Рабочая программа внеурочной деятельности Волшебный мир музыки

  Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 классов составлена на основании  Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, учебного плана МБОУ « СОШ №  1» на 2014-2015 учебный год.  В программе «Волшебный мир музыки» деятельность учащихся рассматривается как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание музыкального произведения - песни. Занятие вокалом активизируют у учащихся мышление, творческое воображение, будят фантазию. Пом...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» города Бийска Алтайского края


Рассмотрено

на МО учителей МБОУ «СОШ № 1»

Протокол № 5

от 22 .05. 2014 г.

Согласовано

зам. директора

МБОУ «СОШ № 1»

____________/ В.В.Шипилова

22 .05. 2014г.

Принято

педагогическим советом

МБОУ«СОШ №1»

Протокол № ___

от __.08.2014г.

Утверждаю

директор

МБОУ «СОШ №1»

________/О.Н. Викарчук

Приказ от __.08.2014 г.

№ ____


Рабочая программа внеурочной деятельности

«Волшебный мир музыки»


3-Г класс






Учитель Напалкова Марина Ивановна

Квалификационная категория: высшая










2014 - 2015 учебный год


СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Стр.


  1. Пояснительная записка …………………………………………………………………………………3

    1. Планируемые результаты …………………………….……..……..……………………………..5

    2. Формы контроля уровня достижений планируемых результатов,

критерии оценивания……………………………………………………………………………….6

  1. Календарно-тематический план занятий………………………………………......................7

  2. Лист корректировки рабочей программы……………………………………………………..9

Приложение

Примерный репертуарный список…………………………………………………………………10




































I. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.

  2. Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).

  3. Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.

  4. Приказа О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373

  5. Санитарных правил и норм (СанПин 2.42. - 2821 10).

  6. Учебного плана МБОУ « СОШ № 1» на 2014-2015 учебный год.


Как развить комплекс музыкальных способностей? Как научить постигать тайны вокального искусства, познавать мир, привить любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению песенных традиций?

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, обучения тонкому восприятию музыки и чувствованию слова - это путь через пение, импровизацию, сочинительства, фантазирования, все это может дать вокальная деятельность. В составленной программе «Волшебный мир музыки» деятельность учащихся рассматривается как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание музыкального произведения - песни.

Очень важно, чтобы занятие вокалом активизировали у учащихся мышление, творческое воображение, будили фантазию, ибо подлинный художник-исполнитель вкладывает в произведение свое понимание, свое отношение, а значит, тоньше воспринимает произведения художественного творчества.


Каждый человек обладает своеобразным музыкальным инструментом - собственным голосом. Помочь ученикам овладеть этим инструментом, развить его, а также понять основы музыки - вот главная задача этой программы.

Пение - самый доступный вид детского творчества. Песня объединяет чувства, мысли и волю поющих людей, воспитывая их вкус и душу. Пение в ансамбле не только формирует музыкальные способности, музыкальную интуицию и мировоззрение, но и является фундаментом общего духовного развития.

В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Учащиеся не просто познают язык музыкальной речи, но и начинают активно им пользоваться в своей исполнительной деятельности. Формируются навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений. Развиваются индивидуальные творческие способности, формируют эмоциональную отзывчивость, любовь к окружающему миру.

На основе изучения детских песен, вокальных произведений расширяются знания об истории Родины, ее певческой культуры. Учащиеся учатся воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.

Программа предназначена для детей 7-11 лет (1-4 класс).

Цель программы: способствовать творческой самореализации посредством ансамблевого исполнительства школьников, заинтересовать, «зажечь» детей желанием петь, овладеть своим голосом.

Задачи:

  1. Постановка и развитие голоса, формирование вокальных навыков.

  2. Воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, ответственности в момент коллективного музицирования.

  3. Развитие музыкальных способностей, интереса к пению как мотивационного компонента готовности к саморазвитию. Формировать и развивать исполнительские и творческие навыки и умения - на базе приобретаемых знаний, умений и навыков, развивать сферу эстетических чувств и мыслей каждого ребенка.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов мелодических и пластических импровизаций, движения под музыку, элементы театрализации.

Занятия проводятся в учебно-игровой форме. Использование вокальных игр-упражнений способствуют выработке естественного легкого звучания голоса, облегчают работу над расширением диапазона, помогают добиться отчетливого произношения. Естественность и органичность звуковой палитры народных попевок дают возможность достаточно быстро наладить координацию голоса и слуха, что сказывается на чистоте интонирования и, в дальнейшем, облегчает усвоение учащихся более сложных песен. Упражнение в выразительном, четком, эмоциональном, ярком произнесении и пропевании поэтических текстов, развивают голос, повышают речевую и певческую культуру, формируют культуру чувств. Речевые и вокально-речевые упражнения сменяются рассказом учителя, ответами учеников на вопросы, их высказываниями. Выполняются задания на усвоение, закрепление материала, причем разучивание нового сочетается с многократным варьированным повторением пройденного.

