- Преподавателю
- Музыка
- Урок по музыке на тему: Музыка Польши. Не молкнет сердце чуткое Шопена
Урок по музыке на тему: Музыка Польши. Не молкнет сердце чуткое Шопена
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Небольсина Д.Ю. |
Дата | 28.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет музыка
Тема урока: Музыка Польши.
Тип урока: урок- проект.
Цель урока: Воспитывать культуру учащихся через знакомство с музыкой, культурой, традициями польского народа.
Формирование УУД:
Личностные действия: 1. Передавать собственные музыкальные впечатления .
2. Выступать в роли слушателей.
3. Эмоционально откликаться на исполнение музыкальных произведений.
Регулятивные действия: 1. Анализировать выразительные и изобразительные интонации.
2. Учится высказываться о музыке.
Познавательные действия: 1. Называть имя и фамилию польского композитора Ф.Шопена.
2. Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности произведений.
Коммуникативные действия: 1. Передавать свои впечатления в устном речевом высказывании.
2. Использовать полученный опыт общения с музыкой польских композиторов в жизни.
Этап урока
Действия учителя
Деятельность обучающихся
-
Организационный.
Включить музыку Ф. Шопена «Полонез».
-
Назовите произведение, фамилию композитора, написавшего это произведение и страну, в которой жил композитор.
Вопрос исследователям.
-
Что такое полонез? Какие мероприятия открывались такой музыкой?
-
Как называли специальных людей, которые проводили бал?
-
Для чего они были нужны?
-
Что хотели они этим сказать?
Конечно же, кавалеры должны
Дети входят шагом полонеза.
Любознательные:
-Полонез.
-Ф. Шопен.
-Польша.
Исследователи:
-Полонез- это придворный танец- шествие.
Балы всегда открывали хозяева дома. Первый танец- приветствие был их. И называли его «полонез».
- Распорядители.
-Чтобы объявлять последовательность танцев, их названия. При этом они говорили: «Кавалеры, ангаже ваших дам, сильву пле».
-Кавалеры приглашают дам на танец.
-
Объяснение нового материала.
-
Песня «Наш класс»- разучивание и исполнение.
-
Знакомство с музыкой М. Огинского.
7. Релаксация.
8. Выход детей.
были пригласить своих дам на
танец. Первый из них назывался «полонез».
-
Какой жанр в полонезе присутствует еще?
Т.е. все три жанра. На которых строится музыка.
Мы с вами попытались представить, что мы с вами тоже попали на бал и танцевали полонез, который знают все поляки. Написал его Ф. Шопен.
-
Почему же он так известен?
-
А какой музыкой начинается вещание нашего радио?
Вопрос исследователям.
-
Что такое гимн?
А мы сказали, что для музыки Польши характерна танцевальность.
Портрет А. С. Пушкина на экране.
-
Назовите фамилию поэта, которого вы видите на экране.
А.С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» дает описание еще одного польского танца.
-
Какого? Послушайте.
Вопрос исследователям.
-
А что вы знаете о польском народном танце «мазурка»? В какой местности она возникла?
Давайте посмотрим, как же его танцевали на балах.
-
Что характерно для танца «мазурка»?
Научиться таким танцам было нелегко, поэтому молодых людей, которых вы увидели в фильме, с детства обучали танцам, да и не только танцам, но и пению, игре на фортепиано, иностранным языкам. Обучение велось дома.
Но шло время, стали появляться школы и в них обучение ведется где?
Задание певцам.
-
Чем песня польского композитора похожа на русскую?
-
А какая сфера еще присутствует в польской песне?
Для польской современной песни характерна песенно- танцевальная основа.
В музыке русского и польского народов не зря есть общие черты.
Вопрос исследователям.
Почему? О чем нам рассказывает история этой страны?
Вопрос любознательным.
-
В каком веке жил и писал свои полонезы Ф. Шопен?
Мне бы хотелось с вами обратиться к концу 18 века.
Исследователи, расскажите, что же было в то время в Польше?
Учитель выводит портрет Огинского на экран.
Вспомните черты, характерные для полонеза.
Учитель знакомит с полонезом М. Огинского
-
Какие чувства у вас вызвала музыка полонеза?
-
Какие события хотел показать композитор?
-
Какое настроение выразил композитор? Как у него было на душе?
-
Какие сферы музыки он использовал при написании полонеза?
-
Почему в середине присутствует маршевость?
Да, это драматическая поэма о расставании с отчим краем. Эта тема близка людям разных стран, поэтому полонезу была суждена любовь людям разных стран мира и долгая жизнь.
