Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема 7. Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников

Вопросы:

1.Характеристика метода как способа взаимодействия

2. Общедидактические и специфические методы музыкального воспитания, развития и обучения. Использование наглядных, словесных и практических методов

3. Значение методов моделирования и развития музыкальности дошкольников. Характеристика методов «уподобления характеру звучания музыки».

4. Нагдяно - дидактические пособия и УМК как средство обучения и развития, пути их использования

1.Характеристика метода как способа взаимодействия

В настоящее время в педагогике не существует единого мнения о содержании понятия «методы воспитания и обучения». Нет и единой, общепринятой классификации педагогических методов.

Наиболее устоявшейся классификацией является деление методов на наглядные, словесные и практические, т.е деление на основании различных источников передачи и восприятия знаний. В то же время существует классификация, учитывающая степень проблемности изложения материала (подход А.В.Запорожца и Т.А.Марковой). Ими выделяются методы прямого воздействия, опосредованного педагогического воздействия и проблемного воспитания и обучения, при этом источники передачи и восприятия опыта остаются теми же (наглядный, словесный, практический). Классификация методов эстетического воспитания и художественного обучения предложила Н.А.Ветлугина. Исходя из своеобразия задач и сущности эстетического воспитания, ею выделены следующие методы: побуждения к сопереживанию, убеждения в процессе формирования эстетического восприятия, упражнения в практических действиях, поисковых ситуаций, побуждающих к творческим действиям.

2. Общедидактические и специфические методы музыкального воспитания, развития и обучения. Использование наглядных, словесных и практических методов

Исходя их специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры дошокльников. Для характеристики методов музыкального воспитания возможно объединение двух классификаций, предполагающее рассмотрение наглядного, словесного и практического методов в сочетании с проблемным.

Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный (по О.П.Радыновой). Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания. Основное содержание этого метода - исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО. Основное требование по использованию этого метода - качество исполняемой музыки. Придание проблемности наглядно-слуховому методу может происходить с помощью приемов, побуждающих детей к сравнениям, сопоставлениям, поискам аналогий. Это может быть сравнение звучания одного произведения в «живом» исполнении и в записи, в исполнении различных инструментов, сравнение двух-трех произведений контрастных друг другу, либо наоборот, схожих (в старшем возрасте), произведений одного жанра («Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского и «Солдатский марш» Р.Шумана) с похожими названиями («Баба-яга» П.И.Чайковского из «Детского альбома», «Баба-яга» А.Лядова, «Избушка на курьих ножках» М.П.Мусоргского из цикла «Картинки с выставки»). Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может рассматриваться как прием. Зрительная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки) применяются для ознакомления с неизвестными ранее детям явлениями (какой-либо музыкальный инструмент, персонаж), обогатить и конкретизировать впечатления о музыке. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, ее использование наиболее оправданно в младшем возрасте. Как правило, зрительная наглядность не используется до прослушивания музыки во избежание навязывания определенного образа, излишней его конкретизации.

Словесный метод носит универсальный характер и в музыкальном воспитании также незаменим. Его назначение: организовать внимание и деятельность детей, углубить и дифференцировать воспритие музыки (эмоционально-образные характеристики музыки - используется не бытовая, а образная речь), Его разновидности: беседа, рассказ, пояснения, инструкции. Проблемность словесному методу придают побуждения детей к высказыванию собственных суждений о музыке, выражению предпочтений и т.д.

Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении (приемы правильного звукообразования, дикции, правильного дыхания), музыкально-ритмических движениях (используется тактильно-мышечная наглядность), игре не музыкальных инструментах. Практический метод приобретает проблемность, если используется не прямой показ, а предлагается выбор нескольких возможных действий, самостоятельный поиск решения. Одним из основных практических методов является упражнение, однако его использование не должно превращаться в тренаж. Эффективный практический метод - метод моделирования звуковых отношений. Он позволяет связать музыкальные явления с понятными и доступными дошкольникам действиями и образами. Так, соотношение звуков по высоте, длительности, силе может моделироваться с помощью действий (например, показ рукой изменения высоты звука, отхлопывание и отстукивание ритмического рисунка, показ с помощью наклонов изменение динамики музыки и т.д.), с помощью предметов (для показа изменения высоты - предметы одного размера, расположенные на разной высоте по вертикали <ветки на дереве, цветы различной высоты и т.п.>, смены длительностей - предметы разного размера, соответствующие разной длительности звуков <длинные и короткие бревнышки, сосульки и т.п.>).

3. Значение методов моделирования и развития музыкальности дошкольников. Характеристика методов «уподобления характеру звучания музыки».

О.П.Радынова выделяет группу методов уподобления характеру звучания музыки, которые позволяют отражать, смену характера и настроения музыки в процессе восприятия с помощью доступных дошкольникам способов. Это методы мимического уподобления (отражение настроения с помощью мимики), тактильного (прикосновение руки педагога к руке ребенка, отражающее характер звучащей музыки: нежно, ласково, тяжело, колюче и т.д.), интонационное (высказывание о музыке с речевой интонацией, соответствующей характеру музыки), вокальное (подпевание музыкальных фраз), моторно-двигательное (дирижерский жест ребенка, мелкая моторика, танцевальные движения), цветовое (подбор цветовых карточек, соответствующих характеру музыки), тембровое (подбор музыкальных инструментов, тембр которых соответствует музыке,оркестровка произведения с их помощью), словесное (подбор эпитетов, стихотворных строк), полихудожественное (одновременное использование слова, цвета, драматизации и т.д.)

Особое место в музыкальном воспитании дошкольников занимает игра как метод музыкального воспитания (одновременно являясь и формой организации музыкльного воспитания).

4. Нагдяно-дидактические пособя и УМК как средство обучения и развития, пути их использования

Многие наглядно-дидактические игры предполагают использование музыкально-дидактических пособий, однако последние могут использоваться и вне игр, являясь своеобразными моделями, способствующими осозанию дошкольниками различных явлений музыкального искусства.

Можно выделить следующие виды пособий:

1. Музыкально-дидактические пособия общего назначения (фланелеграф, нотный стан со съемными нотами и др.)

2. Музыкально-дидактические пособия для развития способностей к определенному виду музыкальной деятельности (Комиссарова Л.Н.):

а). формирующие представление о характере музыки ("Солнышко и тучка").

б). Музыкально-дидактические пособия формирующие представления о средствах выразительности ("Музыкальный домик"- регистр, "Карусель"-темп).

а). формирующие представление о содержании музыки и музыкальных образах ("Море", "Узнай сказку").

3. Музыкально-дидактические пособия для развития отдельных музыкальных способностей (разрезные комплекты для моделирования звуковысотных и ритмических отношений, книжки-малышки с сюжетами знакомых песен для формирования певческих навыков и закрепления изученного репертуара).

Важное значение в музыкальном воспитании дошкольников, в реализации принципа наглядности, играют и учебные пособия для дошкольников. Среди них:

Н.А. Ветлугина "Музыкальный букварь";

Л.С. Ходонович "В мире музыки", «Я и музыка», «Необыкновенные знакомства» и др. - индивидуальные тетради для старших дошкольников;

В.В.Ковалив «Мои первые ритмы» - пособие-раскраска для среднего дошкольного возраста;

О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль «В мире музыки» и «Тропинка в мир музыки»- учебно-наглядные пособия для детей 3-5 лет и 2-3 лет (Серия «Мир детства»)

Для детей старшего дошкольного возраста Л.С. Ходонович разработан УМК (учебно-методический комплекс) «Путешествие в мир музыки», включающий учебно-методическое пособие для педагога (планирование работы, конспекты занятий, развлечений и др.), учебное пособие для дошкольников, рабочая тетрадь для дошкольников (черно-белая).



© 2010-2022