Творческие задания в вокальной деятельности на кружковых занятиях полезны для развития музыкальных способностей и реализации художественного потенциала детей в целом. В них решаются непосредственные задачи творческой деятельности ребенка: развитие воображения, образного мышления, словесно-логической памяти, вокально-хоровых навыков, музыкального слуха (при слушании, пении, сочинении) формируется чувство ритма, развитие самостоятельности, активизация инициативы (в импровизации и сочинении несложных попевок), а также комплексное развитие способностей (в инсценировке, разыгрывании песен). Не навязывая учащимся никаких трафаретных движений, детям предоставлено самим создавать свои собственные движения непосредственные, от них самих исходящие. Это не только развивает сферу эстетических чувств и мыслей каждого ребенка, но и помогает юному певцу в передаче художественного образа произведения. Его исполнение становится осмысленным, ярким, художественно выразительным, подлинно музыкальным. Позитивность подобных заданий определяется тем, что они сочетают в себе черты коллективного и индивидуального творчества. Практический опыт введения импровизации в структуру занятий показывает не только, большую заинтересованность детей процессом творчества, на высокую их мотивацию в деятельности, но и, несомненно, положительное его влияние на музыкальное и художественно-творческое развитие учащихся в целом.

Элементы движения, включаемые в исполнение песни, не только существенно влияют на развитие общей координации, но и позволяют точнее передать и, в конечном счете, освоить характер самовыражения.

Критерии отбора музыкального материала, художественная ценность произведений, высокая нравственная направленность, педагогическая целесообразность, направленность на овладение знаниями, умениями и навыками. Частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий.

Реализуется через занятия «Волшебный мир музыки» за счет часов, отведенных на внеурочную деятельность: 34 часа в год, 1 час в неделю.



    1. Планируемые результаты

В процессе обучения дети получают возможность приобретать и совершенствовать:

  1. Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

  2. Владение некоторыми основами музыкальной грамоты, использование голосового аппарата;

  3. Проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова - артикулировать при исполнении);

  4. Стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

  5. Умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия - подголоски;

  6. Стремление к вокально-творческому самовыражению, участие в импровизациях;

  7. Умение двигаться под музыку, не бояться сцены, культуры поведения на сцене.



















1.2. Формы контроля и учета достижений обучающихся

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

текущая аттестация

итоговая (четверть, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

-

-

-

- участие в конкурсах, фестивалях, праздниках;

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности школы, города, края

- творческий отчет

- портфолио

Вокальный кружок - это технология, требующая от руководителя перехода на позиции партнерства с учащимися, безоценочности. Она направлена на «погружение» участников кружка в процесс поиска, познания и самопознания.





























Календарно-тематический план занятий

«Волшебный мир музыки»

2014-2015 учебный год (3 класс)

Занятий

Дата

план

понедельно

Дата

факт

Тема и содержание занятий

Кол-во

часов


1

01.09.14-06.09.14

Введение. Эстрадное пение - наиболее популярный и доступный вид музыкального искусства. Прослушивание. Инструктаж по Т.Б. в кабинете.



1

2

08.09.14-13.09.14

Строение детского голосового аппарата. Выбор и распределение репертуара.

1

3

15.09.14-20.09.14

Диагностика уровня развития музыкального слуха и певческих данных учащихся. Выбор и распределение репертуара.

1

4

22.09.14-27.09.14

Выработка певческой установки. Выбор и распределение репертуара.

1

5

29.09.14-04.10.14

Экскурсия «Звуковая угадай-ка. Звуки улицы»

1

6

06.10.14-11.10.14

Выработка певческой установки. Работа над текстом.

1

7

13.10.14-18.10.14

Выработка певческой установки. Работа над звукообразованием.

1

8

20.10.14-25.10.14

Выработка певческой установки. Работа над звукоизвлечением.

1

9

27.10.14-31.10.14

Что такое голос и как он возникает? Как беречь голос?

1

10

10.11.14-15.11.14

Выработка певческой установки. Дыхание. Какое дыхание называется диафрагматическим.

1

11

17.11.14-22.11.14

Выработка певческой установки. Учимся дольше задерживать дыхание. Музыкальная игра «Эхо» с элементами театрализации.

1

12

24.11.14-29.11.14

Выработка певческой установки. Учимся правильно дышать. Игра «Цветок», «Пароход».

1

По плану 12 часов


13

01.12.14-06.12.14

Выработка певческой установки. Высота звука (высокий, средний и низкий регистры)

1

14

08.12.14-13.12.14

Выработка певческой установки. Работа над звукообразованием. Учимся петь гласные.

1

15

15.12.14-20.12.14

Выработка певческой установки. Работа над звукообразованием. Учимся петь согласные.

1

16

22.12.14-27.12.14

Выработка певческой установки, дыхания. Длительность звука (восприятие протяженности звука по слуху, прохлопать, простучать, сыграть, спеть).

1

17

12.01.15-17.01.15

Длительность звука. Графическое моделирование ритмо-интонаций песен. Проиллюстрируем песню.

