Сообщение на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коробейникова Н.И.

«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

План


1.Вступление

2.Возможность использования клавишного синтезатора в музыкальном образовании.

(особенности обучения игре на инструменте и его функциональные характеристики)

3.Заключение.

4.Используемая литература.





Вступление


В наш век стремительно растущего научно-технического прогресса, появилась необходимость реформирования системы образования: использование новых средств обучения, внедрение различных современных технологий, позволяющих активировать познавательную деятельность учащегося, помогающих повысить его способность креативно мыслить, самостоятельно находить новые решения. Информатизация является одной из важнейших составляющих процесса модернизации системы образования, направленного на повышение качества, предоставление условий для обеспечения равных возможностей для получения образования всех уровней и ступеней. Это предъявляет повышенные требования к уровню информационной культуры всех участников образовательного процесса как важнейшего компонента сущностной характеристики личности. Современный период образования характеризуется бурным развитием компьютерных технологий, которые все более широко используются не только на уроке информатики, но и в процессе преподавания других учебных дисциплин. В современной жизни невозможно представить себе популярную музыку без электромузыкальных инструментов. Эта музыка звучит везде: по телевидению, радио, в концертных залах, на сцене, дома.

В связи с этим перед современной школой искусств встают следующие задачи:

1. разработка и внедрение интерактивных методов обучения, основанных на применении компьютерных технологий

2. создание условий для освоения учащимися новых информационных технологий и технических средств, в том числе и компьютерных музыкальных программ.

В связи с общей тенденцией информатизации образования в детских музыкальных школах и школах искусств, наряду с традиционными музыкальными инструментами, стала звучать цифровая музыка - открылись классы синтезатора. Этот вопрос явился актуальным и для нашей школы, которая внедряет и использует современные технологии в своей практике. Одним из инструментов информатизации музыкального обучения явился клавишный синтезатор.

Нельзя не упомянуть здесь имена инженеров Р. Муга, Т. Оберхайма, Д. Чоунинга и Р. Курцвэя - создателей современных синтезаторов, тембры которых стали для нас столь привычными.

К тому же в школе, особенно сельской, где дети не имеют возможности посещать концертные залы, оперные театры, синтезатор становится необходимым техническим средством обучения для показа различных тембров инструментов, так как полезно накапливать у детей как можно больше слуховых впечатлений от звучания инструментов для развития тембрового слуха.

Б.М.Теплов в своих исследованиях отмечал, что среди основных элементов музыкальных способностей - звуковысотного слуха и чувства ритма - роль тембрового слуха в музыкальном развитии не должна быть принижена: тембр позволяет детям воспринимать музыку во всём богатстве её красок и оттенков. В том числе, инструмент даёт возможность записать фонограммы, развить песенное творчество, музицировать.

Чем шире в звукообразовании использовалась электроника, тем более интересные и неожиданные перспективы открывались в звуковом материале. И если тембровый спектр электрифицированных инструментов оказывался значительно разнообразнее их акустических прототипов, то звуковой потенциал электронных инструментов поистине безграничен.

В том, что электронные тембры заняли сегодня столь заметное место в музыке, немалая заслуга принадлежит композиторам-авангардистам, расширившим наши представления о ее звуковом материале.

Возможность использования клавишного синтезатора в музыкальном образовании.


Вопросом использования синтезатора в музыкальном образовании и обучения игре на нём заинтересовались: Л.В.Рапецкая - автор образовательной программы «клавишный синтезатор»; И.М. Красильников «Примерные программы по учебным дисциплинам «клавишный синтезатор», «ансамбль клавишных синтезаторов», «студия компьютерной музыки» для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств; В.Г. Пешняк «Класс синтезатора. Программа для ДМШ, Е.М.Будкина «Электронные музыкальные инструменты - синтезатор»

