• Преподавателю
  • Музыка
  • Открытый урок на тему Работа с ансамблем. Пение а капелла, как способ гармоничного воспитания вокалиста

Открытый урок на тему Работа с ансамблем. Пение а капелла, как способ гармоничного воспитания вокалиста

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств»

п. Камыши Курского района Курской области



Открытый урок по программе «Хоровой класс»

(ансамбль)

с обучающимися 4-5 классов

Тема: «Работа с вокальным ансамблем. Пение

а cappella, как способ гармоничного воспитания вокалиста».



Разработчик: преподаватель

первой категории Москалюк

Галина Анатольевна


2015 г.

Тема открытого урока:

«Работа с вокальным ансамблем. Пение a cappella, как способ гармоничного воспитания вокалиста".

Урок проведён с обучающимися 4-5 классов вокального отделения в количестве 4-х человек.

Музыкальный репертуар: Р.н.п. «Комара женить мы будем», И. Поклад «Чаривна скрипка».

Цель урока: углубление полученных ранее знаний, развитие творческого воображения и эстетического восприятия.

Задачи урока:

Образовательные: - формировать навыки пения а капелла;

- добиваться чистого унисона, как основы для развития гармонического слуха;

- выработать у учащихся умение чётко провести свою партию при одновременном звучании другой;

Закреплять навык сольфеджирования, для сознательного усвоения музыкального материала.

Развивающие: - формирование вокально-хоровых навыков и умений;

- развитие музыкальной восприимчивости - умения слышать и слушать, анализировать и сопоставлять;

- расширение музыкального кругозора учащихся через репертуар.

Воспитательные: -воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку и содержание текста;

- воспитывать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности;

- воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.

Тип урока: применение знаний и умений для разучивания произведений.

Форма занятия: групповая.

Технологии:

- здоровьесберегающие технологии;

- личностно-ориентированные;

- технология формирования мотиваций.

- ориентация на индивидуальные способности обучающихся.

Методы обучения:

- наглядный (слуховой и зрительный);

- словесный (обсуждение характера песен, образные сравнения, словесная оценка исполнения);

- индуктивный;

- дедуктивный;

- проблемно - поисковый;

- объяснительно - иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приемы:

- творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

- применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой и индивидуальный опрос;

- побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

- сопоставление песен, различных по характеру;

- вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;

- представление в «уме» первого звука уже на дыхании;

- вокализация песен на слог и сольфеджио;

- задержка звучания ансамбля на отдельных звуках по руке дирижера с целью выстраивания унисона, а так же выстраивание созвучий в двухголосии

- образные сравнения как прием связи с жизненным опытом и образным мышлением ;

- юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:

- психологически - комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;

- личностно - ориентированное общение, учет уровня музыкального развития;

- учет индивидуальных особенностей;

- дифференцированный подход.

Материальное обеспечение урока: стулья, фортепиано, музыкальный центр, художественные иллюстрации, аудио диск, ноты.



Вступительная часть

Тематическая направленность урока позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал обучающихся, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Актуальность темы связана с ростом числа вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей. Каждый учащийся ансамбля находит возможность для творческого самовыражения личности через ансамблевое акапельное пение народных и современных песен. Увлеченность модными новинками, звуковыми эффектами и неумение видеть в музыке подлинно ценное, духовно обедняет, а порой и опустошает еще не сформированную личность.

Поэтому задача педагога дать своим ученикам необходимые навыки вокального мастерства (интонирование, звукоизвлечение, дыхание, дикцию, художественное воплощение), научить отбирать лучшее, что даёт нам искусство, работать над собой.

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для юного певца - усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

Основная часть

Ход урока:

1.Организационный момент. (2 мин.)

Информация и значение слова a cappella.

Вопрос: что такое «а капелла»?

Ответ: пение без сопровождения.

По - итальянски слово «капелла» означает «часовня» (как в часовне).

Часовня - это маленькая церковь. Хор здесь пел без всякого музыкального сопровождения. Такое пение получило название «а капелла». Пение «а капелла» само по себе удивительно красиво, в нем широко раскрывается певческая прелесть человеческого голоса. И пение а капелла вышло из маленьких часовен на простор. Весь мир принял этот стиль хорового пения. У нас тоже очень любят пение а капелла. Его можно услышать в музыкальных школах, студиях, домах творчества. Есть прославленные коллективы в Москве, Грузии, Белоруссии, Литве. Такие коллективы носят название «капелла»

Перейдём к вокальным упражнениям, которые я использую на каждом уроке для подготовки голосового аппарата к работе и формированию основных певческих навыков. Одной из важнейших особенностей является формирования навыка «автоматизма» исполнения упражнений, поэтому все они всегда поются в определённой последовательности, в определённом диапазоне исходя из индивидуальных особенностей детей.

