Урок «Что общего у кобыза и скрипки?»

"Данный урок «Что общего у кобыза и скрипки?» относится к подтеме «Музыкальные инструменты народов Казахстана». Будет интересен учителям музыки во 2 классе. Главной образовательной целью урока явилось формирование у детей представлений о музыкальных струнно-смычковых инструментах кобызе и скрипке, знакомство с творчеством Коркыта, А. Вивальди. Главной воспитывающей целью: уважение к музыкальному искусству прошлого."Подробно перечислены ЗУН, предполагаемый результат, полученные на уроке. Представ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Музыка

2 класс

2 четверть

Провела учитель начальных классов КГУ ШГ № 144 Ушанова Лили Георгиевна

Тема урока: «Что общего у кобыза и скрипки?»

Подтема: «Музыкальные инструменты народов Казахстана»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель урока:

  • Образовательная: формировать у детей представление о музыкальных струнно-смычковых инструментах кобызе и скрипке; познакомить с творчеством композиторов Коркыта, А. Вивальди.

  • Развивающая: развивать умение сравнивать звучание музыкальных инструментов, подбирать слова для описания звука кобыза и скрипки; развивать навыки вокально - хорового исполнения и танцевально - ритмических движений; учить в небольшой мелодической последовательности допевать недостающие звуки, а в исполнение песни показывать движениями рук игру на скрипке.

  • воспитывающая: воспитание уважения к музыкальному искусству прошлого;

формирование поведенческих навыков при смене деятельности и в подражательных моментах.

Теоретический материал: История появления музыкальных инструментов кобыза и скрипки, их сходство и различие.

Межпредметные связи: литература, познание мира, ритмика.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Музыкальный материал:

1. Беседа об истории появления кобыза, скрипки, их сходстве и различии.

2. Коркыт «Қоныркюй» - слушание фрагмента произведения, анализ, беседа о тембре звучания, легенда о Коркыте в сокращение рассказ учителя, иллюстрации по теме. Можно попросить детей «подыграть» жестами на кобызе, проимитировать игру музыканта.

3. А. Вивальди «Осень» - слушанье фрагмента, краткий рассказ о композиторе и его любимом инструменте. Слушанье, беседа о сходстве и различии инструментов краткая история создания, имитация игры на инструменте.

4. И.Кадомцев «Смычок-новичок» - разучивание с. 27, исполнение с имитацией игры на скрипке вокально - хоровая работа, просмотр видео. Ноты с.122.

Дополнение:

1. Ыхлас «Жез киік» - используется в конце урока в качестве поисковой ситуации: «Какой инструмент звучит - кобыз или скрипка».

2. Пример звучания скрипки - используется в продолжение поисковой ситуации.

3. Попевка «Поезд» с. 28 - разучивание, игровой момент пение по ролям или с солистом, выработка дикции, навык допевания недостающих фрагментов, музыкально - ритмическая импровизация.

Зрительный ряд: иллюстрации инструментов, портреты Коркыта, А. Вивальди, видео исполнение песенки «Смычок-новичок».

Ход урока:

I. Организационный этап.

Приветствие, проверка отсутствующих учащихся, наличия школьных принадлежностей.

II. Актуализация

- Сегодня на уроке вы узнаете о музыкальных инструментах кобызе и скрипке, которые называют струнно-смычковыми, услышите и сравните их звучание, подберете нужные слова для их сравнения.

III. Формирование новых понятий и способов действия. Раскрытие темы урока.

- Наш урок начнём с ваших рассказов о том, какая музыка окружает нас?

- Итак, музыка помогает нам отдыхать, трудиться, украшает нашу жизнь. Сегодня мы познакомимся с музыкальными инструментами, которые появились в разное время, в разных странах, но в них, несмотря на различия, много общего. На уроке нам предстоит выяснить, что общего у кобыза и скрипки.

Учащиеся рассматривают иллюстрации с изображением кобыза и скрипки, знакомятся с текстом в учебнике с.25 - 26.

- Есть такая легенда о Коркыте - создателе кобыза. Когда Коркыт играл на своём инструменте, всё вокруг замирало, прислушиваясь к завораживающим, бархатным звукам кобыза. Реки замедляли течение, листва переставала шуршать, птицы пели тише. Даже смерть не могла подойти близко к музыканту.