. В чем же состоят преимущества синтезатора в глазах многих музыкантов? Прежде всего, - это многотембровость. Не менее сотни тембров даже в самой простой его современной модели способны ответить самым разнообразным запросам пользователя. Дополнительные эффекты: вибрато, портаменто, глиссандо, скользящая форманта, шумы и т.п. стимулируют фантазию музыканта в построении богатой насыщенной оригинальными звучаниями фактуры. Автоаккомпанемент, возможность использования, которого предусматривает конструкция синтезатора, приближает его звучание к ансамблю или даже к оркестру, исполняющих музыку самых разных бытовых жанров и стилей, а ритмические сбивки, также заложенные в его памяти, оживляют это звучание, придают ему блеск и импровизационную непосредственность. Секвенсор дает возможность исполнителю заранее записать свою композицию или отдельные ее фрагменты, например, трудные, эффектно звучащие места, и в результате он чувствует себя намного увереннее на сцене или в студии звукозаписи. Наконец, компьютер, с которым синтезатор коммутируется, позволяет озвучить любую самую сложную партитуру, отредактировать сочинение, достигая при этом идеального качества его звучания, и получить при наличии принтера нужное количество экземпляров его нотной распечатки.

Синтезатор - довольно молодой, по-своему, уникальный современный музыкальный инструмент. Возможности обучения на нём ещё только изучаются, разрабатываются новые программы, методики. Наверняка, кто-то считает, что синтезатор - переносное, мобильное пианино, но, это далеко не так. С фортепиано его связывает только клавиатура - белые и чёрные клавиши, длина которых на 1-1,5 сантиметра короче, а в остальном, это совершенно оригинальный, многоплановый, многофункциональный инструмент.

В основном, обучение игре осуществляется на полупрофессиональном синтезаторе среднего класса, имеющем функцию автоаккомпанемента, память с несколькими дорожками для сочинения и записи музыки. Синтезатор этого класса оснащён жидкокристаллическим дисплеем, отображающим все происходящие действия и текущие настройки. Имеет «лёгкую», активную пятиоктавную клавиатуру, чувствительную к нажатию, требующую от играющего использования, в основном, аккуратной пальцевой техники и мягкого, «пружинящего», гибкого запястья.

Технические возможности синтезатора позволяют воспитать не только исполнителя, которого традиционно выпускают музыкальные школы, но, также, музыканта новой формации - «4 в 1» , т.е. исполнителя, аранжировщика, импровизатора и композитора. Безусловно, сам педагог должен владеть всеми перечисленными выше навыками, быть информационно грамотным, являться исследователем, новатором в своей области, стремиться к самообразованию, самосовершенствованию. Таким образом, задачи музыканта здесь далеко выходят за рамки воспроизведения готового нотного текста и включают в себя помимо чисто исполнительской функции еще функции инструментовщика (выбор тембра), аранжировщика (уточнение фактуры, выбор автоаккомпанемента и определение мест ритмических отыгрышей), звукорежиссера (установка правильного баланса голосов фактуры, подбор звуковых эффектов) и редактора (корректировка вносимого в память инструмента или компьютера звучания и уточнение нотной записи музыки).

Во многих музыкальных школах предмет «синтезатор» включён в программу как дополнительный инструмент, его роль, как бы, отодвигается на второй план, возможности использования его технических характеристик не в полной мере реализуются в процессе обучения. При таком подходе, ученик осваивает только игру в режиме автоаккомпанемент и не может полностью овладеть импровизацией, научиться делать аранжировки, сочинять. Гораздо больше возможностей для творчества учащихся открывается, когда синтезатор становится основным, специальным предметом, включённым в учебные программы детских музыкальных школ.

Стоит сказать и о том, что педагогов, владеющих игрой на синтезаторе очень мало, таких специалистов не готовит музыкальное училище и консерватория.

