Тестовые формы контроля на уроках музыки (1-4 классы)

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕСТОВЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Искусство обучения есть искусство

будить в юных душах любознательность

и затем удовлетворять ее.

Анатоль Франс

Понятие педагогического теста

Каким содержанием наполнено понятие «педагогический тест»? Какие классификации педагогических тестов существуют, и какие критерии применяются для оценки качества педагогических тестов? В чем преимущество тестовых форм контроля в процессе обучения? Что понимается под термином «тестовое задание», и какие правила необходимо соблюдать при составлении тестовых заданий? Как составить и провести итоговое тестирование учащихся? Ответы на эти вопросы, а также конкретные образцы тестовых заданий представлены в данном разделе.

Тест - стандартизированное задание, по результатам выполнения, которых судят о психофизиологических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого. В переводе с английского тест означает пробу, испытание.

В процессе преподавания музыкального искусства в школе тест является педагогическим инструментом в руках учителя, позволяющим осуществлять педагогические измерения в сфере преподаваемого предмета. Тест как средство педагогического измерения дает учителю возможность осуществлять опосредованное управление деятельностью учащихся в образовательном процессе. Тесты используют как средство проверки, контроля и оценки.

Педагогический тест - это система заданий специфической формы, позволяющая измерить уровень обученности учащихся, совокупность их представлений, знаний, умений и навыков в той или иной области содержания.

Педагогический тест рассматривается как система, как упорядоченное множество тестовых заданий. Задания - это те элементы, «кирпичики» из которых составляется педагогический тест. Педагогический тест, как правило, не требует большого количества учебного времени на его проверку. В массовой практике являются одним из действенных средств педагогического измерения.

Основные задачи использования тестов в преподавании музыкального искусства в школе направлены на:

  • определение объема и качества освоения содержания программного материала;

  • проверку и контроль уровня освоения основных видов деятельности учащихся (музыкальной, учебной, исследовательской);

  • проверку и оценку качества развития психофизиологических свойств ребенка, необходимых для занятий музыкальной деятельностью;

  • оценку педагогической деятельности учителя музыки.

В связи с этим удобно выделить три класса тестов в преподавании музыкального искусства в школе:

  • Тесты на освоение содержания музыкального искусства - позволяют установить качество знаний, умений и навыков.

  • Тесты, позволяющие оценить уровень средств и способов деятельности учащихся, направленных на освоение содержания музыкального искусства. В результате оценки выполненных тестов педагог может дифференцировать степень освоения музыкальной деятельности по уровням: репродуктивно-подражательный, репродуктивно воссоздающий, продуктивно-производительный, продуктивно-творческий.

  • Тесты, связанные с определением качества развития психофизиологических свойств ребенка (способности, мышление, воображение, воля), личностных качеств (музыкальная культура, духовная культура, певческая культура и т.д.).

Тесты, отнесенные к 3-му классу, и методика их использования разработана Л. В. Школяр «Диагностика музыкальной культуры». В данном пособии представлены тесты 1-го и 2-го класса.

Классификация педагогических тестов

Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что существует несколько подходов к этой проблеме.

Во-первых, педагогические тесты классифицируются по методологии интерпретации результатов тестирования и на этом основании выделяются нормативно-ориентированные и критериально-ориентированные тесты.

Во-вторых, педагогические тесты подразделяются на гомогенные, основанные на содержании одной предметной дисциплины, и гетерогенные, т.е. междисциплинарные.

В-третьих, педагогические тесты в системе общего образования (00) подразделяются на виды: вступительные, текущие, на тесты промежуточной и итоговой аттестации.

В-четвертых, по форме предъявления педагогические тесты различаются на: «бумажные» (бланковые), когда испытуемому предоставляется распечатка теста на бумаге, «звуковые», когда тестовые задания предъявляются в звуковой форме и компьютерные, когда учащийся должен отвечать на задания, работая на компьютере.

Рассмотрим специфик каждого из подходов.

Нормативно-ориентированные и критериально-ориентированные тесты. Нормативно-ориенпгрованный педагогический тест позволяет сравнивать учебные достижения (уровень подготовки, уровень предметных и общеучебных знаний и умений) отдельных испытуемых друг с другом. Критериально- ориентированный педагогический тест позволяет оценивать, в какой степени испытуемые овладели необходимым учебным материалом.

Нормативно-ориентированные педагогические тесты используются для того, чтобы получить надежные и нормально распределенные баллы для сравнения тестируемых.

Критериально-ориентированные педагогические тесты применяются для того, чтобы интерпретировать результаты тестирования в соответствии уровнем обученности испытуемых на хорошо определенной области содержания.

Чаще всего в процессе преподавания педагоги используют критериально-ориентированные тесты для текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Эти тесты позволяют правильно определить качество освоения тех или иных учебных программ. Тесты этого типа позволяют проводить мониторинг успеваемости учащихся, вовремя определять недостатки в процессе обучения. В практике преподавания учебных дисциплин результаты критериально-ориентированных тестов используются при диагностике недостатков в обучении, а также в итоговой и промежуточной аттестации школьников.

Использование критериально-ориентированных педагогических тестов, основанных на государственных образовательных стандартах, для итоговой и промежуточной аттестации студентов является, на наш взгляд, чрезвычайно перспективным.

Гомогенные и гетерогенные педагогические тесты. Гомогенный педагогический тест основывается на содержании какой - либо од - ной дисциплины. При его разработке авторы должны четко отслеживать, чтобы каждое задание не выходило, по своему содержанию, за рамки данной дисциплины. Гомогенный тест может быть как нормативно-ориентированным, так и критериально-ориентированным, в зависимости от цели его создания. Такой тип педагогического теста наиболее распространен в учебном процессе.

Гетерогенный педагогический тест основывается на содержании нескольких дисциплин.

Гетерогенный педагогический тест является по своему существу междисциплинарным. В большинстве случаев каждое задание гетерогенного теста включает в себя элементы содержания нескольких дисциплин. При его разработке авторы должны представлять себе цели его создания и быть компетентными во многих дисциплинах. Естественно, гетерогенный тест гораздо более труден для авторов, чем гомогенный. Одной из разновидностей гетерогенного теста является набор гомогенных тестов, т.е. гетерогенный тест может состоять из ряда гомогенных частей (субтестов). Гетероген- ные тесты как инструмент педагогической оценки используются в специализированных (хоровых, музыкально-эстетических, художественноэстетических) классах, где присутствует несколько учебных дисциплин (сольфеджио, хоровое пение, индивидуальный инструмент, МХК). Гетерогенные тесты могут использоваться и при аттестации учебного заведения, когда необходимо оценить художественное развитие учащихся. Эти тесты составляются на основе предметного содержания дисциплин, входящих в образовательную область «Искусство».

Компонентами преподавательской деятельности учителя являются проверка, контроль и оценка. Контролировать, проверять и оценивать знания и умения у учащихся нужно в той последовательности, в какой проводится их освоение. Основными видами контроля и оценки в школе являются входной, текущий, периодический (рубежный, поэтапный, промежуточный) и итоговый контроль. Классификация тестов, опирающаяся на систему контроля и оценки, в школе получила наибольшее распространение. Педагогические измерения в освоении музыкального искусства в школе осуществляются:

  • в начале вхождения ребенка в образовательный процесс (начало обучения в школе, начало учебного года, начало освоения нового раздела программы, начало освоения нового способа музыкальной деятельности и т.п.);

  • в течение образовательного процесса (в течение освоения нового музыкального материала, в течение освоения содержания какой-либо темы, в течение урока, в течение семестра (четверти) и т.п.);

  • по окончании определенного периода образовательного процесса (темы, раздела программы, учебного года, начальной или основной школы и т.п.).

На основании этого можно выделить следующие типы тестов: входящие, текущие, промежуточные, итоговые.

Входящие (предварительные) - предназначены для предварительного измерения степени готовности к освоению учебного содержания, являются способом адаптации к требованиям учебной дисциплины, при этом главная их функция связана с самооценкой. Содержанием тестов является «узловой» материал предшествующего этапа обучения или навыки, приобретенные в ходе повседневного взаимодействия с миром музыки. Для ребенка данные тесты являются средством актуализации имеющихся знаний, умений, необходимых для последующего освоения содержания учебного предмета. Входящее тестирование сочетается с требованиями компенсационного обучения, направленным на устранение в знаниях, умениях. Поэтому такие тесты уместно использовать не только в начале учебного года, но возможно и в середине, когда начинается освоение нового раздела, вводится новый комплекс исполнительских умений. Оценка входящих тестов позволяет педагогу выявить потребности и мотивы для освоения специфических видов деятельности.

