• Преподавателю
  • Музыка
  • Открытый урок по учебному предмету Сольфеджио ДПОП на тему Вводные ступени (1 класс)

Открытый урок по учебному предмету Сольфеджио ДПОП на тему Вводные ступени (1 класс)

Раздел Музыка
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока 06. 05. 2014 г.

Преподаватель МОУ ДОД «Усть-Ордынская детская музыкальная школа»

Белобородова Виктория Викторовна

Открытый урок по учебному предмету ПО.02.УП.01. «СОЛЬФЕДЖИО»

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты»

1 класс (8-летний курс обучения)


Тема урока «Вводные ступени»

Образовательная цель: рассмотреть порядок ступеней в мажорной гамме, с точки зрения устойчивости и неустойчивости на примере гаммы Фа мажор.

Деятельностная цель: научить детей определять вводные ступени в мажорной гамме.

Метапредметные УУД

Познавательные: уметь узнавать на слух, устойчивые, неустойчивые и вводные ступени, воспринимать их по характеру звучания, размышлять о них, выразительно исполнять, сопоставлять неустойчивые и вводные ступени с устойчивыми при пении и слушании мажорной гаммы.

Регулятивные: выполнять учебные действия, включая слуховой контроль во время слушания ступеней в мажорной гамме, разучивания и исполнения музыкальных примеров, формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний.

Коммуникативные: уметь интонировать мажорную гамму, в ней ступени, Т5/3, уметь сольмизировать и сольфеджировать музыкальные примеры, ритмически точно воспроизводить мелодию музыкальных примеров, формировать навыки коллективного взаимодействия (чувство ансамбля), навыки индивидуального пения, тембровой слитности голосов и строя.

Личностные УУД

Формирование навыков самоконтроля, мотивации к самосовершенствованию, исследовательской и творческой деятельности, взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при творческой помощи преподавателя.

Воспитательные результаты I уровня:

Закрепление вводных ступеней в мажорной гамме.

Воспитательные результаты II уровня:

Получение опыта слышания, воспроизведения и игры на инструменте вводных, устойчивых и неустойчивых ступеней в мажорной гамме, исполнения музыкальных примеров с простукиванием ритма и тактированием в пройденных тональностях, сочинение вальса на предложенные звуки, выбирая пройденные ритмические основы самостоятельно.

Использование образовательных технологий

личностно-ориентированная, игровая.

Межпредметные связи

Теория музыки: правило о вводных ступенях, о гамме Фа мажор

Математика: римские цифры I, II, III, IV, V, VI, VII

Хор: исполнение песен «Паровозик», Английской народной песни

Фортепиано: игра на фортепиано мелодического оборота II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I в гамме Фа мажор

Тип занятия: повторение изученного материала. Жанр занятия: тематический. Вид занятия: урок-беседа. Методы: словесный, наглядный, сравнения, ретроспективы, игровой, музыкального обобщения.

Оборудование:

- музыкальный инструмент (фортепиано);

- доска.

Демонстрационный материал:

- учебник Ю. Фроловой Сольфеджио 1 класс. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.;

- столбица;

- клавиатура;

- пособие по гамме Фа мажор;

- пособие по вводным ступеням;

- картинка «Паровозик».

Раздаточный материал:

- простые карандаши,

- ластик.

Оформление:

Место проведения занятия - кабинет малой теории.

План занятия:

  1. Организационный момент (1 мин.).

  2. Музыкальное приветствие (1 мин.).

  3. Совместное озвучивание (преподавателя и обучающихся) темы и цели занятия (1 мин.).

  4. Песенка про «Вводные ступени» В. Белобородовой. Правило о вводных ступенях. (1 мин.)

  5. Правило о гамме Фа мажор. Пение гаммы Фа мажор в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные ступени, Т5/3. (3 мин.)

  6. Построение гаммы Фа мажор, в ней комплекса. (4 мин.)

  7. Записать ступенями в тетради мелодический оборот в гамме Фа мажор: II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I. (5 мин.)

  8. Игра на фортепиано и пение мелодического оборота в гамме Фа мажор: II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I. (3 мин.)

  9. С. 73 Английская народная песня - сольмизация, спеть сольфеджио с простукиванием ритма и тактированием. (6 мин.)

  10. С. 95-96 Сочиняем вальс. Ритмические основы выберите самостоятельно и запишите полученные мелодии в размере ¾. (5 мин.)

