- Преподавателю
- Музыка
- Внеклассное мероприятие Музыкальные инструменты
Внеклассное мероприятие Музыкальные инструменты
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шешолина Т.И. |
Дата | 18.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Внеклассное мероприятие.
Тема: Музыкальные инструменты.
Цели:
-
Познакомить учащихся с музыкальными инструментами, расширить кругозор знаний в мире
музыки. -
Развивать музыкальную память, творческое мышление.
-
Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: иллюстрации музыкальных инструментов, музыкальные фрагменты, синтезатор.
Ход мероприятия.
1. Возникновение музыкальных инструментов.
Музыкальные инструменты, как и люди, имеют свою родословную. Самым древним музыкальным инструментом считается голос человека. Позднее наши предки заметили, что звук можно передавать не только голосом человека, но извлекать с помощью предметов. Человек начал постукивать двумя камушками - звуки ударов камня о камень поддерживали ритм танца - так возникли ударные инструменты. Может быть, случайно во время рыбалки первобытный человек заставил запеть пустой стебель тростника, вдувая в него воздух - это был первый духовой инструмент. Когда человек изготовлял лук для охоты, он пробовал, туго ли натянута тетива и заметил, что она издает красивый звук. От поющей тетивы -появились струнные инструменты. Так сама природа разделила все инструменты на музыкальные семьи - группы.
2. Музыкальные инструменты.
Струнные инструменты.
Скрипка - самый распространенный струнный смычковый инструмент. (4 струны «скрипеть» напоминают человеческий голос)
Альт - тоже часто называют скрипкой, но он больше скрипки по размерам.
Виолончель - играют сидя.
Контрабас - самый низкий струнный смычковый инструмент - играют стоя.
Арфа - играют щипком, 47 струн.
Духовые инструменты делятся на 2 группы:' Деревянные духовые (из дерева)
Флейта - (ее прабабушка тростинка), пение птиц, человеческий голос - сопрано, «flatus» дуновение, высокий регистр
Гобой - (прабабушка свирель) - родственник - английский рожок, который еще называют альтовым гобоем.
Кларнет - сlаriпеt - маленькая труба. Есть несколько разновидностей кларнета: малый
кларнет, бас-кларнет - близок тембру человеческого голоса.
Фагот - самый низкий по звучанию инструмент, напоминает вязанку дров. Fagotto
-«вязанка». Разновидности контрабаса.
Медные духовые инструменты (металл).
Валторна - немецкий Waldhom - лесной рог (предок - охотничий рог), длина 3 метра.
Труба - самый древний медный духовой инструмент (использовали в религиозных обрядах,
она извещала об опасности, поддерживала отвагу воинов в бою, открывала торжественные
церемонии. Самый высокий среди медных инструментов.
Тромбон - итальянская ТгоmЬа (труба) - трубится - имеет сильный голос.
Туба - самый низкий по звучанию инструмент - родилась в Германии.
Ударные инструменты.
Барабан - (большой и малый). Большой звучит мощно (раскат грома). Играют с помощью
деревянных палок, с мягкими колотушками на конце. Малый - его дробь хорошо
подчеркивает ритм, играют на нем двумя палочками.
Литавры - (имеют вид котла), используют при игре палочки.
Ксилофон - «звучащее дерево» - греческое - деревянные бруски - играют деревянными
палочками.
Челеста - небольшое пианино (вместо струн металлические пластинки).
Треугольник - изогнутый треугольник, стальной прутик.
Клавишные инструменты.
Орган - король музыкальных инструментов. Про него говорят: «Его величество - орган». Ему нет равных по силе и мощи звучания. На нем играют не только руками, но и ногами.
Фортепиано - (итальянец Бартоломео Кристофорий), играет тихо - пиано и громко - форте, отсюда произошло его название. Сложились два вида: фортепиано - горизонтальный, рояль
-
по - французски, гоуа! - королевский: он вертикальный. Пианино - по - итальянски, рiапino
-
маленькое пиано. Рояль - концертный инструмент.
Народные инструменты.
Любая нация или народность имеют свою музыкальную культуру, а значит любимые музыкальные инструменты, которые получили название народные. Сейчас мы поговорим о казахских народных музыкальных инструментах, которые также можно разделить на три группы:
Струнные инструменты.
Кылкобыз - (родственник современной виолончели). Звук извлекается движением смычка
по двум струнам, (священный инструмент - используют шаманы).
Кобыз - четырехструнный смычковый музыкальный инструмент, струны металлические,
(есть двухструнные).
