Доклад на методической конференции О концепции творческого сольфеджио

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Александрова Н.Л.

О концепции творческого сольфеджио

Сольфеджио всегда считалось обязательным учебным предметом, необходимым как для профессионального обучения, так и для общего музыкального образования. Кроме того, оно всегда вызывало много дискуссий: как сделать этот предмет востребованным и интересным, какими методическими приёмами должен владеть педагог, чтобы работа над развитием музыкального слуха способствовала воспитанию гармоничной, творческой личности?

Век информационных технологий открыл пространство для свободного творческого общения. Сегодня все ведущие педагоги-сольфеджисты ведут активную деятельность, создают творческие школы, проводят методические семинары и мастер-классы для преподавателей детских музыкальных школ в разных городах России. На педагогических сайтах-форумах обсуждается широкий круг вопросов методики и практики преподавания сольфеджио. Современная музыкальная педагогика отличается разнообразием направлений, тесной связью с психологией и музыкознанием, ярко выраженной авторской направленностью.

Во второй половине XX начале XXI века мировую известность и признание получила авторская методика преподавания сольфеджио Марии Алексеевны Котляревской-Крафт. Ее учебники по сольфеджио, книги по музыкальной педагогике отличались позицией гуманизма, уважения к личности ребенка. Заслуженный работник культуры Российской Федерации, почётный работник культуры Новосибирской области, Мария Алексеевна умела преподавать сольфеджио интересно, необычно и очень увлекательно.

«Что надо сделать, чтобы ученик начал слушать?.. Установить связь между СЛОВОМ и ДЕЛОМ. Как? Снять эмоцию страха, не говорить слов, критикующих сделанное, не разрушать чувство собственного достоинства. Слова должны быть ПОМОЩЬЮ, действия - в согласии с законами природы. Критика разрывает взаимоСВЯЗЬ (педагог - ученик, взрослый - ребенок), взаимоЗАВИСИМОСТЬ приобретает формальный характер, который определяется присутствием в одном помещении или возрастом.

Если замечания являются ПОМОЩЬЮ, изменяется интонационный строй речи. Сами собой исчезают раздражение, возмущение, слова не унижают ученика, ребенка. Помощь оборачивается взаимопомощью, поэтому ее принимают.

Развитие слуха - процесс длительный: от СЛУШАТЬ к СЛЫШАТЬ. Задача педагога научить слышать интонации окружающего нас мира, музыку, речь». (Цитата из книги М.А. Крафт «Промолчать не смогу») [6].

Широкое распространение получила методика игрового сольфеджио Ларисы Николаевны Алексеевой. Программа раннего музыкального развития детей изложена автором в книгах «Игровое сольфеджио», «Певческая азбука», «Музыкальная азбука», «Музыкальная грамота в нотных прописях», «Интонационно-смысловое сольфеджио».

Григорий Иванович Шатковский - известный педагог-новатор, автор уникальной методики «развития музыкального слуха и навыков творческого музицирования». Главный педагогический принцип Г.И. Шатковского заключается в комплексном музыкальном воспитании детей: теоретические знания - исполнительская практика - творческая деятельность (композиция и импровизация).

В книге «Развитие музыкального слуха» Г.И. Шатковский подчёркивает: «На вопрос «чему учить?» ответим - «учить надо, прежде всего музыкальному языку, умению свободно «говорить», а затем уже - воспроизведению нотного текста» [7].

Из воспоминаний учеников: « Я с большой благодарностью вспоминаю уроки Григория Ивановича. И хотя какие-то детали не сохранились в памяти (это было очень давно, 22-23 года назад!), у меня осталось чувство, что занятия раскрепостили и развили мою музыкальную фантазию. Именно с этих уроков началось моё настоящее увлечение сочинением музыки. Уроки Шатковского привили мне ощущение, что музыка, импровизация, поэзия, театр - это части одного целого» (Е. Лангер, композитор).