Коркыт - великий шаман и сказитель казахских степей. С молодых лет Коркыт задумывался о смысле жизни и смерти. Как остановить время и сделать жизнь вечной? Коркыт пришел к мысли, что остановить время может музыка. Он выдолбил из дерева ширгай - кобыз, натянул на него струны из конского волоса и провел по ним смычком. Зазвучала чудесная мелодия, в которую Коркыт вложил всю свою душу.

Музыка пленила своей красотой людей, отодвинула смерть, а имя Коркыта сделала бессмертным.

Очень похожа и другая история о музыканте-скрипаче. В минуты отчаяния музыкант-скрипач, благодаря музыке, исполненной на скрипке, спас себя от гибели, грозящей от стаи голодных волков.

- Истории эти очень похожи, а внешне похожи ли инструменты? Чем? (ответы детей).

- Пришло время послушать и сравнить звучание этих инструментов. Послушаем сначала звуки кобыза в кюе Коркыта «Қоныр кюй». Чей голос напоминает кобыз? (Голос верблюдицы, а иногда голос человека)

- А теперь послушаем звучание скрипки - фрагмент музыкального произведения «Осень» А. Вивальди. Звуки скрипки нежные и очень певучие, за что ее называют «царицей музыки». Что же общего у кобыза и скрипки? Как вы думаете, ребята?

- Подберите слова для описания звуков этих инструментов. Оба инструмента в руках настоящих музыкантов имеют огромное влияние на души людей, а по легенде и сказке кобыз и скрипка управляли даже природой.

- Почему кобыз и скрипку называют струнно-смычковыми инструментами? Обращаю ваше внимание на то, что только в руках настоящего музыканта может так волшебно звучать инструмент.

- Эту мысль подтверждает песня «Смычок-новичок» композитора И.Кадомцева на слова П.Синявского. Разучиваем песню. Придумай движения, изображающие игру на скрипке.

Дополнение к уроку: Игровой момент «Угадай, какой инструмент звучит» - проверка усвоения знаний, полученных на уроке. Слушаем кюй Ыхласа «Жез киік» и пример звучания скрипки, угадываем по тембру инструменты. Затем, разучим попевку Т. Бырченко «Поезд». Вам предстоит закончить её, пропевая недостающие звуки в конце. Детям предлагается стать композиторами.

IV. Этап первичной проверки новых знаний, коррекция пробелов.

Закрепление темы и подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Как появился по легенде кобыз? Как называют скрипку?

- Какую музыку вы слушали сегодня на уроке? Назовите композиторов.

- Что общего между кобызом и скрипкой?

- Какое открытие вы сегодня, ребята, сделали на уроке?

- Каким должен быть музыкант, чтобы своим исполнением влиять на души людей?

- Чему каждый из вас сегодня научился?

- О чём бы вы могли рассказать сегодня своим родителям после нашего урока?

V. Этап рефлексии.

- Как вы думаете, мы справились с задачей урока?

- Узнали про струнные инструменты?

- Нами проведена определённая работа? Есть результат?

Конечно, мы с поставленной задачей справились!

VI. Этап информации о домашнем задании.

Выучить наизусть слова песни «Смычок - новичок» на с. 27.




Знания:

1. Знать названия струнных инструментов разных народов.

2. Знать композиторов и их произведения.

Умения:

1. Уметь по тембру различать струнные инструменты.

2. Уметь импровизировать, сочинять недостающие фразы.

Навыки:

1. Навыки музыкально - ритмической импровизации.

2. Навыки изображения инструмента, подражания игры на нём (скрипка, кобыз).

3. Уметь быстро перестраиваться после имитационного или игрового момента на уроке.

Предполагаемый результат:
Предметные результаты: знание о музыкальных струнно-смычковых инструментах кобызе и скрипке.

Личностные результаты: знание имени великого шамана и сказителя Коркыта и его кюя «Коныр-кюй», а также итальянского композитора и скрипача А. Вивальди и его музыки из Концерта для скрипки «Осень».

Системно-деятельностные результаты: умение рассуждать о сходстве и различии звучания кобыза и скрипки, навыки элементарного анализа музыкального произведения на основе сравнения.


© 2010-2022