Программа дополнительного образования детей 7 – 17лет Хоровое пение

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа дополнительного образования детей 7 – 17лет Хоровое пение

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ШКОЛА № 135»


«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 135


____________Т.В.Коробкова

«____»____________20­­­­___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


кружка «Хоровое пение»



Программа дополнительного образования детей 7 - 17лет

для общеобразовательной школы



Составитель: Кузьмина О.Б. учитель музыки и искусства







2015 / 2016 учебный год

Пояснительная записка

Важнейшей частью музыкально-эстетического воспитания в школе является формирование и развитие у ребенка понимания произведения искусства, постижение языка музыки. В концепции музыкального воспитания хоровое пение рассматривается как самый доступный и активный вид творческой деятельности в школе, наряду с уроками музыки; создана система музыкально-эстетического воспитания детей на основе собственно хорового пения, в процессе которого освещаются вопросы истории и теории музыки, эстетики и культуры.

В основе реализации концепции лежат следующие принципы:

  1. Обучение всех детей без отбора в условиях общеобразовательной школы;

  2. Методика вокальной работы с детьми строится на понимании физиологических механизмов звукообразования в различных голосовых регистрах и позволяет педагогу произвольно управлять творческим процессом;

  3. Основу учебного репертуара составляют высокохудожественные произведения композиторов-классиков, которые позволяют решать следующие ключевые учебные задачи:

  • развитие музыкальности образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, музыкальной памяти;

  • умственное и эмоциональное развитие ребенка.

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса учащихся, устойчивого интереса к музыке.

Программа хорового пения основана на разнообразном музыкальном материале, в том числе и на произведениях композиторов-классиков. Все произведения выверены временем, олицетворяют собой единство формы и содержания, гармоническую ясность и завершенность, тонкость и глубину воплощения чувств, эмоций, мыслей. Классическая музыка благотворно руководит психическим развитием детей.

Идея сотрудничества и диалога композитора, сочинившего музыкальное произведение, учителя-дирижера и ученика-певца пронизывает каждый урок. Классическая музыка, как и литература, изобразительное искусство дает возможность прожить несколько жизней вместо одной. Задача учителя музыки - открыть для ребенка культурные пути всего человечества, освоить опыт, накопленный творцами духовных богатств. Классическая музыка раскрывает и обогащает духовный мир каждого ребенка, яркая одаренность которого несомненна. Высокое искусство имеет магическую, ни с чем не сравнимую силу воздействия на духовный мир человека, оставляет основу нравственного развития личности.

Все эти качества классической музыки создают возможность влиять на чувственную сферу ребенка, на его суждения, взгляды, развитие вкуса, вызывают большой интерес у детей и к исполняемой музыке, и к самому процессу пения, то есть рождается устойчивое положительно-эмоциональное отношение к учебе.

Управление процессом развития детского голоса, максимально учитывая его естественную природу, а также использование принципа звукоподражания, открывает у каждого ребенка способность к чистому интонированию.

Программа хорового пения имеет глубокие интеграционные связи со всеми гуманитарными дисциплинами: литературой, русским и иностранными языками, риторикой, историей, мировой художественной культурой. Особенно ценно, что эти связи постоянны, устойчивы и регулярны.

Цели программы: Содействовать развитию художественного вкуса, творческих способностей, познавательного интереса учащихся к музыке, расширению их музыкального кругозора, воспитанию личностных качеств, учитывая индивидуальные возможности детей, заложенный в них творческий потенциал; научить петь каждого ребенка, независимо от его природных данных.; через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

Задачи программы:

Образовательные:

  • освоение знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка;

  • освоение знаний о музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов;

  • освоение знаний о воздействии музыки на человека;

  • освоение знаний о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • ориентировать в выборе музыкального инструмента, участии в деятельности музыкальных объединений школы.

Развивающие:

  • развивать музыкальные способности обучающихся, их исполнительские навыки;

  • развивать творческую активность и творческие способности учащихся;

  • развивать у детей стремление к творческой деятельности.