В этом же направлении поисков всестороннего раскрытия творческой личности через комплексное обучение работает Татьяна Анатольевна Боровик. Убедительно и эмоционально звучат её слова:

«Считаю сольфеджио единственным предметом, в котором заложено всё для развития ребенка - способность креативно мыслить, в первую очередь, учиться говорить и петь (высказывать себя!), видеть мир в огромной палитре звуков и движения.Постоянное внутренне стремление и несогласие с тем, что сольфеджио скучный, неинтересный и немузыкальный предмет, подталкивали искать Новое и пересматривать в первую очередь себя. Сейчас я могу сказать, что сольфеджио бывает для «взрослых» и для «детей», оно бывает нотным и донотным, «традиционным» и «игровым». Может быть инструктивным, но вместе с этим и деятельным, когда счастливо соединяются пение, движение, юмор, метафора, сказка, театр и многое другое» [8].

Направление педагогической деятельности Валентина Павловича Середы связано с развитием идеи интегральной методики музыкального воспитания. В.П. Середа в своих методических работах отмечает: «Целью традиционной методики является приобретение знаний, выработка умений и навыков, проверяемых на экзаменах. Цель интегральной методики включение ученика в творческий поиск, в активное познание законов музыки. При этом особую роль приобретает для учеников углубление знаний о законах музыкальной организации, о структуре и содержании музыкального текста. Суть интегральной методики в том, что она рассчитана на гармоничное развитие слуха, обращает внимание учеников на осознание мелодических процессов, направлена на развитие интонационной логики и воспитание интонационного слуха».

В 2003 году В. П. Середа создаёт учебники (издательство «Классика ХХI века») для учащихся 6 и 7 класса ДМШ и ДШИ, а также методические рекомендации для педагогов. Эти учебные пособия имеют повышенный уровень сложности и предназначены для профессионально ориентированных учащихся. Они насыщены большим количеством творческих заданий, интонационных упражнений, направленных на осмысление нотного текста и выявление жанрового своеобразия музыкального материала.

Новое направление «клавиатурного или клавишного сольфеджио» развивает в своей научной и педагогической работе Нина Александровна Бергер. «В концепции приобщения к музыке в активной форме практического музицирования большая роль отводится клавишным инструментам. Благодаря готовому звуковому материалу клавишные инструменты наиболее пригодны для освоения музыкального языка в условиях групповых занятий по сольфеджио.

Теоретические дисциплины опираются на клавиатуру. Огромный объём знаний (построение интервалов, аккордов, игра гармонических последовательностей, слуховой анализ связан) с игрой на фортепиано. Цель клавишного сольфеджио-развитие музыкального мышления в процессе музицирования. Задачи - освоение отдельных элементов музыки на готовом звуковом носителе-клавиатуре. Освоение каждого элемента должно одновременно осуществляется несколькими способами: упражнением, интерпретацией (работой над художественным материалом), импровизацией, т.е. так как осуществляется овладение любым языком. (Цитата из книги Н. А. Бергер «Клавишное сольфеджио») [13].

Созвучна этому направлению «Комплексная методика творческого развития пианиста» Сергея Михайловича Мальцева, основанная на тесном взаимодействии сольфеджио и специальности. По мнению С. Мальцева, голос и пение - главные помощники исполнителя - пианиста. В его классе все дети поют по голосам инвенции Баха, сонаты Моцарта и Бетховена и др. Через пение все дети учатся свободно играть по слуху.

На основе модульной технологии и клавишного сольфеджио Дамира Ильдаровна Шайхутдинова создала целостную систему обучения и развития музыкального слуха. Учащиеся за короткий срок усваивают довольно большой по объему и сложности учебный материал, при этом они не только не испытывают каких-либо умственных, физических, временных перегрузок и эмоционального напряжения, а наоборот, развивают продуктивное мышление, ощущая себя свободной и уверенной в своих силах личностью. Метод относится как к интеллектуальному, так и к здоровьесберегающему обучению, обеспечивая высокое качество знаний и сохранность психологического здоровья ребенка[11].

