Рабочая программа по музыке 8 класс

Раздел Музыка
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 г. Вязьмы Смоленской области










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МУЗЫКЕ

8 КЛАСС

ФК ГОС (2004)











Учитель: Фёдорова Елена Вячеславовна





Цель программы - развитие опыта эмоционально-целостного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, расширение представлений о вечных темах классической музыки и их претворении в произведениях различных жанров, о взаимопроникновении серьезной и легкой музыки. Вопросы о соотношении двух сфер музыки серьезной и легкой, о предназначении музыки в выражении общечеловеческих ценностей - это те важные проблемы, которые решаются учителем и учащимися в процессе уроков. Современность музыки, сила ее воздействия на духовный мир поколений слушателей будет проверяться от урока к уроку, формируя личностную позицию учащихся и влияя на слушательский опыт школьников.

Рабочая учебная программа по музыке для 8 класса

0,5 часа в неделю (всего 17 часов)

  1. Пояснительная записка 8 класс « Музыка»

Авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева

В учебном курсе ставится задача обобщения музыкально - слухового опыта учащихся в процессе освоения основных видов музыкального искусства - фольклора, музыки религиозной традиции, классического наследия, современной музыки. Понятие « музыкальный стиль». Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру.

Эволюция форм бытования музыки в художественной культуре. Трансформация простых и сложных жанров музыкального искусства в исторической ретроспективе: « диалог поколений».

Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в контексте культуры разных эпох.

Участие школьников в различных формах музицирования, в проектной деятельности, в выполнении творческих заданий и др.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

• Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

• Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004. № 1089;

• Утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302 Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учереждениях, реализующих программы общего образования.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы « Музыка»5-9 кл. Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Москва «Просвещение» 2005 г.

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, методические рекомендации для 1- 9 классов. Рабочая программа рассчитана на 17 часов; 0,5 часа в неделю.

2. Общая характеристика предмета

Главными темами программы 8 класса являются жанровое многообразие музыки и стилистические течения и направления в музыкальном искусстве прошлого и настоящего. Предметом рассмотрения в 8 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам.

Задачи программы - обобщение музыкально - слухового опыта учащихся в процессе освоения основных видов музыкального искусства - фольклора, музыки религиозной традиции, классического наследия,

современной музыки. Понятие « музыкальный стиль». Стиль как выражение отношения композиторов,

исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру. Эволюция форм бытования музыки в

художественной культуре. Трансформация простых и сложных жанров музыкального искусства в

исторической ретроспективе: « диалог поколений».

Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в контексте культуры разных эпох.

Участие школьников в различных формах музицирования, в проектной деятельности, в выполнении творческих заданий и др.

Содержание программы

Раздел 1. « Жанровое многообразие музыки»

Жанр как определенный тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений. Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости как основ воплощения разного эмоционально - образного содержания в классической и популярной музыке.

Песня как самый демократичный жанр музыкального искусства. Значение песни в жизни человека. Кристаллизация интонаций песни как связующего звена между музыкой « простой» и « сложной», народной и профессиональной. Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определенной эпохи. Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох.

Танец, его значение в жизни человека. Разнообразие танцев разных времен и народов. Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке.

Интонации и ритмы марша, поступи, движения как символы определенных жизненных ситуаций. Жанры маршевой музыки. Марш как самостоятельная пьеса и как часть произведений крупных жанров (опера, балет, соната, сюита и др.).

Раздел 2. « Музыкальный стиль - камертон эпохи»

Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве прошлого и настоящего. Стиль как своеобразие, присущее музыке определенного исторического периода, национальные школы, творчеству отдельных композиторов. Стиль как интонируемое миросозерцание. Исполнительский стиль. Обобщение взаимосвязей музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Стиль эпохи как ведущий эстетический принцип взаимодействия формы и содержания. Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей XVIII - XXI вв. (классицизм, барокко, романтизм, реализм, импрессионизм, неоклассицизм, классический авангард), их преемственность с музыкальной культурой более ранних исторических периодов.