1

18

19.01.15-24.01.15

Высота звука. Определение на слух певческих голосов (бас, тенор) и направления звуков в мелодии.

1

19

26.01.15-31.01.15

Учимся владеть голосом. Игра «Морской прилив и отлив». Как незаметно влиться в звуковой поток. Какое дыхание называется цепным.

1

20

02.02.15-07.02.15

Формирование качества звука. Интонация. В музыке много настроений. Они зависят от ее содержания и характера.

1

21

09.02.15-14.02.15

Формирование ладотонального слуха. Развитие песенного творчества. Вопросно-ответная форма упражнений.

1

22

16.02.15-21.02.15

Выразительность исполнения. Как «рассказать» содержание песни. Смысловые остановки.

1


23

23.02.15-28.02.15

«Разыгрываем песню». Движения под музыку.

1


По плану - 11 часов


24

IIIтриместр

02.03.15-07.03.15

Выработка певческой установки, дыхания, ритмодвижений, свободного исполнения на сцене.

1

25

16.03.15-21.03.15

Дикция, артикуляция, слово. Вырабатываем ясную, четкую дикцию. Скороговорки.

1


26

30.03.15-04.04.15

Дыхание, артикуляция, певческая позиция. Развитие музыкального внимания, памяти.

1


27

06.04.15-11.04.15

Работа над фразировкой, дыханием, пластической импровизацией.

1


28

13.04.15-18.04.15

Свойства певческого голоса. Высота, диапазон, динамика, тембр.

1

29

20.04.15-25.04.15

Многоголосное пение. «Канон».

1

30

27.04.15-02.05.15

Выработка свободного исполнения на сцене. Работа с микрофоном

1


31

04.05.15-09.05.15

Какой звук называют вибрато. Вибрато - волнистый звук.

1


32

11.05.15-16.05.15

Развиваем вибрато.

1

33

18.05.15-23.05.15

Высота звука. Знакомство с женскими поющими голосами (сопрано, альт). Сравнение голосов со звучанием скрипки, виолончели).

1

34

25.05.15-30.05.15

Выработка певческой установки, дыхания, ритмодвижений, свободного исполнения на сцене.

1

По плану - 11 часов


Итого: 34 часа



II. Лист корректировки рабочей программы

Дата занятия по плану

Дата проведения по факту

Содержание корректировки

(тема урока)

Обоснование проведения корректировки

Реквизиты документа (дата и

№ приказа)

Подпись заместителя директора по УВР
























Приложение 1

Примерный репертуарный список

  1. Г.Гладков «Чунга-чанга»

  2. Е. Крылатов «Прекрасное далеко» из кинофильма «Гостья из будущего

  3. «Крылатые качели»

  4. «Лесной олень»

  5. «Колыбельная медведицы»

  6. Б.Савельев «Настоящий друг»

  7. Э.Ханок «Песня первоклассника»

  8. М.Дунаевский «Песня Красной шапочки»

  9. А.Зацепин «Волшебник - недоучка»

  10. К.Певзнер «Оранжевая песенка»

  11. А.Рыбников «Буратино»

  12. В.Шаинский «Крейсер Аврора»

  13. «Облака»

  14. «Когда мои друзья со мной»

  15. И.Николаев «Маленькая страна»

  16. И.Дунаевский «Песенка о капитане»

  17. «Песенка о веселом ветре»

  18. Ю.Саульский «Черный кот»

  19. «Песенка про медведей» из к/ф «Кавказская пленница»

  20. «На большой планете»

  21. «Маленький принц»

  22. Ю. Чичков, сл. М. Пляцковского «Про жирафа»

  23. «Из чего же…»

  24. А. Варламов «Подари улыбку миру»

  25. «Лягушачий джаз»

  26. «Пин и Гвин»

  27. «Семь нот»

  28. «А где-то солнце»

  29. «В новогоднем лесу»

  30. «Волшебная страна»

  31. «Зимняя песенка»

  32. «Иней»

  33. «Ква-Ква»

  34. «Кружит метелица, поет»

  35. «Малыш и лед»

  36. «Новогодняя песня»

  37. «Рождество»

  38. «Серебристые снежинки»

  39. «Хоровод»

  40. М.Минков сл. Ю. Энтин «Дорога Добра» из т/ф «Маленький Мук»

  41. Э. Ханок Сл. С. Островой «Зима»

  42. Я. Дубравин сл. М. Пляцковский «Снеженика»

  43. Ю. Чичков сл. М. Пляцковский «Детство - это я и ты»

  44. «Кузнечик»

  45. «Антошка»

  46. «Улыбка»

  47. «Два веселых гуся»

  48. «По секрету всему свету»

  49. «Кабы не было зимы»

  50. «Песенка Мамонтенка»

  51. «Чему учат в школе»

  52. «Крылатые качели»

  53. «Белые кораблики»

  54. «Если с другом вышел в путь»

  55. «Пусть всегда будет солнце»

  56. «Ты, да я, да мы с тобой»

  57. «Облака»

  58. «Пропала собака»

  59. «Вместе весело шагать»



























© 2010-2022