Текущие - направлены на: 1) диагностирование хода дидактического процесса; 2) проверку одной из единиц содержания образовательного процесса (знания, умения, опыт); 3) организацию экспресс контроля осознания усвоенной информации программного содержания. Данные типы тестов используются в повседневной учебной работе. Этот тип тестов имеет большое значение для стимулирования у учащихся стремления к самостоятельной систематической работе на уроках, повышает интерес к учению, чувство ответственности за полученные результаты. Содержание этих тестов охватывает важнейшие элементы знаний, умений, освоенные учащимися в ходе урока или на протяжении 2-3 уроков.

Промежуточные - позволяют оценить качество освоения темы (урока «Мелодия - душа музыки», «Эта знакомые незнакомцы», раздела «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье», «Музыкальный образ» и т.д.), раздела внутри программного модуля («Русская музыка», «Музыка и литература» и т.д.), или в конце учебного периода (четверть, семестр, полугодие); осуществить контроль качества сформированности специально-предметных умений и навыков.

Содержание этих тестов основано на большом объеме материала. Ведь речь вдет не просто о проверке усвоения отдельных элементов, а о понимании системы, объединяющей эти элементы. Поэтому к промежуточному педагогическому тесту предъявляются повышенные требования. Он должен обладать достаточно высокой надежностью и валидностью. Педагог может разрабатывать такие тесты самостоятельно, имея для этого необходимые знания и навыки. Такие тесты могут разрабатываться централизованно, например, группой учителей районного методического объединения, на курсах повышения квалификации или могут быть использованы готовые варианты тестов. Оценка этих тестов осуществляется на основе тех критериев, которые предусмотрены учебной программой, требованиями школы и государственными образовательными стандартами.

Итоговые - предназначены для: 1) контроля и оценки степени сформированности знаний, умений, навыков по окончании учебного года, этапа обучения в школе (начальная, основная, средняя школа) и по завершению изучения учебной дисциплины; 2) оценки уровня музыкально-учебных достижений учащихся по основным компонентам содержания музыкального образования; 3) рейтинговой оценки качества сформированности уровней музыкальной деятельности. Содержание тестов может быть разработано на основе блоков и модулей, предлагаемых в типовых программах музыкального образования в школе. Разработкой этого типа тестов должны заниматься опытные преподаватели и методисты.

На основе оценки итоговых тестов педагог может делать выводы об эффективности и результативности своей педагогической деятельности.

«Бумажные» - педагогические тесты, предъявляемые учащимся на бумажном носителе в виде распечатки. Эти тесты наиболее распространены и традиционных как в нашей стране, так и за рубежом. Эти тесты наиболее распространены в практике музыкального образования. Хранение, редактирование и вариативная распечатка педагогического теста в современных условиях должна происходить с помощью специализированных программных средств. Особое внимание разработчиков и пользователей педагогического теста на бумажной основе должно привлекать качество печати, отсутствие дефектов, грамотное расположение заданий. С экономической точки зрения, бумажные тесты продолжают оставаться наиболее доступными и дешевыми.

«Звуковые» - педагогические тесты характерны именно для музыкального образования, т.к. музыка - искусство, существующее в звуковых формах. Создание и предъявление такого теста должно осуществляться с помощью специализированных технических средств, поэтому особое внимание должно быть сосредоточено на качестве звукового воспроизведения: недопустимы искажения звука, необходимо точно выверять временные границы звучащего фрагмента. В уроке «звуковые» тесты чаще всего используются только как коллективные или фронтальные формы контроля. При наличии соответствующих технических средств (аудиоплееры, наушники) «звуковые» тесты могут использоваться и для индивидуального контроля. Предъявление звуковых тестовых заданий должно сопровождаться специальной отметкой, например, какой-либо пиктограммой.

«Компьютерные» - педагогические тесты имеют свои особенности, которые необходимо учитывать при их разработке. Анализ информации на экране монитора компьютера часто бывает затруднен из- за неправильной подачи материала. Хотя именно компьютеризованное тестирование имеет свои преимущества и перспективы применения в образовании. Особенная роль здесь принадлежит компьютерно - индивидуальному тестированию, когда каждому испытуемому предъявляется уникальный набор заданий. Выявление индивидуальных особенностей ребенка с помощью компьютерных тестов позволяет говорить об их актуальности для современной системы образования, в частности для степени освоения музыкальной деятельности ребенка. Компьютерные программы, используемые для проведения тестирования, - это инструменты для проведения полного цикла тестирования - начиная с разработки теста и заканчивая учетом и анализом результатов. Возможности компьютерных средств позволяют сочетать звуковые и зрительные формы предъявления тестовых заданий. Компьютерные тесты должны быть адаптированы к реальному учебному процессу. Одно из главных требований к компьютерным тестам - многовариантность. Многовариантность должна быть двух типов: во- первых, по данным заданий, во-вторых, по порядку их предъявления. Реализация этого требования снимает сразу две организационные проблемы: списывание и запоминание ответов.

Критерии качества педагогических тестов

В теории тестирования выделяется два основных требования качества тестов: валидность и надежность.

Понятие валидности в буквальном смысле означает соответствие. Критерий валидности позволяет определить меру пригодности тестовых результатов для конкретной цели. Применительно к теории тестирования - это соответствие формы и содержания теста тому, что он должен оценивать или измерять по замыслу его создателей. Например, с помощью теста проверяется, как учащийся запомнил и смог воспроизвести факты, понятия, термины, фамилии авторов и т.д., умеет выстраивать логическую цепочку действий, устанавливать соответствие между различными видами искусства по какому -либо критерию и т.д.

Валидность зависит от качества заданий, их числа, от степени полноты и глубины охвата содержания учебного материала в заданиях теста, от баланса и распределения заданий по трудности, от метода отбора заданий в тест из общего банка заданий, от интерпретации тестовых результатов, от организации сбора данных, от уровня подготовленности учащихся к тестированию.

Задания педагогического теста должны соответствовать целям тестирования, содержанию проверяемого материала. Учите ль должен быть уверен в том, что учащийся знает материал в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Надежность теста - это необходимое условие его валидности, т.е. такие качества теста, которые обеспечивают достаточно высокую точность оценки измеряемых знаний и достоверность результатов, получаемых при тестировании.

Надежность в большей степени определяется условиями проведения тестирования. Надежность теста может быть определена методом повторного тестирования, при этом условия повторного тестирования должны быть сходны с первоначальными. Если результаты тестирования в обоих случаях будут близки и степень их корреляции будет незначительной, то такое тестовое задание считается надежным. То есть критерий надежности необходимо рассматривать не как характеристику теста, а как результат тестирования в определенных условиях.

Наряду с общедидактическими критериями, необходимо учитывать и методические особенности учебного предмета при определении качества тестов. Специфические характеристики предмета «музыка» в школе проявляются в двух аспектах. С одной стороны, музыка является учебной дисциплиной образовательного процесса, с другой - искусством. Поэтому в числе методических особенностей, определяющих критерии качества педагогических тестов для уроков музыки, можно выделить следующие:

  • «музыка», как и любая другая учебная дисциплина, имеет образовательную цель, содержание и средства достижения цели. Отсюда цель теста должна соотноситься с целями и задачами процесса музыкального образования в школе, а содержание тестов с содержанием программного материала;

  • «строительным материалом» музыкального искусства является звук. Звук является и источником информации, и способом ее предъявления. Поэтому в тестах необходимо использовать реальное звучание музыкального произведения. Для ребенка в своей оценке музыкального произведения очень сложно найти адекватные характеристики, раскрывающие специфику звука, его содержание. Музыкальное искусство абстрактно как в своем предъявлении, так и в восприятии. Созданные условия, при которых происходит контакт со звуковым материалом произведения, определяет адекватность его восприятия и вербальной интерпретации. Поэтому для проверки могут использоваться и немузыкальные средства (живописные полотна, литературные тексты, графические изображения), которые через специфику своих средств позволяют выразить характерные особенности звукового материала произведения. Поэтому критерием качества, должно стать соответствие выбираемого материала для тестов по конкретным признакам, свойствам, качествам, законам. Например, это может быть стиль, язык, жизненные явления;

  • символическим выражением музыкального текста является нота. Поэтому нотные тексты могут стать действенным инструментом в руках ребенка для предъявления своего понимания музыкальной ткани;

в освоении музыкального искусства на уроках используются коллективные формы (хоровое пение, игра в оркестре, совместное слушание), где акцент в большей степени делается на способы действий. Организуя такие формы работы, учитель должен точно определять педагогическую задачу. Так может произойти ситуация, когда, исполняя вокальное произведение, дета не акцентируют свое внимание не на форме, ни на ступенях музыкального лада. А в тестировании этот материал используется для проверки именно данных свойств. Для этого учитель должен акцентировать внимание как на способах деятельности, так и на содержании музыкального текста;

  • на уроках музыки дети осваивают особый вид деятельности музыкальную, которая представляет синкретическое единство четырех основных видов человеческой деятельности: общение, познание, оценка, преобразование. Музыкальная деятельность направлена на взаимодействие ребенка с музыкальным искусством. Различная степень взаимодействия обусловлена разными уровнями освоения этой деятельности. Поэтому критерием качества педагогических тестов должно стать соответствие специфике и уровням музыкальной деятельности школьников.