Воспитательные:

  • формировать у детей интерес и любовь к серьезному музыкальному искусству; понимание народного, классического и современного музыкального творчества;

  • способствовать расширению музыкального кругозора;

  • формировать навыки общения и культуры поведения.

Принципы обучения:

  • доступности содержательного материала в соответствии с возрастными особенностями детей, тщательный подбор музыкальных произведений для каждой ступени обучения, обучение пению по нотам всех детей без исключения;

  • последовательности и систематичности изложения;

  • принцип сбалансированного сочетания разнообразных форм и видов мыследеятельности; единства художественного и технического развития учащихся,

  • оптимального сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм организации педагогического процесса, в каждом классе свой хор - сплоченный коллектив.

В основу программы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

  • технология развивающего обучения;

  • технология индивидуализации обучения;

  • личностно-ориентированная технология;

  • компетентностного и деятельностного подхода.

Система обучения предусматривает занятия с детьми без специального отбора:

младший хор - с 1 по 3 классы

старший хор - с 4 по 10 классы

Продолжительность каждого занятия 45 минут:

младший хор - два раза в неделю - 68 учебных часов;

старший хор - два раза в неделю - 68 учебных часов.


Основные знания, умения, навыки

В случае успешной апробации программы «Хоровое пение» у ее участников должна сформироваться система специальных знаний, умений и навыков:

- звукообразования в различных регистрах,

  • артикуляции,

  • дыхания,

  • слухового внимания и самоконтроля,

  • выразительности пения.

Формирование хоровых навыков - единый педагогический процесс. Они формируются относительно одновременно, обуславливая друг друга. Существенным признаком их формирования являются качественные изменения основных свойств голоса ученика. Развитие основных свойств звучания голоса должно происходить в следующих направлениях: звуковысотный диапазон, динамический диапазон, тембр, дикция, подвижность голоса.

В результате воспитательной деятельности обучаемые должны получить:

  • опыт творческой деятельности;

  • радость общения с музыкальным искусством и единомышленниками;

  • навыки коллективного творчества;

  • возможность для воплощения собственных творческих интересов и идей.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

  • формирование и поддержание интереса к данному курсу,

  • участие всех детей в проводимых мероприятиях, конкурсах,

  • творческое выполнение учебных заданий, заинтересованность в личном росте,

  • качество выполнения учебных заданий,

  • объем музыкальной эрудиции.

Критерии эффективности обучения хоровому пению

Основной объективной оценкой эффективности работы педагога являются открытые учебные занятия, концертная деятельность каждого класса. Именно чистота пения, сложность репертуара, многоголосное пение, сольное пение является оценкой качества работы учащихся и педагога.

  • Для определения эффективности обучения важно, чтобы учащиеся получили следующие вокально-интонационные навыки:

  1. Певческая установка при пении сидя и стоя, постоянное певческое место у каждого поющего.

  2. Певческое дыхание, умение следить за дирижерским показом одновременного вступления и окончания пения, спокойный, бесшумный вдох, смена дыхания между фразами, задержка дыхания, быстрая смена дыхания между фразами в быстром темпе.

  3. Звуковедение. Пение без напряжения, «мягким» звуком, правильное формирование и округление гласных, ровное звуковедение. Развитие певческого диапазона от до¹ - ре² октавы.

  4. Дикция. Элементарные приемы артикуляции, собранные уголки губ, артикуляционные упражнения, «разогревающие» голосовой аппарат, короткое произнесение согласных в конце слова, раздельное произнесение одинаковых согласных, соблюдение единой позиции для всех согласных, выделение логических ударений, скороговорки.

  5. Вокальные упражнения:

  • смена гласных на повторяющемся звуке,

  • мажорная гамма в нисходящем и восходящем движении.

  • трезвучия вниз и вверх,

  • небольшие мелодические обороты,

  • простые поступенные секвенции.

  1. Выразительностью исполнения:

  • выражение глаз, лица, мимика.

  • многообразие тембровых красок голоса,

  • точная и выразительная фразировка,

  • соблюдение темпа, пауз, цезур.

