Технологическая карта по музыке для 5 класса на тему Портрет в музыке

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Этап урока

Время

Тип урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные результаты

Метапредметные

Предметные

Ресурсы урока (муз. материал)

1.Мотивация

5 мин

Изучение нового материала


Музыкальное приветствие учителя

Организация учебной мотивации

Настраивание учащихся на деятельность

.

Приветствуют учителя. Выполняют задания мотивационной работы. Отвечают на вопросы учителя


Мотивируются на активную деятельность

Учатся слушать вопросы и отвечать на них. Взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач

Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.


«Вокализ» С.В. Рахманинова , «Каприс № 24» Н. Паганини.

Песня «Дорога без конца»

2. Осмысление учебной задачи

10 мин

Первичное усвоение нового теоретического материала.


1 слайд

Сегодня у нас с вами будет необычный урок. Мы вновь обратимся к теме родства музыки и изобразительного искусства.

2 слайд

А так как мы будем говорить не только о музыкальных произведениях, но и о картинах, я предлагаю вам вспомнить песенку о картинах

Молодцы, присаживайтесь, пожалуйста.

А теперь отгадайте музыкальную загадку: послушайте и угадайте что это за произведение?

3 слайд

Вы, конечно же, узнали это произведение

Правильно, а какой инструмент там солирует?

4 слайд

Правильно.

Термин «вокализ» относится к вокальной музыке или инструментальной музыке и что он обозначает?


Верно.

Можно ли сказать, что в этом произведении скрипка поёт?

Чем здесь скрипка напоминает голос?

Правильно.

Что вы знаете о скрипке?

А почему звучание этого инструмента так любимо слушателям.

Как выдумаете, скрипка может петь?

5 слайд

Да, правильно, более того, скрипка была любима не только музыкантами, но и художниками.

Часто художники и скульпторы изображали саму скрипку

6слайд

портреты скрипачей

7 слайд

жанровые сценки с музыкантами скрипачами

8 слайд

натюрморты со скрипкой

А в каких видах искусства можно встретить портрет?

Поэтому давайте вместе с вами сформулируем тему нашего урока

9 слайд

Запишите, пожалуйста, тему в тетрадь

Ну а начнем мы с портрета скрипки. Давайте рассмотрим в учебнике репродукции с изображением скрипки. Какая музыка созвучна образам этих картин?

А почему?


А с другой стороны, красный цвет скрипки как можно объяснить?

Ну а теперь немного отдохнем и физминутку проведем

10 слайд

физминутка




Исполняют «Песенку о картинах» муз. Г. Гладкова.

Слушают произведение С. Рахманинова «Вокализ»

Это «Вокализ» С. Рахманинова

Скрипка

Вокализ относится к вокальной музыке и означает пение без слов на гласный звук

Да

Ведёт фразы, берёт дыхание, меняет громкость на длинных нотах, постепенно затихает в конце).

Скрипка родилась в 15 веке, и ее создал итальянский мастер Антонио Страдивари.

Звучание скрипки очень выразительно. Ее голос часто сравнивают с человеческим.

Да, скрипка может петь, плакать, говорить…





В скульптуре, живописи, литературе, музыке

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

Записывают тему в тетрадь

Трагическая, драматическая. Потому что художник изобразил скрипку в красном цвете, а красный цвет символизирует кровь

Из красного дерева, поэтому художник и выбрал красный цвет для скрипки

Формирование эмоциональной отзывчивости. Интереса к святым земли русской

Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Знание основных закономерностей музыкального искусства (каприс, интерпретация, портрет);






«Вокализ» С. Рахманинова




























3. Открытие нового знания



































4.Обобщение и закрепление.

Рефлексия


20 мин







































10 мин

Изучение нового материала





































Организует рефлексию по типу «вопрос- ответ»

Дом. задание

11 слайд

Итак, сегодня я хочу познакомить вас с удивительным скрипачом Никколо Паганини. Много легенд существует об этом удивительном музыканте и человеке. Давайте с помощью музыки, литературы, живописи создадим портрет этого человека.