Стили и направления современной популярной музыки (джаз, рок-Н - ролл, поп- музыка и др.). Известные композиторы и исполнители - интерпретаторы. Стилизация и полистилистика. Полистилистика в музыке XX -XXI вв. как « многоголосие», диалог композитора с музыкой предшествующих поколений.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Обучение музыкальному искусству в VIII классе должно обеспечить учащимся возможность:

- иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;

- определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности;

- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения;

- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

- давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

- использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

Знать / понимать:

- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

- основные жанры народной и профессиональной музыки;

- основные формы музыки;

- характерные особенности творчества русских и зарубежных композиторов;

- музыкальную терминологию и умение применять ее при анализе музыкального произведения;

- имена выдающихся композиторов и музыкантов- исполнителей;

- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

- многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;

- особенности различия вокальной и инструментальной музыки ( ваганты, романс, баллада, авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония);

- история возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов;

- основные стили музыки (полифония, гомофония);

- известные театры мира и исполнители,

- особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки;

- строение сонатно- симфонического цикла;

- особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки;

- жанры и стили классической и современной музыки;

- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д.Б. Кабалевским, Л.В. Горюновой, Э.Б. Абдуллиным, Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской:

метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

метод эмоциональной драматургии;

метод интонационно-стилевого постижения музыки;

метод художественного контекста;

метод создания «композиций»;

метод перспективы и ретроспективы;

метод проектов.

В 8 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креактивности, иссле-довательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века - миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?» и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.

Эволюция форм бытования музыки в художественной культуре. Трансформация простых и сложных жанров музыкального искусства в исторической ретроспективе: « диалог поколений».

Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в контексте культуры разных эпох.

Участие школьников в различных формах музицирования, в проектной деятельности, в выполнении творческих заданий и др.

Учебно-тематическое планирование по музыке

Количество часов - всего: 17,5 ч.; 0,5 часа в неделю, первое полугодие. Плановых контрольных уроков - 3, зачетов - 0, тестов - 4

Планирование составлено на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству;

- программы начального общего образования по музыке;

- программы «Музыка»» для 8 классов, авторы: Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина;

- учебного плана общеобразовательного учреждения.

Учебно-методический комплект:

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Учебник « Музыка» 8 класс.- М.: Просвещение, 2009. Хрестоматия музыкального материала к учебнику « Музыка» 8 класс (пособие для учителя). - М.: Просвещение, 2009. Фонохрестоматия к учебнику « Музыка» 8 класс.

Дополнительная литература:

Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. - М., 1993.

Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. - Л., 1983.

Выготский Л.С. Психология искусства. - Минск, 1998.

Исаева Л.А., Курченко И.В., Чижикова В.П. Учитель музыки: пути профессионального становления. - Саратов, 2007.

Затямина Т.А. Современный урок музыки. - М.: Глобус, 2007.

Кабалевский Д.Д. Про трех китов и про многое другое. - М.: Детская литература, 1972.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методическое пособие. Музыка 5.- М.: Просвещение, 2006.

Кошмина И.В. Духовная музыка в школе. В 2 кн. - М., 2001.

Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб. - метод. Пособие. - М., 2001.

№ п\п

I

II

Наименование разделов

Жанровое многообразие музыки

Музыкальный стиль - камертон эпохи

№ п\п

№ п\п уро ка

Наименовани е разделов и тем

Кол-во часов

Календар

ные

сроки

Вид урока

Наглядные пособия

Домашнее задание

Вид контроля





I

1

Жанровое многообра-зие музыки

Значение песни в жизни человека

Урок закрепления

и совершенствов ания знаний. Урок -экскурсия

Аудиодиск,

хрестоматия

,

раздаточны

й материал

учебник

Вспомнить

любимые

песни

Устный

2

Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох

Урок

формирований совершенствов ания знаний. Урок - путешествие

Презентация

аудиодиск,

хрестоматия

,

раздаточны

й материал,

учебник,

дидактическ

ий материал

Музыкаль

ный

анализ

любимого

вокального

произведе

ния

Входная диагностика

3

Кристаллизац

ия интонаций

как

связующего

звена между

музыкой

«простой» и

«сложной»,

народной и

профессионал

ьной

Урок

формирований совершенствов ания знаний. Урок - эврика

Аудиодиск,

хрестоматия

,

раздаточны

й материал,

учебник

Выразител ьное свойство интонации

Устный опрос

4

Танец, его значение в жизни человека.

Урок

обобщения и систематизаци и знаний. Урок - филармония

Аудиодиск,

хрестоматия

,

раздаточны

й материал,

учебник.

Подобрать иллюстрац ии по теме

Музыкальная викторина

5

Разнообрази е

танцев.

