Рабочая программа по музыке по программе Ямалетдиновой, Хусаиновой 5 класс

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование

по предмету «Музыка»
на 2015-2016 учебный год

Пояснительная записка.

Нормативные документы

Рабочая программа по предмету «Музыка » 5 класса разработана в соответствии со стандартами второго поколения, примерными программами общего образования и основными положениями художественно-педагогической концепции выдающегося музыканта-педагога Дмитрия Борисовича Кабалевского. Составлена на основе программы по музыке 5-8 кл. для общеобразовательных школ, лицеев, и гимназий . - Уфа: БИРО, 2006 г. Авторы -составители: Н.Г.Ямалетднова, Р.Х.Хусаинова

Программа является базовой, т. е. определяет содержание учебного курса «Музыка» для основной школы, которое должно быть представлено в любой рабочей программе.

Место учебного предмета в учебном плане

Количество часов за неделю -1 часа. За год - 35 часов.

Iчетверть - 9, II четверть - 8, III четверть - 9, IV четверть - 9

Проверочная работа - 2

Цели и и задачи программы:

Цель - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Основные задачи программы:

  • формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;

  • развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;

  • развитие творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально- пластическое движение, импровизация и др.

Результаты обучения

Учащиеся научится:

  • знать специфику музыки как вида искусства;

  • понимать значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;

  • знать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

  • знать основные жанры народной и профессиональной музыки; многообразие музыкальных образов и способов их развития; основные формы музыки;

  • знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; имена композиторов и музыкантов-исполнителей;

  • уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать муз. произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения, выделять общее и особенное при сравнении муз. произведений, выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве разных композиторов;

  • различать звучание муз. инструментов, виды хора и оркестра, певческие голоса;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

  • размышлять о музыке, анализировать, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;

  • определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.

Разделы предмета

Между музыкой разных народов нет непереходимых границ (18 часов) .

Между музыкой разных народов нет непереходимых границ. Музыка Германии, Австрии,Франции, Италии, Греции, Польши, Венгрии, Чехии и Болгарии, Скандинавии, Англии, Испании, Японии,Востока, Северной Америки, стран Латинской Америки и Африки. "Музыкальный фестиваль народов мира"

Музыкальный материал: И.Бах. Органная фуга соль минор. Л.Бетховен "Элизе". Менуэт из сонаты №20. В. Моцарт. Сюита "Маленькая ночная музыка" (7 часть "Рондо"). К.Сен-Санс Сюита "Карнавал животных" ("Черепаха", "Лебедь"). М.Равель. "Красавица и чудовище"из сюиты "Матушка-Гусыня". Дж.Верди . Опера"Риголетто", "Песенка Герцога" (фрагмент). Итальянская нар. песня "Четыре таракана и сверчок". "Неаполитанская песенка". "Санта Лючия"перевод А.Горчаковой. М.Теодоракис."Сиртаки". М.Огиньский. Полонез"Прощание с Родиной". Польский нар. танец "Краковяк". Ф.Шопен. Полонез. И. Брамс. Венгерский танец №5. Б.Барток. Микрокосмос. Пьесы для фортепиано:№146 . Б.Сметана . "Полька" из оперы "Проданная невеста". Чешская нар. песня "Полька" ,рус.текст В.Викторова. Э.Григ . Сюита "Пер Гюнт"- "Утро". Я.Сибелиус . фортепианные пьесы "Ель", "Береза", "Гвоздика". Г. Перселл. Канарейка" . Англ. Нар. Песня "Вновь солнышко смеется"рус. Текст М.Цейтлиной . ВИА Битлз. П.Сарасате. Цыганские напевы.. Фантазия для скрипки с оркестром. П.Чайковский. Испанский танец из балета "Кармен". М. Глинка "Арагонская хота". Японская нар. песня "Вишня". П.Чайковский. Китайский танец из балета"Щелкунчик".

Музыка и литература (9 часов):

Музыка рассказывает обо всем: Музыка вокруг нас, где звучит музыка, как муыка рассказывает нам обо всем.

Слово и музыка.: Два великих начала искусства. Стань музыкою слово! Музыка дружит не только с поэзией.

Песня: Песня - верный спутник человека Песни народов мира. Музыкальная палитра. Романс «Романса трепетные звуки…» Мир человеческих чувств.