Общие требования, предъявляемые к педагогическим тестам

Они должны быть:

1. Относительно краткосрочными, т.е. не требовать больших затрат времени для выполнения тестовых заданий.

2. Однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования тестовых заданий.

3. Правильными, т.е. исключать возможность формулирования многозначных ответов.

4. Относительно краткими, требующими сжатых ответов.

5. Информационными, т.е. такими, которые обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста, с порядковой или даже интервальной шкалой измерений.

6. Удобными, т.е. пригодными для практического использования всеми учащимися.

7. Проверяемыми, т.е. соответствовать проектируемым целям обучения.

8. Надежными, т.е. показывать устойчивые результаты в сходных условиях.

9. Валидными, т.е. ценными, имеющими значение для процесса обучения.

10. Объективными, т.е. демонстрирующими в результате измерения именно то, что предусмотрено целью контроля.

Преимущества тестовых форм контроля

Тесты являются одним из многочисленных форм контроля, используемых в процессе обучения. Традиционной формой проверки на уроках музыки стали викторины. Викторина - это «игра в ответы на вопросы. Вопросы викторины чаще всего объединены какой-либо общей темой. В отличие от тестов, варианты ответов не даются испытуемым, а предъявляются ими в свободной форме.


Тестовый контроль не должен сводиться исключительно

к проверке знаний учащихся путем простого

воспроизведения полученной ими от учителя или из других источников информации. В процессе тестового контроля большое значение имеет комплексная проверка

всей музыкальной деятельности ученика, в том числе динамики его общего развития, формирования


специальных умений и навыков, активности,

познава

познавательных интересов, ценностных ориентации.


Тестовые формы контроля обладают рядом преимуществ, в числе которых:

  • Индивидуальный характер контроля, возможность осуществления контроля музыкальной и учебной деятельностью каждого ребенка.

  • Возможность регулярного систематичного проведения тестового контроля на всех этапах процесса обучения.

  • Возможность сочетания ее с другими традиционными формами педагогического контроля.

  • Всесторонность, заключающаяся в том, что педагогический тест может охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать полную проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.

  • Объективность тестового контроля, исключающая субъективные (часто ошибочные) оценочные суждения и выводы учителя.

  • Учет специфических особенностей учебного предмет и от - дельных его разделов за счет применения современных мето - дик разработки и многообразия форм тестовых заданий.

  • Возможность применения современных компьютерных средств в тестировании.

  • Единство требований ко всем испытуемым, вне зависимости от их прошлых учебных достижений.

  • Стандартизованность тестового контроля, возможность разработки единого теста для различных учебных заведений на основе требований государственных образовательных стандартов.

  • Высокая надежность тестового контроля, позволяющая говорить о полноценном педагогическом измерении уровня обученности ребенка.

  • Высокая содержательная валидность тестового контроля основанная на включении всех дидактических единиц программы обучения в задания теста.

  • Высокая прогностическая валидность вступительных тестовых испытаний, позволяющая предвидеть успехи ребенка в будущем.

  • Эффективность педагогического теста, позволяющая проводить контроль любой выборки испытуемых, за короткое время с минимальными затратами.

  • Тестовые формы контроля как средство стимулирования систематической деятельности учащихся на уроке.

Вопросы и задания

1. Перечислите основные характеристики педагогического теста.

2. Назовите признаки, отличающие тест от других видов контроля.

3. Какие классы тестов существуют и на чем основано их выделение.

4. Охарактеризуйте особенности каждого из типов тестов.

5. Выделите преимущества «бумажных», «звуковых» и «компьютерных» тестов. Могут ли они сочетаться друг с другом?

6. Какие критерии должны определять правильность составления тестов?

7. Обратитесь к учебникам и учебным пособиям по педагогике различных авторов.

Найдите ответы на предлагаемые выше вопросы (1-6).

8. Опираясь на материал данного пособия, а также материал, проанализированный вами самостоятельно, подготовьте краткое информационное сообщение для своих коллег, учителей музыки по проблеме «О педагогическом тестировании в музыкальном образовании».

9. В чем, по вашему мнению, проявляется специфика использова- ния педагогических тестов для музыкальной деятельности учащихся?

Формы тестовых заданий

Тестовое задание представляет взаимообусловленную совокупность содержания, основанного на определенной информации, его логическую структуру и форму представления.

Содержание тестового задания связано с основными компонентами содержания музыкального искусства или знаниями и умениями о способах и средствах взаимодействия с этим содержанием. Выбор содержания теста зависит от цели тестирования и подхода к интерпретации результатов его выполнения. Содержание тестовых заданий связано с:

  • опознанием автора произведения;

  • определением названия произведения;

  • соотнесением звучания с предъявленным нотным текстом;

  • ответом на вопросы;

  • поиском ошибки в нотной записи;

  • дополнением недостающего ключевого понятия, нот и т.д.

Вид тестового задания зависит от средств его предъявления. В

практике преподавания музыкального искусства возможно использовать следующие виды тестовых задании: звуковые (с использованием аудиосредств), графические (с использованием рисунка, графического изображения), «написательные» (с использованием визуальных знаковых символов).

Логическая структура тестового задания будет определяться выбором формы:

  • с выбором ответа;

  • на дополнение;

  • на соответствие;

  • на установление порядка.

Тестовые задания с выбором ответа

Эти задания состоят из двух частей: первая - содержит постановку проблемы, вторая - варианты готовых ответов. Неправильные ответы называют дистракторами или ошибками.

Ошибка (дистрактор) - неправильные ответы, но похожие на правильные и потому правдоподобные

Чем больше ошибок в вариантах готовых ответов, тем меньше вероятность угадывания правильных ответов. Число ошибок не должно превышать более пяти. Все ошибки должны быть правдоподобными.

Тестовые задания сопровождаются инструкцией по их выполнению. Если тестирование проводится с помощью бланков, то инструкция может иметь следующее содержание: обведите номер (букву) правильного ответа. Если тестирование осуществляется с помощью компьютера, для знакомства с инструкцией может быть использован звуковой комментарий. Если в тестировании используются звуковые фрагменты, инструкция будет содержать следующую информацию: послушай музыкальный фрагмент и обведи букву правильного ответа.

Тестовые задания с выбором ответа имеют различные варианты.

Задания с двумя ответами

Ответы на эти задания основаны на утверждении того, что является верным. Среди двух ответов один - ошибка, другой верный. Такие формы тестовых заданий используются во всех типах тестов. Во входящих тестах, они выполняют роль экспресс-диагностики. В текущих и промежуточных тестах, эти задания направлены на выявление степени освоения исходной информации. В итоговых тестах такие формы позволяют охватить большое количество содержания. Тестовые задания с двумя ответами используются в контрольно-обучающих программах (компьютерное тестирование). Они позволяют быстро сделать контрольный срез.

Данная форма легко оценивается. Каждый правильный ответ равен определенному количеству баллов.

Основные требования для составления тестовых заданий:

  1. в тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок;

2) основная часть задания формулируется предельно кратко, как правило, не более одного предложения из 7-8 слов;

3) задание имеет предельно простую синтаксическую конструкцию, в основной текст задания вводится не более одного придаточного предложения;

4) все ответы к одному заданию должны быть приблизительно одной длины;

5) номер места для правильного ответа выбирается в случайном порядке;

6) из ответов обязательно исключаются все повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст задания;

7) в ответах не рекомендуется использовать слова «все», «ни одного», «никогда», «всегда» и т.п., т.к. в отдельных случаях они способствуют угадыванию правильного ответа;

8) из числа тестовых исключаются задания, содержащие оценочные суждения и мнения ученика по какому-либо вопросу;

9) основная часть задания формулируется в форме утверждения.

Задание 1. Согласны ли вы с утверждением, что мюзикл, оратория, кантата, баллада, ария, песня являются вокальными жанрами:

а) да;

б) нет?

Задание 2. Согласны ли вы, что кантата, оратория, хорал являются жанрами вокальной музыки:

а) согласен (а);

б) не согласен (а)?

Задание 3. Вариация - это форма в музыке, состоящая из темы и ряда измененных повторений:

а) да;

б) нет.

Задание 4. Согласны ли вы, что автором этого произведения является П. И. Чайковский:

а) согласен (а);

б) не согласен (а)?

