Как прекрасна земля и на ней человек

Интегрированный урок (окружающий мир, музыка). 2 класс. Программа 1-4 Цель: формирование у детей целостного эстетического представления об окружающей среде, через сопоставление объективного мира и художественного. Задачи: Ввести учащихся в мир музыки, навеянный образами природы. Формирование способностей ребенка открывать для себя красоту окружающего мира. Гармонизация внутреннего мира ребенка выразительными средствами музыки. Развитие нравственных и эстетических переживаний за сохранность природы родного края. Знакомство с людьми, прославивших родной край и, их творчеством.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Как прекрасна земля и на ней человек»

Интегрированный урок (окружающий мир, музыка). 2 класс. Программа 1-4

Цель: формирование у детей целостного эстетического представления об окружающей среде, через сопоставление объективного мира и художественного.

Задачи:

  1. Ввести учащихся в мир музыки, навеянный образами природы.

  2. Формирование способностей ребенка открывать для себя красоту окружающего мира.

  3. Гармонизация внутреннего мира ребенка выразительными средствами музыки.

  4. Развитие нравственных и эстетических переживаний за сохранность природы родного края.

  5. Знакомство с людьми, прославивших родной край и, их творчеством.

Оборудование и материалы:

  1. Аудиозаписи с голосами природы, стихами Р.Дерикот.

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Фортепиано.

  4. Методический материал, представленный в плакатах, карта Воронежской области.

  5. Рисунки, приготовленные учащимися на тему бережного отношения к природе.

Ход урока

«И, увидев луг в прозрачной дымке,

Лес, сквозь голубую кисею,

Постарайся сохранить не на картинке

Ты природу русскую свою».

М. Рожок

СЛАЙД

Звучит музыка с голосами природы.

Учитель начальных классов

- Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Мы совершим экскурсию в лес, к водоемам вместе с учителем музыки. В ходе нашего путешествия не просто поговорим о природе, ее защите,

Учитель музыки

но и понаблюдаем, как композиторы отражают красоту природы в музыке.

Учитель начальных классов

- На уроках окружающего мира мы завершили знакомство с природой родного края. Вы работали в группах над проектами различной тематики, но все они были объединены темой «Родной край».

Послушаем первую группу.

Дети

  1. Тема нашего проекта «Географическое положение Воронежского края». Город Россошь на карте.

СЛАЙД

  1. Воронежская область расположена почти в центре русской равнины. Область образована 13 июня 1934года. Область включает в себя 32 района. Воронежская область граничит с семью областями России Липецкая, Тамбовская, Белгородская, Курская, Ростовская, Волгоградская, Луганская область Украины. Город Рубежное - город побратим Россоши.

  2. Городом Россошь стала в 1923 году. До этого она была слободой. Осваивали этот край выходцы из Малороссии - казаки Острогоржского полка.

Учитель начальных классов

- Если мы посмотрим на карту, то увидим множество голубых нитей. Что обозначают этим условным знаком? (реки).


  1. На территории Воронежской области насчитывается 829 рек. В том числе 233 реки длинной свыше 10 км. Это типичные равнины и реки с медленным течением.

СЛАЙД

Дон - главная водная артерия нашей области. Свое начало река берет в тульской области. Длина реки 1967 км., в пределах области 530 км.

  1. В Россоши протекает 2 реки: Сухая Россошь

СЛАЙД

и черная Калитва.

СЛАЙД

Название Россошь получила именно от речки или места его расположения. По словам местного краеведа Алима Морозова воды Россоши текут по по «ростоше» равнине, разделяющей невысокие холмы. Город строился вначале на «россохе» слиянии двух речек. Существует придание, что именно на реке Черная Калитва князь Игорь разбил половецкое войско.

СЛАЙД

  1. На литературном кружке я написал стихотворение в память об этом событии.

Там, где ивы склонились к реке

К вербам лозами переплетаясь,

Будто помнят следы на песке,

Там, где Игорь с дружиной сражались.

Этот бой пролетел сквозь века…

Крики стихли, раскаты умолкли.

До сих пор к нам доносит река

Побежденные половцев копья.

СЛАЙД

Учитель музыки

- А теперь, ребята, давайте отвлечемся от географической карты и цифр, попробуем понять и почувствовать то, что нас окружает в природе. Все, что звучит в природе и есть музыка,- говорил И.Гердер. Как возникает музыка?

Наверное, для каждого человека музыка возникает из звуков его ранних лет. Голос матери, щебетание птиц за окном, шум дождя - все это образует свой звуковой мир, такой же неповторимый, как уголок родной земли.