12-13 слайд

Я предлагаю нам разделиться на группы и выполнить следующие задания:

Первая группа рассмотрит портреты этого композитора и ответит на вопрос: Какой образ раскрывают эти иллюстрации? Зачем современные художники обращаются к образу Паганини? (работа с раздаточным материалом: иллюстрации портретов Н. Паганини)

Вторая группа обратится к рассказу Паустовского «Струна» и попытается ответить нам на вопрос в чем же «секрет» Николо Паганини? (работа с раздаточным материалом: текст рассказа)

Третья группа проанализирует произведение Н. Паганини Каприс № 24 и попытается нарисовать музыкальный портрет этого композитора. ( работа с раздаточным материалом: Каприс №24 Н. Паганини)

Итак, отвечает первая группа, какой же образ Паганини нарисовали художники?

Верно. О таинственности знаменитого скрипача говорит его внешность, описание которой оставили его современники Гете и Бальзак: «мертвенно-бледное, как будто вылепленное из воска лицо, глубоко запавшие глаза, худоба, угловатые движения и самое главное - тонкие сверхгибкие пальцы какой-то невероятной длины, как будто вдвое длиннее, чем у обычных людей».

2 группа. О чем рассказ Паустовского?

А в чем же «секрет Паганини»?

Какое время истории России описывает Паустовский?

Что удивило и поразило вас в этом рассказе?

Что помогло музыканту довести до конца свое выступление на единственной оставшейся струне скрипки?

Как вы считаете, то, что произошло в рассказе, могло ли случиться в реальной жизни?

Кстати история, которая была в рассказе Паустовского действительна. Паганини выступал на концерте, когда одна за другой у него начали рваться струны. Это сделали злые соперники в надежде на то, что концерт провалиться и Паганини опозорится перед публикой. Но Николо Паганини доиграл произведение до конца на одной струне.

3 группа

Какую же музыку сочинял наш композитор. Что поражает и удивляет нас в ней?

Что вы услышали в музыке?

А как бы вы назвали эту пьесу?

Ребята это произведение называется каприс.

А каприс означает - прихоть

14 слайд

Образ Паганини привлекал многих композиторов, среди них И С. Рахманинов, который создал «Вариации на тему Паганини». Давайте послушаем фрагмент из этого произведения и подумаем какие черты шедевра Паганини подчеркнул Рахманинов

15 слайд

Образ Паганини привлекал и кинематографистов, в 1982 году был создан фильм «Никколо Паганини», я предлагаю вам посмотреть фрагмент

16 слайд

В этом фильме звучит песня «Дорога без начала и конца» , давайте ее послушаем

Работа над песней

И сейчас у нас есть уникальная возможность услышать живое исполнение скрипки, нам Али Махмудов и Юля Молодцова сыграют на скрипке

17 слайд

Какой же вывод на сегодняшнем уроке мы с вами сделаем? В чем «секрет» музыки Никколо Паганини?

И давайте оценим свою деятельность с помощью лестницы успеха

18 слайд

  1. Выписать в тетрадь известных скрипачей мира

  2. Нарисовать скрипку

19 слайд

Я благодарю Вас за

работу на уроке и думаю, что вы все получили «5». До свидания.







(Учащиеся осуществляют учебные действия, по намеченному плану работая в группах, анализируя, произведения искусства разных видов, высказывают свое мнение)




Образ таинственного и талантливого скрипача, об этом говорят его длинные пальцы, длинное худое лицо, запавшие глаза





Этот рассказ о скрипаче, который выступал на концерте и у него порвались струны.

Великая Отечественная война.

Ситуация, в которую попал музыкант.


Его желание сыграть этим солдатам, которые так ждали от него музыки, сильная любовь к музыке.

Да, могло





Тревогу, разочарование, грусть

Рассказ

Игра




Слушают «Вариации на тему Паганини» С. Рахманинова




Вокально-хоровая работа


Ученики играют свои произведения

В трудолюбии, усердии. Она дарила чудо. Ведь до Паганини никто так не играл.

Учащиеся оценивают свою деятельность


















Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей







(Уч-ся определяют - лад, темп, динамику, характер, высказывают своё мнение о прослушанном произведении.)





Умение анализировать и оценивать свою деятельность


Различать и узнавать
































Умение воспринимать музыку и выражать свое мнение о ней















Звучат «Вариации на тему Паганини» С. Рахманинова



Просмотр видео фрагмента из кинофильма «Н. Паганини», в котором звучит песня «Дорога без начала и конца»




© 2010-2022