• Преподавателю
  • Музыка
  • Урок музыки «Картины природы в творчестве народных и современных композиторов» (Образы природы в творчестве казахских композиторов, норвежского композитора Э. Грига)

Урок музыки «Картины природы в творчестве народных и современных композиторов» (Образы природы в творчестве казахских композиторов, норвежского композитора Э. Грига)

Данный урок показывает сопоставление двух композиторских образов: произведений Эдварда Грига и кюйши казахского народа Курмангазы. Казалось бы ,что между ними общего. Но общими чертами являются образы природы, к которым обращались композиторы на протяжении своей жизни: один в своей прекрасной Норвегии, богатой фьордами, другой "воспевал" просторы казахской степи в своих кюях. Урок настраивает учащихся на позитивный лад, чтобы учащиеся не только узнали о новых произведениях и творчестве композито...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4 четверть, 5 класс, 3 урок

Тема: «Картины природы в творчестве народных и современных композиторов» (Образы природы в творчестве казахских композиторов, норвежского композитора Э. Грига).

Цель:

1.Научить ребят понимать замысел композитора, довести до их сознания красоту утренней природы, а именно - восхода солнца, учить ребят воспроизводить зрительные образы.

2.Развивать воображение, учить закреплять свои впечатления в рисунке при помощи художественных средств.

3.Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного, развивать художественно-эстетические чувства.

Музыкальный материал: произведения Э. Грига «Утро», «В пещере горного короля», кюй «Сарыарка» Курмангазы.

Зрительный ряд: Портрет Эдварда Грига.

Дополнительный материал: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», С. Есенин «Восход солнца», А. С. Пушкин «Зимнее утро».

Ход урока:

I Оргмомент:

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок. слайд №1

- К нам на урок заглянуло солнышко, посмотрите, оно то веселое, то немножко грустное. Какое настроение солнышка вам больше нравится? (ответы детей)

- И я надеюсь, у вас у всех к концу урока будет веселое настроение.

Звучит музыка «В пещере горного короля» Э. Грига.

Слайд № 3, №4.

- Мы прослушали знакомую музыку. Я хочу вам напомнить, что речь идёт о норвежском юноше, который пошел по белому свету искать счастье. Кого же он встретил на своём пути?

- А что они делали?

- Какими чертами характера наделил композитор эти существа?

- Вы узнали автора этой музыки? О ком пойдет речь на уроке? Давайте посмотрим на его портрет.

Слайд №5

- Сегодня мы поговорим о пробуждении природы. Послушаем произведение Э. Грига «Утро», постараемся представить себе то, что изобразил в этом произведении композитор, попробуем нарисовать восход солнца так, как каждый из вас себе его представит.

- Что же такое утро? Что такое восход солнца? Представьте себе, что все в природе спит.

Тихое звучание произведения «Утро». Слайд №6.

- Спит лес, спит речка, тоненький ручеек тихонечко журчит между камушками, как будто боится нарушить тишину. Маленьким зеленым листочкам снятся маленькие зелененькие сны. Спят звери и птицы. В дупле старого дерева мама-белка прикрыла своим пушистым хвостом бельчат и уютно спит. Слайд№7.

- А небо - синее, синее.

- А звезды большие, яркие, на небе большая луна, а на речке от нее лунная дорожка.

Слайд №8.

- И вот на горизонте, там, где, кажется, что небо сходится с землей, показалась светлая полоска. Она растет, ширится, а звезды начинают бледнеть и, одна за одной, угасать. На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. Под пение птиц поднимается над землей солнце.

Слайд №9.

- Множеством блесков сверкает растянутая в лесу паутина и вот за стволами деревьев огромный пылающий шар поднимается над землей.

- Он увеличивается, сияет радостным светом, играет, улыбается. Начинается новый день.

- Какое это событие? (радостное, яркое, интересное, хорошее).

Исполнение 1 фразы произведения «Утро».

- Рождение нового дня описывали и русские поэты.

Слайд №10.

- Так описывает восход солнца поэт С. Есенин.

Загорелась зорька красная

В небе темно-голубом,

Полоса явилась ясная

В своем блеске золотом.

Лучи солнышка высоко

Отразили в небе свет.

И рассыпались далеко

От них новые в ответ.

Лучи ярко-золотые

Осветили землю вдруг.

Небеса уж голубые

Расстилаются вокруг.

Слайд №11.

- А вот А. С. Пушкин.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…

- Красиво?

- Утро описал в своем произведении и норвежский композитор Эдвард Григ.

Звучит «Утро» Э. Грига

- Главная мелодия повторяется несколько раз?

