Программа элективного курса Отражение истории в авторской песне

Авторская песня - самобытное явление культуры нашей страны. Истоки ее лежат в устном народном творчестве. Авторская песня является современным фольклором, зеркалом жизни России на разных исторических этапах. Курс «Отражение истории в авторской песне»  предназначен для учащихся 7 классов основной школы. Курс является межпредметным  - он расширяет и углубляет знания, полученные в процессе изучения истории, литературы, музыки. Актуальность программы определяется тем, что в школьной программе учащ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4 имени И.С. Черных

«Утверждено» Рассмотрено

______________ на заседании МС

Директор МОУ СОШ №4 _______________

Зятнин В.И.

«___» __________ 2010 г «___» __________ 2010 г.








Отражение истории в авторской песне.

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки

7 класс

Количество часов: 16 часов

Срок реализации: полугодие





Составитель:

Анищенко Е.Л. учитель истории

Зубко Е.Н. учитель русского языка, литературы

МОУ СОШ №4







ТОМСК - 2010

Пояснительная записка.

Авторская песня - самобытное явление культуры нашей страны. Истоки ее лежат в устном народном творчестве. Авторская песня является современным фольклором, зеркалом жизни России на разных исторических этапах.

Курс «Отражение истории в авторской песне» предназначен для учащихся 7 классов основной школы. Курс является межпредметным - он расширяет и углубляет знания, полученные в процессе изучения истории, литературы, музыки.

Актуальность программы определяется тем, что в школьной программе учащиеся лишь минимально знакомятся с авторской песней: ее темами, авторами и т.п. Курс имеет и возможное профориентационное значение: дети, стремящиеся получить в дальнейшем литературное либо музыкальное образование, могут попробовать свои силы в этой сфере и сделать выводы о правильности своего выбора.

Цель данного курса - познакомить учащихся с авторской песней с исторической точки зрения и рассмотреть некоторые этапы истории России через их отражение в авторской песне.

Задачи:

- повышение интереса к изучению учащимися истории, литературы, музыки;

- воспитание патриотизма, чувства причастности к жизни своей страны;

- эстетическое воспитание школьников;

- развитие творческих способностей учащихся с учетом индивидуальных особенностей.

- развитие коммуникативных способностей через коллективную работу; умение выступать на людях;

- создание условий для самостоятельной исследовательской работы.

Формы организации учебной деятельности: беседы, поисковая деятельность, уроки-концерты.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации - газетами, журналами, книгами, аудио- и видеозаписями, специализированными сайтами Интернета и др. Содержание каждой темы предусматривает самостоятельную, индивидуальную или коллективную деятельность учащихся.

Каждое занятие строится в начале на актуализации знаний по той или иной теме, а после этого переходим к характеристике определенного исторического периода посредством авторской песни.

Техническое обеспечение: аудиозаписи (грампластинки, кассеты, диски), видеозаписи, гитара, использование информационных технологий, привлечение социокультурных ресурсов своей территории.

Система оценивания:

В соответствии с темой курса считается возможным применение безоценочной технологии. Зачетной работой по пройденному курсу является отчетный мини-концерт. Учащиеся, имеющие поэтические и музыкальные способности, могут в качестве зачетной работы предложить собственное произведение.

Предполагаемые результаты изучения курса: В результате изучения курса учащиеся должны:

- уметь соотнести произведения авторской песни с разными историческими периодами;

- ориентироваться в авторах, тематике, назвать несколько фамилий бардов и названий понравившихся песен, исполнить наиболее понравившуюся песню;

- более уверенно участвовать в творческих мероприятиях - концертах, спектаклях и др.

Данная программа является модифицированной, составленная на основе курса Елены Геннадьевны Бутенко «И сама по себе не играет гитара», модификация заключается в следующем увеличено количество часов с 10 до 16, вместо истории Хакассии изучается история Родного края.

Учебно-тематический план.

Тема

Кол-во

часов

1

Введение. Истоки авторской песни - устное народное творчество.

1

2

Исторические темы, раскрываемые в авторской песне.

2

3

«Ах, война, что ты сделала, подлая…»(Тема Великой Отечественной войны в авторской песне).

2

4

Хрущевская «оттепель» и авторская песня.

2

5

«Афганские» и «чеченские» песни.

2

6

История-музыка-юмор.

1

7

Тематика современной авторской песни.

2

8

Авторская песня в Томске (история, темы, авторы). РК

2

9

Подготовка к итоговому занятию.

1

10

Итоговое занятие - мини-концерт (зачет).

1

Итого

16




Содержание курса.

Тема 1. Введение.

Истоки авторской песни - устное народное творчество.(1 час)

Современный фольклор, его истоки и традиции. Признаки современного фольклора. Что такое авторская песня? История и эволюция авторской песни.

Форма занятия: лекция с элементами беседы.

Тема 2. Исторические темы, раскрываемые в авторской песне.(2 часа).

Дореволюционное время. Гражданская война. Сталинские репрессии. Великая Отечественная война. Хрущевская «оттепель». Брежневский застой. Война в Афганистане. Перестройка. Чернобыль. Распад СССР. Война в Чечне. Современные песни.

