• Преподавателю
  • Музыка
  • Методические заметки К вопросу об организации начального этапа обучения в классе скрипки в современных условиях

Методические заметки К вопросу об организации начального этапа обучения в классе скрипки в современных условиях

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н.Е. Дорохова,

преподаватель класса скрипки

ГБУДО г. Москвы ДШИ им. А.С. Даргомыжского


К вопросу об организации начального этапа обучения в классе скрипки в современных условиях


Период начального обучение детей игре на любом музыкальном инструменте в современных условиях представляет собой серьезный вызов учителю. Годами и десятилетиями применявшиеся методики постановки рук и приспособления к инструменту вкупе с классическими методами развития внутренних слуховых представлений и общей музыкальности часто оказываются недостаточно эффективными. Ребенок с трудом понимает, чего от него добивается педагог, к тому же нередко учебный материал не представляет интереса в музыкальном отношении, никак не связан с повседневными музыкальными впечатлениями, отчего ученик зачастую просто теряет интерес к занятиям. Тем более возрастает риск снижения или полной утраты мотивации к занятиям в том случае, когда этап работы с руками затягивается на месяцы или годы, как это нередко и происходит.

При этом, конечно, совершенно недопустимо недооценивать важность формирования элементарных базовых умений и навыков, необходимых для дальнейшего развития техники инструментального исполнения. В данном случае перед педагогом встает крайне сложная задача - с одной стороны, необходимо стимулировать развитие правильных умений и навыков, в особенности, навыка самоконтроля, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности младших школьников. С другой стороны, не стоит игнорировать мир музыкальных звуков, в который оказывается погружен современный ребенок благодаря окружающей его информационной среде буквально с пеленок.

Более того, когда перед преподавателем встает сложная задача подбора учебного репертуара, он зачастую сталкивается с «непониманием» сегодняшними детьми языка традиционных пьес детского репертуара и другого инструктивного материала. Например, некоторые ученики с трудом запоминают тексты элементарных этюдов Вольфарта, состоящие из простейших гаммообразных пассажей и трезвучий. В то же время ребенок с удовольствием может подбирать по слуху знакомые ему темы на фортепиано и скрипке. Не исключено, что причина этого явления заключается в том, что музыкальный язык этих произведений никак не связан с окружающей ребенка музыкальной средой и его внутренним слуховым опытом, будь то киномузыка или музыкальное сопровождение видеоигр.

Эту особенность современного музыкального образования подчеркивает М.С. Старчеус: «В условиях художественно-стилевого многоязычия современной музыкальной культуры специальной задачей слухового обучения и воспитания музыканта становится расширение оперативной гибкости, формирование креативных компонентов и уровней в структуре разных форм профессионального слуха». В свою очередь, обеспечение этой задачи требует смещения акцента с качественных особенностей восприятия музыкальных свойств и элементов языка на организацию конкретных слухо-двигательных действий и соответствующих им оперативных образов.

В данной парадигме оказывается совершенно неприменимой используемая до настоящего времени некоторыми педагогами методика «пассивного» обучения начинающего скрипача базовым игровым движениям, в наиболее экстремальном виде сводящаяся к тому, что в течение нескольких месяцев на занятиях движениями смычка управляет педагог, в то время как ученик лишь фиксирует свою правую руку на смычке, что приводит к крайне сомнительному результату. По сути, такой прием ведет ученика к «выученной беспомощности», у начинающего скрипача не формируется конкретный слухо-двигательный образ, а его «игра» представляет собой лишь весьма искаженную имитацию игры «настоящего» скрипача.

Представляется весьма эффективным активизировать музыкальную деятельность учащихся, привлекая внимание хорошо знакомыми им темами из популярных фильмов и видеоигр. При несложной обработке такой материал может быть вполне доступен для исполнения начинающими скрипачами как соло, так и в ансамбле. Например, очень популярны у детей мелодии из фильмов «Пираты Карибского моря», «Гарри Поттер» и аналогичный материал. Не следует пренебрегать и музыкой, созданной профессиональными композиторами для видеоигр, например, музыку к популярным у младших школьников «Angry Birds» написал финский композитор Ари Пулккинен.

Для закрепления звукодвигательных (мышечных) представлений в соотнесении с абсолютной высотой звуков очень полезны задания на умение сыграть любую ноту в любой позиции. Для этого можно использовать разные упражнения типа игры «Эхо», применяемую в методике развития музыкального слуха В.Б. Брайнина. В варианте со скрипачами педагог исполняет простую мелодию, учащийся (или учащиеся) определяют, на какой струне сыграна эта мелодия, могут пропеть её, называя ноты, а затем повторить на своём инструменте. Для этой игры можно использовать «минидиктанты» В.Б. Брайнина, можно сочинять свои мелодии, или попытаться подобрать популярные темы, хорошо знакомые детям.

В целом, коллективное музицирование создает очень благоприятную творческую атмосферу для всестороннего музыкального развития детей, учащиеся получают большое удовлетворение от своих занятий. В то же время, игра в ансамбле включает в себя известный дух соревнования, дети невольно начинают сравнивать себя со сверстниками, более слабые ученики стремятся подражать своим продвинутым одноклассникам. Следует по воможности привлекать к участию в музицировании родителей и друзей учащихся, что позволит превратить обычное классное собрание в яркое

музыкальное событие для детей и взрослых.

Очень полезным оказывается просмотр видеозаписи игры ребенка на уроке с последующим анализом. Этот прием позволяет ученику увидеть себя со стороны и лучше понять замечания и требования педагога. Возможность увидеть и услышать в записи игру выдающихся скрипачей или талантливых сверстников также иногда позволяет наглядно продемонстрировать учащемуся некий эталон, к которому следуется стремиться. Конечно, ничто не заменит «живого» показа педагога, но в каких-то случаях переключение внимания на совершенно незнакомое исполнение может значительно активизировать восприятие и усвоение нового материала, технических приемов и развивает художественно-образное мышление.


ПМетодические заметки К вопросу об организации начального этапа обучения в классе скрипки в современных условияхриложение:

Тема видеоигры «Angry Birds»








© 2010-2022