Беседа о музыке, ФГОС

Беседа с учениками младших классов по музыке. Учить детей слушать, слышать и  чувствовать музыку. Такие беседы полезны и родителям учеников начальных классов. Духовное воспитание на уроках музыки и внеурочной деятельности. Важно научить детей проносить музыку не только через слух, но и через сердце, через душу. Учить ребенка чувствовать звучание и интонацию, Мир вокруг себя, создавать свои звуки, свою музыку, свои композиции. Дети начальных классов очень отзывчивы на любое проявление чувств и бе...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сказка о Гудоше.

«Закрой глаза, и ты увидишь»

Цель: учить детей слушать и слышать мир вокруг себя.


Гудоша, это мальчик, который очень любит путешествовать. У него есть хороший и много знающий наставник Маэстро. Маэстро очень любит музыку и помогает Гудоше путешествовать по музыкальной стране.

Итак, вместе с маэстро и Гудошей мы отправляемся в путь. Вот дверь. Она очень похожа на букву П. Это не случайно, ведь все самое интересное начинается с этой буквы - Путешествия, Превращения, Представления, Приключения.
Входи!
Вон там стоят два кресла, это наши места, проходи, садись. Мы в Музыкальном зале. Видишь, впереди сидят Гудоша и Маэстро. Они о чем-то беседуют, послушай:
-Скажи мне Гудоша, почему ты знаешь, что я человек? ( свободное рассуждение детей)
Вам интересно, что ответил Гудоша? (вы живой и двигаетесь)
- Автомобиль тоже двигается, и вода в речке течет.
(дети дополняют ответы)

Хорошие мысли. То, что мы разговариваем, это, конечно, важно. Но, разговор разговору - рознь. Представьте себе, я взяла книжку и читаю в ней слова, как попало. «Зеленый ходит дуб налево, у Лукоморья говорит, златая ночью песнь ученый, направо кот на дубе том».

(Рассуждения детей, что-то знакомое, они узнают сказку А. С. Пушкина)

Конечно, это всем известная сказка:

У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…

Дети продолжают до слов «Стоит без окон без дверей…»

И происходит чудо!!! Откуда-то потянуло ветерком, послышался плеск волн, шелест, мурлыкание…
Что еще вы услышали? (звяканье, цепи, скрип избушки, )

Вот наш музыкальный зал превратился в берег моря.
На берегу стоит могучий кряжистый дуб. Море волнуется и брызги падают медленно на серого кота, который, позвякивая золотой цепью, важно ходит вокруг дуба, мурлыча песню. А стеди густой листвы мелькнуло бледное лицо русалки. Вместо косы к нее длинные зеленые водоросли, а на щеках не то слезы, не то капельки воды… В чаще бродит неведомый зверь, оставляющий следы на дорожке…

Но, продолжим наш разговор о разговоре. Вы видите, как замечательно с нами разговаривает Пушкин. Слова он берет самые обыкновенные, но его речь, его рассказ становится живой волшебной сказкой. Самая замечательная человеческая речь та, в которой есть

СМЫСЛ, КРАСОТА И ЧУВСТВО.

Так вот, друзья мои, музыка - это тоже речь. В ней есть и смысл, и красота, и чувства. И Гудоша задумался. В музыке со словами, в песне, например, смысл понятен, потому, что там есть слова. Но ведь бывает музыка без слов. Играет скрипка что-то грустное, как тут поймешь, про что музыка, какой в ней смысл.
Тогда посмотрите на картину «Витязь на распутье». (показать репродукцию) Витязь никуда не мчится, размахивая мечом, а спокойно сидит в седле, опустив голову и глубоко задумавшись. Как вы думаете, о чем он думает?
(свободные рассуждения детей)
- А, может быть, богатырю повернуть назад, пока не поздно? Повернет он назад или поедет по опасной дороге? (рассуждения детей)
Мне тоже кажется, что сейчас он тронет своего друга коня - и вперед!
А как бы вы поступили на месте витязя? Вот видите, эта картина заставила нас задуматься. Она как бы спрашивает нас «А как бы вы поступили в трудную минуту?». Картина призывает быть мужественным и смелым. А ведь художник не говорит нам ни слова. Он разговаривает с нами при помощи линий и красок. Но ведь мы поняли, о чем он нам говорит. На своем языке говорят и музыкальные звуки. Чтобы их понять, нужно знать их язык.

Маэстро предложил Гудоше следующее задание. «Закрой глаза и слушай!» И Музыкальный зал зазвучал. Сначала Гудоша слышал сплошной шум. А когда вслушался, понял, что шум состоит из разных звуков - шелеста, скрипа, шороха, позвякивания, плеска. Тихого посвиста, рокота и многих других. А теперь, сказал Маэстро, не открывая глаз попробуй увидеть, то, что ты слышишь. «Как можно увидеть с закрытыми глазами?», подумал Гудоша. И вдруг он понял, что шелест - это шум листвы, он доносится то тише, то громче, порывами, а значит, дует ветер. Этот ветер раскачивает ветки старого дерева.
_ Как вы думаете, почему старого? (ответы детей)
И тут Гудоша, так же, как и вы, начал видеть звуки! Да-да! Он увидел позвякивание (что звякало?), он увидел плеск (что плескалось?), он увидел шум шагов (кто ходил?)
И снова потянуло свежим ветерком, Гудоша почувствовал на губах соленые морские брызги. Музыкальный зал снова превратился в Лукоморье.
Да, картина была схожей с той, которую однажды нарисовали слова Пушкинской сказки. Но на это раз картина была создана не словами, а простыми знакомыми звуками, ну и конечно, Гудошиным и вашим воображением!
Вот видите, картину можно описать словами, можно нарисовать с помощью красок, а можно создать с помощью звуков.
Но Гудоша возразил Маэстро. «Это же была совсем не музыка! Разве шелест, скрип и плеск - это музыка? Она получается из ПОЮЩИХ звуков, а не из всяких там скрипов, шелестов т тресков!»
_Ты прав, правильно заметил! - сказал Маэстро. - И очень хорошо назвал звуки ПОЮЩИМИ. Музыканты попросту называют их музыкальными. Они и отличаются от остальных звуков своей певучестью. Поющие звуки умеют показать гораздо больше, чем простые шумы! Звуки, из которых получается настоящая музыка создал человек. Звуки становятся музыкой только тогда, когда начинают свой рассказ о жизни людей, о красоте природы. Речь звуков может рассказывать не только о себе, звук может напоминать вздох или смех, может быть испуганным или убаюкивающим. Поющий звук многоликий и гибкий.

. И Лукоморье звучит совсем иначе.
МУЗЫКА К СКАЗКЕ А. С. ПУШКИНА.



© 2010-2022