Музыка как искусство рождается там, где живут звуки. Умение слушать, вслушиваться в звуки и тишину - это умение постигать музыкальность мира, развивать в себе чуткий слух ко всему, что является истинно прекрасным.

Сейчас вы послушаете музыкальную картину, которую композитор Е.Дога увидел в природе и передал ее звуками музыки. Только самые внимательные смогут увидеть эту картину.

Слушание «Ручейки» Е.Дога

- Ребята, поделитесь с нами, что увидели, представили в звучании этой музыке? Что передают эти звуки? (напоминает течение воды)

- А какое это течение: мощный бурлящий поток или тихое журчание воды? (тихое журчание)

- Значит, вы увидели, как бегущие звуки передают журчание воды. Ребята, давайте представим, что мы одно целое с ручейком. Покажите движением характер музыки.

Пластическое интонирование «ручейки» Е.Дога

Молодцы, ребята, вы сумели сердцем почувствовать и пережить эту музыку. Придумайте название этому произведению.

Ответы детей.

- Вы близки к авторскому названию этой пьесы. Композитор так ее и назвал «Ручейки».

Какое настроение передала эта музыка?

Ответы детей.

- Какое слово ближе к определению характера настроения музыки?

- Как вы думаете, почему здесь слышны интонации тревоги?

Музыка действительно передает чувство тревоги за жизнь этого маленького ручейка, который течет сегодня на радость всему живому, а завтра его может и не быть.

Учитель начальных классов

С недавнего времени существует проблема - обмельчание и исчезновение рек.

СЛАЙД

Все мы видели, когда ходили на экскурсии как страдает речка Черная Калитва. Еще 30-40 лет назад она была глубокой полноводной. А 100 лет назад по берегам росли непроходимые леса, в которых водились дикие звери. Рыбы было столько, что во время разлива жители ловили ее руками.

-Что же произошло с нашей речкой? (загрязнение)

- Что мы должны делать, чтобы водоемы оставались всегда чистыми?

Ответы детей. Защита плакатов.

- Ребята, вспомните, в какой природной зоне расположена наша область? (лесостепи, степи)

1\10 территории область занята лесами. Более половины занято дубравами. Наиболее крупные - Теллермаховский лес, Шипов лес. Сосновые леса - Усманский бор.

Вторая группа ребят работала над проектом «Сохраним и защитим!» Им слово.

Усманский бор - один из последних островов соснового царства у границы со степью. Северная часть бора - Воронежский заповедник.

СЛАЙД

Он создан в начале прошлого века для спасения и охраны речного бобра.

СЛАЙД

- Мы были на экскурсии в нашем сосновом бору, расположенном рядом со школой. Что вам запомнилось?

Дети делятся впечатлениями.

СЛАЙД (11, 12, 13)

- Я хочу прочитать вам свое стихотворение - призыв ко всем людям, живущим на земле.

Говорить мы о природе можем.

Говорить, но только не беречь.

Мы порой не каждому поможем,

Говорят, игра не стоит свеч.

И, увидев луг в прозрачной дымке

Лес, сквозь голубую кисею,

Постарайся сохранить не на картинке

Ты природу русскую свою.

А Россия ведь одна, запомни,

Больше нет у нас с тобой другой,

Ты ее источники наполни

Голубой водою ключевой.

И еще восполни все утраты,

Все, что отнял весь наш люд.

У природы все мы виноваты,

Даже годы это не сотрут.

- Я верю, дети, что вы будете сохранять, преумножать и любить свою Малую родину, как ее любят и воспевают местные поэты, писатели, композиторы.

СЛАЙД

- Третья группа работала над проектом «Творческие люди моего города». Послушаем их сообщения.

Дети рассказывают о А.Шаповалове, В.Беликове, Р. Дерикот, М.Жарой, А.Дубровине.

- Своей малой родине - Россоши посвятила свое стихотворение Раиса Ефимовна Дерикот. Сохранилась запись ее голоса. Послушайте с какой любовью автор воспевает свою Родину.

Слушание записи «Вишневый край» в исполнении Р. Дерикот.

Учитель музыки

- Знакомо вам, ребята, это стихотворение? Мы учили песню на эти стихи. Давайте исполним ее сейчас. Но прежде, чем закончить урок песней, вспомните, какими мы должны быть, чтобы наш родной край процветал?

Ответы детей.

СЛАЙД

Исполнение песни «Вишневый край» А.Дубровина на стихи Р.Дерикот.


© 2010-2022