Развитие

танцевальных

жанров в

вокальной,

инструментал

ьной и

сценической

музыки

Урок

формирований совершенствов ания знаний. Урок - путешествие

Презентация

хрестоматия

,

учебник,

аудиодиск

Выразител ь-ные средства музыки

Устный опрос

6

Жанры

маршевой

музыки

Комбинирован ный урок. Урок - филармония

Презентация

хрестоматия

,

учебник,

аудиодиск

Анализ

музыкальн

ого

произведе

ния

Устный опрос

7

Марш как

самостоятель

ная пьеса и

как часть

произведений

крупных

жанров.

Урок

обобщения и систематизаци и знаний. Урок - экскурсия

Презентация

хрестоматия

,

учебник,

аудиодиск,

дидактическ

ий

материал

Развитие музыкальн ых образов

Промежуточн

ая

диагностика

8

Жанровое многообразие

Урок контроля знаний, умений

Аудиодиск, хрестоматия

Драматург ия

Музыкальная викторина

музыки

и навыков. Урок - викторина

,

раздаточны й материал, учебник

музыкальн ого

произведе ния

II

9

Музыкальн ый стиль - камертон эпохи

Стиль как

интонируемое

миросозерцан

ие.

Классицизм

Урок

формирований совершенствов ания знаний.

Урок - путешествие

Аудиодиск,

хрестоматия

,

раздаточны

й материал,

учебник

,

Представи

тели

классициз

ма

Основные

направлен

ия

классициз

ма

Устный опрос

10

Барокко

Урок

формирований совершенствов ания знаний. Урок - экскурсия

Презентация хрестоматия учебник, аудиодиск

Представи

тели

барокко.

Основные

направлен

ия барокко

Устный опрос

11

Романтизм

Комбинирован ный урок. Урок - фантазия

Презентация

хрестоматия

,

учебник,

аудиодиск

Представи

тели

романтизм

а.

Основные

направлен

ия

романтизм

а

Музыкальная виктори-на

12

Реализм

Комбинирован ный урок. Урок -

исторического путешествия

Презентация

хрестоматия

,

учебник,

аудиодиск,

Представи те-ли реализма. Основные направлен

Тест - опрос


дидактическ ий материал

ия реализма

13

Импрессиони зм

Урок контроля знаний, умений и навыков. Урок - викторина

Презентация

хрестоматия

,

учебник,

аудиодиск

Представи

тели

импрессио

-

низма.

Подобрать

иллюстрац

ии к

музыке

Музыкальная викторина

14

Стили и

направления

современной

популярной

музыки.

Джаз

Урок

формирований совершенствов ания знаний. Урок - экскурсия

Презентация

хрестоматия

,

учебник,

аудиодиск

История возникновения джаза

Устный опрос

15

Поп - музыка

Урок закрепления

и совершенствов ания знаний. Урок -экскурсия

Презентация

хрестоматия

,

учебник,

аудиодиск,

дидактическ

ий материал

Презентац

ия

«Многооб

разие

музыкальн

ых

стилей»

Выходная диагностика

16

Известные композиторы и исполни-тели -интер-претаторы

Урок

обобщения и систематизаци и знаний. Урок - обзор

Презентация

хрестоматия

,

учебник,

аудиодиск

Индивидуа

льные

сообщения

Музыкальная викторина

17

Всюду музыка живет

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Аудиодиск, хрестоматия , раздаточный материал, учебник

18

Обобщающий урок

0.5ч

Урок - викторина

викторина

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Учебник для учащихся 8-9 класса общеобразовательных учреждений « Искусство» Москва «Просвещение,2014

• Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Пособие для учителя «Искусство» 8-9 класс Москва «Просвещение 2011

• Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Хрестоматия музыкального материала «Искусство» 8-9 класс Москва «Просвещение2011

• Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2008г.

• Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

• Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

Литература

• Аксенов Ю. Г. Цвет и линия. / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. - М., 1986.

• Борее Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. - М., 2005.

• Кашекова И. Э. от античности до модерна / И. Э. Кашекова. - М., 2000.

• Киященко Н. И. Эстетика - философская наука / Н. И. Киященко. - М., СПб.; Киев, 2005.

• Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. - СПб., 1998.

• Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. - М., 1997.

• Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. Назайкинский. - М., 2003.

• Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по искусству/ П. А. Флоренский. - М., 1996.

• Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. - М., 2002


© 2010-2022