- Преподавателю
- Музыка
- Методическая разработка урока по сольфеджио
Методическая разработка урока по сольфеджио
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Нырова А.В. |
Дата | 06.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Методическая разработка
урока по сольфеджио
Тема: Воспитание ритмических навыков у обучающихся младших классов с использованием элементов методики
К. Орфа.
Нырова Антонина Викторовна
преподаватель музыкально- теоретических дисциплин
МБОУ ДОД «ДМХШ «Мечта» НМР РТ
г. Нижнекамск
2012
Пояснительная записка.
Данный урок был проведен с учащимися 2-го класса. Были использованы следующие формы работы: речевые, ритмические и интонационные упражнения, анализ музыкальных примеров и беседа о музыкальных образах и средствах выразительности, работа с нотной записью, пульсация, дирижирование, импровизация.
В работе над ритмическими упражнениями использовались элементы методики К. Орфа: речевые упражнения, игры со звуками (звучащие жесты), игра на шумовых инструментах. Применение ритмослогов в заданиях - по методике В. Кирюшина, пение интонационных упражнений при помощи ладо-вокальных жестов - по системе Д.Е.Огородного.
Чтение стихотворения использовано не только как игра, но и как возможность выразить свои эмоции, чувства.
Творческие задания и импровизация на уроке, способствовали закреплению теоретических знаний, умению применять их в практических упражнениях, развитию творческих способностей, инициативе учащихся.
Открытый урок по сольфеджио с учащимися 2-го класса.
Тема: Воспитание ритмических навыков у обучающихся младших классов с использованием элементов методики К. Орфа.
План урока:
-
Организационный момент.
-
Ритмическая разминка.
-
Опрос домашнего задания.
-
Анализ на слух музыкальных примеров.
-
Закрепление учебного материала.
-
Подведение итогов урока.
-
Поощрение учащихся.
-
Домашнее задание.
Цель урока: Закрепить ранее изученные сочетания различных ритмических фигур посредством анализа музыкальных примеров и практических заданий.
Задачи:
-
Вырабатывать у учащихся навыки восприятия и воспроизведения ритмических фигур.
-
Воспитывать чувство метроритма и метрической пульсации.
-
Уметь определять на слух, записывать в нотной записи и точно интонировать ритмические фигуры.
-
Закреплять ранее изученные теоретические знания и уметь их применять в практических упражнениях
-
Развивать творческую инициативу учащихся, музыкальное мышление.
-
Способствовать формированию эстетического вкуса учащихся на музыкально-художественных примерах.
Тип урока: Обобщающее занятие комплексного применения знаний и умений.
Вид урока: Урок-беседа.
Методы обучения:
-
Беседа.
-
Практические упражнения.
-
определение и анализ музыкальных примеров на слух.
-
Сравнение.
-
Взаимопроверка.
Форма обучения: группой.
Дидактический материал:
-
Карточки с изображением ритмических фигур.
-
Карточки ритмических рисунков.
-
Карточки динамических оттенков.
-
Конверты с заданиями.
-
Карточки с мелодическими оборотами.
Методическая литература.
В. Жилин. Речевые упражнения. Челябинская обл., село Варна, 1996.
Т.Э. Тютюнникова. «Уроки музыки. Система обучения К.Орфа». М.: АСТ, 2001.
Л.Красинская, В.Уткин. Элементарная теория музыки. М.: «Музыка», 1983.
Нотное приложение (музыкальные примеры).
-
Л. Бетховен. Менуэт.
-
В. Косенко. Пионерский марш.
-
Чешская песня «Попляши-ка».
-
А. Моцарт. «Волынка».
-
П.И.Чайковский. Детский альбом. Полька.
-
П.И.Чайковский. Детский альбом. Вальс.
-
Э. Мелартин. Песня.
План-конспект урока.
-
Организационный момент.
Настройка внимания учащихся. Звучит музыкальный звонок.
Музыкальное приветствие «Добрый день» по звукам тонического трезвучия исполняется педагогом, затем учащимися.
-
Ритмическая разминка.