«Музыкальная наука педагогу-практику», - так определяет основное направление своей работы научно-исследовательская Лаборатории музыкальной семантики Уфимской государственной академии искусств, руководителем которой является Людмила Николаевна Шаймухаметова - автор многочисленных работ в области музыкальной педагогики, прикладных проблем музыкальной семантики. Одной из важнейших задач воспитания начинающего музыканта, по мнению учёных, является развитие творческого воображения. Решающую роль в этом процессе играет формирование установки на самостоятельное понимание учеником содержания авторского произведения и всех необходимых будущих его преобразований: создание исполнительского текста (проблемная ситуация «Если бы редактором был я…») или его транскрипции, аранжировки («Хочу стать композитором») [12]..

Характерная черта развития сольфеджио начала XXI века - компьютеризация учебного процесса, использование информационных технологий. Профессор Ростовской консерватории имени С. В. Рахманинова Галина Рубеновна Тараева с 2002 года активно занимается инновационными педагогическими стратегиями. Г.Р. Тараева предлагает стимулировать интерес и любовь к музыке у учащихся с помощью специальных творческих заданий в различных оформительских программах, развивать навыки нотной записи по слуху с использованием тестотренажеров, интерактивных компьютерных программ. В 2007 году было издано учебно-методическое пособие «Компьютер и инновации в музыкальной педагогике», в котором излагается авторская концепция электронной педагогики, технология электронного слухового тестирования.

В одном из интервью, на вопрос: «Что сегодня сильнее всего тормозит развитие музыкальных школ и школ искусств?» Г.Р. Тараева отвечает: « Инерция! Школа должна быть только одним - центром интересной для ребенка современной жизни. В книге эту жизнь я условно назвала «мониторной реальностью» и «педагогикой TV-формата». Все, что интересно детям, надо «подсмотреть» в реальности и перенести в школу» [13].

Завершая обзор современных авторских методик преподавания сольфеджио необходимо отметить, что в центре внимания педагогов-новаторов находится практическое освоение элементов музыкального языка в творческих формах музыкального саморазвития (импровизации и сочинения), трактовка сольфеджио как предмета, фокусирующего в себе все элементы музыкальных дисциплин и видов музыкальной деятельности.

По мнению авторов различных методик преподавания сольфеджио каждый ученик ДМШ и ДШИ должен научиться применять полученные на уроках знания, умения и навыки для свободного музицирования и творческого самовыражения. Гармонично развитая творческая личность всегда найдёт свою дорогу, будет открытой к восприятию и созданию красоты, как в жизни, так и в искусстве. Эту мысль высказывал ещё в первой половине XX века известный немецкий композитор и педагог Карл Орф: «Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок, задача педагогов - воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление…Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере его будущей деятельности» [5].

В этой статье мне бы хотелось рассказать об опыте и сложившихся традициях преподавания сольфеджио в Новосибирской музыкальной школе (колледже), которая в 2015 году отмечает свой юбилей (45 лет). Все эти годы преподаватели НСМШ (колледжа) активно сотрудничают с музыкальными школами Новосибирска и других городов Сибирского региона, проводят методические семинары, мастер-классы, консультации для учащихся и их педагогов. Это одно из ведущих направлений деятельности школы. Именно в начальном звене музыкального образования закладываются все исполнительские и теоретические навыки, которые позволяют выпускникам ДМШ и ДШИ продолжить дальнейшее профессиональное обучение музыке в нашей школе.

Программа подготовительного отделения НСМШ (колледжа) - школы раннего эстетического развития «Мажоринки», которая также в этом году также отмечает свой юбилей (25 лет), включает общеразвивающие музыкальные занятия с детьми трёхлетнего и четырехлетнего возраста (Музыкально-хоровые игры). Занятия сольфеджио начинаются с 5 лет и завершаются только на первом курсе консерватории. И мы, педагоги - теоретики, проходим этот путь профессионального становления вместе с каждым ребёнком, подготавливая выпускников школы к поступлению в любую консерваторию мира.

Задача педагога по сольфеджио на начальном этапе обучения, также как и педагога по специальности помочь ребенку овладеть основами музыкального языка, выработать навык свободного чтения, записи и анализа нотного текста. Как важно не потерять интерес ребёнка к систематической работе над развитием музыкального слуха, научить его самостоятельно мыслить, профессионально работать с нотным текстом, понимать своеобразие музыкального языка композиторов разных эпох и стилей!

