• Преподавателю
  • Музыка
  • Статья Духовно - нравственное воспитание обучающихся на уроках музыки и искусства

Статья Духовно - нравственное воспитание обучающихся на уроках музыки и искусства

Проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из самых, на мой взгляд, важных направлений  в наше время. Вот почему концепция  ФГОС 2 поколения  ориентирована  на становление  личностных характеристик выпускника – любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, чело...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно-нравственное воспитание обучающихся

на уроках музыки и искусства.

Проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из самых, на мой взгляд, важных направлений в наше время. Вот почему концепция ФГОС 2 поколения ориентирована на становление личностных характеристик выпускника -

любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества…

УМК «Музыка» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. И. Шмагина, образовательной системы «Школа России» целенаправленно развивает эту линию, начиная с 1 класса.

Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

Духовно - нравственное развитие включает в начальной школе четыре раздела тем:

"Россия - Родина моя", "День, полный событий", "О России петь, что стремиться в храм", "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!" Я согласна с авторами программы в том, что именно возвращение к родным истокам, "погружение" в мир родных интонаций, тем, образов создает необходимую почву для более глубокого понимания учащимися шедевров мирового искусства.

Продолжают эту линию в среднем звене такие темы как:

5 касс:

«Россия, Россия нет слова красивей», «Фольклор в музыке русских композиторов», «Всю жизнь несу Родину в душе», Небесное и земное в звуках и красках «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…»,звать через прошлое к настоящему «Александр Невский». «За отчий дом за русский край». Колокольность в музыке и изобразительном искусстве «Весть святого торжества», «Образы борьбы и победы в искусстве», «О подвигах, о доблести, о славе».

6 класс:

«Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов», «Образы русской народной и духовной музыки», «Народное искусство Древней Руси»,«Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт», «Фрески Софии Киевской», «Перезвоны», «Молитва», «Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха» «Полифония. Фуга. Хорал», «Образы скорби и печали. Фортуна правит миром».

7 класс:

«Классика и современность», «В музыкальном театре. Опера. «Иван Сусанин», « Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера», «Героическая тема в русской музыке», « Сюжеты и образы духовной музыки», «Рок-опера« Иисус Христос суперзвезда», «Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка».

Предмет «Искусство» продолжает эту линию.

8 класс темы : исследовательский проект «Образ Александра Невского в искусстве»;

Презентация по теме «Откровенья вечной красоты» о картинах, иконах, художниках работавших в этой области;

исследовательский проект «Застывшая музыка» о православных храмах нашей Родины.

9 класс беседы о композиторах и творчестве:

Дж. Перголези, И.С. Бах, В.А. Моцарт, Ф. Шуберт, ДЖ. Качини, Бортнянский , Березовский, В.А.Гаврилин Г.В.Свиридов, В.Г. Кикта, базпосвятивших своё творчество духовной музыке

Сейчас возрос интерес к духовной музыке, потому, что она учит любви к ближнему, милосердию, состраданию к человеку, развивает чувство красоты, гармонии.

Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным образом, прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений.

Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. В связи с этим также использую ситуационный подход, соответственно которому процесс обучения осуществляется через создание личностно-утверждающей, личностно-развивающей ситуации.

На уроках я использую такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игровые ситуации, изобразительная деятельность, коллективные творческие работы, музыкальные викторины, занимательный материал, выполнение творческих заданий.

Всё это совместно обеспечивает психологическую адаптацию к музыке как виду искусства и предмету обучения; развитие практических умений общения с музыкой; обогащение знаниями, стимулирование положительной мотивации.

Воспитание способности активно сопереживать - важнейшее условие для формирования духовно развитой личности. Один из путей музыкального образования - это насыщение содержания музыкального образования новыми пластами музыкального искусства: музыкальным фольклором, духовной музыкой, современной академической музыкой, джазом, авторской песней и т.п.

В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи образования школьников. Важно понимание урока музыки в воспитании эстетической культуры учащихся, как наиболее воздействующего на сферу нравственных, душевных переживаний. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Поэтому в современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности.

Литература:

1.Исаева Л.А., Кириленко Н.П., Мишутина О.В., Пугачева С.В. «Урок музыки - урок искусства» Издательство Саратовского педагогического института 2001 г.

2.Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Т.С. Шмагина «Музыка» 1- 4 класс методическое пособие для учителя издательство «Просвещение» 2014 г.

3.Критской Е.Д., Сергеевой Г.П. «Уроки музыки» 5-6 классы. Пособие для учителя издательство «Просвещение» 2014 г.

4.Критской Е.Д., Сергеевой Г.П. «Уроки музыки» 7 класс. Пособие для учителя издательство «Просвещение» 2014г.

5. Г.П.Сергеева, И.Э. Кашенкова, Е.Д.Критская «Уроки искусства» 8-9 клас.Пособие для учителя

Издательство «Просвещение».

6. СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ. ФГОС НОО, СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ. ФГОС СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

.br59.ucoz.ru/load/standarty_2_pokolenija/fgos_noo/standarty_vtorogo_pokolenija_fgos_noo/8-1-0-67



© 2010-2022