• Преподавателю
  • Музыка
  • Рабочая программа по дополнительному образованию Пение в ансамбле для 3-10 классов

Рабочая программа по дополнительному образованию Пение в ансамбле для 3-10 классов

Программа основана на важнейших принципах и методиках, разработанных коллективом авторов под руководством Д. Б. Кабалевского. Расчитана для учащихся 3- 10 классов. Актуальность программы связана с необходимостью развития детского самодеятельного творчества, речевых и певческих навыков расширения концертно-исполнительской деятельности воспитанников ансамбля. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого компле...
Раздел Музыка
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка




Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит вокальному кружку

- и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.


Программа основана на важнейших принципах и методиках, разработанных коллективом авторов под руководством Д. Б. Кабалевского

Актуальность программы связана с необходимостью развития детского самодеятельного творчества, речевых и певческих навыков, расширения концертно-исполнительской деятельности воспитанников ансамбля. В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом и сольном пении, народных и современных детских песен с музыкальным сопровождением и без него.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.


Цель программы:
Формирование музыкально- певческих навыков и основ сценического поведения.

Задачи:
Образовательные:

  • Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;

  • Обучить детей вокальным навыкам;


Воспитательные:

  • Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

  • Привить навыки сценического поведения;

  • Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;


Развивающие:

  • Развить музыкально-эстетический вкус;

  • Развить музыкальные способности детей;


Коррекционные

  • Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации обучающихся.


Набор в вокальный ансамбль осуществляется на базе 2 - 10 классов. Программа рассчитана на 2 года и в ходе ее реализации происходит постепенное усложнение музыкально - творческой деятельности детей. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса.

Содержание программного материала ансамбля состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты, занимательные страницы и игры.

Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально - хоровых навыков и умений обучающихся в зависимости от уровня певческого развития.

В работе с солистами и при инсценировке песен внимание педагога должно быть направлено на чистоту интонации, строя и ансамбля. Пение без сопровождения инструмента способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной

и подчиняет себе вокально-технические приёмы исполнения. В формировании устойчивого интереса к ансамблевому пению значительною роль играет «концертное» исполнение песен.

В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение между учащимися кружка и учителем.

Раздел « Элементы музыки музыкальной грамоты» содержит элементарные знания о музыке и музыкальной деятельности.

Все занятия вокального кружка строятся по схеме:

- прослушивание музыкального произведения;

- разбор текста песни;

- работа с труднопроизносимыми словами;

- разучивание музыкального произведения;

- работа над выразительностью исполнения.

Формы проведения занятий:

Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями.

Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов - классиков, современных композиторов.

Занятие - постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему - занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Программа для 2-3 классов.

1 четверть (16 часов)


  1. Звуки шумовые и музыкальные.

  2. Сила звука и динамический слух.

  3. Высота звука и звуковысотный слух.

  4. Длительность звука.

  5. Чувство ритма.

  6. Тембр и тембровый слух.

2 четверть (16часов)


  1. Музыкальный звук, его свойства.

  2. Ноты.

  3. Скрипичный и басовый ключи.

  4. Большая, малая, первая, вторая октавы.

  5. Ключевые знаки.

  6. Паузы.

  7. Певческие навыки : дыхание, дикция.

3 четверть ( 20 часов)

  1. Работа над дикцией и дыханием.

  2. Работа над чистотой и устойчивостью унисона.

  3. Использование разнообразных выразительных средств.


  1. Четверть ( 16 часов)


  1. Совершенствование навыков певческого дыхания на песенном материале.

  2. Совершенствование навыков ясного и четкого произношения слов в песнях подвижного характера.

  3. Атака звучания (мягкая, твердая).

Программа для 4 - 5 классов.

1 четверть ( 16 часов )


  1. Работа над развитием музыкальных навыков путем разучивания распевок.

  2. Работа над дикцией.

  3. Работа над дыханием.

  4. Работа над звукообразованием.

2 четверть ( 16 часов )

1.Работа над певческими навыками.

2. Работа над постановкой певческого дыхания.

3.Начало работы над постановкой голосового аппарата каждого из участников ансамбля.

3 четверть ( 20 часов )


  1. Глубокий подход к освоению певческих навыков.

  2. Работа над голосовым аппаратом каждого из участников ансамбля.

  3. Включение элементов двухголосия в попевки.

  4. Освоение дыхательной оздоровительной гимнастики.

4 четверть ( 16 часов )

1.Разучивание одноголосных произведений с элементами двухголосия.

2.Повторение и закрепление основных певческих навыков.

3.Выбор вокального репертуара на следующий год.

Программа для 8 - 10 классов.

1 четверть ( 16 часов )

  1. Работа над певческими навыками на материале более сложных музыкальных произведений.

  2. Работа над дыханием в двухголосных произведениях.

  3. Разучивание двухголосных попевок и упражнений.

2 четверть ( 16 часов )


  1. Продолжение работы над дыханием при исполнении двухголосных произведений.

  2. Работа над вокальной дикцией.

  3. Закрепление навыков певческого дыхания.

  4. Закрепление навыков звукообразования.

3 четверть ( 20 часов )

1.Работа над звукоизвлечением.

2.Работа над окраской звука.


4 четверть ( 16 часов )

1.Закрепление всех полученных знаний и умений.

2.Подведение итогов всего обучения.



К концу 1-го года обучения учащиеся ансамбля должны знать:

-несколько песен и самостоятельно исполнять их;

-правила пения при занятии любыми видами музыкальной деятельностью;

-классические и современные музыкальные произведения из программы

кружка

-жанры музыкальных произведений (опера, балет);

-музыкальные термины (импровизация, ноты, мелодия, гармония);

-значение динамических оттенков;

-звуки шумовые и музыкальные;

-силу звука и динамический слух.

Обучающиеся должны уметь:

-самостоятельно начинать пение после вступления;

-применять полученные навыки при художественном исполнении

музыкальных произведений;

-инсценировать песни;

-петь хором, выполняя требования художественного исполнения.


К концу 2-го года обучения учащиеся вокального ансамбля должны знать:

-наиболее известные классические и современные музыкальные

произведения из программы кружка для слушания, самостоятельно

определять и называть их, указывать автора;

-музыкальные инструменты (скрипка, фортепиано, лира).

-нотную запись;

-размеры;

-паузы (запись);

-знаки альтерации;

-музыкальные термины (запись);

-интервалы, аккорды (мажорное и минорное трезвучия).

Обучающиеся должны уметь:

-осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком

на всём диапазоне;

-контролировать слухом пение окружающих;

-самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;

-сдерживать эмоционально - поведенческие отклонения на занятиях

музыкой и во время концертных исполнений;

-контролировать правильность самостоятельного исполнения

в сопровождении фонограммы.


Список используемой литературы:

1.Металлиди, Перцовская « Мы играем и поем» - М, 1989г.

2.Струве Г.А. «Школьный хор» - М., 1981г.

3.Программа «Музыка»- М.,Просвещение, 1994 ( под руководством Д. Кабалевского, обновленный вариант).

4.Б. С. Рачина Программа «Музыка» СПб, 1992г.

5.О.С.Нечаева. Программа «Музыка для начальной школы», Серпухов, 1996г.

6.Вокально-хоровой практикум в курсовой подготовке педагогических кадров по музыке ( методические рекомендации ). М., 1991г.

7.А.И. Шинкарь «Развитие музыкального слуха и интонации у детей».

8.А.Г. Менабени «Вокально-педагогические знания и умения», М., « Прометей», 1995г.

© 2010-2022