- Преподавателю
- Музыка
- Программа элективного курса Отражение истории в авторской песне
Программа элективного курса Отражение истории в авторской песне
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зубко Е.Н. |
Дата | 28.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №4 имени И.С. Черных
«Утверждено» Рассмотрено
______________ на заседании МС
Директор МОУ СОШ №4 _______________
Зятнин В.И.
«___» __________ 2010 г «___» __________ 2010 г.
Отражение истории в авторской песне.
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки
7 класс
Количество часов: 16 часов
Срок реализации: полугодие
Составитель:
Анищенко Е.Л. учитель истории
Зубко Е.Н. учитель русского языка, литературы
МОУ СОШ №4
ТОМСК - 2010
Пояснительная записка.
Авторская песня - самобытное явление культуры нашей страны. Истоки ее лежат в устном народном творчестве. Авторская песня является современным фольклором, зеркалом жизни России на разных исторических этапах.
Курс «Отражение истории в авторской песне» предназначен для учащихся 7 классов основной школы. Курс является межпредметным - он расширяет и углубляет знания, полученные в процессе изучения истории, литературы, музыки.
Актуальность программы определяется тем, что в школьной программе учащиеся лишь минимально знакомятся с авторской песней: ее темами, авторами и т.п. Курс имеет и возможное профориентационное значение: дети, стремящиеся получить в дальнейшем литературное либо музыкальное образование, могут попробовать свои силы в этой сфере и сделать выводы о правильности своего выбора.
Цель данного курса - познакомить учащихся с авторской песней с исторической точки зрения и рассмотреть некоторые этапы истории России через их отражение в авторской песне.
Задачи:
- повышение интереса к изучению учащимися истории, литературы, музыки;
- воспитание патриотизма, чувства причастности к жизни своей страны;
- эстетическое воспитание школьников;
- развитие творческих способностей учащихся с учетом индивидуальных особенностей.
- развитие коммуникативных способностей через коллективную работу; умение выступать на людях;
- создание условий для самостоятельной исследовательской работы.
Формы организации учебной деятельности: беседы, поисковая деятельность, уроки-концерты.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации - газетами, журналами, книгами, аудио- и видеозаписями, специализированными сайтами Интернета и др. Содержание каждой темы предусматривает самостоятельную, индивидуальную или коллективную деятельность учащихся.
Каждое занятие строится в начале на актуализации знаний по той или иной теме, а после этого переходим к характеристике определенного исторического периода посредством авторской песни.
Техническое обеспечение: аудиозаписи (грампластинки, кассеты, диски), видеозаписи, гитара, использование информационных технологий, привлечение социокультурных ресурсов своей территории.
Система оценивания:
В соответствии с темой курса считается возможным применение безоценочной технологии. Зачетной работой по пройденному курсу является отчетный мини-концерт. Учащиеся, имеющие поэтические и музыкальные способности, могут в качестве зачетной работы предложить собственное произведение.
Предполагаемые результаты изучения курса: В результате изучения курса учащиеся должны:
- уметь соотнести произведения авторской песни с разными историческими периодами;
- ориентироваться в авторах, тематике, назвать несколько фамилий бардов и названий понравившихся песен, исполнить наиболее понравившуюся песню;
- более уверенно участвовать в творческих мероприятиях - концертах, спектаклях и др.
Данная программа является модифицированной, составленная на основе курса Елены Геннадьевны Бутенко «И сама по себе не играет гитара», модификация заключается в следующем увеличено количество часов с 10 до 16, вместо истории Хакассии изучается история Родного края.
Учебно-тематический план.
№
Тема
Кол-во
часов
1
Введение. Истоки авторской песни - устное народное творчество.
1
2
Исторические темы, раскрываемые в авторской песне.
2
3
«Ах, война, что ты сделала, подлая…»(Тема Великой Отечественной войны в авторской песне).
2
4
Хрущевская «оттепель» и авторская песня.
2
5
«Афганские» и «чеченские» песни.
2
6
История-музыка-юмор.
1
7
Тематика современной авторской песни.
2
8
Авторская песня в Томске (история, темы, авторы). РК
2
9
Подготовка к итоговому занятию.
1
10
Итоговое занятие - мини-концерт (зачет).
1
Итого
16
Содержание курса.
Тема 1. Введение.
Истоки авторской песни - устное народное творчество.(1 час)
Современный фольклор, его истоки и традиции. Признаки современного фольклора. Что такое авторская песня? История и эволюция авторской песни.
Форма занятия: лекция с элементами беседы.
Тема 2. Исторические темы, раскрываемые в авторской песне.(2 часа).
Дореволюционное время. Гражданская война. Сталинские репрессии. Великая Отечественная война. Хрущевская «оттепель». Брежневский застой. Война в Афганистане. Перестройка. Чернобыль. Распад СССР. Война в Чечне. Современные песни.
