- Преподавателю
- Музыка
- Урок «Что общего у кобыза и скрипки?»
Урок «Что общего у кобыза и скрипки?»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кайкубаева С.К. |
Дата | 01.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Музыка
2 класс
2 четверть
Провела учитель начальных классов КГУ ШГ № 144 Ушанова Лили Георгиевна
Тема урока: «Что общего у кобыза и скрипки?»
Подтема: «Музыкальные инструменты народов Казахстана»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель урока:
-
Образовательная: формировать у детей представление о музыкальных струнно-смычковых инструментах кобызе и скрипке; познакомить с творчеством композиторов Коркыта, А. Вивальди.
-
Развивающая: развивать умение сравнивать звучание музыкальных инструментов, подбирать слова для описания звука кобыза и скрипки; развивать навыки вокально - хорового исполнения и танцевально - ритмических движений; учить в небольшой мелодической последовательности допевать недостающие звуки, а в исполнение песни показывать движениями рук игру на скрипке.
-
воспитывающая: воспитание уважения к музыкальному искусству прошлого;
формирование поведенческих навыков при смене деятельности и в подражательных моментах.
Теоретический материал: История появления музыкальных инструментов кобыза и скрипки, их сходство и различие.
Межпредметные связи: литература, познание мира, ритмика.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Музыкальный материал:
1. Беседа об истории появления кобыза, скрипки, их сходстве и различии.
2. Коркыт «Қоныркюй» - слушание фрагмента произведения, анализ, беседа о тембре звучания, легенда о Коркыте в сокращение рассказ учителя, иллюстрации по теме. Можно попросить детей «подыграть» жестами на кобызе, проимитировать игру музыканта.
3. А. Вивальди «Осень» - слушанье фрагмента, краткий рассказ о композиторе и его любимом инструменте. Слушанье, беседа о сходстве и различии инструментов краткая история создания, имитация игры на инструменте.
4. И.Кадомцев «Смычок-новичок» - разучивание с. 27, исполнение с имитацией игры на скрипке вокально - хоровая работа, просмотр видео. Ноты с.122.
Дополнение:
1. Ыхлас «Жез киік» - используется в конце урока в качестве поисковой ситуации: «Какой инструмент звучит - кобыз или скрипка».
2. Пример звучания скрипки - используется в продолжение поисковой ситуации.
3. Попевка «Поезд» с. 28 - разучивание, игровой момент пение по ролям или с солистом, выработка дикции, навык допевания недостающих фрагментов, музыкально - ритмическая импровизация.
Зрительный ряд: иллюстрации инструментов, портреты Коркыта, А. Вивальди, видео исполнение песенки «Смычок-новичок».
Ход урока:
I. Организационный этап.
Приветствие, проверка отсутствующих учащихся, наличия школьных принадлежностей.
II. Актуализация
- Сегодня на уроке вы узнаете о музыкальных инструментах кобызе и скрипке, которые называют струнно-смычковыми, услышите и сравните их звучание, подберете нужные слова для их сравнения.
III. Формирование новых понятий и способов действия. Раскрытие темы урока.
- Наш урок начнём с ваших рассказов о том, какая музыка окружает нас?
- Итак, музыка помогает нам отдыхать, трудиться, украшает нашу жизнь. Сегодня мы познакомимся с музыкальными инструментами, которые появились в разное время, в разных странах, но в них, несмотря на различия, много общего. На уроке нам предстоит выяснить, что общего у кобыза и скрипки.
Учащиеся рассматривают иллюстрации с изображением кобыза и скрипки, знакомятся с текстом в учебнике с.25 - 26.
- Есть такая легенда о Коркыте - создателе кобыза. Когда Коркыт играл на своём инструменте, всё вокруг замирало, прислушиваясь к завораживающим, бархатным звукам кобыза. Реки замедляли течение, листва переставала шуршать, птицы пели тише. Даже смерть не могла подойти близко к музыканту.
Коркыт - великий шаман и сказитель казахских степей. С молодых лет Коркыт задумывался о смысле жизни и смерти. Как остановить время и сделать жизнь вечной? Коркыт пришел к мысли, что остановить время может музыка. Он выдолбил из дерева ширгай - кобыз, натянул на него струны из конского волоса и провел по ним смычком. Зазвучала чудесная мелодия, в которую Коркыт вложил всю свою душу.
Музыка пленила своей красотой людей, отодвинула смерть, а имя Коркыта сделала бессмертным.
Очень похожа и другая история о музыканте-скрипаче. В минуты отчаяния музыкант-скрипач, благодаря музыке, исполненной на скрипке, спас себя от гибели, грозящей от стаи голодных волков.
- Истории эти очень похожи, а внешне похожи ли инструменты? Чем? (ответы детей).
- Пришло время послушать и сравнить звучание этих инструментов. Послушаем сначала звуки кобыза в кюе Коркыта «Қоныр кюй». Чей голос напоминает кобыз? (Голос верблюдицы, а иногда голос человека)
- А теперь послушаем звучание скрипки - фрагмент музыкального произведения «Осень» А. Вивальди. Звуки скрипки нежные и очень певучие, за что ее называют «царицей музыки». Что же общего у кобыза и скрипки? Как вы думаете, ребята?
- Подберите слова для описания звуков этих инструментов. Оба инструмента в руках настоящих музыкантов имеют огромное влияние на души людей, а по легенде и сказке кобыз и скрипка управляли даже природой.
- Почему кобыз и скрипку называют струнно-смычковыми инструментами? Обращаю ваше внимание на то, что только в руках настоящего музыканта может так волшебно звучать инструмент.
- Эту мысль подтверждает песня «Смычок-новичок» композитора И.Кадомцева на слова П.Синявского. Разучиваем песню. Придумай движения, изображающие игру на скрипке.
Дополнение к уроку: Игровой момент «Угадай, какой инструмент звучит» - проверка усвоения знаний, полученных на уроке. Слушаем кюй Ыхласа «Жез киік» и пример звучания скрипки, угадываем по тембру инструменты. Затем, разучим попевку Т. Бырченко «Поезд». Вам предстоит закончить её, пропевая недостающие звуки в конце. Детям предлагается стать композиторами.
IV. Этап первичной проверки новых знаний, коррекция пробелов.
Закрепление темы и подведение итогов урока.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Как появился по легенде кобыз? Как называют скрипку?
- Какую музыку вы слушали сегодня на уроке? Назовите композиторов.
- Что общего между кобызом и скрипкой?
- Какое открытие вы сегодня, ребята, сделали на уроке?
- Каким должен быть музыкант, чтобы своим исполнением влиять на души людей?
- Чему каждый из вас сегодня научился?
- О чём бы вы могли рассказать сегодня своим родителям после нашего урока?
V. Этап рефлексии.
- Как вы думаете, мы справились с задачей урока?
- Узнали про струнные инструменты?
- Нами проведена определённая работа? Есть результат?
Конечно, мы с поставленной задачей справились!
VI. Этап информации о домашнем задании.
Выучить наизусть слова песни «Смычок - новичок» на с. 27.
Знания:
1. Знать названия струнных инструментов разных народов.
2. Знать композиторов и их произведения.
Умения:
1. Уметь по тембру различать струнные инструменты.
2. Уметь импровизировать, сочинять недостающие фразы.
Навыки:
1. Навыки музыкально - ритмической импровизации.
2. Навыки изображения инструмента, подражания игры на нём (скрипка, кобыз).
3. Уметь быстро перестраиваться после имитационного или игрового момента на уроке.
Предполагаемый результат:
Предметные результаты: знание о музыкальных струнно-смычковых инструментах кобызе и скрипке.
Личностные результаты: знание имени великого шамана и сказителя Коркыта и его кюя «Коныр-кюй», а также итальянского композитора и скрипача А. Вивальди и его музыки из Концерта для скрипки «Осень».
Системно-деятельностные результаты: умение рассуждать о сходстве и различии звучания кобыза и скрипки, навыки элементарного анализа музыкального произведения на основе сравнения.