Г - данная пиктограмма обозначает звучание музыки.

Задание 5. Имеет ли А. Шнитке отношение к киноискусству:

а) имеет;

б) не имеет?

Задание 6. (Звучит фрагмент из «Первого концерта для фортепьяно с оркестром» П. И. Чайковского). Это произведение написал П. И. Чайковский:

а) да;

б) нет?

Тестовые формы контроля на уроках музыки (1-4 классы)

Задание 7. Эта ритмическая фраза

принадлежит песне «Во поле береза стояла»:

а) да;

б) нет?

Задание 8. С каким произведением в музыке можно связать женский образ с полотен Леонарда да Винчи: Тестовые формы контроля на уроках музыки (1-4 классы)

а) «Богородице Дево, радуйся»

из «Всеношного бдения»

С. В. Рахманинова;

б) «Ave, Maria» И. С. Бах - Ш. Гуно?

Задания с тремя ответами

Эти задания связаны с выбором правильного ответа из предлагаемых трех вариантов ответа. Такие формы тестовых заданий могут использоваться во всех типах тестов. Наиболее эффективна их роль при составлении текущих и промежуточных тестов. Отличие от первой формы тестовых заданий заключается в уменьшении вероятности угадывания правильного ответа. Здесь число ошибок увеличивается до двух, что повышает вероятность наиболее эффективного измерения.

Задание 1. В опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» есть три чуда. Какое из чудес вы сейчас слышите:

а) Тридцать три богатыря;

б) Царевна-лебедь;

в) Белочка?

Задание 2. Автора музыки называют:

а) художник;

б) писатель;

в) композитор.

Задание 3. Человека, управляющего исполнением хорового коллектива, называют:

а) дирижер;

б) солист;

в) пианист.

Задание 4. Лад в музыке - это согласованность устойчивых и неустойчивых звуков стремящихся к тонике:

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

Задание 5. Тоника - это самый устойчивый звук в звукоряде:

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

Задание 6. Как называется сообщество музыкантов, членами которого были М. П. Мусоргский, Ц. Кюи, М. А. Балакирев:

а) «Единая Россия»;

б) «Могучая кучка»;

в) «Мир искусства»?

Задание 7. Образ, какого произведения созвучен с образом картины И. К. Айвазовского «Черное море»:Тестовые формы контроля на уроках музыки (1-4 классы)

а) «Садко» Н. А. Римского-Корсакова;

б) «Снегурочка»» Н. А. Римского-Корсакова;

в) «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка?

Задание 8. Каким инструментальным «голосом» в симфонической сказке «Петя и волк» «поет» утка:

а) гобой;

б) кларнет;

в) скрипка?

Задание 9. Какой из жанров в музыке означает «качание на волнах»:

а) ноктюрн;

б) баркарола;

в) сюита?

Задание 10. К образу, каких царей в своем творчестве обращается М. П. Мусоргский:

1. Петр 1;

2. Борис Годунов;

3. Царь Горох?

Задания с выбором нескольких правильных ответов

Такие задания используются в текущих типах тестов для проверки классификационных и фактуальных знаний. При этом количество правильных ответов может не указываться. С одной стороны, это делает выполнение теста затруднительным для учеников, с другой - создает «соревновательный азарт», что повышает познавательную активность. Возможно также включение данных тестовых заданий в промежуточные и итоговые типы тестов. В этом случае в инструкции, предваряющей тестовое задание, должно быть указано количество правильных ответов. Такая инструкция может иметь следующий вид: обведите номера трех (двух) правильных ответов.

Задание 1. Литература «дружит» с музыкой в:

а) опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова;

б) «Курских песнях» Г. Свиридова;

в) романсе «Жаворонок» М. И. Глинки;

г) Концерте № 1 для фортепиано с оркестров П. И. Чайковского;

д) «Песне без слов» Ф. Мендельсона.

Задание 2. Сюжетные зарисовки традиционного русского народного обряда «Масленица» встречаются в произведениях:

  1. «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова;

2) «Петрушка» И. Стравинского;

3) «Жар птица» И. Стравинского;

4) «Князь Игорь» Д. П. Бородина;

5) «Кикимора» А. К. Лядова.

Задание 3. Какие из звучащих фрагментов принадлежат «Зоологической фантазии» К. Сен-Санса: а) Королевский марш львов;

а) Кенгуру;

в) Колыбельная слона Джимбо (К. Дебюсси);

г) Лебедь;

д) Белка (Н. А. Римского-Корсакова)?

Задание 4. Кто из перечисленных композиторов относится к «венским классикам»:

а) И. Гайдн;

б) В. Моцарт;

в) Л. Бетховен;

г) Э. Григ?

Задание 5. Какие из звучащих фрагментов инструментальной музыки принадлежат П. И. Чайковскому. (В тесте предлагается только порядковый номер музыкального фрагмента):

а) 1-й концерт для фортепьяно с оркестром;

б) 2-концерт С. Рахманинова;

в) 4-я симфония;

г) «Ромео и Джульетта», увертюра?

Задание 6. Темой каких звучащих произведений является мир человеческих чувств:

а) П. И. Чайковский «Болезнь куклы»;

б) Р. Шуман «Грезы»;

в) Л. Бетховен «Соната № 14»;

г) М. П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»?

Задание 7. Какие из балетов принадлежат П. И. Чайковскому:

а) «Спящая красавица»;

б) «Лебединое озеро»;

в) «Золушка»;

г) «Щелкунчик»?

Задание 8. Какие из предлагаемых музыкальных произведений могли бы озвучить эту картину Б. М. Кустодиева «Масленица» (про изведения даются без названия, под номерами звучащих фрагмента»)

а) «Народные гуляния на масленой» И. Стравинского; Тестовые формы контроля на уроках музыки (1-4 классы)

б) «Масленица» П. И. Чайковского;

в) Праздничный колокольный перезвон;

г) «Вальс снежных хлопьев»

П. И. Чайковского?

Задание 9. Какие профессии нужны для постановки музыкальных спектаклей в театре:

а) режиссер;

б) артист;

в) дирижер:

г) костюмер;

д) кассир?

Задание 10. Какие жанры инструментальной музыки использовал в своем творчестве Ф. Шопен. (Найди пять правильных ответов);

а) вальс;

б) этюд;

в) мазурку;

г) польку;

д) полонез;

ж) ноктюрн?

Задание 11. Кто из русских композиторов в своем творчестве обращался к образам русских царей:

а) Н. А. Римский-Корсаков;

б) М. П. Мусоргский;

в) С. С. Прокофьев;

г) П. И. Чайковский;

д) М. И. Глинка?

Данные формы тестовых заданий имеют сложности в их оценке. Необходимо решить, какой вклад внесет каждый правильный ответ тестового задания в общую оценку. Чаще всего эта оценка равна сумме каждого правильного ответа.

Задания на выбор неправильного ответа

Когда ошибок слишком мало, легко угадать правильный ответ. Поэтому заданием может стать выбор неправильного ответа. В этом случае инструкция имеет вид: обведите номер неправильного ответа. Ошибочный ответ не может быть интерпретирован как правильный.

Задание 1. Какая из сказочных опер не принадлежит Н. А. Римскому-Корсакову :

а) «Конек-горбунок»;

б) «Золотой петушок»;

в) «Снегурочка»;

г) «Садко»?

Задание 2. Кто из композиторов не относится к художественному стилю в музыке, называемому «Венские классики»:

а) В. Моцарт;

б) И. Штраус;

в) И. Гайдн;

г) Л. Бетховен?

Задание 3. Кто из русских композиторов не являлся членом «Могучей кучки»:

а) М. А. Балакирев;.

б) А. П. Бородин;

в) Ц. А. Кюи;

г) М. П. Мусоргский;

д) Н. А. Римский-Корсаков;

е) П. И. Чайковский?

Задание 4. Какой из звучащих фрагментов опер не принадлежит М. И. Глинке:

а) хор «Славься»;

б) увертюра из оперы «Руслан и Людмила»;

в) хор «Слава»;

г) ария Ивана Сусанина?

Задание 5. Какой из звучащих фрагментов не относится к жанру бардовской песни:

а) «Музыкант»;

б) «Вершина»;

в) «Под музыку Вивальди»;

г) «Калитка»?

Задание 6. Основными признаками русской народной песенно- сти являются:

а) мелодичность;

б) инструментальностъ звучания;

в) подголосочность.

Задание 7. Кто из птиц не присутствовал на карнавале К. Сен- Санса:

а) лебедь;

б) куры;

в) дятел;

г) кукушка?

Задание 8. К какому жанру не обращался в своем творчестве Ф. Шопен:

а) вальс;

б) ноктюрн;

в) мазурка;

г) симфония?