-
А еще почему?
Я хочу рассказать вам историю, которая произошла с маленьким мальчиком во время Великой Отечественной войны и как она повлияла в дальнейшем на жизнь этого мальчика.
И так, слушайте.
На экране слайд отправки бойцов на фронт с вокзала.
К городу подступали немцы. Жителей города эвакуировали. Мальчик со своей мам ой отправился на вокзал.
В ожидании поезда, он увидел прибывший военный эшелон. В него должны были сесть солдаты, находившиеся на платформе.
И, вдруг, один из них, видимо музыкант, игравший веселую плясовую, заиграл ….
Наиграть небольшой фрагмент.
Узнали? Назовите ее.
-
Почему перед отправкой на фронт музыкант заиграл «Полонез» М. Огинского.
Люди прощались со своим городом, со своими родными, друзьями. Они понимали, что многие из них никогда не вернуться. Они прощались с Родиной.
Мальчишка вырос. Закончил военное училище, стал военным музыкантом.
И написал музыку в память о Михаиле Огинском. Ноты отправил в польское посольство.
Вот так музыка польского композитора, борца за свободу сыграла роль в судьбе ребенка.
Ну а нам тоже настало время прощаться, но прежде я бы хотела сказать, то и любознательные и исследователи, и чтецы, и исполнители подготовили очень интересный материал.
-
Что же мы узнали сегодня на уроке?
Учитель включает музыку М. Огинского.
Для музыки характерна танцевальность.
-Марш и песня.
Любопытные:
-Потому что мелодия этого полонеза являлась долгое время позывными польского радио, т.е. радио начинало свое вещание музыки Ф. Шопена.
- Звучит Гимн России.
Исследователи.
-Гимн- это главная песня страны торжественного характера.
Вопрос классу.
А. С. Пушкин.
Чтецы.
Мазурка раздалась. Бывало.
Когда гремел мазурки гром.
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком.
Тряслись, дребезжали рамы;
Теперь не то: и мы, как дамы
Скользим по лаковым доскам,
Не в городах, по деревням
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Прыжки, каблуки,усы.
Исследователи:
-Мазурка- польский народный танец, возник он в местечке Мазовии, а жителей называли «мазуры». Вот они- то и придумали зажигательный танец . Сначала его танцевали только мужчины.
Дети смотрят фрагмент художественного фильма «Война и мир».
-Изящность, лиричность, стремительность, поскоки, постукивание каблуков.
-В классе.
Дети исполняют польскую песню «Наш класс» 2 куплета, разучивают 3 куплет.
-Исполнение песни группой певцов.
Вопрос любознательным.
-Песенностью.
-Танцевальность.
Исследователи:
-Территория Польши некоторое время была частью России. Поэтому русские песни звучали на территории современной Польши, а польские- на территории России.
- В начале 19 века.
Исследователи:
-В это время в городе Краков началось восстание за независимость Польши. Возглавлял его Тадеуш Костюшко. Восстание быстро охватило страну. В нем принимал участие отец Ф. Шопена- Николай Шопен.
Когда волна докатилась до города Вильно, в ряды борцов за свободу встал 19-ти летний граф, Михаил Клеофас Огинский, который занимал тогда пост казначея, т.е. министра финансов.
Огинский заявил национальному совету, что он приносит «в дар Родине свое имущество, труд и жизнь».
Он сформировал на свои средства одну из воинских частей и став во главе ее, участвовал в нескольких сражениях.
Его документы скреплялись печатью, на которой был изображен фамильный герб Огинских и девиз: «Свобода, постоянство, независимость».
Свои музыкальные способности он посвятил делу свободы. Для воинской части, которой он командовал, писал марши. Огинский впоследствии вспоминал: «Я писал так же военные и патриотические песни, которые возбуждали храбрость, энергию и энтузиазм моих товарищей по оружию».
Восстание было подавлено. Тадеуш Костюшко был взят в плен. Огинский вместе с другими участниками восстания покинул Родину. Жил он в разных странах, в том числе и в России.
Именно в это время был написан его самый известный во всем мире полонез.
-Танцевально- маршевая основа, т. к. в переводе полонез- это танец- шествие.
Дети слушают музыку.
Дети отвечают на вопросы.
-Людям понятен великий язык музыки, неважно в какой стране он живет.
Дети слушают историю.
Дети называют.
Дети отвечают на вопросы.
Дети вспоминают о том, что нового узнали на уроке.
Дети выходят из класса.