М.В. Карасёва, определяя значимость преподавателя сольфеджио в музыкальном развитии каждого ребёнка, независимо от того учится он в профессиональной школе или на отделении общего музыкально-эстетического развития в ДМШ или ДШИ, в своей книги «Сольфеджио-психотехника развития музыкального слуха» пишет: «Попробуем сравнить работу педагога-сольфеджиста с работой педагога-исполнителя. Последний обычно решает с учеником проблемы кинестетические (связанные с постановкой рук, координацией движений и т.д.) и метакинестетические, то есть проблемы «ретрансляции эмоций. Если педагог по специальности занимается с музыкантом технологией «раскрытия души», то педагог по сольфеджио, развивая музыкальное восприятие, фактически занимается увеличением того «объёма души», который потребуется раскрывать [4,C.9].

Активно занимаясь методической работой, преподаватели теоретического отделения создают новые учебные пособия по сольфеджио для учащихся ДМШ и ДШИ, в которых обобщают опыт, накопленный в практике преподавания сольфеджио в НСМШ (колледже). Кроме того все педагоги отделения постоянно дают открытые уроки для слушателей курсов повышения квалификации-преподавателей ДМШ и ДШИ различных городов Сибирского региона.

В 2006 году по заказу одного из новосибирских издательств, преподаватели теоретического отделения НСМШ (колледжа) Н.Л. Александрова, Ф. И. Трахтенберг, Т.С. Корнякова разработали «Рабочие тетради по сольфеджио» для ДМШ и ДШИ.

«Рабочие тетради» были задуманы авторами как учебное пособие, призванное развить в каждом ребенке заинтересованность предметом сольфеджио, его творческую активность. Изданные в Новосибирске в 2006 г., они прошли за эти годы апробацию в ДМШ и ДШИ Сибирского региона (Хакасия, Красноярский и Алтайский край) и получили положительную оценку педагогов: «Дети стали учиться с увлечением и радостью». Это учебное пособие было удостоено Диплома III Сибирского форума художественного образования «Сибирские педагогические чтения-2006» (г. Кемерово) и 1 премии смотра-конкурса методических работ преподавателей ССУЗов Западносибирского региона (Новосибирск, 2008).

«Рабочие тетради по сольфеджио» разных авторов достаточно широко распространены в практике преподавания сольфеджио. К сожалению, многие педагоги используют их только для письменной формы работы, для закрепления полученных на уроке теоретических сведений. В результате сольфеджио превращается в сугубо теоретический предмет, вызывающий у учеников справедливый вопрос: «Мам, ну зачем мне это сольфеджио?» (из ученических стонов - эпиграф к книге «Как преподавать сольфеджио в XXI веке»)[3].

Принципиальное отличие «Рабочих тетрадей» НСМШ (колледжа) сводится к переосмыслению значения и цели учебных заданий, данных в учебном пособии. Письменное задание, выполненное в классе или дома, обязательно должно быть спето каждым учеником или проиграно им на музыкальном инструменте. Это основная методическая установка, предлагаемая авторами.Только при таком условии все формы интонационных и ритмических упражнений будут решать задачу практического освоения каждым учеником всех элементов музыкального языка, осмысленного прочтения им любого нотного текста. «Рабочие тетради» объединены универсальной методической концепцией, которая получает индивидуальное воплощение у каждого автора. Обязательным для всех тетрадей является заключительный раздел - «Творческие задания», направленные на всестороннее развитие музыкального слуха, навыков сочинения и импровизации.

В данном учебном пособии творческие задания рассматриваются не только как еще один вид практической работы, выполняющий функцию повторения и закрепления теоретического материала, но и как один из методов развития музыкального мышления и творческих навыков учащихся. Особенностью данного издания является наличие значительного количества музыкальных образцов-произведений композиторов-классиков и музыки XX века, песен разных народных песен, джазовых мелодий и ритмов. Анализ и чтение с листа нотного текста различной стилевой направленности способствует накоплению слухового багажа, практическому изучению средств выразительности.

