- Преподавателю
- Музыка
- Коллекция Болата Сарыбаева
Коллекция Болата Сарыбаева
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жуматова С.М. |
Дата | 14.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Коллекция Болата Шамгалиевича Сарыбаева. Открытое внеклассное мероприятие.
Звучит кюй «Ата Толгауы» композитора Нургисы Тлендиева
1 Ученик: Если бы вам насыпали в ладони протянутых рук жемчуг, он бы непременно заиграл, 0освещенный солнечными лучами, словно радуга. И в этих красках, нет скорее в тонах …. и в этих полутонах вы услышали бы неповторимую музыку: то задумчивую печальную, берущую за душу, то шелестящую, как чешуя кобры, вселяющую страх, то звенящую и тревожную, словно предвестие рока, то радостную ликующую, как удаль смелого джигита на состязании.
2 Ученик: Именно с таким жемчугом ,старательно выбранным из раковины ,растившей столетиями и хранившей на дне моря свой сокровища, хочется сравнивать необычайную коллекцию казахских национальных инструментов. собранную Болатом Сарыбаевым, доцентом Алматинской консерватории
Болат Шамгалиевич Сарыбаев (1927-1984), выдающийся ученый инструментовед, собиратель, крупный общественно-культурный деятель . Жизнь и многогранная деятельность Б.Ш. Сарыбаева составили целую эпоху в музыкальной культуре Казахстана 20 столетия. Именно с ними связан период своеобразного возрождения традиционной казахской музыки, древних музыкальных инструментов. Он не только занимался поисками, исследованием и реконструкцией исчезнувших музыкальных инструментов, работал в архивах, музеях и библиотеках, но и возвращал эти инструменты в живую музыкальную практику, современную действительность, знакомил соотечественников с замечательным прошлым
национальной культуры.
1-Ученик. Подойдите к старинной домбре. Ничем не примечательная с виду. Эта бесценная реликвия. Как магнит, непременно притянет вас. А когда вы остановитесь возле неё и дотронетесь, до струны произойдет чудо. Это голос кудесницы- домбры, запевшей руках виртуозной исполнительницы и народного композитора Дины Нурпеисовой. Троньте струну ещё раз, и вы узнаете как домбра попала к Болату Сарыбаеву, бывшему ученику Д. Нурпеисовой, и как, подаренная доброй наставницей положило начало коллекции.
Исполнение Кюи «Саржайлау» Таттимбет
Каждый раз Болат Сарыбаев радуется, если ему удаётся узнать что-то новое о древнем инструменте, и каждый раз становятся по-особому дороги инструменты, подаренные .друзьями саз-сырнай привёз в коллекцию Сарыбаева писатель Дукенбай Досжанов из Отрара, древней цивилизации на юге Казахстана. Сколько лет этому инструменту? Вы не скажете. Археологи утверждают, что он лежал столетиями. И столетия он молчал ….. Саз-сырнай запел не сразу. Долго изучал его Болат Сарыбаев, прежде чем услышать один, другой, третий звук и наконец, мелодию ….так восстановился забытый веками голос Саз-сырная
Игра на саз-сырнае нар. песня Әгугай
2.Ученик Слышите это запели струны кобыза. И представилась картина - весенняя казахская степь фиолетовых и огненно- алых тюльпанах ….. И курган в степи. Он хранит в себе тайну прославленных батыров, захороненных в его земле. Звуковые возможности қобыза очень богаты. Когда-то он был 2-х и 3-х струнный. Благодаря усовершенствованию стало несколько разновидностей қобыза: Бас-Қобыз, альт-қобыз, прима-қобыз.
Игра на кыл-кобызе «Айтым сәлем Қаламқас»
Возьми любой инструмент (асатаяқ,шанқобыз,жетіген) и ты услышышь мелодии, древнюю ли, какой напоены земли легендарного Отрара, современную ли, что напевает молодежь. Успешно используются казахские древние инструменты в вокально-инструментальных ансамблях Дос-Мұқасан,Гүлдер. Получают современную окраску старинные мелодии и песни,как-то поновому звучать и поются-с большей силой,с большим вдохновением,потому что они не могут быть забыты.
Исполняется народная песня Дедімайау
Исследователь заставил говорить и петь молчавшие столетиями струны! Каким увлеченным надо быть, чтобы бескорыстно отдавать все свое время поискам, восстановлению и усовершенствованию национальных музыкальных инструментов. Эти слова известного композитора и музыковеда И.Бродского адресованы человеку,посвятившему себя неутомимому поиску и возрождению забытой старины. Благодаря стариным музыкальным инструментам,изготовленным из дерева и тростника,из глины и металла,из шкур и костей животных. В них и таинственные голоса минувших поколений живые страницы истории музыкальной культуры казахского народа, и движущееся неостановимое течение постоянно обновляющейся жизни.....