- Какие инструменты исполняют эти повторения? /деревянные духовые, струнные, весь оркестр/

- Какие инструменты изображают восход солнца? /струнные /

- Послушайте рассказ писателя К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Григ Э. любил утром прогуляться по лесу. И вот однажды, гуляя. Он встретил девочку. Маленькая девочка была так хороша, добра и ласкова, что композитору захотелось ей что-то подарить. Но у него ничего с собой не было и тогда он решил подарить ей музыку.

Слайд №12.

«Только не сейчас, - сказал он - маленьким детям не дарят такие подарки, а потом, через 10 лет». Прошли годы. И вот девочка выросла, и когда ей исполнилось 18 лет, она пошла в театр и услышала, как объявили, что сейчас прозвучит знаменитая пьеса Грига «Утро», которая посвящена Дагни, дочери лесника, по случаю исполнения ей 18 лет. И девочка вспомнила свою встречу в лесу с седым старичком и его обещание.

Звучит «Утро» Э. Грига

Вот что представила себе Дагни: вот стало все просыпаться, раскрылись цветочки, протирают сонные глазки белочки и бурундуки. Веточки и листья тянутся к первым лучам солнца… и вот взошло солнце и поплыло по небу величаво и добро, теплые лучи стали согревать землю, траву, луга и горы.

…Нежная фея Волшебная Заря с хрустальной палочкой стала будить все, к чему ее палочка прикасалась…

- Какими звуками, интонациями, оттенками выразил Э. Григ пробуждение природы?

1. Грубые они или нежные?

2. Тихие или громкие?

3. Плавные, медленные звуки или быстрая мелодия?

4. Грустные или радостные?

- Новый день - всегда радость, мы ждем только хорошего от нового дня, надеемся только на приятные впечатления.

Задание: в течение 3 минут написать эссе на тему «Моё доброе утро».

(Озвучивание эссе, выступают учащиеся).

- Предлагаю вам немного подвигаться и спеть со мной песенку.

Звучит физкультминутка.

- Многие художники изображали утро на своих полотнах.

Слайды № 13, 14, 15, 16.

- Посмотрите, какими красками пользовались художники. Мы с вами попробуем изобразить утро в своих рисунках.

Время года можно выбрать любое.

Рисовать будем приемом «А-Ля прима» - без набросков карандашом. Берем акварель, посередине листа проводим линию горизонта голубой краской. Выше будет небо, ниже - земля. Рисуем утреннее небо: краска голубая, кистью водим слева направо, по одному месту несколько раз проводить нельзя - скатывается бумага. Внизу могут быть горы, цветы, все, что угодно. Рисуя небо, добавляйте краски, какие вы считаете нужными (розовые, оранжевые, желтые, багровый).

Чтобы вам было приятнее и легче рисовать, мы опять будем слушать музыку, можно посмотреть еще раз на картины художников.

Слайды № 17, 18, 19, 20.

Может кто-то нарисует ту волшебницу, которую представила себе Дагни. Ведь все люди талантливы. И вы тоже покажете, как представляете восход солнца.

Дети рисуют.

Выбираются более удачные работы. Оформляется стенд «Мы рисуем музыку».

Итог урока:

Вот музыки закончился урок,

Давайте подведем его итог -

Вы все, друзья, сегодня постарались,

С заданиями дружно вы справлялись.

И ваше я старание ценю,

И вам за все спасибо говорю.

- Какое музыкальное произведение и какого композитора мы сегодня слушали на уроке?

- Какую картину мы рисовали?

- Как музыка повлияла на наше настроение? / она нас ободряла, вдохновляла и помогала в работе /

- А теперь давайте споём песенку тоже про утро. Называется она -

«Утро начинается». Сначала я её вам спою, а вы мне подпевайте.

Утро начинается

1)Утро начинается, начинается.

Город улыбается, улыбается.

Открываются окошки,

Выбегая на дорожки,

Громко хлопая в ладошки

Запели звонко дети

Припев:

Раз, два, утро!

Три, четыре, пять!

Выходи играть!

Выходи играть!

Вместе с нами

Здравствуй, утро!

2)Город улыбается, улыбается.

Солнце поднимается, поднимается.

Мы на солнечных качелях

Прокатиться захотели,

Прямо в небо полетели-

Вперёд навстречу солнцу!

Припев тот же

3)Солнце поднимается, поднимается.

Детство продолжается, продолжается.

Всюду радостные лица,

Вместе будем веселится,

С целым миром подружиться

Поможет эта песня.

Припев тот же

Выставление оценок за урок, комментирование.




© 2010-2022