Навыки строя и ансамбля:

  1. Чистота унисона - слитность голосов, умение слушать себя и поющих, не выделяться из общего звучания, фермата, ударения, правильное воспроизведение ритмического рисунка.

  2. Упражнения на развитие ладового чувства, пение отдельных ступеней, интервалов, трезвучий, звукорядов.

Работа над исполнением музыкального произведения:

  1. показ - исполнение песни педагогом, общая характеристика содержания, разбор текста и музыки: сопоставление музыкальных фраз по направлению мелодии и ее строения, показ движения мелодии рукой; средства выразительности: темп, размер, ритм, динамические оттенки;

  2. исполнение - передача художественного образа, фразировка, нюансы, мягкие окончания, кульминации.

Навыки строя и ансамбля:

  1. Выравнивание унисона, работа в горизонтальном строе. Двухголосное пение без сопровождения и с сопровождением. Работа над вертикальным строем. Выравнивание партий по звучанию. Пение канонов.

  2. Работа над текстом и партиями. Переплетающийся текст в канонах. Упражнения на противоположное и параллельное движение голосов.

  3. Двухголосное исполнение гамм. Двухголосное пение интервалов. Пропевание партий без поддержки фортепиано.

Работа над исполнением музыкального произведения.

  1. Разбор художественного содержания произведения.

  2. Музыкально- теоретический разбор в пределах знаний учащихся (строение мелодии, ритмические особенности, интервальное соотношение голосов, лад, тональность, форма и т. д.)

  3. Связь музыки и текста.


  • Учащиеся на заключительном этапе обучения должны получить следующие вокально-интонационные навыки:

  1. Двух(трехголосное) пение без сопровождения.

  2. Владение навыками исполнения произведений со сложным размером.

  3. Внимательное и эмоциональное интонирование отдельного звука. Повторение, закрепление и углубление приобретенных знаний, умений, навыков.

  4. Выполнение певческих правил пения в хоре, охрана голоса в предмутационный и мутационный период.

  5. Певческая установка обеспечивает наилучшие условия для работы дыхательных органов.

  6. Дыхание ровное, спокойное, экономное, долгое. Диапазон голоса две октавы.

  7. Регулирование подачи дыхания в связи с постепенным усилением и ослаблением звука.

  8. Умение находить близкую вокальную позицию; звук певческого голоса мягкий, звонкий, полетный, с небольшой вибрацией и индивидуальным тембром.

  9. Четкая дикция.

  10. Вокальные упражнения:

  • формирование подвижности голоса к более быстрому темпу;

  • пение закрытым ртом;

  • упражнения на staccato исполняются на одном дыхании;

  • свободное владение приемом «цепного дыхания»;

  • упражнения с более широким звукорядом (октава, децима);

  • 2-х, 3-хголосные аккордовые сочетания.

Программа предусматривает сочетание практической методики вокального воспитания детей на групповых и индивидуальных занятиях.

Календарно-тематический планирование

Старший хор

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

Форма

проведения

Сроки

1.

Введение, владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков

2

1

1

Хоровая

2.

Знакомство с хорами прошлого и настоящего. Собственная манера исполнения

2

1

1

Хоровое пение

3.

Работа над собственной манерой исполнения. Сценическая культура.

2

1

1

Хоровое пение. Индивидуальная работа.

4.

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

2

1

1

Хоровое пение

5.

Чудо-песня пришла сегодня к нам. Прослушивание и разучивание песен.

2

-

2

Хоровое пение, пение в ансамбле

6.

Дыхание. Певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков.

2

1

1

Хоровое пение.

7.

Преображение и воображение в песнях, человеке, мире.

2

1

1

Хоровое пение.

8.

Знакомство с многоголосным пением. Вокально-хоровая работа.

2

1

1

Хоровое пение. Работа по голосам.

9.

Образы в песнях. Кого и что может преобразить песня.

2

1

1

Хоровое пение. Индивидуальная работа.

10.

Дикция. Расширение диапазона голоса.

2

1

1

Хоровое пение. Индивидуальная работа.

11.

Вокально-хоровые навыки в вокальном мастерстве.

2

1

1

Хоровое пение.

