Урок по музыке на тему: Музыка Польши. Не молкнет сердце чуткое Шопена

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет музыка

Тема урока: Музыка Польши.

Тип урока: урок- проект.

Цель урока: Воспитывать культуру учащихся через знакомство с музыкой, культурой, традициями польского народа.

Формирование УУД:

Личностные действия: 1. Передавать собственные музыкальные впечатления .

2. Выступать в роли слушателей.

3. Эмоционально откликаться на исполнение музыкальных произведений.

Регулятивные действия: 1. Анализировать выразительные и изобразительные интонации.

2. Учится высказываться о музыке.

Познавательные действия: 1. Называть имя и фамилию польского композитора Ф.Шопена.

2. Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности произведений.

Коммуникативные действия: 1. Передавать свои впечатления в устном речевом высказывании.

2. Использовать полученный опыт общения с музыкой польских композиторов в жизни.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный.







Включить музыку Ф. Шопена «Полонез».

  • Назовите произведение, фамилию композитора, написавшего это произведение и страну, в которой жил композитор.

Вопрос исследователям.

  • Что такое полонез? Какие мероприятия открывались такой музыкой?



  • Как называли специальных людей, которые проводили бал?

  • Для чего они были нужны?



  • Что хотели они этим сказать?

Конечно же, кавалеры должны

Дети входят шагом полонеза.

Любознательные:

-Полонез.

-Ф. Шопен.

-Польша.

Исследователи:

-Полонез- это придворный танец- шествие.

Балы всегда открывали хозяева дома. Первый танец- приветствие был их. И называли его «полонез».

- Распорядители.

-Чтобы объявлять последовательность танцев, их названия. При этом они говорили: «Кавалеры, ангаже ваших дам, сильву пле».

-Кавалеры приглашают дам на танец.









  1. Объяснение нового материала.

















  1. Песня «Наш класс»- разучивание и исполнение.










  1. Знакомство с музыкой М. Огинского.






































7. Релаксация.

8. Выход детей.



были пригласить своих дам на

танец. Первый из них назывался «полонез».

  • Какой жанр в полонезе присутствует еще?

Т.е. все три жанра. На которых строится музыка.

Мы с вами попытались представить, что мы с вами тоже попали на бал и танцевали полонез, который знают все поляки. Написал его Ф. Шопен.

  • Почему же он так известен?



  • А какой музыкой начинается вещание нашего радио?

Вопрос исследователям.

  • Что такое гимн?

А мы сказали, что для музыки Польши характерна танцевальность.

Портрет А. С. Пушкина на экране.

  • Назовите фамилию поэта, которого вы видите на экране.

А.С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» дает описание еще одного польского танца.

  • Какого? Послушайте.







Вопрос исследователям.

  • А что вы знаете о польском народном танце «мазурка»? В какой местности она возникла?



Давайте посмотрим, как же его танцевали на балах.



  • Что характерно для танца «мазурка»?

Научиться таким танцам было нелегко, поэтому молодых людей, которых вы увидели в фильме, с детства обучали танцам, да и не только танцам, но и пению, игре на фортепиано, иностранным языкам. Обучение велось дома.

Но шло время, стали появляться школы и в них обучение ведется где?



Задание певцам.



  • Чем песня польского композитора похожа на русскую?

  • А какая сфера еще присутствует в польской песне?

Для польской современной песни характерна песенно- танцевальная основа.

В музыке русского и польского народов не зря есть общие черты.

Вопрос исследователям.

Почему? О чем нам рассказывает история этой страны?

Вопрос любознательным.

  • В каком веке жил и писал свои полонезы Ф. Шопен?

Мне бы хотелось с вами обратиться к концу 18 века.

Исследователи, расскажите, что же было в то время в Польше?





Учитель выводит портрет Огинского на экран.















Вспомните черты, характерные для полонеза.

Учитель знакомит с полонезом М. Огинского

  • Какие чувства у вас вызвала музыка полонеза?

  • Какие события хотел показать композитор?

  • Какое настроение выразил композитор? Как у него было на душе?

  • Какие сферы музыки он использовал при написании полонеза?

  • Почему в середине присутствует маршевость?

Да, это драматическая поэма о расставании с отчим краем. Эта тема близка людям разных стран, поэтому полонезу была суждена любовь людям разных стран мира и долгая жизнь.

  • А еще почему?