Задание 9. Все перечисленные произведения входят в состав «Детского альбома» П. И. Чайковского. Какое из произведений не прозвучало:

а) старинная французская песенка;

б) «Мама»;

в) «Марш деревянных солдатиков»;

г) «Игра в лошадки»?

Вопросы и задания

1. Опираясь на предлагаемые тестовые задания, определите, какие компоненты содержания обучения были выделены для контроля?

2. Какие уровни музыкальной деятельности могут быть определены с помощью данных тестов?

3. Основываясь на содержании уроков музыки в начальной и основной школе, составьте 3-5 возможных заданий, соответствующих разным уровням музыкальной деятельности. Проверьте их по критериям надежности, валидности, объективности.

4. Составьте бланк тестового контроля к одному из уроков музыки, включающий инструкцию для учащихся и 3-5 тестовых задания. Составляя такой бланк, задайте себе вопросы:

  • какая цель каждого тестового задания;

  • в какой форме будет предъявлено учащимся тестовое задание;

  • какие затруднения могут возникнуть у учащихся при выполнении тестовых заданий;

  • как будет оцениваться выполнение теста.

Тестовые задания на дополнение

В заданиях на дополнение готовые ответы не даются, их должен придумать или получить сам ученик. Задания на дополнение бывают двух видов: 1) с ограниченным ответом, т.е. ответ должен быть конкретным. Они предполагают только один вариант ответа. Ответ однозначный. Это могут быть вопросы теории, конкретные факты из мира; 2) свободный, т.е. ответ конструируется в свободном высказывании ученика (сочинение-эссе) или свободное высказывание, подтвержденное конкретными фактами. В содержании эти задания не ограничены, форма представления может быть любая. С помощью этих заданий учитель оценивает умения ученика, характеризующие его познавательную деятельность, способы решения учебных задач, вычленяет этапы мыслительного процесса.

При разработке заданий на дополнение необходимо руководствоваться правилами:

1. Каждое задание должно быть нацелено только ка одно дополнение, место для которого обозначается прочерком или точками.

2. Прочерк ставится на месте ключевого элемента, знание которого является наиболее существенным для контролируемого материала.

3. Дополнение лучше ставить в конце задания или как можно ближе к концу.

4. Текст задания должен обладать предельно простой синтаксической конструкцией и содержать минимальное количество информа- ции, необходимое для правильного выполнения задания.

5. В тексте задания не должно быть повторов.

Инструкция состоит из одного слова - дополните

Задание 1. Запишите, как полностью звучат названия известных произведений, дополнив их словами, связанными с географическими названиями Бранденбург, Венгрия, Турция. Данные слова могут быть преобразованы в прилагательные:

а) « …………………марш» В. А. Моцарта;

б) «………………….концерты» И. С. Баха;

в) « …………………танцы» И. Брамса.

Задание 2. Как и любой другой вид искусства, музыка имеет множество жанровых разновидностей. Продолжи этот ряд:

  1. - песня;

  2. - опера;

  3. -..............

  4. -………..

  5. -………..

  6. -………..

  7. -

  8. -

Задание 3. Колядки исполняют во время ……………… обрядовых праздников.

Задание 4. Духовные песни американских негров называются …………………….

Задание 5. Музыкальное произведение, основанное на сочетании двух и более одновременно звучащих мелодий, называют ……………………………..

Задание 6. Она является одним из средств музыкального языка. П. И. Чайковский нaзвaл ее «душой музыки». Впишите название этого музыкального средства в высказывание критика

А. Серова: «________________________________- главная прелесть, главное очарование искусства звуков; без неевсе бледно, мертво».

Задание 7. Продолжите утверждение. Простейшей формой полифонической музыки является _______________________________.

Задание 8. Произведение И. С. Баха «Шутка» звучит затейливо, насмешливо, забавно ________________________________________ .

Задание 9. Посмотрите на нотный текст, послушайте его в звучании. Особенностью мелодия 4-й симфонии П. И. Чайковского является ________________________________.

Неторопливо

Тестовые формы контроля на уроках музыки (1-4 классы)


Вопросы и задания

1. Какие компоненты содержания обучения могут быть проконтролированы с помощью данной формы тестовых заданий?

2. Какие уровни музыкальной деятельности учащихся могут выявить данные формы тестовых заданий?

3. Какие тестовые задания вы бы предложили для учащихся 8-го класса?

4. Составьте образцы тестовых заданий с использованием нотного текста.

5. Составьте тестовое задание, предполагающее свободное высказывание учащихся.

Предложите критерии оценки такого задания.

Тестовые задания на установление соответствия

Данная форма заданий позволяет многократно активизировать одну и ту же единицу содержания в процессе отработки умений и довести их до уровня навыков. Этот тип заданий позволяет выявить причинно-следственные связи между элементами музыкального языка и их выразительными возможностями, жанром и его содержанием, автором и произведением и т.п. Задания на установление связей направлены на проверку понимания на основе установления связей между элементами двух множеств. Такими множествами могут быть:

  • композитор и его произведение;

  • фамилия композитора и его имя;

  • фамилия композитора и его национальность;

  • автор и музыкальный фрагмент;

  • произведение и его жанр;

  • средства музыкальной выразительности и их функции в произведении;

  • тип голоса и исполняемое произведение и т.д.

При разработке заданий на соответствие следует руководствоваться следующими правилами:

1. задание формулируется так, чтобы все содержание можно было выразить в виде двух множеств с соответствующими названиями;

2. элементы задающего столбца располагаются слева, а элементы для выбора справа;

3. желательно, чтобы каждый столбец имел определенное название, обобщающее все элементы столбца;

4. необходимо, чтобы правый столбец содержал хотя бы несколько дистрактов;

5. необходимо, чтобы все дистракторы в одном задании были равновероятно правдоподобны;

6. элементы столбцов должны быть выбраны по одному основанию;

7. в инструкции необходимо сообщить учащемуся информацию о дистракторах, а также используется ли каждый элемент правого столбца только один раз или более одного раза;

8. все задания необходимо располагать на одной странице, не допуская переноса отдельных элементов.

К заданиям прилагается инструкция: установите соответствие.

Задание 1. Какой из звучащих фрагментов русской народной песни по жанровому признаку соотносится с картиной И. Репина ______________: Тестовые формы контроля на уроках музыки (1-4 классы)

а) былины;

б) трудовая;

в) лирическая?

Задание 2. Часто композиторы в своих произведениях используют готовые образцы народных мелодий. Исключением не был и П. И. Чайковский. Соедините стрелочками, какие народные мелодии в каких произведениях звучат.

«Во поле береза стояла» Опера «Пиковая дама

«Веснянка» Концерт № 1 (III часть)

Песня-игра «Гори, гори ясно» Симфония № 4 (IV часть)

Задание 3. Сопоставьте средства выразительности музыки и ИЗО. Соедините их стрелочками:

Мелодия Цвет, краска

Ритм Композиция

Гармония Линия

Динамика Композиция

Форма Ритм

Фактура Перспектива

Тембр Колорит

Задание 4. Какому из элементов музыкального языка соответствуют выделенные характеристики? Соедините их стрелочкой.

Лад Равномерный, упругий, изменчивый

Регистр Быстрый, умеренный, медленный

Ритм Мажорный, минорный

Динамика Высокий, средний, нижний

Темп Тихая, громкая.

Мелодия Плавная, скачкообразная, певучая

Задание 5. Кому из композиторов, какие произведения принадлежат:Тестовые формы контроля на уроках музыки (1-4 классы)

1. а) И. С. Бах. «Токката и фуга ре минор»;

2. б) В. А. Моцарт. Симфония № 40;

3. в) Л. В. Бетховен. Симфония № 5?

1______________ , 2______________ , 3_______________.

Задание 6. Соедините стрелочкой равные по длительности паузу и ноту.

Тестовые формы контроля на уроках музыки (1-4 классы)



Задание 7. Сопоставьте тембровую окраску голосов хора и инструментов струнной группы симфонического оркестра: скрипка, виолончель, альт, контрабас. Подпишите названия этих инструментов напротив созвучного им голоса хора:

Альт - _____________________ .

Сопрано - __________________.

Тенор - ______________________.

Бас - ________________________.

Задание 8. Подберите к средствам выразительности предлагаемые эпитеты и запишите их рядом с соответствующим словом: «душа музыки», «краски музыки», «»музыкальное время», «сила звучания», «скорость движения музыки», «красота», «беседа»:

Ритм _____________________________________.

Темп _____________________________________.

Мелодия __________________________________.

Динамика _________________________________.

Тембр ____________________________________.

Гармония _________________________________.

Полифония ________________________________.