2. Распевание: (8 мин.)

- активизация работы дыхательными упражнениями А. Стрельниковой. Выполняю два упражнения «Ладошки» и «Погончики».

- пение на одном звуке со сменной гармонией на хорошей опоре на слог «да», стимулирует ровный выдох и ровное ведение звука.

- распевка на движение звуков сверху вниз «ли - я, ли - я, ли» с соблюдением округлости звуков, которое при движении сверху вниз даёт возможность формирования высокого звука, подходя к нему как-бы «сверху», представляя его звучание вначале в голове.

- распевка по звукам развёрнутого тонического трезвучия на стаккато, внимание на интонирование верхней тоники - даёт возможность для формирования купола.

- техническое упражнение «зи-и-и-и я-а-а» с упором на формирование округлых звуков, единую манеру исполнения.

- распевка на подготовку дикции - «Штра-штре-штри-штро-штру» по

В. Емельянову.

3. Работа над русской народной песней «Комара женить мы будем».

(15 мин.)

Вопрос: что такое русская народная песня?

Ответ: песня сочинённая народом.

Задача: добиться хорошего академического звука, не потеряв юмористического характера произведения. Для достижения хорошего ансамбля начинаю работу в медленном темпе закрытым ртом, выстраиваю унисон в начальном проведении темы и 2-хголосие в дальнейшем музыкальном построении.

Продолжаю работу пением с текстом. Чтобы не утомлять постоянными остановками учеников, пока не обращаю внимания на мелкие погрешности в интонации, работаю над более глобальными вещами.

Задача: добиться единой манеры произношения текста, округлять звуки для единой манеры интонирования, показать шуточный характер песни, провести работу над художественным образом путём включения театральных элементов. Контролировать паузы между куплетами, требовать от исполнителей песни в сложных ритмических моментах строго считать в уме.

Так как темпы в куплетах меняются (следуя содержанию песни), то здесь нужно вырабатывать единую темповую манеру, все певческие задачи выполнять по руке дирижёра.

3. Работа над песней Ю. Поклада «Чаривна скрипка». (18 мин.)

Вопрос: назвать трудности этой песни?

Ответ: украинский язык, трудности с дыханием на длинных фразах, 3-хголосие.

До сих пор эта группа учеников пела только 2-хголосные произведения и для них эта песня - работа повышенной трудности, отсюда страх сбиться со своей партии на партию соседа, стремление перекричать друг друга.

Задача:

- терпеливо ждать момента, когда партии будут хорошо усвоены;

- пение 3-хголосием давать дозировано;

- приободрять детей и вселять веру, что всё получится, беречь их психику;

- чередовать работу индивидуальную и групповую;

Подготавливаю работу 3-хголосной распевкой на слог «ву».

Начинаю работу над песней с повторения партий (индивидуальный опрос). Партию альта прослушиваю пением нотами, так как она является фундаментом гармонии и подчёркивание тоники, доминанты , шестой ступени играет важную роль во всей музыкальной канве. После прослушивания партий обращаю внимание учеников на трудности с дыханием. Стоя делаем упражнения, добиваемся правильной методики дыхания и переносим её на фразы изучаемой песни. Результат правильности дыхания проверяю у каждой партии по очереди. Далее начинаем исполнение песни на слог «ву».

Задача: добиться единой манеры исполнения, следить за дыханием. Следующий этап работы - это пение с текстом. Сложность исполнения - украинский язык. Напоминаю как произносится украинский текст.

Задача: следить за правильным произношением украинского текста и по необходимости исправлять, стараться исполнять в единой манере звука и динамики. Следить за правильным исполнением распевов и ритмическими сложностями, контролировать дыхание. Так как произведение ещё «сырое», не заостряю внимания на текстовые и интонационные сбои, по этой же причине считаю работу над художественным образом преждевременной.

Для заинтересованности и как пример исполнения даю возможность прослушать эту песню в исполнении ансамбля «Крещендо».

Заключительный момент: подводим итоги урока.(2 мин.)

Вопрос: что у нас сегодня прозвучало хорошо?

Вопрос: какие моменты не удались?

Домашнее задание:

  1. рассказать о жанрах русских народных песен.

  2. сочинить1-2 потешки и рассказать о её значении.

Использованная литература:

- А. Стрельникова «Дыхательная гимнастика».

- Е. Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренинг».

- интернет -материалы.

- личный опыт.

© 2010-2022