ЗВУКИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ И ШУМОВЫЕ

Методическая разработка посвящена проблеме развития  творческого потенциала  растущего человека  через средства художественной выразительности,  на примере понимания художественного образа осени. В разработке раскрываются следующие вопросы: знание времён года, эстетическое восприятие звуков осеннего леса на примере композиторов Шуберт, Сен-Санс, проникновение в тайны природы. Разработка полезна учителям музыки начальной школы и педагогам дополнительного образования. Актуальность данной работы - в принципиально новом подходе к проведению урока  в общеобразовательной школе, заключающемся в формировании, помимо профессиональных музыкальных способностей, личностных качеств, соответствующих законам нравственности, а также - в целенаправленной работе по раскрытию творческой индивидуальности ребенка и предоставлении возможности развития его творческого потенциала.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №70

г. Липецка

















ПЛАН-КОНСПЕКТ

урока музыки в 1 классе

«ЗВУКИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ И ШУМОВЫЕ»











Разработал:

учитель музыки высшей категории

Дюкова Ирина Юрьевна









Липецк

2013 год

Аннотация

Методическая разработка посвящена проблеме развития творческого потенциала растущего человека через средства художественной выразительности, на примере понимания художественного образа осени.

В разработке раскрываются следующие вопросы: знание времён года, эстетическое восприятие звуков осеннего леса на примере композиторов Шуберт, Сен-Санс, проникновение в тайны природы.

Разработка полезна учителям музыки начальной школы и педагогам дополнительного образования.

Введение

Актуальность данной работы - в принципиально новом подходе к проведению урока в общеобразовательной школе, заключающемся в формировании, помимо профессиональных музыкальных способностей, личностных качеств, соответствующих законам нравственности, а также - в целенаправленной работе по раскрытию творческой индивидуальности ребенка и предоставлении возможности развития его творческого потенциала.

Разработка урока является авторской.

Цель методической разработки углубить понимание художественного образа осени как времени года музыкального и живописного, нравственно - эстетическое восприятие родной природы.

Условиями применения является качественное преподавание уроков музыки при наличие компьютера и проектора в классе.

Основная часть

План - конспект

урока музыки по учебнику «Музыка» 1 класс

Тема урока «ЗВУКИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ И ШУМОВЫЕ»

Класс: 1

Форма урока: урок - исследование

Краткое описание:

Урок музыки по теме «ЗВУКИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ И ШУМОВЫЕ» проводится в первом классе по системе РО Т.И.Баклановой. Этот урок является завершающим по данной теме и проводится в конце 1четверти.

Оборудование

  1. Компьютер, проектор.

  2. Презентация «Золотая осень» в произведениях русских художниках

  3. Фонограммы: «Вечер в лесу. Экспромт» Ф.Шуберт, «Кукушка в лесу» К. Сен-Санс, «Лебедь» К. Сен-Санс. «Лесное озеро» - звуки. Песенный репертуар: «Зверобика» муз. Б.Савельев сл. А.Хайт

Ссылка на приложения: yadi.sk/d/hiQRLX-tJqdxn

  1. Выставка детских работ по теме «Осень»

Технологическая карта изучения темы

Тема:

«ЗВУКИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ И ШУМОВЫЕ»

Тип урока по целеполаганию:

Обобщение темы

Цель урока:

Углубить понимание художественного образа осени как времени года (музыкального и живописного), нравственно - эстетическое восприятие родной природы).

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • Формировать нравственно - эстетические переживания учащихся на основе восприятия произведений музыки, живописи, о природе.

  • Познакомить с музыкой композиторов Ф.Шуберт, К. Сен-Санс, сопоставив с картинами «Золотая осень». Обобщить весь жизненный опыт детей об этом времени года.

  • Формировать представление о сходстве и различие произведений искусства, наблюдать за процессом музыкального развития.

  1. Развивающие:

  • Развитие вокально-хоровых навыков, необходимых для выразительного исполнения песен, ладового чувства.

  • Развитие навыков сравнительного восприятия музыкального произведения и художественных картин; активизация тембрового, динамического и ладового слуха.

  1. Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к миру природы, чувство ответственности за окружающую нас природу.

Личностные УУД:

- воспитывать любовь к миру природы, чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой.

Предметные результаты:

- знание времён года;

- работа с презентацией, с раздаточным материалом, извлечение из них необходимой информации;

-устанавливать зависимость природных явлений;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Метапредметные УУД:

Личностные УУД: воспитывать любовь к миру природы, чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой.

Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, осуществлять синтез, как составление целого из частей.

Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое мнение на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, допускать возможность существования у учащихся различных точек зрения, в том числе на позицию ученика в общении и взаимодействии.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Музыка, изобразительное искусство

Фронтальная, индивидуальная.

1 этап: Самоопределение к деятельности.

Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.

Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Вход «Вечер в лесу. Экспромт» Ф.Шуберт (прил. 1)

  2. Музыкальное приветствие.

Настраиваются на работу.

Исполняют музыкальное приветствие.


II этап. Актуализация знаний

(беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока)

Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся.

Формируемые УУД: овладение логическим действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий.