Хоровая музыка. Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Что может изображать хоровая музыка.

Опера.- самый значительный жанр вокальной музыки. Из чего состоит опера.

Балет. Единство музыки и танца. «Русские сезоны» в Париже.

Музыка звучит в литературе. Музыкальность слова. Музыкальные сюжеты в литературе.

Музыкальный материал: А.Пахмутова, Н.Добронравов "Просьба",

В.Чичиков., К.Ибряев. "Наша школьная страна",

С.В.Рахманинов. Вокализ и Концерт №3 для фо-но с оркестром.

П.И.Чайковский."Грустная песенка",

М.И. Глинка. Романс "Жаворонок",

Н.А. Римский-Корсаков. Колыбельная Волховы из оперы "Садко", П.И. Чайковский. Балет "Щелкунчик"(фрагменты) ,

Г. Гладков, сл. В.Лугового "Песня о волшебниках",

Н.И. Аладов. "Мелодия для скрипки",

Грузинская нар. песня."Чела",

«Музыка и изобразительное искусство» (9 часов)

Образы живописи в музыке. Живописность искусства. Музыка - сестра живописи

Музыкальный портрет. Можем ли музыка выразить характер человека?

Пейзаж в музыке. Образы природы в творчестве музыкантов.

Музыкальная живопись сказок и былин. Волшебная красочность музыкальных сказок. Сказочные герои в музыке. Тема богатырей в музыке.

Музыка в произведениях изобразительного искусства. «Хорошая живопись - это музыка, это мелодия».

Взаимосвязь музыки, литературы, живописи (обобщение). Урок -концерт.

Музыкальный материал:

Н.А.Римский - Корсаков. Симфонич. картина из оперы "Сказа о царе Салтане" Три чуда".

И.Космачев, сл. Л.Дербенева "Сторона моя".

Л.Бетховен. Увертюра "Кориалан".

С.С.Прокофьев. "Вставайте, люди русские".

М.П.Мусоргский "Сиротка", "Баба-Яга" из "Картинок с выставки".

М.П.Мусоргский ."Рассвет на Москве-реке"(вступление к опере "Хаванщина).

Э.Григ "Утро".

Дм. Покрасс. Марш Буденного.

М. Равель.Хабанера.

Я.Френкель ." Погоня".

Ю.Чичиков. "Эх, зима!"

Ф.Шуберт. "Аве Мария".

С.Рахманинов"Всенощное бдение","Богородице Дево, радуйся".

М.И. Глинка. Романс "Жаворонок"

В.А.Моцарт.Фрагмент 1-й части симфонии №40.

А.Бородин. "Богатырская симфония".

Б.Савельев, сл. М.Пляцковского."Мир вам, люди!"

Национально-региональный компонент на уроках музыки.

Сегодня общеобразовательная школа находится в процессе перехода на новый образовательный стандарт (ФГОС), методологической основой которого является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

В программах по музыке стержневым моментом этой концепции становится не воспитание музыкальной культуры, а создание условий, которые обеспечат устойчивое музыкально-художественное саморазвитие личности, приводящее к обладанию музыкальной культурой, как частью культуры духовной.

Художественно-эстетическое образование в школе должно включать в себя народное и профессиональное, национальное и мировое искусство. От родной песни, родного слова, картин родной природы к пониманию культуры и искусства своих ближайших соседей и к мировой художественной культуре - таков путь познания национальных и мировых ценностей.

Существенная, на мой взгляд, новизна музыкального воспитания заключена в обращении к культурным традициям прошлого и настоящего родного края. В тематическое планирование уроков музыки введён национально-региональный компонент (НРК). Изучение музыкального краеведческого материала помогает познакомить учащихся с музыкальными традициями башкирского народа: народными песнями, праздниками и обычаями, известными коллективами и исполнителями. На реализацию национально-регионального компонента отводится 10% учебного времени, что составляет в 1 классе - 3 учебных часа, во 2 - 8 классах - 4 учебных часа в год. Для введения НРК в тематические планирования вариативных учебных программ по предмету «Музыка» предлагаются следующие содержательные линии:

  • детский музыкальный фольклор и сочинения башкирских композиторов для детей;

  • музыкальный фольклор башкирского народа;

  • музыкальная жизнь родного края;

  • творчество башкирских композиторов;

  • музыкальная жизнь республики Башкортостан;

  • музыкальное прошлое республики Башкортостан.