Я хочу рассказать вам историю, которая произошла с маленьким мальчиком во время Великой Отечественной войны и как она повлияла в дальнейшем на жизнь этого мальчика.

И так, слушайте.

На экране слайд отправки бойцов на фронт с вокзала.

К городу подступали немцы. Жителей города эвакуировали. Мальчик со своей мам ой отправился на вокзал.

В ожидании поезда, он увидел прибывший военный эшелон. В него должны были сесть солдаты, находившиеся на платформе.

И, вдруг, один из них, видимо музыкант, игравший веселую плясовую, заиграл ….

Наиграть небольшой фрагмент.

Узнали? Назовите ее.

  • Почему перед отправкой на фронт музыкант заиграл «Полонез» М. Огинского.

Люди прощались со своим городом, со своими родными, друзьями. Они понимали, что многие из них никогда не вернуться. Они прощались с Родиной.

Мальчишка вырос. Закончил военное училище, стал военным музыкантом.

И написал музыку в память о Михаиле Огинском. Ноты отправил в польское посольство.

Вот так музыка польского композитора, борца за свободу сыграла роль в судьбе ребенка.

Ну а нам тоже настало время прощаться, но прежде я бы хотела сказать, то и любознательные и исследователи, и чтецы, и исполнители подготовили очень интересный материал.

  • Что же мы узнали сегодня на уроке?

Учитель включает музыку М. Огинского.

Для музыки характерна танцевальность.

-Марш и песня.



Любопытные:

-Потому что мелодия этого полонеза являлась долгое время позывными польского радио, т.е. радио начинало свое вещание музыки Ф. Шопена.

- Звучит Гимн России.

Исследователи.

-Гимн- это главная песня страны торжественного характера.


Вопрос классу.

А. С. Пушкин.


Чтецы.

Мазурка раздалась. Бывало.

Когда гремел мазурки гром.

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком.

Тряслись, дребезжали рамы;

Теперь не то: и мы, как дамы

Скользим по лаковым доскам,

Не в городах, по деревням

Еще мазурка сохранила

Первоначальные красы:

Прыжки, каблуки,усы.

Исследователи:

-Мазурка- польский народный танец, возник он в местечке Мазовии, а жителей называли «мазуры». Вот они- то и придумали зажигательный танец . Сначала его танцевали только мужчины.

Дети смотрят фрагмент художественного фильма «Война и мир».

-Изящность, лиричность, стремительность, поскоки, постукивание каблуков.



-В классе.

Дети исполняют польскую песню «Наш класс» 2 куплета, разучивают 3 куплет.

-Исполнение песни группой певцов.

Вопрос любознательным.

-Песенностью.

-Танцевальность.



Исследователи:

-Территория Польши некоторое время была частью России. Поэтому русские песни звучали на территории современной Польши, а польские- на территории России.


- В начале 19 века.


Исследователи:

-В это время в городе Краков началось восстание за независимость Польши. Возглавлял его Тадеуш Костюшко. Восстание быстро охватило страну. В нем принимал участие отец Ф. Шопена- Николай Шопен.

Когда волна докатилась до города Вильно, в ряды борцов за свободу встал 19-ти летний граф, Михаил Клеофас Огинский, который занимал тогда пост казначея, т.е. министра финансов.

Огинский заявил национальному совету, что он приносит «в дар Родине свое имущество, труд и жизнь».

Он сформировал на свои средства одну из воинских частей и став во главе ее, участвовал в нескольких сражениях.

Его документы скреплялись печатью, на которой был изображен фамильный герб Огинских и девиз: «Свобода, постоянство, независимость».

Свои музыкальные способности он посвятил делу свободы. Для воинской части, которой он командовал, писал марши. Огинский впоследствии вспоминал: «Я писал так же военные и патриотические песни, которые возбуждали храбрость, энергию и энтузиазм моих товарищей по оружию».

Восстание было подавлено. Тадеуш Костюшко был взят в плен. Огинский вместе с другими участниками восстания покинул Родину. Жил он в разных странах, в том числе и в России.

Именно в это время был написан его самый известный во всем мире полонез.

-Танцевально- маршевая основа, т. к. в переводе полонез- это танец- шествие.

Дети слушают музыку.

Дети отвечают на вопросы.





-Людям понятен великий язык музыки, неважно в какой стране он живет.

Дети слушают историю.







Дети называют.

Дети отвечают на вопросы.







Дети вспоминают о том, что нового узнали на уроке.

Дети выходят из класса.



© 2010-2022