• Преподавателю
  • Музыка
  • Конспект открытого урока «Работа над арпеджио в левой руке» (Урок спец. фортепиано 6 класс)

Конспект открытого урока «Работа над арпеджио в левой руке» (Урок спец. фортепиано 6 класс)

Преподавать в школе — задача не из простых, а преподавать музыку очень сложно. Преподаватель музыки имеет дело с учениками самой разной степени одаренности и он должен развивать исполнительские навыки, успевая все за краткие сроки занятий. Очевидным является тот факт, что преподаватель музыки должен обладать не только глубочайшими знаниями, но и высочайшей техникой педагогической работы, а именно, уметь корректно подойти к каждому учащемуся, учитывая го личностные особенности, найти правильное р...
Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока «Работа над арпеджио в левой руке» (Урок спец. фортепиано 6 класс)Конспект открытого урока «Работа над арпеджио в левой руке» (Урок спец. фортепиано 6 класс)


РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

В классе преподавателя фортепиано

Ковановой Веры Анатольевны

С ученицей 6 «А» класса

Бяковой Настей

ТЕМА УРОКА: «Работа над арпеджио в

левой руке»

г. Рудный

ОСМШ

11 апреля 2008 год

Тема урока: «Работа над арпеджио в левой руке».

Цель урока: Сформировать рациональные движения в исполнении арпеджио

в левой руке.

Задачи:


  • ОБУЧАЮЩАЯ: Научить ученика правильно подкладывать 1-й палец и объединять звуки арпеджио в единую линию.

  • РАЗВИВАЮЩАЯ: Развивать эластичность мышц, взаимодействие всех мышц руки, гибкость кистевых движений и независимость пальцев.

  • ВОСПИТЫВАЮЩАЯ: Воспитывать качественный слуховой контроль, внутреннюю дисциплину, выносливость, внимание, умение быть сосредоточенным. Воспитывать волю и уверенность в успехе.

План урока:

  1. Вступление.

  2. Работа над упражнениями - как средство воспитания музыкально-осмысленной техники.

а) пластичность запястья.

б) активность пальцев.

3. Работа над этюдом Черни ( До мажор.) «Метод вариантов»

4. Заключение.

5. Самоанализ

ХОД УРОКА:


  • 1. Вступление.

Систематическая работа над этюдами, гаммами является обязательной стороной комплексного развития техники. Труд - залог успеха над техникой.

На гаммах и других компонентах гаммового комплекса воспитывается техническое мастерство пианиста: беглость, а также ровность, чёткость, артикуляционное и динамическое разнообразие звучания, т.е. всё то, что составляет понятие техники в широком значении этого слова.

Арпеджио - это не иначе, как разложенные аккорды , поэтому естественно вести их изучение параллельно с игрой самих аккордов. Это поможет освоить структуру арпеджио, ощутить в руке их форму. Трудность представляет переход положения рук от широкого к собранному, это действие выполняется с лучшим результатом, если сравнить с работой ножниц. Только следует помнить, что оно должно осуществляться межкостными ладонными мышцами «ощущаться в ладони» и не за счёт натяжения «перепонок» между пальцами. Арпеджио трудны не только тем, что звуки здесь идут не подряд, как в гамме, но и тем, что расстояние между тонами, «шажок» с одного звука на другой не остаётся одинаковым, а то и дело меняется. В арпеджио трезвучия чередуются терции и кварты, в арпеджио (Д-7) доминантсептаккорда - терции и секунды. Впрочем, где трудность, там и польза. Неоднородность интервальных шагов вырабатывает у играющего быстроту реакции, «приспособляемость», координированность движений, развитие растяжений.