12.

Возможности исполнительского мастерства. Знакомство с исполнителями: Д.Хворостовский, А. Нетребко.

2

1

1

Хоровое пение. Прослушивание.

13.

Беседа о гигиене певческого голоса, бережное отношение к своему голосу.

2

1

1

Индивидуальная работа.

14.

Выразительно-смысловая и содержательная сущность вокального произведения.

2

1

1

Хоровое пение.

15.

Как донести образ песни до слушателя. Проявление одухотворенности в исполнении.

2

1

1

Хоровое пение.

16.

Работа над сценическим образом. Источник развития человека и его певческих навыков.

2

1

1

Хоровое пение.

17.

Песни, рожденные нашими современниками. Песни, рассказывающие о нас.

2

1

1

Хоровое пение.

18

Песни, известные с давних пор. Накопление народных интонаций. Пение a capella.

2

1

1

Хоровое пение.

19

Основные жанры вокальных произведений. Вокальное и хоровое искусство сегодня.

2

1

1

Хоровое пение. Слушание музыки.

20.

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой контролирования.

2

1

1

Индивидуальная работа.

21.

Опыт вокально-хоровой деятельности. Участие в смотре хоровых коллективов.

2

1

1

Хоровое пение.

22.

Исполнение как преобразование самого себя и слушателя.

2

1

1

Хоровое пение.

23.

Опыт вокально-творческой деятельности. Народное искусство. Элементы двухголосья.

2

1

1

Пение голосом.

24.

Вокальное и хоровое искусство сегодня. Портреты выдающихся мастеров.

2

1

1

Хоровое пение.

25.

Признаки и сущность «Вечных» песен. Искусство пения и моя жизнь.

2

1

1

Хоровое пение.

26.

Поющие фантазии и звучащая реальность - всеобщий смысл вокального творчества. Единство формы и содержания.

2

1

1

Хоровое пение.

27.

Единство коллективного и индивидуального звучания в хоре. Воплощение в песенных образах духовного мира человека.

2

1

1

Хоровая ансамблевая и индивидуальная работа.

28.

Слово как песня. Искусство выразительного слова. Воплощение словесной речи в песнях.

2

1

1

Хоровое пение.

29.

Мелодии и слова: роль слова в песне. Пение без слов.

2

1

1

Хоровое пение.

30.

Драматургия песенных образов. Закономерности развития жизни и человечества, их отражение в певческом искусстве.

2

1

1

Хоровое пение.

31.

Контрасты в пении, их одноплановость и многоплановость. Лирические и лирико-эпические образы.

2

1

1

Хоровое пение.

32.

Опыт вокально-творческой деятельности. Исполнение народных песен (двухголосье).

2

-

2

Хоровое пение.

33.

Роль песни в моей жизни. Искусство выразительного исполнения.

2

1

1

Хоровое пение.

34.

«Вот и стали мы на год взрослей». Заключительный концерт.

2

-

2

Хор, солисты.

Примерный репертуар вокальной и хоровой музыки для слушания

  1. В.А. Моцарт «Когда сияет солнце утром»

  2. А. Варламов «На заре ты ее не буди»

  3. А. Гумилев. «Колокольчик»

  4. М.И. Глинка. «Попутная песня»

  5. Н.А. Римский-Корсаков. «Не ветер веял с высоты»

  6. С.В. Рахманинов. «Здесь хорошо!»

  7. В.А. Моцарт. «Мы поем веселья песни»

  8. Ф. Шуберт. «Серенада»


Вокально-хоровая музыка для разучивания и исполнения

  1. Ф. Шопен. «Желание»

  2. Д. Тухманов. «Как прекрасен этот мир»

  3. Э.Л. Уэббер. «Память» из мюзикла «Кошки».

  4. В. Серебренников. «Какие бывают слова»

  5. Е. Ботяров. «Птица-музыка»

  6. А. Рубиншьейн. «Мелодия»

  7. Ю. Антонов «Живет на свете красота»

  8. Дж. Гершвин. «Хлопай в такт».

Календарно-тематический планирование

Младший хор

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

Форма

проведения

Сроки

1.

Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.

2

1

1

Хоровое пение

2.

Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения.

2

1

1

Хоровое пение. Индивидуальная работа.

3.

Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости от исполняемого произведения: быстрое и медленное. Смена дыхания в процессе пения.

2

1

1

Хоровая работа

4.

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

2

1

1

Хоровая и индивидуальная работа

5.

Естественный свободный звук. Мягкая атака звука. Способы формирования гласных звуков в различных регистрах (голосовое звучание).

2

1

1

Хоровая работа

6.

Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов.

2

1

1

Хоровая работа

7.

Разборчивость слов и дикция (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения)

2

1

1

Хоровая работа

8.

Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование)

2

1

1

Работа по группам

9.

Интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе

2

1

1

Хоровое пение

10.

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

2

1

1

Индивидуальная работа

11.

Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения. Навыки «цепного дыхания».

2

1

1

Хоровая работа

12.

Звуки мира: шум, тишина. Звуки и пение. О чем говорят и поют люди.

2

1

1

Хоровая работа.

13.

Как рождается песня. Подражание звукам природы. Как родилась первая песня.

2

1

1

Хоровая и индивидуальная работа

14.

Что такое хор? Зачем люди поют в хоре. Что ты чувствуешь, когда поешь в хоре.

2

1

1

Хоровая работа

15.

О чем поется в песнях. Рисую красками и звуками - семь цветов - семь нот.

2

1

1

Хоровое пение

16.

Народное песенное творчество - страницы нашей истории. Виды народных песен.

2

1

1

Индивидуальная работа. Пение в ансамбле.

17.

Народная мелодия - выражение мыслей человека. Традиции народного исполнительства.

2

1

1

Хоровое пение

18

Разноцветные песни - песни мира и дружбы. Солнечный круг песен.

2

1

1

Хоровое пение

19

Родной край - родные песни. Песни народные и композиторские.

2

1

1

Пение в ансамбле, хоре.

20.

Что роднит человека и песни. Работа над звукообразованием.

2

1

1

Индивидуальная работа.

21.

Чудо-песня пришла сегодня к нам. Работа над дыханием.

2

1

1

Хоровое пение.

22.

Как исполнить песню, чтобы она подарила чудо. Исполнение народных песен.

2

1

1

Хоровое пение

23.

Времена года в музыке. Разучивание попевок и песен и природе.

2

1

1

Пение в ансамбле, хоре.

24.

Певучесть, плавность, сердечная жизнь песни. Работа над звукообразованием.

2

1

1

Хоровое пение

25.

Как появляется мелодия - выражение мыслей человека.

2

1

1

Пение в ансамбле

26.

Моя страна, мой город, мой дом. Песни о Нижегородском крае.

2

1

1

Хоровая работа

27.

Народные и композиторские песни Нижегородского края

2

1

1

Хоровое пение.

28.

Дикция, дыхание, выработка вдоха и выдоха, вокально-хоровые упражнения

2

1

1

Хоровая и индивидуальная работа

29.

Пение каноном. Упражнения по голосам. Исполнение народных мелодий каноном.

2

1

1

Хоровое пение

30.

Пение a`capella. Учимся петь без музыкального сопровождения.

2

1

1

Ансамбль, солисты

31.

Тренируем свой слух и музыкальную память. Вспоминаем знакомые мелодии.

2

1

1

Хоровое пение

32.

Наши любимые песни. Художественные образы в песнях.

2

_

2

Хоровое исполнение

33.

Какими мы стали исполнителями. Песня - наш помощник в жизни.

2

_

2

Хоровое исполнение

34.

Искусство исполнения. Участие в концертах, фестивалях.