Задание 9. Определите, кому из героев оперы «Евгений Онегин» принадлежат голоса:

1.Сопрано А. Ольга

2.Контральто Б. Ленский

3.Тенор В. Татьяна Ларина

4.Бас Г. Евгений Онегин

5.Баритон Д. Князь Гремин

1 _____________ ; 2 ____________ ; 3 ____________; 4 ____________ ; 5 _____________

Задание 10. Кому из русских композиторов, принадлежат данные произведения:

1. П. И. Чайковский А. «Картинки с выставки»

2. С. С. Прокофьев Б. «Снегурочка»

3. Н. А. Римский-Корсаков В. «Иван Сусанин»

4. М. П. Мусоргский Г. «Детский альбом»

5. М. И. Глинка Д. «Петя и Волк»

1 _____________ ; 2 ____________ ; 3 ____________; 4 ____________ ; 5 _____________

Задание 11. Каким музыкальным инструментам соответствуют герои симфонической сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк». Соедините их стрелочкой:

Струнные (скрипка, виолончель) Волк

Флейта

Охотники

Гобой

Птичка

Кларнет

Утка

Литавры

Петя

Фагот

Дедушка


Задание 12. Кто исполняет эти произведения:

1. Хор

А. «Попутная песня» М. И. Глинки

2. Симфонический оркестр

Б. «Светит месяц»

3. Оркестр народных инструментов

В. «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского

4. Солист

Г. «Токката ре минор» И. С. Баха

5. Орган

Д. «Жаворонок» М. И. Глинки

1____, 2____,3____,4____,5____,6____,7____


Задание 13. К какой разновидности музыкальной культуры относятся эти произведения:

1. Эстрадная

А. Симфонии № 5 Л. Бетховена

2. Концертноакадемическая

Б. «В сияньи теплых майских дней» Ф. Шуберт

3. Камерная

В. «Журавли» Я. Френкеля

4. Рок

Г. «Ария Иисуса Христа»

5. Джаз

Д. «Высокая месса си минор И. С. Баха»

6. Культовая

Е. «Я вижу свет» Дюка Элингтона

7. Городская-бытовая

Ж. «Музыкант» Б. Окуджавы



1_____, 2_____,3_____,4_____,5_____,6_____,7_____

Задание 14. Соедините по тематическому сходству произведения музыки и живописи:

1. «Вечерний звон» русская А. «Масленица»

народная песня Б. М. Кустодиева

2. «Русская пляска» из балета Б. «Тройка» В. Г. Петрова

«Петрушка»

И. Ф. Стравинского

3. «Сиротка» М. П. Мусоргского В. «Свидание с сыном»

В. Е. Маковского

4. «Весенние воды» романс Г. «Богатыри» В. М. Васнецова

С. В. Рахманинова

5. Песня Варлаама» из оперы Д. «Март» И. Левитана

«Борис Годунов»

М. П. Мусоргского

6. Вторая «Богатырская Е. «Протодьякон» И. Е. Репина

симфония» А. П. Бородина

1 _____, 2 _____ ,3 _____,4 _____,5 _____,6 _____.

Задание 15. Определите, какой из ритмических рисунков соответствует:

а) маршу; б) вальсу; с) баркароле; д) мазурке.

Тестовые формы контроля на уроках музыки (1-4 классы)




Задание 16. Какой из звучащих фрагментов по темпоритму и образному содержанию соотносится со стихотворением «Ночь» А. С. Пушкина:

Мой голос для тебя и ласковый и томный

тревожит позднее молчанье ночи темной.

Близ ложа моего печальная свеча

Горит; мои стихи, сливаясь и журча,

текут, ручьи любви текут, полны тобою.

Во тьме твои глаза блистают предо мною,

мне улыбаются и звуки слышу я:

мой друг, мой нежный друг.. .люблю.. .твоя.. .твоя...

а) Ф. Шопен «Ноктюрн № 2 ми бемоль мажор»;

б) П. И. Чайковский. Мелодия из увертюры «Ромео и Джульетта»?

Задание 17. Расставьте правильно фамилии композиторов, изображенных на этих портретах, написанных художником И. Репиным:

а) М. И. Глинка;

б) М. П. Мусоргский;

в) А. П. Бородин.

1___________________, 2__________________, 3___________________.

Тестовые формы контроля на уроках музыки (1-4 классы)



Вопросы и задания

1. Выделите связи, которые могут устанавливаться в процессе обучения на уроках музыки.

2. Какими правилами необходимо руководствоваться при разработке тестовых заданий в датой форме?

3. Составьте образцы тестовых заданий в данной форме для тематического контроля.

4. Используя возможности компьютерных средств, подготовьте электронные образцы тестовых заданий. Ваши действия по подготовке тестовых заданий могут опираться на следующий алгоритм:

• выделить компоненты содержания обучения, на основе которых будет составлено содержание тестовых заданий;

  • сформулировать цель контроля;

  • подготовить необходимый материал для тестовых заданий (звуковые треки, визуальный материал);

  • оформить презентационные слайды с помощью программы Power Point.

Тестовые задания на установление правильной последовательности

В данном типе заданий в произвольном случайном порядке даны действия, процессы, элементы, связанные с определенной учебной задачей. Необходимо установить правильный порядок предложенных действий и указать его с помощью цифр в специально отведенном для этого месте.

Стандартная инструкция к заданиям этой формы имеет вид: установите правильную последовательность.

Задание 1. В пустом квадратике рядом с названием музыкального фрагмента проставьте порядок их звучания.

___________ - «Баба Яга» М. П. Мусоргского;

___________ -«Баба Яга» П. И. Чайковского;

___________ - «Баба Яга» А. К. Лядова.

Задание 2. Симфония - одно из самых многочастных музыкальных произведений. Она состоит из коды, разработки, сонатного allegro, репризы. Запишите эти части в порядке, определенном правилами создания классической симфонии.

1 ____________________________

2 ____________________________

3 ____________________________

4 ____________________________

Задание 3. Запишите правильную последовательность механизмов певческого дыхания: вдох, выдох, задержка дыхания, артикуляция, звукообразование.

1 ____________________________

2 ____________________________

3 ____________________________

4 ____________________________

5 ____________________________

Задание 4. В какой последовательности в симфонической сказке «Петя и волк» появляются музыкальные инструменты. Голоса этих инструментов вам помогут. Проставьте порядок их появления в левой стороне таблицы рядом с их названием.


- Флейта

- Гобой

- Фагот

- Струнные

- Литавры

- Кларнет

Задание 5. Расставьте в правильном порядке названия нот в ДО мажорном звукоряде:

__________-Ре

__________-Си

__________-До

__________-Ми

__________- Соль

__________- Фа

__________-Ля

Задание 6. Расставьте в правильной последовательности ноты Ре минорного звукоряда: ре, ми, фа, соль, ля, си, до, ре:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Установите правильную последовательность частей в Кантате «Александр Невский»:

«Песнь об Александре Невском»

«Вставайте, люди русские»

«Крестоносцы во Пскове»

«Въезд Александра Невского во Псков»

«Русь под игом монгольским»

«Мертвое поле

«Ледовое побоище»

Задание 8. Расставьте последовательность ритмических фраз соответственно тексту попевки «Гуси-гуси».

Тестовые формы контроля на уроках музыки (1-4 классы)



«Гуси! Гуси!» - _____________________

«Га! Га! Га!» - ______________________

«Есть хотите?» - ____________________

«Да! Да! Да!» - _____________________

«Так летите ж домой!» - ______________

«Серый волк под горой не пускает нас домой» - ________________________

«Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!» - _____________________

Задание 9. Напойте про себя знакомую тебе песню Г. Гладкова «Песня о волшебниках». Соберите из предлагаемых тактов (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8,9) нотного текста мелодию припева этой песни.

Тестовые формы контроля на уроках музыки (1-4 классы)




Задание 10. Расставьте звучащие фрагменты музыки Э. Грига в порядке, опирающимся на закон построения программной сюиты:

  • Утро;

  • Танец Анитры;

  • Смерт Озе;

  • Песня Сольвейг;

  • В пещере горного короля.

Задание 11. Составьте программу концерта из звучащих фрагментов «Истоки становления музыкальной культуры», выстроив музыкальные произведения в порядке их исторического рождения:

  • группа «Pink Floyd». «Shine On Your Grazy Diamond»;

  • Ю. Саульский - М. Танич «Черный кот»;

  • А. Варламов «На заре ты ее не буди»;

  • Дюк Эллингтон «Я вижу свет».

Вопросы и задания

1. Предложите возможные задания на основе программного материала для составления тестов.

2. Разработайте тестовое задание, связанное с установлением правильной последовательности.

3. Составьте вариант одного из типов тестов, включающих 5-6 заданий в различной форме.

