Конспект урока по музыке на тему Музыка в рассказах (5 класс)

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: МУЗЫКА В РАССКАЗАХ

2. Цель:

Образовательная: знакомство с новой гранью темы четверти «Что стало с литературой, если бы не было музыки» на примере рассказов в которых музыка играет важную роль;

Развивающая: подчеркнуть значение, роль музыки в прозе на примере рассказов К.Паустовского;

Воспитательная: Воспитание эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам, настроениям, переданным в музыке;

3. Тип урока: знакомство с новой темой

вид урока: интегрированный

4. Музыкальный материал:

  • Попевка «У Лукоморья» Д.Б.Кабалевский;

  • «Волшебный смычок» норвежская народная песня;

  • Музыкальное прочтение рассказа К.Паустовского «Старый повар»;

  • Фантазия (c-moll) В.Моцарта;

5. Оборудование урока (ТСО, наглядность):

  • магнитофон;

  • аудио-запись рассказа;

  • портрет В.Моцарта;

  • портрет К.Паустовского;

6. План классной доски (размещение демонстрационного материала):


«Как многогранна музыка…

Она, звуча сквозь времени пласты,

В сердцах людских затрагивает струны

Любви, печали, памяти, мечты»

Портрет Паустовского Портрет Моцарта




Содержание урока

Этапы урока, дозировка времени

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы

Орг. момент -

1 мин.

Повторение пройденного материала -

3 мин.





Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята!»

Сегодня мы начнём урок и песни «Волшебный смычок». Давайте вспомним всё, что мы знаем об этой песне. Начнём с авторства: кто является автором этой песни - народ или композитор?

Верно. А в чём главное отличие народной музыки от композиторской?

Как вы думаете, почему у этой песни такое название - «Волшебный смычок»?

Как нужно исполнять эту песню?

Сейчас в качестве распевки мы исполним мелодию этой песни на слог «ЛЁ». При этом язычок должен быть остреньким.

«Здравствуйте, учитель!»

- Норвежский народ.

- Композиторскую музыку создаёт один человек, а народную - много людей, у неё нет конкретного автора.

- Потому что под музыку, которую исполнял музыкант-старичок, все танцевали, играли, смеялись и пели.

- Легко, весело, задорно.

Попевка

Метод ретроспективы

Исполнительская деятельность -

3 мин.


Обсуждение

2 мин.



Самостоятельное исполнение на оценку -

3 мин.

Исполнение в ансамбле с учащимися, аккомпанемент.

Исполнение со словами в ансамбле с учащимися, аккомпанемент.

Что вам не понравилось в собственном исполнении?

Сейчас мы исполним песню ещё раз и постараемся устранить все недостатки, которые вы сумели выявить.

Аккомпанемент.

Объявление оценки за хоровое пение.

Исполнение мелодии песни на слог «ЛЁ» под аккомпанемент учителя.

Исполнение со словами (1-3 куплеты).

(*ответы учащихся)

«Концертный вариант» исполнения.

Распевание.

Самоанализ.

Собственно-музыкальная деятельность..

Проверка домашнего задания - 3 мин.

Давайте вспомним, какое задание вам было задано на дом?

Итак, какие басни вы вспомнили?

- Вспомнить и записать в тетрадь названия и авторов басен, в которых «звучит» музыка.

(* ответы учащихся)

Самостоятельная деятельность учащихся

Подготовка к слушанию -

3 мин.

Мы с вами уже встречались с музыкой в сказках, в баснях, а сегодня мы поговорим о музыке в рассказах.

Музыка звучит во многих сочинениях Константина Паустовского - одного из самых «музыкальных» писателей России. В его рассказе «Струна» звучит мелодия Чайковского, в рассказе «Корзина с еловыми шишками» - музыка Грига.

А сегодня мы познакомимся с ещё одним рассказом Паустовского. Он называется «Старый повар».



Знакомство с рассказом -

12 мин.

Включается аудио-запись.

Слушание.

Метод наглядно-слухового показа.

Микро-пауза.

Обсуждение -

7 мин.
















Микро-вывод.



Итог -

3 мин.

У этого рассказа есть второе название - «Незнакомец». Кто же был этот незнакомец?

Какое чудо сотворила музыка в этом рассказе?

Верно, музыка подарила ему радость воспоминаний перед смертью, сделала его на миг счастливым, выполнив желание увидеть цветущий сад, солнце, любимую жену Марту.

Как звучит эта музыка?

Как вы думаете, изменился бы сюжет рассказа, если бы из него исчезла музыка?

Обратите внимание на поэтические строки, написанные на доске. Давайте прочтём их.

Как вы понимаете смысл этих строк? Что имел ввиду их автор?

Паустовский своим рассказом показал нам прекрасный пример того, как музыка может послужить человеку опорой и утешением.

Язык слов и язык музыки… на первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой. Слова, прежде всего, воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Но не всегда можно передать словами то, то хочет сказать нам собеседник, какие картины рисует он нашему воображению. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. Тогда мы обращаемся к музыке. Музыка, не упоминая ни о чём, может рассказать всё…

- Вольфганг Амадей Моцарт.

- Музыка помогает умирающему старику вспомнить всё хорошее, что было в его жизни.

- Изящно, грациозно, светло, легко.

- Да. Потому что именно с помощью музыки слепой старец смог «увидеть» всё, что он так любил, что ему было дорого.

(*один из учащихся читает вслух)

(*ответы учащихся)

Диалог.


3

© 2010-2022