Почему ошибки в арпеджио чаще всего возникают при перемене позиции руки? Это обычно случается из-за медленного переноса руки в новое положение и неумение мыслить позиционно. Любая гамма, арпеджио состоят из нескольких позиций. Понять, какое преимущество даёт позиционная игра, легче всего на примере длинных арпеджио: учащиеся, находящиеся в так называемом плену у «детского» способа исполнения арпеджио, при котором 1-й палец дотягивается до «своей» клавиши, играют «непозиционно». Для них арпеджио на 4 октавы из 13 звуков, способ взятия которых одинаков. Достижению скорости препятствует неудобство подкладывания 1-го пальца и необходимость вернуть руку в начальное положение. Обычно такая игра кончается «мазней» в последней октаве, т.к. внимание ученика, который набирает звук за звуком, к концу пассажа устаёт и не поспевает за его темпом. Насколько же удобнее и легче сыграть арпеджио, мысленно разбив его на позиции, соединяя их путём мягкого полулегатного соскальзывания с позиции на позицию. Рука при этом способе игры двигается по кратчайшей траектории, снимается вихляние кисти и локтя. Каждая позиция, а в дальнейшем и несколько позиций берутся на едином движении руки. Это даёт выигрыш в скорости и разгружает внимание ученика: вместо 13 приказов (на каждый звук) сознание должно дать их всего 4 (по числу позиций). В конечном итоге ученик может сыграть всё арпеджио в одном направлении на одном дыхании, т.е. ограничиться одним «приказом». Но есть еще одна причина ошибок - слишком твердое положение 1-го пальца. При игре арпеджио первый палец должен быть свободным, подвижным, мягким, почти безвольным.

Техническая несостоятельность левой руки - крупнейший недостаток. «Пощечины наносит нам именно левая рука». О левой руке обычно думают меньше, и, может быть, поэтому она часто сильно отстает в своем развитии, что образует серьезное препятствие моторно-техническому совершенствованию исполнения. Для развития левой руки применяются различные средства. К их числу относятся: разучивание одной левой рукой трудных мест, проигрывание таких мест вместе с правой рукой, удваивающей октавой выше партию левой; специальные упражнения, этюды и пьесы для одной левой руки.

Интересно высказывание М.Лонг о пальцах и значении левой руки: « В гаммах важным пальцем является тот, который предшествует большому, и тот, который следует за ним. Исполняя гаммы, не забывайте, что левая рука должна быть ведущей. Именно левая рука должна увлекать за собой правую руку: в противном случае левая рука будет отставать. В гаммах, как, впрочем, во всех пианистических формах, левой руке принадлежит ритмический приоритет. Левая рука - « регент хора», как говорил Шопен».

Сегодня на уроке мы будем работать с ученицей 6 «А» класса Бяковой Настей. На последнем академическом прослушивании Насте предложили больше уделить внимание развитию техники левой руки. Мы прислушались к пожеланиям комиссии и включили в репертуар 2-го полугодия упражнения и произведения в которых развивается техника арпеджио в левой руке. И на сегодняшнем уроке мы покажем работу над упражнениями на арпеджио и их применение в Этюде Черни, который Настя готовила к техническому зачету.


  • 2. Работа над упражнениями.

Работа над упражнениями не является самоцелью - это средство воспитания музыкально - осмысленной техники. Упражнения связаны с музыкой и постепенно переходят в работу над произведением.

Основным условием продуктивности работы ученика над упражнением является четкое осознание их назначения для преодоления технических трудностей: стройность аккордов, плавность и ровность гамм, незаметное подкладывание первого пальца в арпеджио.

Очень важный вопрос - воспитании у ученика самоконтроля, требовательности к себе, как необходимых качеств совершенствования. Всякая техническая тренировка построена на многократном повторении упражнения. При этом ученику начинает надоедать, притупляется слух, контроль. Чтобы избежать этого, полезно варьировать упражнения одного и того же элемента: играть в разных регистрах, разных тональностях, вносить динамические оттенки и менять штрихи. Для проверки свободы тела полезно, не прерывая игры, время от времени поворачиваться, вставать, садиться и т.п. Главное - качество звучания. В.М. Сафонов говорил: «Даже в самых сухих упражнениях неуклонно наблюдай за красотой звука»

АРПЕДЖИО.


Упражнения используются вверх и вниз каждой рукой. Хорошо играть, «забирая в руку» все звуки, предварительно «открыв» ладонь и пальцы.

