Урок музыки во 2 классе по теме Опера Руслан и Людмила

Раздел Музыка
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет музыка

Урок № 21

Тема урока: Опера «Руслан и Людмила» 2 класс

Тип урока: Путешествие в сказку

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

  • Раскрыть через художественный образ общечеловеческую тему добра и зла.

Задачи:

  • Научить анализировать прослушанные музыкальные произведения, проводить сравнительную характеристику образов.

  • Развивать творческие способности и мышление учащихся.

  • Формировать позитивное отношение к классической музыке.

Музыкальный материал к уроку:

Фрагменты из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила»:

  • Речитатив и ария из II действия;

  • Марш Черномора

  • Песня Баяна

  • Песня о маме

Ход урока.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

2.. Вступительная беседа




3.Слушание «Песня Баяна»

4 . Слайд с портретом композитора и название оперы.





5. Дети слушают арию Руслана

«Дай Перун….»


6. «О, Людмила, Льль дарил мне радость..»


7. Работа в малых группах.





8 Марш Черномора.






1.Музыкальное приветствие.

2. . Вступительная беседа

Сегодняшний урок я начну хорошо известными поэтическими строчками:

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…

  • Какому поэту принадлежат эти строки?

  • В каком характере написаны стихи? ( Работа с учебником с 82-83)



  • Сходство и различие с началом поэмы!

Ещё при жизни великого поэта М.И. Глинка задумал написать оперу «Руслан и Людмила», надеясь на взаимное сотрудничество. Но, к сожалению, трагическая гибель Пушкина помешала осуществлению этой мечты. Опера была написана после смерти поэта. На основе сказочной поэмы М.И. Глинка создал произведение о победе добра над злом, любви над предательством и коварством, воплотил народную веру в торжество света над тьмой.

  • Какими качествами нужно обладать, чтобы победить зло и несправедливость?

  • Можно ли передать эти качества в музыке?

  • Какая на ваш взгляд должна быть эта музыка?



  • Послушаем фрагмент из арии Руслана. Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для создания образа главного героя?

  • Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике?

Глинка наделяет своего героя и другими качествами.

  • Какими?



  • Какое значение играет музыка в раскрытии характера героя?

Учащимся предлагается видеоряд, из которого они должны выбрать репродукции, соответствующие музыкальному образу Руслана, и расположить их в последовательности, соответствующей характеру музыки)

  • Кто олицетворяет силы зла в поэме А.С. Пушкина?

Коварный, злобный Черномор,
Семейства нашего позор,
Рожденный карлой, с бородою...
...Умен, как бес, и зол ужасно.
Притом же, знай, к моей беде,
В его чудесной бороде
Таится сила роковая...

Так описывает Черномора в своей поэме А.С. Пушкин.


Попробуйте составить музыкальный портрет Черномора, опираясь на эту характеристику.

Теперь послушаем, как характеризует Черномора сам композитор.

  • Определите какой жанр он для этого выбирает?

Попробуем промаршировать под эту музыку.

  • Удобно вам было маршировать?

  • По каким признакам мы можем определить, что этот герой фантастический, сказочный?

Борьба добра и зла - одна из основных тем в искусстве. Возможно это потому, что в реальной жизни нам тоже приходится встречаться как с добром, так и со злом. В нас самих часто борются плохие и хорошие мысли. И как поется в песне: «Хоть зло на проделки хитро, но всё ж побеждает добро».

1.Дети приветствуют учителя




Пушкину А. С.

………….

Дети отвечают на вопрос учебника стр 83.




Мужеством, бесстрашием.

Да

Дети используют материал учебника стр 82


Дети отвечают.


Дети отвечают.

Дети отвечают.

Дети слушают весь фрагмент и подбирают иллюстрации к музыке

Дети отвечают.



Дети составляют.


Дети слушают и определяют жанр.


Дети отвечают.

Исполнение марша с бубнами и треугольниками.

Ответь на вопросы.



  1. Кто такой солист?



  1. Что значит петь хором?



  1. Назовите имена главных героев оперы? Они одинаковые или разные(контрастные)?



  1. Они несли добро или зло?



  1. Назовите фамилию русского композитора, написавшего оперу!



Видиоряд для работы в малых группах.





Урок музыки во 2 классе по теме Опера Руслан и Людмила

Урок музыки во 2 классе по теме Опера Руслан и Людмила

Урок музыки во 2 классе по теме Опера Руслан и Людмила

Урок музыки во 2 классе по теме Опера Руслан и Людмила

© 2010-2022