Домбра - называют «сердцем казаха», играют щипком - меретпе, ударом - токпе, две
струны.
Шертер - похож на домбру, три струны, играют щипком.
Жетыген - (русские гусли), многострунный музыкальный инструмент. Звук извлекается посредством щипка, семь струн.
Духовые инструменты.
Сыбызгы - (свисток, дудочка), вид тростниковой или деревянной трубки с 3-5 отверстиями
(казахская свирель)
Сазсырнай - глиняный духовой инструмент, 2-3 отверстия.
Ускирик - детский глиняный инструмент треугольной формы.
Сырнай - (из камыша), состоит из двух трубок, звонкий голос.
Ударные инструменты.
Дангыра или кепшик- бубен.
Дабыл - звук извлекается пальцами или колотушкой, это 2-х сторонний барабан с ручкой.
Дауылпаз - деревянный.
Форма котла, сверху обтянут кожей, звук извлекается ударом руки
Шиндауыл - металлический. Асатаяк - посох с металлическими подвесками, шумовой. Конырау - колокольчики. Туяктас - копытца.
Шанкобыз - язычковый музыкальный инструмент казахского народа. Состоит из металлического ободка с вытянутыми сужающими концами. Прикладывается к губам. Звук извлекается с помощью колебаний стержня.
3. А сейчас мы немного развлечемся.
Все на свете дети знают -
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клокот,
Самолета громкий рокот.
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре.
Стук колес и шум станка.
Тихий шелест ветерка.
Это звуки шумовые,
Только есть еще другие:
Нет шуршания, нет стука-
Музыкальные есть звуки.
а) перечислите инструменты, которые издают музыкальный звук. А теперь - шумовой звук.
б) А сейчас я прочитаю вам стихотворение о своем любимом инструменте.
Пианино и рояль с виду спутаешь едва ль,
Ведь нельзя же со слоном
Спутать з-х этажный дом?
Лишь дотронешься до клавиш-
Сразу их звенеть заставишь.
А педаль нажмешь ногой
Станет звук совсем другой.
Все: и взрослые, и дети
Инструменты любят эти.
в) В следующем задании нужно вставить пропущенное слово - музыкальный инструмент.
В горах, уснувших ночью темной,
Костер устало догорал.
Пастух, накрывшись буркой теплой
В тиши на играл (дудочка)
-•
г) Отгадайте загадки:
Он стоит на трех ногах, ноги в черных сапогах, Зубы белые, педаль. Как зовут его? (рояль)
Деревянные подружки пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит - в ногу всем плясать велит (барабан)
У меня 3 струны, коли я начну играть,
Никому не устоять (балалайка)
У него рубашка в складку, любит он плясать в присядку.
Он и пляшет, и поет, если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем с перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян, голосистый наш (баян)
Движенья плавные смычка приводят в трепет струны,
Мотив звучит издалека, поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив. Я называюсь (скрипка)
В оркестре узнают нас по раскату меди,
Никак не обойтись без нас и на обеде (тарелки)
Музыкальный инструмент, которым пользуются шаманы? (бубен)
Меня не каждая включает партитура,
Но в геометрии я - важная фигура (треугольник)
Со скрипкой инструменты схожи,
На них смычком играют тоже,
Но больше скрипки в 10 раз (Виолончель и контрабас)
Что в оркестре всем поможет?
Сложный ритм стучать он может.
Ритм любой из разных стран,
Что же это?(барабан)
Форте - громко, пиано-тихо,
Кто наигрывает мне?
Без ошибок, без изъяна,
Ну, конечно (фортепиано)
Щипни струну ты для начала,
А струн бывает 7 иль 6,
Ее достоинств нам не счесть.
Всем под нее легко поется,
Скажите, как она зовется? (гитара)
Он по виду брат баяна,
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану,
Что же это? (аккордеон)
д) Сколько названий, известных тебе музыкальных инструментов, можешь составить из этих букв?
\
РОТФУНВБАЛ (арфа, барабан, труба)
г) Если вы правильно переставите буквы в этих словах, у вас получатся названия музыкальных инструментов.
Яльро
Ганор
Бойго
Фара
Акпиркс
Нинопиа
Небуб
Толварно
Нетклар
Лирытав
Монборт
Янаб
Калабайла
-
Сегодня мы с вами познакомились с различными музыкальными инструментами.
-
Анализ творческой деятельности. Поощрение. Предложить детям нарисовать их любимый музыкальный инструмент.