  11. С. 73 «Паровозик» - спеть со словами с простукиванием ритма. (5 мин.)

  12. Подведение итогов занятия (2 мин.).

  13. Домашнее задание (3 мин.).

Ход занятия:

1.Организационный момент

- Добрый день, уважаемые преподаватели, родители и ребята! Мы целый год изучали предмет сольфеджио: слушали, пели, стучали ритмы, знакомились с новыми словами, учились рисовать скрипичный ключ, писать ноты на нотном стане, строить гаммы, играть на инструменте, петь по ручным знакам и многое другое интересное ребята узнали на уроке сольфеджио. И вот сегодня, мы покажем, то чему научились ребята, проучившись, год в музыкальной школе. Начнем наш урок с музыкального приветствия. Встаньте, пожалуйста, ребята.

2.Музыкальное приветствие

- «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте учитель! Прозвенел звонок, начался урок!»

- Спасибо! Присаживайтесь

3.▀ Вокально-интонационные навыки

- Песенка про «Вводные ступени» В. Белобородовой: «Семь, два, семь, два - вводные в тонику». Использование пособия по вводным ступеням.

- Спеть гамму Фа мажор, в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные ступени, Т5/3. Использование пособия по гамме Фа мажор.

4.Теоретические сведения

- Правило: вводные ступени вводятся в тонику: VII и II ступени.

- Правило о гамме Фа мажор.

- Построить гамму Фа мажор, в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные ступени, Т5/3.

Работа в тетрадях и индивидуальная работа у доски.

5.▀ Анализ на слух

- Записать ступенями в тетради мелодический оборот в гамме Фа мажор: II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I. (Работа с клавиатурой).

6.Игра на фортепиано и пение

- Мелодический оборот в гамме Фа мажор: II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I.

- Исполнение группой обучающихся мелодического оборота с помощью ручных знаков.

7.Сольфеджирование и пение с листа

Совместная работа преподавателя и детей над сольфеджированием, ритмом и тактированием. Индивидуальный опрос и парами обучающихся.

- С. 73 Английская народная песня - спеть сольфеджио с простукиванием ритма и тактированием (сб. Ю Фроловой Сольфеджио 1 класс).

- С. 74 «Паровозик» - дети, исполняя песню со словами, изображают веселый «паровозик», с простукиванием ритма (сб. Ю Фроловой Сольфеджио 1 класс).

8.Воспитание чувства метроритма

- С. 73 Английская народная песня - сольмизация, простучать ритм.

- С. 74 «Паровозик» - простучать ритм.

9.Воспитание творческих навыков

Совместная работа преподавателя и детей в выборе ритмических длительностей.

- С. 95-96 Сочиняем вальс. Ритмические основы выберите самостоятельно и запишите их.

10.▀ Подведение итогов занятия.

10.1 - Дети задают друг другу вопросы по пройденному теоретическому материалу.

10.2. - Использование картинки «Паровозик», исполнение песни с использованием движений: показать движение паровозика.

10.3 - Остановился наш паровозик рядом с полянкой, где растут три цветочка. Каждый цветочек имеет свой цвет: красный цветочек - оценка «отлично» за урок, оранжевый цветочек - оценка «хорошо» и зеленый цветочек - оценка «три». Ваша задача выбрать по цвету тот цветочек, который соответствует оценке нашего урока. (Дети обосновывают выбор цветка).

Наш урок подошел к концу, споем «До свидания!»

13.▀Домашнее задание.

Подготовиться к контрольному уроку по темам: знать длительности нот, паузы, уметь строить гаммы: До, Ре, Фа, Соль мажор, в них комплекс, уметь транспонировать пример в другую тональность, знать римские цифры, уметь спеть номер с листа, простучать ритм, определить на слух ступени.

Литература

1.В.В. Белобородова, И.В. Казанцева. Программа учебного предмета ПО.02.УП.01. «Сольфеджио» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты» для учащихся 1-8 классов. Срок реализации - 8 лет. - Усть-Ордынский, 2012.

2.Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. - М., 1975.

3.Фролова Ю. Сольфеджио 1 класс. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.

Перечень учебно-методических материалов

1.Наглядные пособия для работы на уроках сольфеджио: Клавиатура, столбица, гамма Фа мажор, пособие по устойчивым, вводным ступеням, памятка о гамме.

2.Карточки музыкальных обозначений: ноты I и II октавы, длительности нот, вводные звуки, устойчивые ступени, Т5/3.



© 2010-2022