2

_

2

Хоровое исполнение

Вокальная и хоровая музыка для слушания

  1. Русская народная песня «А я по лугу …»

  2. П.И. Чайковский «Песня о счастье»

  3. И. Космачев «Где живут ноты, или веселая нотная азбука»

  4. Н.А. Римский-Корсаков. Ария Снегурочки

  5. В.А. Моцарт «Молитва»

  6. В.А. Моцарт «Послушай, как звуки хрустально чисты»

  7. А. Гречанинов «Подснежник»

Вокальная и хоровая музыка для слушания

  1. А. Островский «До, ре, ми, фа, соль» (Телепередача «Урок пения»)

  2. М. Парихаладзе «Кваки-Кваки»

  3. Я. Дубравин «Без друзей никак нельзя»

  4. Дж. Б. Мартини «Эхо»

  5. Русская народная песня «Вечерний звон»

  6. Л. Лядова «Почему»

  7. А. Пахмутова «Жили-были»

  8. Г. Струве «Моя Родина»

Содержание программы

1.Пение произведений.

Беседа о разучиваемых произведениях яркой, лаконичной, доступной для школьников форме с привлечением материала из школьной программы, из других видов искусств. Показ-исполнение песни педагогом. Разбор его содержания. Разучивание произведения с сопровождением и a capella. Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного выступления.

2.Пение учебно-тренировочного материала.

Раскрытие роли и смысла каждого нового упражнения для музыкально-певческого развития ребенка. Рассказ об упражнениях для развития дыхания, гибкости и ровности голоса. Показ упражнений, их разучивание и впевание. Контроль над качеством исполнения. Формирование у учащихся самоконтроля.

3.Слушание музыки.

Слушание вокально-хорового материала, осваиваемого учениками на занятиях хора, а также инструментальных произведений для расширения кругозора учащихся, введения их в многообразный мир художественных образов. Формирование умения грамотно оценивать музыкальные произведения.

Приемы развития слуха и голоса:

  1. Вслушивание в показ учителя и повторение отдельных звуков, мотивов, фраз.

  2. Словесное описание качества певческого голоса и звука, анализ и оценка их после прослушивания.

  3. Использование ручных знаков в пении упражнений, мелодий, песен.

  4. Пение без сопровождения.

  5. Транспонирование мелодий, секвенций, песен с целью развития диапазона голоса и определения более удобной тональности для певцов.

  6. Вокализация песен и упражнений с целью выравнивания тембра, достижения кантилены, выразительной фразировки.

  7. Выразительная фразировка, логические ударения, активная артикуляция при пении текста.

  8. Сознательное управление дыханием, лицевыми мышцами для воспроизведения более высокого и мягкого звука, приближения вокальной позиции и активного резонирования.

  9. Самоконтроль и самооценка в процессе пения.

  10. Одобрение и поощрение учеников учителем, положительные эмоции на уроке, юмор.

Охрана здоровья и жизни детей.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, вера в свои силы и поэтому забота о здоровье детей - важная задача педагога. Учитывая состояние физического развития детей, педагог чередует на занятиях нагрузку и отдых, напряжение и расслабление. С первых же знаний педагог начинает прививать учащимся навыки личной гигиены (опрятность костюма и причёски, чистота тела).

Хоровые занятия следует проводить в помещениях с хорошей акустикой и вентиляцией. Необходимо учитывать возрастные изменения голосового аппарата; внимательного и бережного отношения к своему голосу; о важности режима речи и пения ( особенно в период мутации) как у мальчиков, так и у девочек. Сохранение индивидуальности звучания здорового голоса - одно из обязательных условий его правильного формирования, правильное пение, несомненно, является средством охраны голоса.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Петрова Л.П., Иванова С.Н., Прохоров Е.И. Детская хоровая студия. Программы для учреждений дополнительного образования детей. М., 2004.

  2. Петрова С.Н. Учебно-воспитательная работа в детских и юношеских хоровых коллективах М.1985г.

  3. Усачев В.В. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Львов., 1991.

  4. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

  5. Гонтаренко Н.Б. Пение: секреты вокального мастерства Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

  6. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения а общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. 112 с.

  7. Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. // М.:1975. С. 104-113.

  8. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. 220 с.

  9. Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967. 148с.

  10. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1996. 367с.


«Рассмотрено на МО»

Протокол от «_28__» __августа_____ 2014___ г. № _1___

«Согласовано»

Зам. директора______________

«___» ______________20 ____ г.









© 2010-2022