- Ребята, вы вошли в класс под звуки удивительно прекрасной музыки. Что вы увидели, слушая это произведение.

Давайте вы, с помощью движения рук, изобразите эту чудесную картину.

В осеннем лесу шуршали листья, журчал ручей, пели птицы, и начался дождь. Сначала капельки дождя капали медленно, а потом всё быстрее.

Ученики первого ряда плавно протяжно показывают руками журчание воды и движение ветерка, а ребята второго и третьего ряда - музыку дождя.

III этап. Постановка учебной задачи

Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока.

Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

использование анализа для выявления общего понятия.

Видеофильм «Осень в лесу» (прил. 2)

- Вы догадались, о чем мы с вами будем говорить на уроке.

Смотрят видеофильм.

Высказывают своё мнение.

Об осени, о звуках леса.

IVэтап. Изучение новой темы (Решение учебной задачи)

(фронтальная беседа на основе презентации)

Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения.

Формируемые УУД: овладение сведениями об осенних звуках леса, а также базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; установление причинно - следственных связей; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач во время слушания музыкальных произведений.

1.-Да, мы отправляемся с вами в осенний лес, вслушаемся повнимательнее, какие свои тайны он нам расскажет, с кем нас познакомит. Я уже слышу голос какой-то птицы. А вы определите, кто для нас поёт. («Кукушка в глубине леса» К.Сен-Санс) (прил. 3)

-Кукушке так одиноко, давайте мы ей подпоём.

-Кукушки так понравились ваши голоса, что она решила показать нам в лесу своё любимое место.

Мы пойдём за кукушкой и полюбуемся картинами золотой осени в произведениях русских художников.

Презентация «Золотая осень» (прил. 4)

2.-Послушайте, чудесные звуки, и скажите, куда нас привела кукушка?

(звуки «Лесное озеро») (прил. 5)

.

3.-Озеро нам дарит удивительную встречу с представителем животного мира, вслушайтесь в мелодию, в характер музыки, в музыкальные инструменты и ответьте на вопрос. Кто это? Чтобы вам легче было определить, мы с вами повторим и покажем движениями средства музыкальной выразительности.

(Слушание «Лебедь» К. Сен-Санс) (прил. 6)

4.-Для вас у меня есть интересное задание. Вы посмотрите видеосюжет, где изображён прекрасный лебедь и поиграете на том инструменте, который услышите.

Видеосюжет «Лебедь» (прил. 7)

Высказывают своё мнение.


Пропевание темы кукушки во время звучания музыки.


Высказывают своё впечатление об увиденном на картинах.


Высказывают своё мнение.

Пластическое интонирование под музыку.

.

Показ руками за учителем виды мелодий, регистры, темпы.

Высказывают своё мнение. (Лебедь, музыка звучала протяжно, была средняя по высоте, можно было услышать переливы воды в аккомпанементе)

Смотрят видеосюжет «Лебедь», и играют на виолончели.

Vэтап. Первичное закрепление (Создание учебной ситуации)

Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.

Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью; готовность слушать собеседника.

-Мы полюбовались красотой пластичностью лебедя, но и другие животные тоже находятся в движении и при этом, конечно, издают разные звуки.

Давайте выучим песню «Зверобика» (прил. 8) Какие звуки можно услышать, когда ползёт змея, а цапля ловит клювом лягушат.

Разучивают и исполняют песню «Зверобика», куплеты про змею и цаплю, 1 ряд, изображая животных, 2 ряд - шуршание змеи, 2 ряд - щелканье клюва цапли.

VI этап. Обобщение и закрепление. (Контроль).


Цель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний.

Формируемые УУД: становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения

Сегодня на нашем уроке мы совершили удивительное путешествие в осенний лес, который приоткрыл нам свои тайны с помощью звуков. Представьте, что вы композиторы, вы сочинили музыку, звучащую на уроке, и вам осталось только её назвать. «Назови автора»

Соотнесите репродукцию картины и автора

Ответы детей (Дождик, кукушка, лесное озеро, лебедь, зверобика)

VII этап. Рефлексия.


Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Формируемые УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; контролировать результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения.

Вывод: Сегодня на уроке вы наблюдали, как, художники и музыканты разными средствами своего искусства рассказывали о красоте и звуках осени,

- Какое произведение искусства вас заинтересовало?

- В осени есть своя необыкновенная краса, своя прелесть. И во многом от вас зависит, будет ли красота природы радовать нас и в другое время года.

- С каким настроением уходите с урока? Поднимите карточку настроения.

Выход из класса: «Вечер в лесу. Экспромт» Ф.Шуберт


Отвечают на вопросы.



Самооценка.

Заключение

Методическая разработка урока музыки помимо формирования музыкальных способностей, ориентирована на раскрытие творческого потенциала ребенка, воспитание нравственности как фундамента его личностного развития.

Список литературы

music-fantasy.ru/serii/volshebnye-golosa-prirody

Оглавление

  1. Аннотация 2

  2. Введение 2

  3. Основная часть 3

  4. Заключение 8

  5. Список литературы 8

9


© 2010-2022