• Преподавателю
  • Музыка
  • Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» учебная программа «Ансамбль»

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» учебная программа «Ансамбль»

Данная программа направлена на развитие навыков коллективного музицирования в классе фортепиано.Предмет учебной дисциплины «Ансамбль» является частью общей программы на предпрофессиональном отделении и ориентирован на учащихся 1-8(9) классов ДШИ. Программа представляет собой синтез разных видов деятельности: - образовательно-воспитательный, обеспечивающий целенаправленное влияние преподавателя на поведение и деятельность детей, его содействие семье в развитии творческого потенциала личности ребёнка. - ценностно-эстетической, приобщающей детей к различным видам искусства и позволяющей формировать у них социально-значимые ценности, активное деятельное включение ребёнка в творческий процесс через проведение учебных занятий, конкурсных программ, организацию концертов. - интеллектуально – познавательной,  стимулирующий развитие интеллектуального потенциала и познавательного интереса ребёнка, его включённости в познавательную деятельность.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» учебная программа «Ансамбль»


Структура программы учебного предмета


I. Пояснительная записка


- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;


- Срок реализации учебного предмета;


- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;


- Форма проведения учебных аудиторных занятий;


- Цели и задачи учебного предмета;


- Методы обучения;


- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;


II. Содержание учебного предмета


- Сведения о затратах учебного времени;


- Годовые требования по классам и примерные репертуарные списки (приложение 1)


- Примерные программы для выступлений на зачётах и контрольных уроках (приложение 2)


III. Требования к уровню подготовки обучающихся


IV. Формы и методы контроля, система оценок


- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;


- Критерии оценки;


V. Методическое обеспечение учебного процесса


- Методические рекомендации педагогическим работникам;


- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;


VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы


-Пояснение к репертуарному списку;

- Список рекомендуемой методической литературы

- Список рекомендуемых нотных сборников(прил.3)


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе

Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с

учетом федеральных государственных требований к дополнительной

предпрофессиональной общеобразовательной программе в области

музыкального искусства «Фортепиано».

Данная программа предназначена для занятий с детьми,обучающимися в 1-

8(9) классах ДШИ и входит в обязательную часть предметной области

«Музыкальное исполнительство».

Программа «Ансамбль» имеет вариативную часть,которая даёт возможность

углубления подготовки обучающихся,определяемой содержанием

обязательной части ОП, для получения обучающимися дополнительных

знаний,умений и навыков.

Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки,

полученные на занятиях в классе по специальности.

За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и

навыков, необходимых для совместного музицирования.

Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе

следующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-ручного и 2-

рояльного исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров

отечественных и зарубежных композиторов.

Также как и по предмету «Специальность и чтение с листа», программа по

фортепианному ансамблю опирается на академический репертуар, знакомит

учащихся с разными музыкальными стилями: барокко, венской классикой,

романтизмом, импрессионизмом, русской музыкой 19 и 20 века.

Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого

творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу,

совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на

высоком художественном уровне.

К занятиям юных пианистов по учебному предмету «Ансамбль» могут привлекаться ученики,обучающиеся на других отделениях (смешанные инструментальные ансамбли любого состава). Кроме того,

обучение игре в ансамбле может проходить в форме совместного

исполнения музыкальных произведений ученика и преподавателя.

В 8 классе возможно продолжение изучения предмета «Ансамбль».

2. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»


Срок реализации данной программы составляет восемь лет (с 1 по 8

класс).


3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:


Таблица 1.

Вид учебной работы: «Ансамбль»

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

495

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

198

в том числе:

-практические занятия

-контрольные уроки, зачеты

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

297

в том числе:

- выполнение домашнего задания

- посещение учреждений культуры

(филармония, театры, музеи и др.)

-участие в творческих мероприятиях и культурно - просветительская деятельность

Консультации

6

Промежуточная аттестация

Итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов

Не предусмотрено


Таблица 2.

Вариативная часть

Максимальная учебная нагрузка (всего)

245

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

98

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

147

Промежуточная аттестация

Итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов

Не предусмотрено

  1. Срок обучения 9 лет.

(объём учебного времени,предназначенный на дополнительный год обучения предмета,перенесён в 8 класс).



Учебный план


Срок обучения 8 лет.


Таблица 3.

Наименование предмета: «Ансамбль»

1

кл.

2

кл.

3

кл.

4

кл.

5

кл.

6

кл.

7

кл.

8

кл.

Распределение по годам обучения (обязательная часть)

-

-

-

1

1

1

1

2

Распределение по годам обучения (вариативная часть)

1

1

1

-

-

-

-

-

Консультации

Самостоятельная работа

-

1,5

-

1,5

-

1,5

-


1,5

1 ( в год)

1,5

1(в год)

1,5

1(в год)

1,5


2(в год)

1,5


Консультации по ансамблю являются дополнительным учебным временем для подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, конкурсам и т.д.


