Доклад Совершенствование урока музыки средствами IT-технологий

Конечной целью современного образования является подготовка широко образованного, эрудированного, интеллигентного и профессионально компетентного, гражданина нашего Отечества, обладающего активной жизненной позицией, творческим потенциалом, высокой духовной и эстетической культурой. И в этом свете, особенно важным видится повышение эстетической культуры общества, неотъемлемым компонентом которой является музыкальная культура каждого его гражданина.   Современные социологические опросы показывают...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Совершенствование урока музыки средствами

IT-технологий»

Конечной целью современного образования является подготовка широко образованного, эрудированного, интеллигентного и профессионально компетентного, гражданина нашего Отечества, обладающего активной жизненной позицией, творческим потенциалом, высокой духовной и эстетической культурой. И в этом свете, особенно важным видится повышение эстетической культуры общества, неотъемлемым компонентом которой является музыкальная культура каждого его гражданина.

Современные социологические опросы показывают, что музыка занимает одно из первых мест в сфере интересов современной молодежи. Однако проблема заключается в том, что предпочтение отдается низкопробному отечественному и зарубежному музыкальному репертуару. В музыкальном окружении молодежи не находится места шедеврам классического музыкального искусства, высокохудожественным образцам народной музыки, обладающим огромным духовным потенциалом, воспитательными и развивающими возможностями. В связи с этим, явно видна необходимость усиления работы в направлении формирования музыкальной культуры подрастающего поколения с помощью массового музыкального образования, которое осуществляется на уроках музыки в общеобразовательной школе и охватывает всех без исключения детей и подростков.

В последнее время всё большее влияние на развитие школьного музыкального образования стали оказывать компьютерные интерактивные технологии, поскольку одной из обширных областей применения достижений технологий мультимедиа в образовательном процессе является обучение дисциплинам художественно-эстетического цикла, в учебных материалах которых значительное место занимают музыка, иллюстрации, видеоизображения. Компьютерная среда, создаваемая с помощью мультимедийных средств, формирует условия для развития инновационного мышления, а также обеспечивает возможность в процессе изучения художественно-эстетических дисциплин в учебных заведениях и при самостоятельной работе создать предпосылки для интеллектуального и личностного развития учащихся и оптимизации образовательного процесса, развитию творческой компетентности учащихся.

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки искусства, открывает новые возможности.
Надо сказать, что в настоящее время многие используют развивающие и обучающие музыкально-художественные программы для развития творчества детей. Преимущества таких технологий по сравнению с традиционными довольны многообразны. Объединение в одном электронном образовательном продукте красочных изображений и сопровождение их текстовой информацией, музыкальными произведениями оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус детей и даёт возможность получать знания в области культуры и искусства. Кроме большого количества иллюстраций и наглядного материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихся, методических приёмов в работе учителя.

Доклад Совершенствование урока музыки средствами IT-технологийДоклад Совершенствование урока музыки средствами IT-технологийДоклад Совершенствование урока музыки средствами IT-технологийДоклад Совершенствование урока музыки средствами IT-технологийДоклад Совершенствование урока музыки средствами IT-технологийДоклад Совершенствование урока музыки средствами IT-технологийИнформационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники - т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. ТСО очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре.

В своей работе я имею возможность ввести в изучение тем компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы.

Урок с использованием компьютера, в отличие от традиционного, подразумевает несколько иную организацию: в работе делаю акцент на актуальность изучения той или иной темы для ребёнка, на связь с жизнью. Задания носят конкретный характер. Цель этой работы: привлекать детей к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное, важное для всех участников деятельности. Например, это такие программы, как «100 великих», «Музыкальный класс», «Учимся понимать музыку», «Про музыку», «История Щелкунчика», «Волшебная флейта», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия».

Изучая тему "Музыкальные инструменты", дети находят в мультимедийной энциклопедии историческую справку о происхождении флейты, звучании инструмента, его особенностях. Все энциклопедические статьи сопровождаются видеозвукорядом. Таким образом, дети получают подтверждение полученной информации.

Так я получаю результат - самостоятельное выведение знаний. Умение концентрироваться на выполнении заданий и в то же время распределять свои умения в работе с другими детьми - важная часть организации этой деятельности. Ребёнок совершает открытие: он сам узнал, сам понял, сам дал объяснение. Далее пытаюсь вывести детей на иной путь реализации практических навыков - творческий.

Одним из способов развития творческой компетентности у учащихся является создание цифрового образовательного продукта, используя программы Power Point и Movie Maker . В программе Power Point учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков музыки, а также во внеклассной работе. Презентация позволяет учителю и ученикам иллюстрировать свой рассказ. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Еще более продуктивной в использовании на уроках музыки, я считаю программу Activstudio. Она позволяет расположить на страницах и сохранить во флипчарте не только иллюстративный и текстовый материал, но и музыкальный, видеоресурсы. Кроме этого она позволяет управлять элементами на страницах: передвигать их, расставлять в нужном порядке, сортировать и т.д. (показ флипчарта)

Для более быстрого передвижения по страницам, для более эффективного расположения информации можно использовать при подготовке к урокам программу AutoPlay Media Studio. Она также поддерживает все виды информаций, но плюс ко всему здесь можно расположить флеш-программы. (демонстрация)

На уроках музыки в классах с государственным языком преподавания я использую электронное пособие, созданное нашей творческой группой в прошлом году на казахском языке. (демонстрация)

Современный учитель музыки должен уметь самостоятельно решать множество профессиональных задач:

а) грамотно оформлять нотный учебный материал, при необходимости мгновенно подвергать его обработке (ноты концертмейстера, адаптация тональности, создать упрощённый вариант для учащихся, аранжировка, упражнения, и др.);

б) уметь применять музыкально - информационные технологии во время проведения учебной деятельности;

в) быстро и грамотно обрабатывать любой музыкальный материал (смена тональности, скорости, извлечь отрезок, изменить формат и др.);

г) интегрировать музыкальную информацию в видео, при необходимости заменять её;

д) создавать новую музыкальную информацию, если этого требует учебный процесс

( коллаж, эффекты);

е) создавать и применять любой вид мультимедиа;

ж) грамотно систематизировать и хранить информацию музыкального характера;

з) в полной мере использовать ресурсы Интернет (поиск информации, публикации, просмотр видео и прослушивание аудио в режиме online, если этого требует учебный процесс);

Для решения вышеперечисленных задач учителю музыки необходимо: знать основы работы с ключевыми музыкально-информационными технологиями; мгновенно ориентироваться в пространстве постоянно развивающихся и обновляющихся музыкально-информационных технологий, самостоятельно уметь изучить их новые возможности; уметь создавать учебно-методический материал с применением данных технологий и применять музыкально-информационные технологии в учебном процессе для эффективности учебной деятельности.

Применение компьютера и других технических средств на уроке музыки - это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не "подменить" его общением с компьютером, не "засушить" урок, не превратить его в технический практикум. Для этого есть уроки информатики. Увлечённый новой методикой, мудрый учитель использует только те её открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребёнка.


© 2010-2022