Проект урока: Солнечный свет в музыке - имя ему Моцарт!

Тема урока: Солнечный свет в музыке – имя ему Моцарт! (Эпиграф: «Многим поколениям он дал и даст утешение и исцеление». Эдвард Григ). Тема года: Музыкальное путешествие. Тип проектируемого урока: урок углубления в тему (комбинированный). Образовательные цели урока: продолжить изучение творчества В.А.Моцарта, закрепить понятие «симфонии», продолжить знакомство с видами оркестров и инструментами симфонического оркестра . Развивающие цели урока: развивать умение анализировать жанровые особенности м...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Этапы урока

Содержание деятельности

Учитель

Содержание деятельности

Учащиеся

Обоснование

Организационный момент.




Изучение нового материала.



















Слушание.




Вокальная работа.



Физкультминутка.


Изучение нового

материала.











Подведение итогов.

Звучит ария Царицы ночи В.А.Моцарта.

- Кто написал это музыкальное произведение?

-Как оно называется?

-Посмотрите, какие интересные портреты Царицы ночи нарисовали ребята.

- К каким композиторам относится В.А.Моцарт?

- Кто еще относится к этому музыкальному направлению?

-Почему этих композиторов называют венскими классиками?


- Ребята, творчество каждого из венских классиков имеет свои яркие особенности, но только одного композитора называют «солнечным светом» в музыке. Имя этого музыкального гения - В.А.Моцарт.

- Знаете ли вы , в каком городе родился Моцарт? Кто был его первым учителем? Сколько произведений он создал?

- Как вы думаете, какая цель нашего сегодняшнего урока?

- Совершенно верно. Cегодня мы продолжим изучать творчество самого «солнечного» композитора . Вундеркинд - «чудо-ребенок», Моцарт стал вершиной европейской культуры 18 века.

Мы знакомимся с музыкой Моцарта с самого раннего возраста - с того момента, как начинаем смотреть пере-

дачу «Спокойной ночи, малыши!»

Преподаватель напевает мелодию колыбельной.

Нам всем известна колыбельная песенка « Спи, моя радость, усни…»

А ведь эту мелодию сочинил Моцарт. Но и это еще не все.

Преподаватель наигрывает детскую песенку.

-Эта детская песенка нам знакома с детства «Жил-был

у бабушки серенький козлик». Это тоже музыка Моцарта.

Музыка композитора, жившего в 18 веке, продолжает

радовать нас и сегодня.

-Говоря современным языком, это такие хиты, которые по популярности и долголетию побили все имеющиеся мировые рекорды. Давайте обратимся к некоторым страницам биографии В.А.Моцарта. Я предлагаю вам посмотреть видеопрезентацию о жизни гениального композитора.

После просмотра вам нужно будет ответить на следующие вопросы:

  1. В каком городе, в каком году родился В.А.Моцарт?

  2. Как звали отца Моцарта?

  3. Как звали жену Моцарта?

  4. Сколько прожил Моцарт и сколько произведений создал за свою жизнь?

Видеопрезентация "Вечный солнечный свет - имя тебе Моцарт» (Приложение 5).

Учитель задает вопросы.

-Ребята, Моцарт был универсальным композитором.

Он оставил богатое наследие во всех музыкальных жанрах. Но особенной глубиной у композитора отличаются лирические образы. Почему мы безошибочно угадываем: звучит музыка Моцарта? На доске зашифрован ответ на этот вопрос. Какое средство музыкальной выразительности является главным в музыке Моцарта?

М-Е-Л-О-Д-И-Я

-Прочитайте, пожалуйста, в учебниках на стр.52, что об этом писал сам Моцарт.


-Чтобы понять, как прекрасна музыка В.А.Моцарта, мы начнем разучивать фрагмент его вокального произведения.

Звучит канон Моцарта «Dona nobis pacem»

(«Даруйте нам мир» Приложение 2).

-Какое настроение царило в музыке?

-Произведение звучало на русском языке?

-В произведении звучат всего три слова на латинском языке «Dona nobis pacem», что переводится на русский «Даруйте нам мир». Мы будем разучивать его на латинском языке.

Это удивительно красивое вокальное произведение. Исполнение должно быть возвышенное, божественное, словно ангелы исполняют свою песню.

Разучивание фрагмента (периода) канона В.А. Моцарта.

Внимание на четкое произношение, гибкую фразировку, прикрытые гласные о,а,э. Вокализированное пение на «а». Разучивание со словами. Работа со штрихами, выстраивание динамического развития произведения.


-Ребята, давайте немного отдохнем. Представьте, что вы - оркестранты симфонического оркестра. Сейчас вы будете играть на инструментах, которые я буду называть.

(Звучит В.А.Моцарт «Женитьба Фигаро» Увертюра).

-На этом уроке мы познакомимся еще с одним выдающимся сочинением Моцарта, известным во всем мире.

Звучит симфония №40(фрагмент).

-Какое настроение в произведении?

-Кто исполняет?

-Как вы думаете, к какому жанру, получившему расцвет в 18 веке, относится эта музыка?