4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:


мелкогрупповая (два ученика), рекомендуемая продолжительность


урока - 45 минут.


По учебному предмету "Ансамбль" к занятиям могут привлекаться


Как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по


другим образовательным программам в области музыкального


искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может


проходить в форме совместного исполнения музыкальных


произведений обучающегося с преподавателем.


5. Цели и задачи учебного предмета «Ансамбль»


Цель:


- развитие музыкально-творческих способностей учащегося на


основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого


исполнительства.


Задачи:


- решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся


разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в


процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);


- стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления,


воображения и творческой активности при игре в ансамбле;


- формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков,


необходимых для ансамблевого музицирования;


- развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле),


артистизма и музыкальности;


- обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с


листа в ансамбле;


- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных


выступлений в сфере ансамблевого музицирования;


- расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с


ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и


исполнителями камерной музыки.


- формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального


исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля.



6. Методы обучения


Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета


используются следующие методы обучения:


- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального


материала обеих партий);


- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего


произведения);


- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление


целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и


последующая организация целого);


- прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение


концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;


- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных


особенностей, работоспособности и уровня подготовки.


Предложенные методы работы с фортепианным ансамблем в рамках


предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее


продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного


предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях


ансамблевого исполнительства на фортепиано.




7. Описание материально-технических условий реализации учебного


предмета «Ансамбль».


-реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета
(класс для индивидуальных занятий) и зал для концертных выступлений

-оборудование учебного кабинета: 1-2 фортепиано

-технические средства: метроном, наличие аудио и видеозаписей, магнитофон .

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для


содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных

инструментов.

II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на


освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную,


самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели.

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом


сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности и


составляет 1,5 часа в неделю.


Виды внеаудиторной работы:


- выполнение домашнего задания;


- подготовка к концертным выступлениям;


- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных


залов и др.);


- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и


культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и


др.


Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый


класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный


для освоения учебного материала.


2. Требования по годам обучения


В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве,


необходимо сформировать определенные музыкально-технические знания,


умения владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:


- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного


творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать


в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию


исполнительского замысла;


- знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений,


созданных для фортепианного дуэта, переложений симфонических,


циклических (сонаты, сюиты), ансамблевых, органных и других


произведений, а также камерно-инструментального репертуара)


отечественных и зарубежных композиторов а так же популярной музыки;


- знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных


эпох;


- навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого


исполнительства, обусловленных художественным содержанием и


особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.


Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую

направленность и индивидуальный подход к каждому ученику. Содержание


учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического


развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских


знаний, умений и навыков.


Годовые требования по классам и примерные репертуарные списки см. в приложении 1.




III. Требования к уровню подготовки обучающихся


Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения


программы учебного предмета «Ансамбль», который предполагает


формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:


- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,


самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному


музицированию в ансамбле с партнерами;


- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,


позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано и


других инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации


авторского текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из


музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и


форм;


- знание ансамблевого репертуара (4-ручный, 2-рояльный);


- знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;


- знание других инструментов (если ансамбль состоит из разных


инструментов - струнных, духовых, народных), их особенностей и


возможностей;


- знание профессиональной терминологии;


- наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений в 4 руки;


- навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;


- навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом


музицировании;


- навыки использования фортепианной педали в 4-ручном сочинении;


- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о


методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над


исполнительскими трудностями;


- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве


ансамблиста.



IV. Формы и методы контроля, система оценок


  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание


Начинать заниматься ансамблем рекомендуется с первого класса.


Оценка знаний проводится на уроке и на зачётах (контрольных уроках). Учитываются выступления на концертах, конкурсах, фестивалях. Итоговая оценка выставляется по четвертям.

Одной из форм контроля по работе в классе ансамбля является выступления на концертах или на конкурсах (фестивалях) ансамблевой музыки.

Контрольные уроки и зачеты по ансамблю проводятся начиная с первого класса в конце второго полугодия. В 8 классе итоговая аттестация проводится в конце учебного года в форме контрольного урока.

При выставлении годовой оценки учитывается: выполнение плана, все оценки, полученные учащимся в течение года, результаты выступлений на контрольных уроках, зачетах, конкурсах, а также выступления на концертах.

Программы выступлений фиксируются в индивидуальных планах учащегося. Там же отражается профессиональный рост ученика за весь период обучения (грамоты, дипломы конкурсов, сведения по концертной деятельности).



Рекомендуются следующие формы и методы контроля и оценки результатов обучения:


Формы:

1. Поурочные оценки за самостоятельную работу

2. Контрольные уроки

6. Концертные выступления

7. Промежуточная аттестация

Методы:

1. Обсуждение выступления

2. Выставление оценок


3.Награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами



  1. Критерии оценок


Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных


средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие


оценить приобретенные знания, умения и навыки.


Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку


качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а


также степень готовности учащихся к возможному продолжению


профессионального образования в области музыкального искусства.


«Отлично»:

-на выступлении участники ансамбля чувствуют себя свободно, при этом каждый исполнитель выразительно и разнообразно исполняет свою партию

-каждый ученик владеет исполнительской техникой, богатством и разнообразием звуковой палитры

- умение выстроить динамическую линию двух партий ансамбля

- решение тембровых и регистровых задач

- выступление яркое и осознанное

«Хорошо»:

-достаточное владение исполнительской техникой, навыками звукоизвлечения.

-решение слуховых задач (слышать партию партнёра и сочетание двух партий)

-убедительная трактовка исполнения музыкальных произведений

«Удовлетворительно»:

-однообразное исполнение, недостаточные навыки ансамблевой

игры, вялая динамика

«Неудовлетворительно»:

-слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом

V. Методическое обеспечение учебного процесса

Методическое обеспечение учебного процесса:

-рекомендуемые учебные издания - художественный материал по программе

-использование методической и учебной литературы, музыкальных словарей

Дополнительные источники: музыкальная энциклопедия, поисковые системы, сайты Интернета. Сайты издательств.

1.Методические рекомендации педагогическим работникам


Одна из главных задач преподавателя по предмету "Ансамбль" - подбор


учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в


классе специальности.


В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам



последовательности, постепенности, доступности и наглядности в


освоении материала.


Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к

сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика -


интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные,


уровень его подготовки.


Необходимым условием для успешного обучения по предмету "Ансамбль"


(фортепиано в 4 руки) является формирование правильной посадки за


инструментом обоих партнеров, распределение педали между партнерами


(как правило, педаль берет ученик, исполняющий 2 партию).


Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших


примеров исполнения камерной музыки.


Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа


над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом


их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями,


умением вместе начать фразу и вместе закончить ее.


Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения,


чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются


учениками отдельно. Форма произведения является также важной


составляющей частью общего представления о произведении, его


смыслового и художественного образа.


Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном


уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее


художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более


серьёзная индивидуальная работа.


Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение


учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные


фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения.


Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала


ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером.


Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные


Репетиции с преподавателем и без него.


В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный


план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует


учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки


учеников.


В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени


технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию,


разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует


менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между


разными учащимися.


Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как


отечественных, так и зарубежных композиторов.


Помимо ансамблей для фортепиано в 4 руки (с которых удобнее всего


начинать), следует познакомить учеников с ансамблями для двух фортепиано


в 4 руки (есть ансамбли в 8 рук).





2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся



С учетом того, что образовательная программа «Фортепиано» содержит


одновременно три предмета, связанные с исполнительством на фортепиано -


«Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и «Концертмейстерский


класс»-учащийся должен разумно распределять время своих домашних


занятий.


Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию,


обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские


указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по


ансамблю.


После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь


репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре.


Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника


ансамбля. Важно, чтобы партнеры по фортепианному ансамблю обсуждали


друг друг с другом свои творческие намерения,согласовывая их.


творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в


нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей


синхронности звучания,а также звукового баланса между исполнителями.


Работать над точностью педализации, над общими штрихами и динамикой


(там, где это предусмотрено).




1. Пояснение к репертуарному списку

Выбор репертуара зависит от индивидуальных особенностей ученика и находится в компетенции педагога. Программа охватывает весь период обучения учащихся музыкальной школы с 1 по 8 (9) классы.

В каждом разделе программы по классам учитывается необходимость всестороннего ознакомления ученика с ансамблевой литературой, поспешное усложнение репертуара, изучение различных музыкальных жанров, а также знакомство с западноевропейской, русской и советской музыкой. В настоящей программе большой выбор ансамблей для музицирования, для выступления на различных концертах.

В конце программы дан список тех сборников, в которых можно найти подобранные педагогом ансамблевые произведения. Цифры около каждого произведения соответствует номеру сборника, в котором помещена выбранная пьеса.

Некоторые пьесы находятся в нескольких сборниках, что также отражено цифрами.

2 . Список литературы

1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано.- М., 1978.

2. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы педагога пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- М., 1935.

3. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л., 1974.

4. Баренбойм Л. Путь к музицированию. - М., 1973.

5. Бирман Л. О художественной технике пианиста.- М., 1973.

6. Коган Г. Вопросы пианизма. Избр. статьи. М., 1968.

7. Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального фортепиано. М., 1965.

8. Кременштейн Б. Педагогика Г. Нейгауза. М., 1984.

9. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1982.

10. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М., 1961.

11.Тургенева Э. Ш. О некоторых вопросах развития творческих способностей учащихся в классе фортепиано. Центр. Метод. кабинет по детскому музыкальному и художественному образованию. - М., 1970.






© 2010-2022