Форма занятия: объяснение с элементами практической работы.
Тема 3. «Ах, война, что ты сделала, подлая…»
(Тема Великой Отечественной войны в авторской песне) (2 часа).
Творчество Александра Галича. Творчество Булата Окуджавы («Песенка о пехоте», «Песня о Леньке Королеве», «Мы за ценой не постоим», «Песня о московских ополченцах» и др.). Песни о войне разных авторов В.Высоцкий «Сыновья уходят в бой», «На братских могилах», «Он не вернулся из боя»); Ю.Визбор («Военные фотографии», «Помни войну»); О.Митяев («В осеннем парке», «Кино»); Л.Сергеев («Колоколенка»), Н.Шипилов («Пехота»), М.Анчаров («Баллада о парашютах») и др.
Тема 4. Хрущевская «оттепель» и авторская песня. (2 часа).
Творчество М.Анчарова, Ю.Визбора, А.Якушевой, Ю.Шангина-Березовского, Ю.Кима, А.Городницкого и др.
Тема 5. «Афганские» и «чеченские» песни. (2 часа).
Форма занятия: семинар, которому предшествует самостоятельная поисковая деятельность учащихся.
Тема 6. История-музыка-юмор. (1 час).
«Жил-был игуанодон» (неизв.автор). А.Городницкий. «Шуточная песня строителей петровского флота». Творчество Ю.Кима. Творчество Л.Сергеева.
Тема 7. Тематика современной авторской песни. (2 час).
Булат Окуджава, А.Макаревич, Б.Гребенщиков, В.Цой, Ю.Шевчук и др.
Тема 8. Авторская песня о Томске и в Томске (история, темы, авторы). (2 часа).
-
Александр Филатов «Песня о Томске»,
-
муз. Н. Сотниковой, сл. Андреева «Тишина сибирская »,
-
муз. Тугушева, сл. А. Филатова « Вертолет летит на Мыльджино »,
-
муз. Шинкевича, сл. Н. Хоничева « Новогодняя ночь »,
-
муз. А. Морозова, сл. А. Андреева « По сибирскому тракту »,
-
муз. и сл. Б. Яворского « С нами память прожитых лет », « Это все мне не снится »,
-
Митяев Олег «Она живет на берегу Томи…»
-
муз. и сл. К. Мыльцева, « Помнишь как все начиналось »
-
муз. и сл. В. Шушарина « Здравствуйте студенты »
-
муз. Барышева, сл. Андреева « Тимирязевский бор »
-
муз А. Ратнера, сл. Л. Смирновой « Не надо горевать о городах ».
-
Фестиваль «Дворовой песни»
Тема 9. Подготовка к итоговому занятию. (1 час).
Выбор произведений для концерта, составление сценария и др.
Форма занятия: творческая лаборатория.
Тема 10. Итоговое занятие. Мини-концерт (зачет). (1 час).
Литература для учеников:
-
Возьмемся за руки, друзья. Рассказы об авторской песне. - М.: Молодая гвардия, 1990.
-
Из пламени Афганистана. - М.: Советская Россия, 1990.
-
bards.ru - все о бардах, биографии, тексты песен, аудиозаписи.
-
kdp.tomsk.ru/ - конкурс «Дворовой песни»
Литература для учителя:
1. Литературный энциклопедический словарь. - М., Советская энциклопедия, 1987.
2. Ю.Визбор. Когда все были вместе… - М.: Киноцентр, 1989.
3. Ю.Визбор. Я сердце оставил в синих горах. - М.: Физкультура и спорт, 1986.
4. В.Высоцкий. Баллада о любви. Стихи. - Красноярск: МП Эффект, 1991.
5. А.Галич. Возвращение. - Л.:Музыка, 1990.
6. Гитара и слово. Михаил Анчаров. Звук шагов. - М.: Останкино, 1992.
7. Давай с тобой поговорим. Песни Олега Митяева. - М.:Текмахом, 1992.
8. Люди идут по свету. Книга-концерт. - М.:Физкультура и спорт, 1990.
9. Б.Окуджава. Капли Датского короля. Киносценарии. Песни для кино. - М.: ВТПО «Киноцентр», 1991.
10. Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки. - М., 1994.
11. Антология авторской песни.// Русская речь. - №№1-14. .- 1991
12. Н.Брилль. «Кто как живет - кто тлеет, кто горит…»// Библиография. -.№3. - 1994.
Ресурсы сети Интернет:
1. grushin.samara.ru - все о Грушинском фестивале авторской песни
2. lib.ru/KSP/ - тексты песен с аккордами, аудиозаписи
3. BARDS.net.ru - авторская песня в сети Интернет
4. snikitin.ru - клуб друзей авторской песни "Никитинские Встречи"
6. bardz.by.ru - все о бардах, биографии, тексты песен, аудиозаписи.
8. mityaev.ru - сайт Олега Митяева.