- Преподавателю
- Музыка
- Урок на тему Манас 5 КЛАСС
Урок на тему Манас 5 КЛАСС
Раздел | Музыка |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тузникова Т.Г. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок музыки в 5 классе
Тема: «Кыргызский эпос - «Манас»».
Цель урока:
1. Цель урока: Знакомство с эпическим искусством киргизского народа.
2. Расширение и углубление знаний об истории Казахстана.
3. Заинтересовать детей, вызвать у них желание разучить песню.
4. Выявлять исполнительский уровень класса.
5. Воспитание музыкально - художественного вкуса.
Тип урока: урок - беседа.
Методы: репродуктивный, частично - поисковый.
Меж предметная связь: музыка и литература.
Оборудование:
Ноутбук, презентация, портрет и репродукция картины Саякбай Каралаев, музыкальные записи.
Ход урока:
Организационный момент:
1. Музыкальное приветствие, выявление отсутствующих.
2. Закрепление знаний полученных на прошлом уроке:
Как называлась тема прошлого урока? «Кер - оглы - чей батыр?».
О ком мы говорили на уроке? О Кер - оглы.
Кем был Керр - оглы? Батыром, народным героем.
Батыром какого народа был Кер - оглы?
3. Объяснение темы, цели урока «Кыргызский эпос--Манас»
4. Слушание музыки:
5. Исполнение песни: «Звезда по имени солнце»
1. Музыкальное приветствие:
Здравствуйте ребята!
Здрав - ствуй - те!
(выявление отсутствующих)
2. Закрепление знаний полученных на прошлом уроке:
Как называлась тема прошлого урока? «Кер - оглы - чей батыр?».
О ком мы говорили на уроке? О Кер - оглы.
Кем был Керр - оглы? Батыром, народным героем.
Батыром какого народа был Кер - оглы?
3. Объяснение темы, цели урока
Прежде чем начать объяснять новую тему давайте вспомним что такое эпос? Э́пос (др.-греч. - «слово», «повествование») - героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей.
Сегодня на уроке я познакомлю вас с эпосом киргизского народа «Манас».
(Презентация)
Кыргызский эпос «Манас» является самым длинным эпосом в мире. Он насчитывает более 500 тысяч стихотворных строк. Чтобы исполнить весь эпос, МАНАСЧИ (сказители) должны петь его в течение целой недели. Исполняется эпос «Манас» без сопровождения. Он состоит из трех частей: «Манас», «Семетей» и «Сейтек», в которых рассказывается о подвиге трех богатырей.
Эпос «Манас», рассказывает об истории изгнанного со своей земли кыргызского народа. Нашествие калмыков заставило киргизов покинуть родной Алатау и перекочевать на Алтай. Среди бежавших на Алтай людей был человек по имени Жакып. У него родился долгожданный сын, которого назвали Манасом. Манас с раннего детства был очень храбрым. Когда ему было 7 лет, он подрался с мальчиком калмыком и стал брать над ним верх. Отец увидев это, хотел остановит Манаса: «Сынок, нельзя выступать против калмыков». Но Манас ему твердо ответил: «Отец, чем быть всю жизнь под властью врага, лучше погибнуть! Не удерживай меня!».
Повзрослев, Манас собрал большую армию и начал борьбу за освобождение родной земли от захватчиков. В этой войне армия Манаса одержала победу, но сам Манас был тяжело ранен давним врагом Конырбаем. Так и не поправившись после этого ранения, Манас умер.
Эпос «Семетей» рассказывает о сыне Манаса Семетее, который отомсил за смерть отца, убив в бою Конырмбая. Семетей изгнал захватчиков с родной земли, но тоже погиб в этой войне.
Эпос «Сейтек» - о судьбе сына Семетея. Сейтек с раннего детства воспитывался в стане врага и не знал, кем были его отец и дед. Когда ему исполнилось 16 лет, он узнал правду. Сейтек продолжил борьбу са свободу и независимость своего народа. Эта борьба закончилась окончательной победой над врагом и стала началом мирной жизни кыргызского народа.
В эпосе «Манас» описываются реальные события, которые имели место в истории кыргызского народа.
4. Слушание музыки: Эпос «Манас». Фрагмент.
Физминутка: ВИДЕО
5. Исполнение песни: «Звезда по имени Солнце»
Творческое задание: Рассмотрите иллюстрации к эпосу «Манас». Какие образы и сравнения можно подобрать к этому эпосу? Создайте ассоциативный ряд к слову «Манас»:
_________, _________, _________, _________, _________.
Итог урока:
С каким эпосом мы познакомились?
О чем повествует эпос?
Кто продолжил великое дело Манаса?