Педагог простукивает пульс четвертными длительностями, учащиеся произносят свое имя, прохлопывая каждый слог следующими способами:
2.1.поочередно один ученик - громко, другой - тихо,
2.2.вслух, шепотом, показывая звучащими жестами (щелчками, хлопками, шлепками, притопами).
2.3.высоким и низким голосом,
Преподаватель: Назовите динамические оттенки, которые вы знаете.
Учащиеся: форте, пиано, меццо пиано, меццо форте, диминуэндо, крещендо
Задание: один учащийся показывает карточки с динамическими оттенками
остальные - называют их.
2.4.произносим имя с различной динамикой - от пиано к форте и наоборот,
2.5.с шумовыми инструментами.
Преподаватель: Ребята, представим, что мы с вами оказались в чудесном, музыкальном саду и нам нужно разгадать ритмические загадки.
Ромашка, василек, гладиолус, хризантема, роза, астра, пион, нарцисс.
Задание: прохлопать ритмические доли, определить, сколько слогов в словах и подобрать соответствующее название цветка к каждому такту:
Импровизация:а) пропеть названия цветов, прохлопывая пульс. Варианты: по звукам трезвучия вверх и вниз, по звукам гаммы в восходящем и нисходящем движении.
б) проиграть на шумовом инструменте.
3. Опрос домашнего задания.
Преподаватель: Давайте вспомним, что такое ритм?
Учащийся: Ритм - это любые смены, протекающие во времени, например, смена времен года.
Преподаватель: А где мы еще встречаемся с ритмом?
Учащийся: У каждого свой ритм жизни, дыхания, ходьбы, бега.
Преподаватель: Ребята, а вы наблюдали за ритмом в природе?
Учащийся: Гремит гром, идет дождь, падает снег.
Чтение стихотворения. (Выражение различных эмоций и чувств с помощью движения рук и голоса).
Преподаватель: Давайте убедимся, что все происходит в определённом ритме.
-
Чтение стихотворения «Сыграем в прятки» (Уолтер Де Ла Мэр) группой.
-
Импровизация стихотворения (чётко артикулируя, в разных регистрах,
с различной динамикой, распределившись по ролям.)
«Сыграем в прятки» - сказала луна, с неба скатившись в лес,
«Сыграем в прятки» - сказал ветерок, и за холмом исчез,
«Сыграем в прятки» - сказали луне облака (музыкальный кластер),
«Сыграем в прятки» - сказала волна причалу у маяка - ш-ш-ш,
«Сыграем в прятки» - сказали часы: тик-так,тик-так.
«Сыграем в прятки» - сказал я себе и погрузился в сон».
Преподаватель: А как может звучать музыка?
Учащийся: Спокойно, взволнованно, торжественно, радостно, грустно.
Преподаватель: Чтобы выразить эти настроения и состояния, музыка может рассказать своим выразительным языком при помощи элементов музыкального языка. Какие средства музыкальной выразительности вы знаете?
Учащийся: Мелодия, ритм, гармония, лад, тембр, динамика.
Преподаватель: Что же такое ритм?
Учащийся: Ритм - это организатор звуков, один из главных элементов музыкального языка, помогающий создать музыкальный образ.
Преподаватель: Назовите знакомые вам ритмические фигуры?
Учащийся: Пунктирный ритм, синкопа, четверть с точкой и восьмая, триоль, восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая.
Задание: Работа с карточками.
1. Первый учащийся показывает карточку с ритмической фигурой.
2. Второй учащийся называет ритмическую фигуру, прохлопывает, произнося ритмослогами.
3. Третий учащийся контролирует правильность ответа.
Данное упражнение учащиеся выполняют поочередно.
4. Анализ на слух музыкальных примеров.
Преподаватель: Послушаем музыкальные примеры и проследим, как различные ритмические фигуры изменяют характер музыкального произведения..
Задание:
1. Определяем ритмическую фигуру и анализируем характер пьесы.
2. Слушаем музыку: импровизируя танцевальные движения, при помощи игры на шумовых инструментах; с использованием звучащих жестов (по выбору учащихся).
Преподаватель исполняет музыкальные примеры на фортепиано.
4.1.Преподаватель: Л. Бетховен. Менуэт.
Уч-ся: Ритмическая фигура-пунктирный ритм. Звучит четко, торжественно.
4.2.Преподаватель: В.Косенко Пионерский марш - пунктирный ритм . Звучит энергично ,имеет маршеобразный ,упругий характер ,чёткий ритм .
4.3 Преподаватель: Чешская песня «Попляши-ка».
Уч-ся: Синкопа. Характер танца с подскоками и притопами, звучит весело, шутливо.
4.4.Преподаватель: А. Моцарт. «Волынка».
Уч-ся: Восьмая и две шестнадцатых. Радостно, воодушевленно.
4.5.Преподаватель: П.И.Чайковский. Детский альбом. Полька.
Уч-ся: Две шестнадцатых и восьмая. Легко, грациозно.
4.6.Преподаватель: П.И.Чайковский. Детский альбом. Вальс.
Уч-ся: Четверть и восьмая. Полетность, воздушность, движение.
4.7.Преподаватель: Э. Мелартин. Песня.
Уч-ся: Триоль. Плавно, лирично, мягко.
5. Закрепление учебного материала.
Задание:
Выбираем метрический пульс равный одной четвертной длительности:
а) записать на доске пройденные ритмические фигуры:
б) один ученик хлопает пульс (дирижер), остальные поочередно исполняют любую ритмическую фигуру (с помощью шумовых инструментов, звучащих жестов, проговаривая ритмослогами или воспроизводя голосом), затем выбирают другого дирижера;
в) игра с шумовыми инструментами: дети придумывают свой ритмический рисунок, и каждый поочередно его представляет, в размере две четверти по два такта.
г) звучит мелодия, исполняемая преподавателем, во время паузы нужно придумать и воспроизвести свой ритм: с помощью шумовых инструментов, звучащих жестов, голоса. Правильность каждого упражнения контролируют сами учащиеся поочередно.
Варианты ритмов:
Мелодия:
Работа на доске:
Ребята, музыкальные средства Мелодия и Ритм попросили записать
песенку, но для этого надо выполнить задания, которые записаны в конвертах.
Дано:
Получившийся вариант песенки:
Конверты с заданиями.
1. Определить тональность и размер.
2. Заполнить такты нотами, записать ступени и ритмический рисунок.
3. Указать, в каких тактах встречались ритмические фигуры.
4. Первая группа хлопает ритмический пульс четвертными длительностями, вторая - ритм с названием ритмослогов.
Первая группа - ритмический пульс, вторая - ритм при помощи шумовых инструментов.
Первая группа - ритмический пульс, вторая - поет с помощью ладо-вокальных жестов, затем также нотами.
5. Спеть поочередно по 1 такту с дирижированием.
6. Под аккомпанемент педагога сыграть на шумовых инструментах.
7. Выкладываем песенку ритмическими карточками в правильном порядке по тактам:
а) Вариант с ошибками:
б) Правильный вариант:
в) Составить мелодию песенки, используя карточки с данными мелодическими оборотами:
8. Исполнение песенки по выбору учащихся: при помощи игры на шумовых инструментах, с использованием звучащих жестов, пение ладо - вокальными жестами.
Точность выполнения каждого задания контролируют учащиеся поочередно.
6. Подведение итогов урока.
-
Выявление качества усвоения материала.
-
Определение недостатка в знаниях.
-
Оценка работы класса и отдельных учащихся.
7. Поощрение учащихся.
8. Домашнее задание:
а) Петь песенку ладо - вокальными жестами и нотами с дирижированием.
б) Хлопать левой рукой пульс, правой - ритмический рисунок.
в) Найти знакомые ритмические фигуры в произведениях, которые вы играете по специальности и простучать их ритм.
Нотное приложение (музыкальные примеры).
№ 1.
№ 2.
№ 3.
№ 4.
№ 5.
№ 6.
№ 7.