  • Короткие арпеджио. Важное значение имеет работа 1-го, который направляет движение. В медленном темпе кисть и вся рука слегка поворачивается к 5-му.

СПОСОБЫ:

№1- небольшой супинационный поворот к 5-му, после чего вся рука переносится на 1-ый. Каждое обращение играть дважды. Рука находится и играет внутри позиции арпеджио.

№1.


№2.- так играть каждое обращение. На задержании проверить пружинистость и устойчивость руки. Почувствовать, как вес руки передаётся через пальцы в клавиши.

№2.



  • ДЛИННЫЕ АРПЕДЖИО. Линия арпеджио до 1-го, 2-го и т.д. и обратно - 1-й подготавливать вовремя и незаметно, кисть вести на одном уровне и не поднимать её перед подкладыванием. После вся ладонь сразу же переносится через 1-й и широко располагается на следующей позиции. На последнем звуке - погружение в клавиатуру с небольшим расширением ладони, запястье не поднимать. 2-мя руками играть в одну и разные стороны.




  • ЛОМАНЫЕ АРПЕДЖИО. Играть на боковом движении, 1-ый забирать ко 2-ому, слегка поворачивать руку к 5-му.

СПОСОБЫ:

№1 - «со станком» на задержанных звуках. На 8-мых «открывать» все пальцы одновременно и захлопывать на боковом (супинационном) движении всей руки. 1-ый спокойный. Упражнение развивает ладонные мышцы и помогает ощутить интервал.

№1.


№2. - все пальцы забираются к 5-му. Движение руки по рисунку мелодии. На 5-ый хорошо опираться. Можно играть и «схватывая» последнюю ноту в кулак движением руки вверх или наружу (супинацией) - перед этим «открыть» ладонь и пальцы.

№2.



  • Приём беззвучной игры гамм и арпеджио, когда пальцы не играют, а только ощущают клавиатуру. Такие упр. проделывают в быстром темпе с охватом всей линии движения. Следующим этапом работы является полнозвучная игра пассажа. Но надо следить, чтобы при переходе к звуку темп и характер движения рук не изменились. Сила звука регулируется и приводится в соответствие с быстротой игры. Эти упр. надо повторять многократно, не смущаясь первоначальной неудачей.


  • 3. Работа над Этюдом Черни (До мажор).

Переходя к исполнению художественных музыкальных произведений мы должны перенести навык полученный в упражнениях на исполняемую пьесу или этюд. После проигрывания - работа над ошибками. Отдельно работаем над арпеджированными пассажами в левой руке с применением вышеизложенных упражнений.

Этот Этюд написан для развития техники левой руки, длинные и короткие арпеджио. Требует ровности звучания переходов от одной позиции к другой на легато. Когда темп исполнения начинает нарастать, оказывается, что плавное подведение 1-го пальца под ладонь тормозит игру и что переносить его надо фактически без предварительного приготовления, методом так называемой позиционной игры, т.е. быстрого переноса в новую позицию всей руки. По мере дальнейшего убыстрения темпа две позиционные волны сольются в единое обобщающее движение, объединяющее максимальное число нот. Следить за единством линии. В этюде «звуковое легато» достигается частично при помощи педали: в арпеджио - волнообразная, обволакивающая нюансировка, подчеркивающая рисунок пассажа. Особенно предусмотрительно должна действовать рука в моменты сравнительно широких интервалов и неожиданных поворотов: требуется особенно ловкое, гибкое движение кисти, чтобы повороты были бы гладкими и непринуждёнными. Переход с позиции на позицию предполагает замену формальной связанности (дотягивания пальцев) связанностью звуковой, динамической: ведь в быстрых темпах наличие мгновенного разрыва даже без применения педали не нарушает впечатления легатности подвижной мелодии или пассажа.

После того как этюд хорошо выучен, можно приступить к техническому совершенствованию его исполнения путём каких-либо упражнений в различных вариантах.

