном процессе требует изменения технологии его организаций а части логики и способов изложения учебного материала, методов, средств и организационных форм обучения. Можно предложить некоторые пути сохранения здоровья детей в рамках традиционного урока.
Это может быть:
-
комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся;
-
проведение на уроке разнообразных валеологических пауз, направленных на поддержание у учащихся высокого уровня работоспособности;
-
объяснение нового материала с опорой на объективный опыт учащихся, как это предлагается в технологии личностно ориентированного обучения;
-
постановка вопросов в форме, предполагающей возможность размышления и вместе с тем допускающей возможность забывания ("Как вы думаете..?", "Кто из вас знает..?", "Кто что-нибудь слышал об этом..?", "Кто помнит..?");
-
опрос только тех учащихся, которые желают отвечать. Ясно, что данное предложение противоречит нормативным требованиям - опрашивать последовательно всех учащихся. Однако признание здоровья главной ценностью человеческой жизни требует изменения подхода к опросу и оцениванию учащихся. Доказано, что стремиться к успеху может только тот человек, который хотя бы однажды пережил ситуацию успеха.
В психологии существует понятие "ситуация успеха", т.е. такая ситуация, в результате которой действия, совершаемые учеником, приносят ему чувство удовлетворения своими достижениями, гордости за свой труд, самоуважения. Психологи выделяют четыре фактора, которые определи от уровень мотивации достижения успеха:
1. Стремление к успеху. Его можно заменить фразой: "Я очень хочу это сделать".
Современная педагогика утверждает, что пока учитель не пробудил в детях желание узнать новое по данной проблеме, не надо их этому учить - это бесполезно.
-
Надежда на успех: «Мне это по силам». Я справлюсь, я уверен в себе". Наличие веры в успех способствует более лёгкому включению школьников в познавательную деятельность.
-
Вероятность достижения успеха: "Всё зависит от меня."
-
Субъективные (индивидуальные) эталоны оценки достижений "Сегодня я стал лучше, чем вчера"
Если у ребёнка нет надежды на успех в деле, которым он занят, у него появляется ситуация избегания неудач. Это может привести к снижению, самооценки. Главный смысл её заключается в самоконтроле ученика. Важность самооценки не только в том, что она позволяет ребёнку увидеть сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что он получает возможность, выстроить собственную программу дальнейшей деятельности. Анализ современных критериев оценки знаний учащихся наводит на мысль о том, что оценивается скорее не знание само по себе, а точность воспроизведения полученной от учителя информации или прилежание ученика.
Ученик, как на плаху, выходит к доске,
Две шпаргалки запрятаны в левом носках.
Отчуждённость в глазах - глубже спрятать свечу.
(Я идти не хочу, не хочу, не хочу,
Ведь меня не зовут, чтоб - любить, чтоб - лечить,
А зовут - уличить, уличить, уличить.)
Вам не нравится эта картина, как крик?
-Класс. Учитель. Зевота. Стоит ученик...
Как мне Вам объяснить, чтоб смогли Вы понять,
Что нельзя Вам ни строить его, ни ломать,
Как нельзя изготовить цветка лепесток,
Если в вашей руке молоток, молоток.
(Если б вместо него Вам бы тоже свечу,
Я на этот огонь - захочу! Полечу!)
Как прекрасен итог: сколько знаний всего
Вы вложили в него! А всего - ничего:
Чур от сих и до сих - истин сто прописных,
Нудных правил, законов пустой хоровод....
Из учебной программы решёток стальных
Отпустите его - пусть душа оживет,
Отпустите его - пусть душа воспарит,
Если в спящей душе ещё что-то горит,
Если Вы не успели свечу затушить...
А иначе нет смысла и повода нет!
С.Краснянский
С позиции сохранения здоровья детей целесообразно ставить ученику отметку только тогда, когда он действительно знает. Преподавание в школе показывает, что только такое оценивание является действенным стимулом к познанию. Следует отметить, что безотметочная система оценки, результатов учебной деятельности учащихся первого и второго годов обучения в первую очередь ориентирована на сохранение психического здоровья детей и формирование у них адекватной самооценки.
упорядочение системы домашних заданий, согласованной с индивидуальными возможностями учеников, требованиями 10-балльной системы оценивания Знаний учащихся, упорядочение графика контрольных работ по различным предметом.
Следует отметить, что в конце каждой четверти, а также в конце учебного года контрольные работы проводятся почти одновременно по всем учебным предметам. Согласно результатам диагностики психического и физического состояния здоровья учащихся в эти дни, высокий уровень истощения жизненных сил наблюдается у 95-98% учащихся. Признаками данного состояния являются головные боли, повышение раздражительности, агрессивности, у многих детей возникает расстройство пищеварения. Большинство учащихся на следующем после контрольной работы уроке практически недееспособны: у них расстроено внимание, проявляется апатия ко всему происходящему вокруг, эмоциональное безразличие на любые замечания в их адрес. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса возможна только при проведении не более двух контрольных работ в неделю. При этом день каждой контрольной работы должен устанавливаться с учётом недельной биологической активности организма ребёнка (во вторник и среду).
Урок будет нести радость, будет здоровьесберегающим и здоровьеразвивающим, если ученики вместе с учителем будут предполагать и сомневаться, искать и находить ответы на вопросы.
Удивительно, но дети забывают о том, что идёт урок, когда они вместе проживают тот отрезок времени, в течение которого они учатся, познают новое и взросл8ют. Ведь когда ребёнок совершенно свободно чувствует себя в классе, когда он желает открыть неизвестное, когда ему интересно общаться с учителем и он хочет идти вперёд сам - это ли не развитие, это ли не сохраняет ему здоровье?
Наша задача сегодня - научить ребёнка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять.