- Преподавателю
- Музыка
- Пособие Сборник вокальных упражнений
Пособие Сборник вокальных упражнений
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Почивалова Н.В. |
Дата | 18.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «центр детского творчества» |
СБОРНИК ВОКАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ |
РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
|
|
|
Автор: Почивалова Нелли Викторовна, педагог дополнительного образования
Надым, 2014 год
Сборник включает в себя различные виды упражнений для развития певческих навыков учащихся. Педагог или учащийся может в каждом отдельном случае выбирать упражнения наиболее соответствующие конкретно поставленной цели.
Данное пособие может быть использовано педагогами по классу вокал в качестве дополнительного материала.
Введение
Пение - это психофизиологический процесс, связанный с различным эмоциональным состоянием ребенка и значительными изменениями жизненно важных актов организма, таких, как дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и пр.
Правильное пение сопровождается у ребенка ощущениями психофизиологического комфорта, что способствует формированию положительного отношения к самому процессу, а, следовательно, и к предмету в целом. Пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу и умственное развитие ребенка, совершенствует его основные психические функции. Таким образом, обучение детей пению является мощным средством их воспитания и развития.
Обучение пению должно быть направлено не только на развитие певческого голоса детей, но также и на решение задач их воспитания и общего развития. Певческий процесс, общение с музыкальным искусством - сам по себе мощный воспитательный и развивающий детей фактор. Это связано, прежде всего, с самим процессом обучения.
Детское пение является предметом изучения не только специальной педагогики, но и эстетики, методики, психологии, физиологии, искусствознания, медицины и пр. Каждая из этих наук рассматривает один из аспектов певческой деятельности. Из анализа практической работы многих детских певческих коллективов становится ясно, что не всякое пение способствует развитию детских голосов. По данным фониаторов (В.Г. Ермолаева, В.Т. Маслова, Н.Ф. Лебедевой и др.), неправильный режим голосообразования, как и нарушение гигиенических норм в пении, приводит нередко к серьезным заболеваниям и порче детских голосов.
Любое вокальное занятие должно начинаться с распевки.
Распевка разогревает голосовые связки, подготавливая их к работе. Без распевки исполнитель может не попадать с самого начала на какие-то ноты, несмотря на хороший слух и голос, может обнаружить, что где-то посредине вокального упражнения или песни у него может перехватить горло и ему нужно будет откашляться и т.д.
Распевка для певца - что разминка для спортсмена. Регулярное выполнение вокальных упражнений позволит:
1. Закрепить необходимые условные рефлексы.
2. Сконцентрировать творческое внимание.
3. Настроить сложный процесс звукообразования.
4. Пробудить эмоциональную сферу.
5. Пробудить творческую фантазию.
Упражнение 1
Упражнение - разогрев. Пропевать с закрытым ртом, используя среднюю громкость звука. Высокие ноты в этом упражнении упускаются, т.к. это может «зажать» голос и дальше заниматься будет невозможно.
При появлении напряжения в голосе учащегося, целесообразно остановится пару минут, чтобы мышцы расслабились и забыли ощущение зажатости
Упражнение 2
В этом упражнении учим учащихся сразу использовать правильное диафрагменное дыхание, фиксировать вдох верхним прессом и опираться на диафрагму.
Время от времени просим ученика проверять, положив руку на верхний пресс, правильно ли делается вдох и выталкивается воздух мышцами пресса, плечи при вдохе не двигаются.
Первое время упражнение делается перед зеркалом.
Упражнение 3
Используя более подвижный темп и быстрое переключение с ноты на ноту, упражнение способствует развитию гибкости связок. Обязательно отслеживаем качество пения и интонацию. Чтобы каждая нота звучала точно, добавьте еле ощутимую букву "г" (ма-га-га-га-га-ааа).
Пение начинаем с правильного вдоха, распределяя выдох диафрагмой. Объёмный звук достигается только при правильной вокальной позиции. Переход с закрытого звука на открытый, осуществляется только приоткрыванием звука губами. Следим за тем, чтобы во время исполнения у учащегося сохранилась правильная вокальная позиция и опора звука.
Самая правильная позиция для высоких нот "на зевке".
Упражнение 4
Арпеджио. Работа над расширением певческого диапазоном ученика. Упражнение поётся с закрытым ртом, помня о правильной позиции, вдохе и опоре звука, легко «пробегая» с низких нот на высокие и обратно. Главное, это "связное пение". При пении упражнения, добавить к звуку букву "г", что бы точно вызвучивать каждую ноту, а не смазывать.
Можно исполнить эту распевку используя приём-отвлечение (с наклоном). Начиная мелодию - стоим ровно. Когда голос поднимается вверх, к высоким нотам, наклоняемся вниз, до тех пор, пока не дойдём до самой высокой ноты. Голос возвращается к низким нотам - выравниваем спину, возвращаемся в исходное положение. Наклоняться нужно на уровне поясницы, то есть, спина ровная. Чтобы высокие ноты было легко исполнять, ученик исполняет их чуть тише и используют меньше воздуха по сравнению со средними.
Упражнение 5
Упражнение на проработку правильного исполнения гласных звуков. Все задачи предыдущего упражнения остаются. По очереди пропеваются все "А", "О", "У", "Э", "И". Впевают разные гласные на разных участках диапазона (т.е. на средних, низких и высоких нотах).
Упражнение 6
Упражнение в движении вверх поётся активно акцентируя каждую ноту, а при движении вниз используя штрих legato
Упражнение 7
Всего три ноты в этом упражнении способствуют формированию высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания.
Упражнение 8
Для точного звучания каждой ноты и гласной, при переходе в верхний регистр, целесообразно петь это упражнение и на слова «лес весной». А можно (не часто, в виде исключения, для преодоления рутинности распевочного процесса) спеть слово «пылесос».
Упражнение 9
Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.
Упражнение 10
В этом упражнении необходимо чередовать staccato в первом и legato во втором такте.
Таким образом, исключается подготовка голосового аппарата к фонации перед каждым новым звуком, остается взаимодействие голосовых складок и дыхательных мышц (главным образом диафрагмы). Внимание учащегося фиксируется на этой работе, в результате налаживается четкая координация между движениями голосовых складок и диафрагмы, что очень важно уже на первых порах обучения. Паузы между стаккатными звуками с остановкой дыхания помогают учащемуся ощутить дыхательную опору.
Упражнение 11
Усложнённый вариант предыдущего упражнения.
Упражнение 12
Задачи следующего распева: проработка штриха staccato, высокая позиция звука, точное интонирование, формирование гласной, расширение диапазона. Каждая спетая на стаккато нота не должна сопровождаться снятием вдыхательной установки. Пение фразы на стаккато должно проходить как бы на одном дыхании. Паузы между стаккатными звуками внутри фразы - это остановки дыхания (выдоха).
Упражнение 13
Усложнённый вариант предыдущего упражнения, требующий более широкого дыхания и ровности звука по всему диапазону.
Упражнение 14
Преодоление зажатости гортани, ровность звука по всему диапазону, сглаживание регистров, использование резонаторов.
Упражнение 15
В распевах в 5 и 6 тактах нужно заострить внимание учащихся на исполнение второго звука. Попросить несколько замедлить их исполнение и почувствовать насколько широко и свободно, без «заваливания» звучат секунды.
Упражнение 16
Упражнение, помогающее развить лёгкость и подвижность голоса.
Упражнение 17
Акцент в упражнении ставится на верхней ноте и staccato.
Упражнение 18
Данная распевка способствует выработке высокая позиция звука и активной артикуляции.
Упражнение 19
Для освоения дикционно сложного упражнения, исполняющегося в быстром темпе, используется визуальное расположение слогов в пространстве, отмечаемое рукой с постепенным нарастанием темпа. В графической записи это выглядит так: ЛЯ-ли → ЛЕ-ли ← ЛЁ-ли.
Список используемой литературы
-
Нижникова А.Б. Вокальная работа с детьми. - М.: Учебно-методическое пособие, 2006. - С. 13
-
Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. - М.: Академия, 2003. - С. 39
-
Стулову Г.П. Хоровой класс. - М.: Просвещение, 1988. - С. 120
-
Венгрус Л.А. Пение и "фундамент музыкальности". - Великий Новгород, 2000. - С. 350
-
Гонторенко Н.Б. Сольное пение. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - С. 315
-
Исаева И.О. Эстрадное пение: экспресс-курс развития вокальных способностей. - М.: Астрель, 2006. - С. 195
-
Маркуот Л. Самоучитель по пению. - М.: Астрель, 2006. - С.115
-
Соловьева Л. Методика освобождения голоса по системе К. Линклэйтер. - С-Пб: 2000. - С. 218
-
Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. - М.: Гном и Д, 2005. - С.48
-
Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания.- М., 2000. - С. 156
Электронные ресурсы
-
all-2 music.com
-
all-2music.com/solfegio.html
-
musicteachers.at.ua/
-
muzsmile.ru/?page_id=420