Итоговые тесты

Итоговые тесты позволяют выявить качество знаний, умений, способов деятельности учащихся в соответствии с требованиями освоения программного содержания, определить уровень освоения музыкальной деятельности (реактивный, репродуктивный, реконструктивный, вариативный, созидательный); определить степень развития психологических процессов (мышления, воображения, памяти и т.д.). В соответствии с задачами итогового контроля комбинируются различные формы тестовых заданий, определяются критерии оценки их выполнения и время на выполнение каждого задания. Задания в тестах располагаются по принципу возрастания их трудности, которая определяется эмпирически. Тестовые задания для итогового контроля могут быть составлены таким образом, что позволят выявить знания и умения учащихся, и уровни музыкальной деятельности, и степень развития психологических качеств. Такие итоговые тесты требуют специальной подготовки от их разработчиков.

Тест, разработанный для итогового контроля, не может состоять из материалов только одной темы, даже если эта тема является самой ключевой в учебной программе. Необходимо искать задания, комплексно отображающие основные, если не все, темы учебного курса. Чтобы сбалансированно отобразить в тесте основной теоретический материал, понятия, факты, способы решения учебных задач можно использовать форму тестовых заданий на установление соответствия или правильной последовательности.

Тесты, связанные с определением уровня освоения музыкальной деятельности, позволяют оценить и степень развития психологических процессов, т.к. каждый из уровней предполагает различную степень сформированности мышления, памяти и опирающиеся на них способы действий. На основе уровней музыкальной деятельности может быть определена мера оценки тестовых заданий. Так, например, тестовые задания репродуктивного уровня - 1 б (балл), реконструктивного - 2 б, вариативного - 3 б. При таком варианте оценивания, с одной стороны, можно определить уровень освоения музыкальной деятельности, с другой - оценить объем освоения программного содержания. Например, учащийся, выполнивший три задания репродуктивного уровня, получит ту же отметку, что и учащийся, выполнивший одно задание вариативного уровня. Результат оценивания второго учащегося свидетельствует о пробелах, связанных со знанием содержания программного материала. При количественном сложении баллов результаты успеваемости этих учащихся могут быть равны.

Для составления тестов итогового контроля, связанных с выявлением уровней освоения музыкальной деятельности, проводимого по окончании учебного года, необходимо выделить основные компоненты программного материала, предусмотренные содержанием обучения в конкретном классе. Эти компоненты отражены в календарнотематическом планировании, которое составлено на основе учебной программы, образовательных стандартов и требований к уровню подготовки учащихся.

В предлагаемых на страницах данного пособия итоговых тестах есть задания, соответствующие различным уровням освоения музыкальной деятельности. Исключены задания, соответствующие реактивному уровню. При составлении тестовых заданий мы ориентировались на содержание программы «Музыка» (авт. Е. Д. Критская и др.), а также дополнительный материал, включенный в содержание обучения, но не предусмотренный в названной программе.

Задание 1. Лад в музыке бывает мажорный и _________________________.

Задание 2. Послушайте фрагмент го симфонической сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк» и определите, какой из музыкальных инструментов исполняет партию Пети:

а) кларнет;

б) скрипка;

в) валторна?

Ваш ответ ___________________________ (поставьте букву правильного ответа).

Задание 3. Кто из композиторов является автором звучащего фрагмента. Обведи номер правильного ответа:

1. М. И. Глинка;

2. Н. А. Римский Корсаков.

Задание 4. Кому из композиторов принадлежат эти слова: «Музыка это голос нашего сердца»:

а) П. И. Чайковский;

б) М. П. Мусоргский;

в) В. А. Моцарт?

Ваш ответ ____________________________ (поставьте букву правильного ответа).

Задание 5. Иллюстрации обряда «Прощание с Масленицей» есть в опере «Снегурочка», автором которой является:

а) Н. А. Римский-Корсаков;

б) М. И. Глинка.

Ваш ответ ____________________________ (поставьте букву правильного ответа).

Тестовые формы контроля на уроках музыки (1-4 классы)

Задание 6. Запишите обозначение длительностей нот ( ) в следующем порядке: от самой короткой до самой долгой.

Ваш ответ ______________________________________________________________.

Задание 7. Чтобы исполнить музыку на каком-либо музыкальном инструменте, необходимо выполнить ряд правил. Прочтите и вспомните эти правила. Правильно ли расставлен порядок их выполнения? По вашему мнению, в каком порядке они должны быть расставлены:

1. исполняя свою партию, точно выполнить требования автора произведения;

2. знать приемы игры на музыкальных инструментах;

3. знать исполнительские возможности инструмента, на котором играешь;

4. шрая, слушать звучание всего оркестра;

5. выучить партию?

Ваш порядок выполнения правил (расставьте цифры этих правил в порядке их выполнения) ______________________________________________________________________________.

Задание 8. Послушайте фрагмент произведения и определите, в период какого праздника исполняется это сочинение:

а) Рождество;

б) Масленица;

в) Пасха?

Ваш ответ ____________________________________ (поставьте букву правильного ответа).

Задание 9. На устойчивых звуках этого звукоряда можно исполнять аккомпанемент хора В. Моцарта «Волшебная флейта». Отметьте, какие это ступени?Тестовые формы контроля на уроках музыки (1-4 классы)

Задание 10. В каком из звучащих фрагментов (1-й или 2-й) вы бы сыграли предлагаемый ритмический аккомпанемент

Тестовые формы контроля на уроках музыки (1-4 классы)

Ваш ответ _______________________ (поставьте порядковый номер звукового фрагмента).

Задание 11. Составьте инструментальную партитуру из предлагаемых музыкальных инструментов для исполнения «Турецкого марша» В. Моцарта. Поставьте номер музыкального инструмента в той части произведения, где, по вашему мнению, он должен играть:

1. флейта;

2. металлофон;

3. вибрафон;

4. маракасы;

5. треугольник;

6. барабан;

7. пластины;

8. тарелочки;

9. ксилофон.

1

2

3

4

Задание 12. Вспомните звучание хора из оперы «Волшебная флейта» В. Моцарта. Расставьте номера тактов в порядке звучания мелодии фрагмента на слова «Колокольчик бы достать, что звенит волшебно, он помог бы нам прогнать всех врагов бесследно».

Тестовые формы контроля на уроках музыки (1-4 классы)




Ваш ответ _________________________________ (поставьте номер звукового фрагмента).

Задание 13. Вам предложили подобрать музыку для фильма, в котором будет рассказываться о героических страницах истории нашей страны. Какие два произведения вы выберете:

а) хор «Славься» М. И. Глинки;

б) хор «Вставайте люди русские» С. С. Прокофьева;

в) «С няней» М. П. Мусоргского;

г) мелодию из 4-й симфонии П. И. Чайковского.

Ваш ответ __________________________________ (поставьте букву правильного ответа).

Музыкальный материал, используемый в тестовых заданиях

1. С. С. Прокофьев, тема Пети из симфонической сказки «Петя и волк».

2. М. И. Глинка, хор «Славься из эпилога оперы «Иван Сусанин».

3. Н. А. Римский Корсаков, хор «Проводы Масленицы» из пролога оперы «Снегурочка».

4. «Рождество Христово...» колядка.

5. М. И. Глинка «Полька».

6. В. Моцарт «Турецкий марш».

Оценочный лист итогового тестирования учащихся _________ класса

Тестовые формы контроля на уроках музыки (1-4 классы)




Контрольный лист итогового тестирования


задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Всего

баллов

Кол-во

баллов

1

1

1

1

1

2

2

2

2

3

3

4

4

27

Кол-во учащихся в классе -

Соответствуют уровням музыкальной деятельности (кол-во уч-ся):

- репродуктивному - ___________________________

- реконструктивному - _________________________

- вариативному - ______________________________

- созидательному - _____________________________

Выводы (какие задания вызывали затруднения, какие выполнили все учащиеся) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии для выставления отметки (сколько баллов, какой отметке соответствуют)

«5» -

«4» -

«3» -

Вопросы и задания

1. Каковы функции итогового тестирования в системе контроля?

2. Охарактеризуйте цели итогового тестирования.

3. Выделите компоненты содержания программного материала (одного из классов), на основе которых будут составлены тестовые задания.

4. На основе предлагаемого алгоритма ваших действий составьте итоговые тесты для одного из классов, направленные на определение уровня сформированности музыкальной деятельности:

а) выделите основные компоненты содержания программы, по которой учились ваши ученики (фамилии композиторов, музыкальные произведения, понятия);

б) отберите те компоненты, которые являются ключевыми для определения уровня освоения музыкальной деятельности (какие- то из выделенных компонентов являются более общими и включают в себя некоторые более частные);

в) определитесь по количеству заданий для каждого из уровней музыкальной деятельности;

г) определите содержание тестовых заданий для каждого из уровней музыкальной деятельности;

д) выберете формы тестовых заданий;

ж) определите, в каком виде будет проходить тестирование (с использованием специально заготовленных бланков, с использованием электронных носителей, как будут предъявляться звуковые тесты);

з) составьте тестовые задания с учетом выбранной формы и способов тестирования;

е) составьте контрольный лист итогового тестирования.