Интернет- ресурсы

  1. 74213s3.edusite.ru/p104aa1.html

  2. classic-music.ru/ - классическая музыка.ru

  3. news.oboe.ru/- лента новостей о классической музыке

  4. classicalforum.ru/ - Форум об опере и классической музыке

  5. terramusic.nm.ru/ - Музыка в Интернете

  6. cbook.ru/tchaikovsky/index/index.shtmlv - Дом музей Чайковского

  7. ournetclassic.dp.ua/frm/enc.htm - Музыкальная энциклопедия

  8. midiclassic.narod.ru/ - Все о композиторах

  9. members.tripod.com/Beethoven_page/ - Все о Бетховене

  10. library.thinkquest.ru/c025/index_musik.htm - Замечательные уроки музыки

  11. mmv.ru/p/museum/ - Музей музыкальных инструментов

  12. pro-uroki.ru/music/planning/ - про уроки музыки

  13. sc149.narod.ru/ - уроки музыки

  14. borgo.ucoz.ru/ - башкирские народные музыкальные инструменты

Выбор УМК - «Школа России»

  • Программа по музыке 5-8 кл. для общеобразовательных школ, лицеев, и гимназий . - Уфа: БИРО, 2006 г. Авторы -составители: Н.Г.Ямалетднова, Р.Х.Хусаинова

  • Хрестоматии для 5 класса. Авторы - составители: Н.Г.Ямалетднова, Р.Х.Хусаинова

  • Фонохрестоматия по предмету «Музыка» 5 класс. Составители: Н.Г.Ямалетднова, Р.Х.Хусаинова




















Тематическое планирование по предмету «Музыка» 5 класс
1 часа в неделю. Всего 35 часа

План

дата

Факт

дата

Тема урока

Кол.-

часов

Планируемый результат

Тема I полугодия: "Между музыкой разных народов нет неперходимых границ"

1

Наблюдать, сравнивать. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения.

Высказывать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы. Формулировать своё отношение к изучаемому материалу. Умение анализировать музыкальные фрагменты.

Сравнивать, анализировать. Формулировать своё отношение к изучаемым произведениям.

Сравнивать, сопоставлять. Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Умение анализировать музыкальные фрагменты.

Формулировать своё отношение к изучаемому произведению в невербальной форме.

Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Контролировать и оценивать свою деятельность.

Координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, выделять главное.

Умение отличить музыкальный язык музыки других народов. Знать особенности звучания и исполнения.

Умение отличать по стилистическим особенностям музыкальные жанры,

Понимать сущность определения «Квартет», грамотно формулировать ответы на поставленные вопросы.

Описать настроение картины, музыкальные краски.

Выделять особенности исполнения песен разных народов. Умение анализировать фрагменты музыки

Умение рассказать о сюжете музыкального произведения.

Умение определить содержание, характер особенности мелодии и ритма.

Характеризовать новые музыкальные инструменты. Уметь при слушании определять и называть самые значительные музыкальные произведения.

Слушать и сопоставлять с музыкой других композиторов.

Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, выделять главное.

Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением.

Делать музыкально теоретический анализ произведений. Умение различать жанры фронтовых песен.



Между музыкой разных народов нет непереходимых границ


2



Музыка Германии


3



Музыка Австрии


4



Музыка Франции


5



Музыка Италии


6



Музыка Греции


7



Музыка Польши


8



Музыка Венгрии


9



Музыка Чехии и Болгарии


10



Музыка Скандинавии



11



Музыка Англии


12



Музыка Испании


13



Музыка Японии и Востока


14



Музыка Востока


15



Музыка Америки



Второе полугодие

Тема III четверти: "Музыка и литература"



1



Музыка рассказывает обо всем


2



Песня- верный спутник человека


3



Романс


4



Хоровая музыка


5



Опера


6



Балет


7



Балет


8



Музыка звучит в литературе


9



Чудо музыки в повестях К.Паустовского


10



Повторение и обобщение по теме

"Музыка и литература"


"Музыка и изобразительное искусство"


1



Можем ли мы увидеть музыку?


2



Героические образы в искусстве


3



Музыкальный портрет


4



Картины природы в музыке


5



Музыкальные краски


6



Вечная тема искусства


7



Взаимосвязь музыки, литературы, живописи


8



Обобщающий урок


9



Урок -концерт



46



© 2010-2022