В НСМШ (колледже) на уроках сольфеджио в работе с детьми разного возраста мы руководствуемся следующими педагогическими принципами:

1.Использование в учебной практике содержательной оценки («Доброе слово Учителя»), помогающей ребенку максимально раскрыть свои возможности, создать условия для интенсивного развития творческих способностей.

2.Создание у учащихся внутренней мотивации для выполнения учебных заданий:

«Я делаю, потому что мне это интересно».

«Знания я получаю только тогда, когда все делаю сам».

«Я все понимаю. Учиться мне легко и радостно».

«Я - творческая личность».

«Урок сольфеджио - это урок музыки».

Итогом работы преподавателя становятся сочинения детей, в которых находят творческое воплощение знания, умения и навыки, сформированные в учебной деятельности. В творческих работах учеников отражается «внутреннее слышание» ребенка, понимание им основных элементов музыкального языка, его структурного многообразия и выразительности.

В заключение статьи мне хотелось бы обратить внимание на слова замечательных педагогов, которые являются методологической основой «концепции творческого сольфеджио».

Афоризмы о педагогике

* * *

Любая программа обучения основывается на законах притяжения ученика-учителя. Триединый закон педагогики, закон взаимодействия учителя и ученика: взаимозависимость, взаимосвязь, взаимопомощь.

* * *

Удивительные возможности народной педагогики, которые мы - педагоги не используем для развития ребёнка - ласка, внимание, поощрение.

* * *

Ребёнок не может развиваться без света, тепла и добра, без физической и умственной деятельности «я сам». Самостоятельные действия - фундамент, на котором вырастает человек. Когда ребёнку интересно, есть внутренняя переработка информации. Когда есть положительные эмоции, есть мотивация «я сам». - М. Котляревская - Крафт

* * *

То, что эмоционально неинтересно, не может быть методически целесообразным.

* * *

Формирование творческих навыков учащихся возможно в том случае, если эти навыки сформированы у самого учителя.

* * *

Уважение к ученику любого возраста - один из главных секретов обучения и воспитания.

* * *

Музыкальная одаренность - это "шкатулка с сюрпризом". Для каждой нужен свой ключик. - Б. Печерский

* * *

Осознание собственной значимости - единственный путь обучения. - С. Судзуки

* * *

Никто не может уходить с урока «бескрылым».- К. Станиславский

* * *

Педагогическое мастерство необходимо для преподавания сольфеджио. Никогда не удавалось ещё добиться значительных результатов там, где царили скука и формальное прохождение сольфеджио. При этом надо обеспечить верную направленность всего процесса воспитания музыкального слуха, чтобы он давал живые практически-действенные навыки, а не учил выполнять формальные задания, которые нужны для экзамена, но не могут быть использованы в музыкальной практике.- А. Островский

* * *

Учитель должен выполнять три ролевые задачи: педагога, актёра и режиссёра одновременно. Это должен быть вездесущий Фигаро, непрерывно фантазирующий, профессионально владеющий инструментом, вовлекающий всех в действие и на ходу режиссирующий происходящее в классе.- Е. Лернер

Литература


  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о Гуманной Педагогике. - М., 2001. - 464 с.

  2. Александрова Н.Л., Трахтенберг Ф.И., Корнякова Т.С. « Рабочие тетради по сольфеджио» (подготовительный-8 классы ДМШ и ДШИ),- Новосибирск,2006.

  3. Как преподавать сольфеджио в XXI веке/Сост. О. Берак, М. Карасева.- М: Классика XXI, 2006.- 226 с.

  4. Карасева М. Сольфеджио-психотехника развития музыкального слуха. - М: Композитор,2002.-376с.

5. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа /Под ред.Л.А.Баренбойма.М:Советский композитор,1978.

Интернет-ресурсы



6. classica.fmpamyati-marii-kotlyarevskoy-kraft

7. http: //shatkovsky.ru/.

8. borovik.ucoz.ru/forum/1

9. alekseevaln.narod.ru/

10. gnesin.ru/otdely/teoria_muzyki/prepodavateli/sereda

11. shaykhutdinova.taba.ru

12. lab-ms.narod.ru/

13. mosconsv.ru/ru



© 2010-2022