Форма занятия: объяснение с элементами практической работы.

Тема 3. «Ах, война, что ты сделала, подлая…»

(Тема Великой Отечественной войны в авторской песне) (2 часа).

Творчество Александра Галича. Творчество Булата Окуджавы («Песенка о пехоте», «Песня о Леньке Королеве», «Мы за ценой не постоим», «Песня о московских ополченцах» и др.). Песни о войне разных авторов В.Высоцкий «Сыновья уходят в бой», «На братских могилах», «Он не вернулся из боя»); Ю.Визбор («Военные фотографии», «Помни войну»); О.Митяев («В осеннем парке», «Кино»); Л.Сергеев («Колоколенка»), Н.Шипилов («Пехота»), М.Анчаров («Баллада о парашютах») и др.

Тема 4. Хрущевская «оттепель» и авторская песня. (2 часа).

Творчество М.Анчарова, Ю.Визбора, А.Якушевой, Ю.Шангина-Березовского, Ю.Кима, А.Городницкого и др.

Тема 5. «Афганские» и «чеченские» песни. (2 часа).

Форма занятия: семинар, которому предшествует самостоятельная поисковая деятельность учащихся.

Тема 6. История-музыка-юмор. (1 час).

«Жил-был игуанодон» (неизв.автор). А.Городницкий. «Шуточная песня строителей петровского флота». Творчество Ю.Кима. Творчество Л.Сергеева.

Тема 7. Тематика современной авторской песни. (2 час).

Булат Окуджава, А.Макаревич, Б.Гребенщиков, В.Цой, Ю.Шевчук и др.

Тема 8. Авторская песня о Томске и в Томске (история, темы, авторы). (2 часа).

  1. Александр Филатов «Песня о Томске»,

  2. муз. Н. Сотниковой, сл. Андреева «Тишина сибирская »,

  3. муз. Тугушева, сл. А. Филатова « Вертолет летит на Мыльджино »,

  4. муз. Шинкевича, сл. Н. Хоничева « Новогодняя ночь »,

  5. муз. А. Морозова, сл. А. Андреева « По сибирскому тракту »,

  6. муз. и сл. Б. Яворского « С нами память прожитых лет », « Это все мне не снится »,

  7. Митяев Олег «Она живет на берегу Томи…»

  8. муз. и сл. К. Мыльцева, « Помнишь как все начиналось »

  9. муз. и сл. В. Шушарина « Здравствуйте студенты »

  10. муз. Барышева, сл. Андреева « Тимирязевский бор »

  11. муз А. Ратнера, сл. Л. Смирновой « Не надо горевать о городах ».

  12. Фестиваль «Дворовой песни»

Тема 9. Подготовка к итоговому занятию. (1 час).

Выбор произведений для концерта, составление сценария и др.

Форма занятия: творческая лаборатория.

Тема 10. Итоговое занятие. Мини-концерт (зачет). (1 час).


Литература для учеников:

  1. Возьмемся за руки, друзья. Рассказы об авторской песне. - М.: Молодая гвардия, 1990.

  2. Из пламени Афганистана. - М.: Советская Россия, 1990.

  3. bards.ru - все о бардах, биографии, тексты песен, аудиозаписи.

  4. kdp.tomsk.ru/ - конкурс «Дворовой песни»

Литература для учителя:

1. Литературный энциклопедический словарь. - М., Советская энциклопедия, 1987.

2. Ю.Визбор. Когда все были вместе… - М.: Киноцентр, 1989.

3. Ю.Визбор. Я сердце оставил в синих горах. - М.: Физкультура и спорт, 1986.

4. В.Высоцкий. Баллада о любви. Стихи. - Красноярск: МП Эффект, 1991.

5. А.Галич. Возвращение. - Л.:Музыка, 1990.

6. Гитара и слово. Михаил Анчаров. Звук шагов. - М.: Останкино, 1992.

7. Давай с тобой поговорим. Песни Олега Митяева. - М.:Текмахом, 1992.

8. Люди идут по свету. Книга-концерт. - М.:Физкультура и спорт, 1990.

9. Б.Окуджава. Капли Датского короля. Киносценарии. Песни для кино. - М.: ВТПО «Киноцентр», 1991.

10. Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки. - М., 1994.

11. Антология авторской песни.// Русская речь. - №№1-14. .- 1991

12. Н.Брилль. «Кто как живет - кто тлеет, кто горит…»// Библиография. -.№3. - 1994.

Ресурсы сети Интернет:

1. grushin.samara.ru - все о Грушинском фестивале авторской песни

2. lib.ru/KSP/ - тексты песен с аккордами, аудиозаписи

3. BARDS.net.ru - авторская песня в сети Интернет

4. snikitin.ru - клуб друзей авторской песни "Никитинские Встречи"

6. bardz.by.ru - все о бардах, биографии, тексты песен, аудиозаписи.

8. mityaev.ru - сайт Олега Митяева.

© 2010-2022