Приложение

Варианты тестовых заданий для текущего и итогового контроля.

Тестовые задания направлены на определение степени освоения содержания федеральных программ по музыке. Содержание тестовых заданий построено на основе вербального и звукового материала.

В содержании тестовых заданий авторы выделили

  • музыкальные понятия - слова или сочетания слов, которые отражают существенные свойства музыкального искусства, или связи, отношения музыкального искусства с другими явлениями жизни, человеком и т.д.;

  • музыкальные термины - слова или сочетания слов, которые употребляются в музыкальном искусстве, которые определяют его предметную область;

  • музыкальные произведения - результат музыкальной деятельности человека.

4-й класс (программа Д. Б. Кабалевского)


1. Согласны ли вы, что «балет - это музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют»:

а) да;

б) нет;

в) не знаю?

2. Выберите жанры музыки, которые являются музыкальными спектаклями:

а) симфония;

б) опера;

в) балет;

г) кантата.

3 . К какому жанру русской народной песни относится звучащий фрагмент:

а) трудовая;

б) солдатская;

в) историческая?

4. В Симфонии № 4 П. И. Чайковского звучит тема русской народной песни. Что это за песня:

а) «Тонкая Рябина»;

б) «Ай, во поле липонька»;

в) «Во поле береза стояла»?

5. Какие из музыкальных инструментов входят в состав русского народного оркестра:

а) скрипка;

б) свирель;

в) домра;

г) кларнет;

д) балалайка?

6. Какой из музыкальных струнных инструментов не относится к «струнно-смычковым»:

а) альт;

б) скрипка;

в) гитара;

г) контрабас?

7. К какой группе симфонического оркестра относятся перечисленные музыкальные инструменты? Соедините их стрелочками:

Кларнет Деревянные

Туба духовые инструменты

Фагот

Гобой

Труба

Валторна Медные

Флейта духовые инструменты

Тромбон

8. Кого из композиторов называют основоположником русской классической школы:а) П. И. Чайковский;

б) М. И. Глинка;

в) Н. А. Римский-Корсаков?

9. Основным качеством русской народной музыки является

а) маршевостъ;

б) танцевальность;

в) песенность.

10. Форму «вариации» можно обозначить схемой:

а) A-B-A-D-A;

б) А-А1-А2-АЗ...;

в) А-В-А.

11. В состав оркестра русских народных инструментов входят (продолжить ряд):

балалайка,

домра,

……….

……….

……….

12. Русские народные песни имеют различную жанровую основу. Соедините стрелочкой название песни с соответствующим ей жанром:

Лирическая протяжная «Эй, ухнем»

Солдатская «Вниз по матушке, по Волге»

Трудовая «Солдатушки, бравы ребятушки»

Плясовая «Во поле береза стояла»

Хороводная «Светит месяц»

13. В какой стране родились эти композиторы? Соедините стрелочкой.

П. И. Чайковский Австрия

Л. Бетховен Польша

Ф. Шопен Россия

В. А. Моцарт Германия

14. Какое из произведений М. П. Мусоргского вы слышите:

а) «Избушка на курьих ножках»;

б) «Богатырские ворота»;

в) «Гном»?

15. Запишите, как полностью звучат названия известных произведений, дополнив их словами, связанными с географическими названиями: Арагон, Неаполь, Венеция. (Данные слова могут быть преобразованы в прилагательные).

«…………… танец» П. И.Чайковский;

«…………… хота» М. И. Глинка;

«…………… ночь» М. И. Глинка.

5-й класс (программа Д. Б. Кабалевского)


1. Балет «Петрушка» написал композитор:

а) М. Мусоргский;

б) П. Чайковский;

в) И. Стравинский.

2. Вокализ - это музыкальное произведение, исполняемое голосом без слов:

а) да; б) нет.

3. Музыкальный жанр, основанный на единстве слова, музыки и сценического движения, это: _________________________________

а) балет;

б) опера;

в) концерт.

4. В каких музыкальных жанрах «дружат» музыка и литература? Заполните лепестки цветка их названиями:Тестовые формы контроля на уроках музыки (1-4 классы)




6-й класс (программа Т. И. Науменко, В. В. Алеева)


1. Каждый из музыкальных терминов имеет свое значение. Найдите значение каждому из музыкальных терминов и соедините их стрелочкой.


Мелодия

Скорость движения музыки

Динамика

Высота лада

Штрихи

Равномерное чередование сильных и слабых долей

Темп

Благозвучие, слаженность, соразмеренность звучания

Тональность

Окраска звука

Тембр

Способы извлечения звука

Метр

Временная организация звуков в музыке

Ритм

Одноголосно выраженная музыкальная мысль

Гармония

Сила звучания музыки

Лад

Гармоничность, согласованность, упорядоченность

звучания музыки


2. Какие из оркестров ты знаешь. Запиши их разновидности на лепестках этого цветка:

Тестовые формы контроля на уроках музыки (1-4 классы)




3. Согласны ли вы, что АККАПЕЛЛА это пение без сопровождения:

а) да;

б) нет?

4. Какое из музыкальных произведений не принадлежит творчеству М. И. Глинки:

а) «Руслан и Людмила»;

б) «Ночь перед Рождеством»;

в) «Иван Сусанин».

5. Запишите полное название произведений:

а) «……………………серенада» В. А. Моцарт;

б) «……………………вальс» П. И. Чайковский;

в) «……………………голоса» И. Штраус.

6. К жанру инструментальной музыки принадлежат …. (продолжите этот ряд):

а) вальс;

б) симфония;

в )…………..;

г )…………..;

д )…………..;

е)…………...;

7. Полифония в музыке означает многоголосие:

а) да;

б) нет.


7-й класс (программа В. В. Алеева)


1. Согласны ли вы, что классическая симфония XVIII в. Состоит из 4-х частей:

а) да;

б) нет?

2. «Эпизод нашествия из 7-й симфонии Д. Шостаковича написан в форме:

а) рондо;

б) вариация;

в) сонатное аллегро.

3.К какому жанру вокальной музыки относится пьеса Ф. Шуберта «Лесной царь»:

а) романс;

б) баллада;

в) песня.

4.Определите последовательность звучащих фрагментов оперы А. П. Бородина «Князь Игорь»:

а) ... хор «Слава»;

б) ... ария князя Игоря ;

в) ...хор «Улетай на крыльях ветра»;

г) ... ария хана Кончака.

5.Музыкальные формы бывают (продолжите ряд):

а) период;

б) двухчастная;

в) рондо;

г) ……………








Список литературы и Интернет-ресурсы



Аванесова, В. С. «Научные основы тестового контроля знаний» [Текст] / В. С. Аванесова. - М.: Иссл. Центр, 1994. - 135 с.

Алеев, В. В. Музыкальный словарь для учителя [Текст] / В. В. Алеев, Т. И. Науменко. - СПб., 1995. - 52 с.

Алешина, В. С. Тесты как форма контроля [Текст] / В. С. Алешина, Г. М. Савинцева // Начальная школа. - 1993. - № 1. - С. 42-45.

В мире искусств. Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусств / сост. Т. К. Кара- каш, А. А. Мелик-Пашаев. - М., 2001. - 384 с.

Затямина, Т. А. Компьютерные технологи! в преподавании музыкального искусства в школе [Текст]: учебное пособие / Т. А. Затямина, И. А. Кузибецкий. - Волгоград: ВГИПК РО, 2006. - С. 50.

Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. Пед вузов: кн. 1: Общие основы. Процесс обучения / И. П. Лодласый. - М.: Владос, 1999. - 576 с.

Тимченко, И. Тест как рабочий инструмент [Текст] / И. Тимченко // Народное образование. - 1993. -№ 6. - С. 64-66.

Туркина, Э. К. Преподавание музыки в современной школе / Преподавание дисциплин гуманитарного и эстетического циклов [Текст]: методические рекомендации / Э. К. Туркина. - СПб.: Специальная литература, 1999. - 204 с.

Челышева, Т. В. Образовательная область «Искусство» в контексте эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования [Текст]: методические рекомендации / Т. В. Челышева, Л. В. Ламыкина. - М.: Академия АПК и ПРО, 2002. - 78 с.

Челышкова, М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов [Текст]: учебное пособие / М. Б. Челышкова. - М.: Логос, 2002. - 432 с.

taraeva.ru/tests/index.php

© 2010-2022