-Что такое симфония, прочитаем в учебниках на стр. 52.

-От какого греческого слова произошло слово симфония?

-Из какого количества частей состоит симфония?

-Кто исполняет симфонию?

-Примечательно, что классический состав симфонического оркестра сложился в 18веке, в творчестве Й.Гайдна.

Какие еще вы знаете оркестры?

- Из всех существующих ныне оркестров симфонический оркестр - самый крупный по составу и самый мощный по звучанию. Но мы видим, что благодаря композиторскому гению В.А.Моцарта, даже самый мощный оркестр может звучать как прекрасный ручей или источник. Симфония №40 или сороковая симфония - возвышенная, волнующая, удивительная по своей красоте, заставляет нас подняться над своими заботами и подумать о чем-то светлом , чистом и прекрасном. Кто же управляет оркестром?

-И сейчас у вас появиться возможность стать на несколько минут дирижерами и исполнить фрагмент сороковой симфонии Моцарта.

Звучит повторно симфония №40.


-Молодцы! Вы были прекрасными дирижерами.

-Итак, к каким композиторам относится В.А.Моцарт?

-Какое средство музыкальной выразительности определяет сущность музыки Моцарта?

- Музыка Моцарта - это чудо!

Мне хотелось бы, чтобы музыка Моцарта звучала повсюду, и может быть тогда, наш мир стал бы чище, светлее и добрее.

Исполнение песни «Всюду музыка живет». Сл.В.Суслова, муз. Я.Дубравина.

-Наше музыкальное путешествие подошло к концу. Скажите, пожалуйста, что вам запомнилось больше всего?

Какие музыкальные фрагменты вам понравились?

Почему? Хотели бы вы еще больше узнать о жизни Моцарта и послушать его произведения?

Сегодня все ребята работали замечательно и получают оценку «5».

Звучит музыка В.А.Моцарта.


-В.А.Моцарт.

- Ария царицы ночи.

-К венским классикам.

-Й.Гайдн, Л.Бетховен.

-Венскими - потому что значительная часть их жизни была связана с Веной.

Классиками - потому что созданные ими произведения получили всемирное признание как образцовые.


Ребята пытаются ответить на вопросы.

Учащиеся определяют цель урока.


Учащиеся пытаются отгадать мелодии.







Учащиеся комментируют слайды.

(Выполнение опережающего домашнего задания).

Учащиеся отвечают на вопросы.



Учащиеся с помощью музыкальной ромашки (Пр.3) отгадывают средство музыкальной выразительности.

(МЕЛОДИЯ).

-«Сущность музыки - в мелодии»,-писал Моцарт. И в каком бы жанре ни были созданы его произведения -всегда по выразительности мелодии мы почти безошибочно угадываем Моцарта.


Учащиеся пользуются таблицей эмоциональных терминов. (Пр.1)

-Светлое, спокойное, радостное.

-На иностранном.



Коллективная работа класса над вокальными трудностями. Вокализированное исполнение на «а»,

разучивание канона на иностранном языке.


Учащиеся под фонограмму имитируют игру на скрипке, виолончели, флейте, кларнете, ударных инструментах.



-Немного грустное, взволнованное,

трепетное.

-Симфонический оркестр.

-Симфония.

-Симфония (от греч.- созвучие)-крупное

произведение. Состоит из четырех частей, объединенных общим замыслом.

Учащиеся пересказывают прочитанный материал.


-Духовой оркестр, эстрадный оркестр,

оркестр народных инструментов.



-Дирижер.

Учащиеся имитируют работу дирижера

под фонограмму симфонии.



-К венским классикам.

-Мелодия.


Учащиеся исполняют вокальное произведение.

Учащиеся делятся своим впечатлениями от урока.


Учащиеся выходят из класса под музы-

ку Моцарта.

Звучание музыки настраивает на восприятие нового материала.

Актуализация ранее изученного матери-

ала.







Активизация музыкальной памяти.







Расширение кругозора, углубление в тему в аудиовизуальной форме.

Первичная проверка полученных знаний.



Создание поисковой ситуации.





Метод анализа музыкального произведения с обращением к средствам музыкального языка.


Фондовый материал способствует

формированию навыков выразительного исполнения. Разучивание на иностранном языке

способствует повышению интереса к музыкальному искусству, элемент новизны активизирует включенность в учебную деятельность.

Отдых, снятие эмоционального напряжения.


Фондовый материал способствует формированию художественного вкуса.

Метод анализа музыкального произведения с обращением к музыкальному языку.


Первичная проверка и закрепление только что пройденного материала.


Активизация ранее изученного материала.

Расширение кругозора.



«Пластическое интонирование» позволяет стать участниками музыкального процесса, что повышает интерес к музыке, помогает влиться в музыкальный образ,

Поддерживает эмоционально-положительный фон.


Кульминация в драматургии урока.

Актуализация нового материала по теме урока.

Концентрация на основных моментах темы.

Диагностика усвоения материала.

Вокальная кульминация урока.

Рефлексия.


Активизация музыкальной памяти.



© 2010-2022