Значение вариантов состоит не только в том, что они освежают работу, заставляют мобилизовать внимание, активизируют воображение и восприятие; они обладают, кроме того, свойством подчеркивать, выводить на передний план некоторые отдельные стороны техники и через укрепление этих отдельных сторон улучшать технику в целом. Варианты нужно выучивать до совершенства, как и подлинный рисунок. Их нужно играть точно, артистично, иначе они ведут лишь к ухудшению игры в сторону ремесленности. Игра варианта и игра подлинного рисунка должны чередоваться; долго учить вариант не проигрывая подлинного рисунка неполезно.

Все варианты обычно производятся в замедленном темпе!!!

1.Изменение регистра.

2. Изменение штриха. Проработка связных линий пальцевым стаккато: отчетливое слышание каждого отдельного звука; отчетливое ощущение контактов пальцев с клавишами; активизация и повышение самостоятельности работы каждого пальца; устранение излишнего давления руки на клавиши.

3. Игра пунктирным ритмом или «игра с точками». Применяется в медленном темпе для активизации пальцев.

4. Игра с остановками. а) позволяет спокойно охватить воображением очередной «пробег» и сыграть его затем наиболее совершенно. б) сознательно очистить руку от лишних напряжений, приспособить положение пальцев руки, корпуса к очередному пробегу. в)остановки на метрически легких пунктах крепче запечатлевают их в памяти и тем самым предохраняют от «проглатывания» при ровной игре.

5.Изменение окраски. Играть на ФОРТЕ «декламируя» - её значение а) прочнее внедрить в слуховую память звуковой рисунок б) лучше почувствовать работу пальцев, кисти, руки.

Играть на ПИАНО и ПИАНИССИМО в значительно замедленном темпе. а) активизируется слуховое восприятие (приходится внимательно вслушиваться) б)вырабатываются тонкие мышечно - тактильные ощущения. Игра представляет собой как бы нежное выпевание звуковой линии.

6.Импровизируемая нюансировка. Динамические нюансы сочетаются с нюансами агогическими, т. е. (ускорениями и торможениями) и выразительнейшее выпевание всей звуковой линии. Её значение - в большей мере активизирует и звуковое воображение, и восприятие, и мышечно-

тактильную чуткость.

Домашнее задание: Используя варианты в работе над арпеджио, научиться быстро переносить руку в новую позицию, при этом следить за рациональными пластичными движениями.


  • 4. Заключение

После тщательной проработки таких упражнений и вариантов можно сделать вывод, что специальная тренировка отдельных технических приемов просто необходима для развития и роста технических навыков у учащихся. Работа над техникой - умственный процесс. А ключ к решению технических проблем лежит в правильных мысленных и слуховых установках пианиста, которые должны сочетаться с непрерывным совершенствованием его двигательных ощущений, навыков и умений.

Учебные этюды занимают промежуточное положение между упражнениями и пьесами. Упражнения всегда строятся на повторении одной звуковой формулы, а в этюде лежащие в его основе формулы варьируются, чередуются или же разнообразно сочетаются. Кроме того, в этюдах всегда имеется определенное хотя бы очень простое, эмоциональное содержание. Игра этюдов позволяет уделять больше внимания преодолению двигательных трудностей, чем игра пьес, а с другой стороны - требует более тонкой техники и большего разнообразия красок, чем игра упражнений.

Самоанализ: Работа над гибкостью и пластикой, над формированием рациональных движений занимает много времени, т.к. любое пианистическое движение требует тщательной проработки. Поэтому Насте предстоит ещё много тренироваться, чтобы достичь желаемой свободы и гибкости кистевых движений, независимости пальцев. Цель урока достигнута, тема урока раскрыта в полном объеме. В конце урока благодарю ученицу за работу, ставлю ей оценку «отлично» и прощаюсь с ней до следующего урока.

Литература:


  1. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1961.

  2. Коган Г. Работа пианиста. М., 1963

  3. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. М.. 1971

  4. Черни К. Соч.299. Школа беглости М.1962


© 2010-2022