Учиться игре на синтезаторе можно с 5-6 лет. Как показала практика, для детей этого возраста обучение проходит довольно легко, они без труда осваивают не только игру на клавиатуре, но и учатся использовать, во время исполнения, различные функции, характерные для данного инструмента. В процессе обучения, особенно, при игре в режиме «автоаккомпанемент», хорошо развивается и дисциплинируется чувство ритма, формируется гармонический слух. Возможности синтезатора позволяют уже на первом году обучения, при исполнении учеником маленьких пьесок, использовать игру в режиме «автоаккомпанемент», применять различные шумовые эффекты, изменять инструменты, находить интересные звуки.

Репертуарный план учащихся довольно разнообразный, включающий в себя классическую музыку, народные мелодии, джазовые композиции, популярную музыку XX века, современные хиты.

Развитая информативность и функциональность синтезатора позволяет ученику окунуться в многообразие стилей исполняемой им музыки, учит его свободно ориентироваться в музыкальных жанрах, помогает освоить навыки аранжировки, познакомиться с элементами импровизации. Богатый банк тембров и стилей даёт возможность учащемуся проявить свои творческие способности, находясь в состоянии постоянного поиска, экспериментировать. Вместе с тем, управление всеми этими богатыми звуковыми возможностями оказывается гораздо проще и доступнее чем игра на традиционных музыкальных инструментах. Массу чисто технических проблем здесь берет на себя электроника, и, чтобы ярко озвучить музыкальную композицию, здесь совсем не обязательно обладать виртуозной беглостью пальцев и массой других узкопрофессиональных навыков, необходимых пианисту или органисту. Широкий простор для творчества, открываемый синтезатором, и высокое качество звучания при относительно несложной технике игры на нем, делают этот инструмент особенно привлекательным для музыканта-любителя. А если к этому еще прибавить портативность синтезатора и его надежность в эксплуатации, то становится понятным, почему он приобретает все более массовое распространение.

Наконец, легкость в управлении тембром и фактурой на синтезаторе делает его в руках детей своеобразным конструктором, где, изменяя один элемент музыкальной формы, они могут наблюдать, как при этом интонационно переосмысливаются другие элементы и художественный результат в целом. Ученики, таким образом, на основе собственной творческой практики приобретают возможность получить важные знания о строении музыкальных произведений, почувствовать выразительность того или иного художественного средства, а значит, их постижение музыкального искусства становится более глубоким.

Заключение

Задача данного процесса обучения заключается в освоении учащимся практических и теоретических знаний, в приобретении навыка исполнительского мастерства, в умении играть в ансамбле, развитие активного познавательного интереса учащегося, стремление к самостоятельной творческой деятельности.

Компьютеризация музыкального инструментария в сфере музыкального образования ведет к обновлению содержания, целей, задач обучения, которое устраняет противоречие между реально существующим у современной молодежи эстетическим электроакустическим эталоном музыкального звучания и традиционным звуковым материалом школьного музицирования. Таким образом, стихийный процесс музыкального самовыражения направляется в культурное русло и дает возможность молодому поколению сориентировать его в художественно-эстетическом плане. Это позволит поднять на качественно новый уровень музыкальную культуру нашего общества.


ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Красильников И.М., «Примерные программы по учебным дисциплинам «клавишный синтезатор», «ансамбль клавишных синтезаторов», «студия компьютерной музыки» для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. М.: Министерство культуры Российской Федерации. Научно-методический центр по художественному образованию, 2002. - 55с.

  2. Будкина Е.М., программа «Электронные музыкальные инструменты: синтезатор». М., Зеленоградский окружной методический центр, 2008 г.

  3. Рапецкая Л.В., образовательная программа по предмету синтезатор. Пермский край, г. Добрянка, 2010 г.

  4. Сайт Владимира Пешняка - [email protected]

  5. Павел Живайкин статья «идеальная учебная программа по специальности «синтезатор», или клавишник - это кличка или профессия?» - musicinform.narod.ru, [email protected].










© 2010-2022