• Преподавателю
  • Музыка
  • РОЛЬ УРОКОВ МУЗЫКИ В ДУХОВНОМ ВОСПИТАНИИ И ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

РОЛЬ УРОКОВ МУЗЫКИ В ДУХОВНОМ ВОСПИТАНИИ И ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОЛЬ УРОКОВ МУЗЫКИ

В ДУХОВНОМ ВОСПИТАНИИ И ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ


Учитель: Дзбоева Эльза Викторовна



ГБОУ «СОШ г. Беслан» МО- Правобережный район

Республики Северная Осетия - Алания





Душа, в которой отсутствует мудрость - мертва. Но если обогатить ее учением, она оживет, подобно заброшенной земле, на которую пролился дождь.

Абу -ль -Фарадис

Все школьные предметы направлены на достижение главной цели обучения - формирование гармонически развитой личности, сочетающей в себе богатый духовный мир, физическое совершенство, нравственную и эстетическую культуру, умение творчески применять на практике полученные знания.

В воспитании духовной культуры и нравственного облика учащихся особенно велика роль уроков музыки, с наибольшей силой, воздействующей на эмоциональный мир школьника и облагораживающей его душу.

Цель музыкальных занятий заключается в том, чтобы привить школьникам интерес к искусству, умение разбираться в музыкальной информации, отбирать произведения, действительно достойные и значимые.

Уроки музыки должны способствовать формированию богатого духовного мира учащихся, развивать их художественный вкус и эстетические потребности.

Еще в Древней Греции музыке отводилась роль учителя, воспитывающего душу человека: считалось, что с помощью определенной музыки в человеке можно воспитать мудрость и мужество, воздействовать на человека, побуждать в нем доброе.

Нет на земле живого существа

Столь жесткого, крутого, адски злого,

Чтоб не могла хотя на час один

В нем музыка свершить переворота.

( В. Шекспир «Венецианский купец»)

В 5 классе есть урок на тему «Музыка творит чудеса», так вот в процессе урока дети попадают в удивительный сказочный прекрасный мир, где музыка способна преобразить все вокруг: «Волшебные пальцы Ацамаза

забегали по свирели и зеленые волны прокатились по вершинам дремучих лесов. И ни травинки не было на скалистых склонах, но вот зеленым шелком оделись они». Это отрывок из нартовских сказаний об «Ацамазе и красавице Агунде». Или удивительное превращение страшного чудовища с огненной пастью, охранявшего дерево, на котором росли волшебные яблоки бессмертия. Оно забыло о своей ярости, сорвало яблоко и подало юноше, который играл и пел песни так, что птицы парившие в небе опускались на деревья, чтобы послушать его песню, и даже деревья переставали шелестеть листвой, слушая его, со словами: «Бери яблоко, ты заслужил его. Никогда еще со мной не говорили языком музыки. Это яблоко бессмертия, хотя и без того бессмертен человек, способный создавать такие прекрасные песни».

Великий Моцарт сказал: «Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой».

В недавно разрушенном Цхинвале тоже звучала музыка благодаря нашему земляку, знаменитому на весь мир дирижеру Валерию Гергиеву. Это была музыка Дмитрия Шостаковича «Эпизод нашествия» из Седьмой симфонии («Ленинградской»), который начал писать ее в сентябре 1941 года, и закончил в марте 1942 года. Эта музыка олицетворяет образ зла, насилия, вражеского нашествия, как нечеловеческая, тупая сила разрушения, ворвавшаяся в мир созидания и красоты. Одиннадцать вариаций постепенно обнажают звериную сущность поначалу как будто бы безобидной маршевой песенки.

МУЗЫ НЕ МОЛЧАЛИ

Всеволод Азаров

На улице обстрел, огонь, мороз,

Театра зданье, словно в дрейфе,

льдина.

За сценою, в разгар военных гроз,

Готовится к полету балерина.

Ей в темном зале публика видна-

Одни бушлаты, ватники, шинели.

В огромных серых валенках она

Скрывает ноги, что оледенели.

Сейчас она стремительно

вспорхнет

Навстречу сандружинницам ,

солдатам…

Поздней в музее школьном

в мирный год

Те валенки предстанут

экспонатом.

На старом фото молодой скрипач,

Убитый год спустя, еще не знает,

Что музыки его восторг и плач

Потомкам передаст струна живая.

И мальчик при каптилочном огне

Воздушный бой рисует над Невою,

Седым он вспомнит детство на войне

В том зале, окруженный тишиною.

А вы, ученики, учителя,

Сыны героев и блокады дети,

Следите, как при свете фитиля

Доносятся из мрака звуки эти.

Симфонии, рожденной под огнем,

Стон пулею пробитого гобоя,

Той музыки, что шла в голодный дом

И людям заменяла хлеб собою…

Здесь говорят - да будет в мире мир

Отцам и внукам, матерям и женам,

Кистям и краскам, песням вещих лир

И музам, добротой вооруженным!

А затем звучала музыка великого Петра Ильича Чайковского, который мечтал о том, чтобы его музыка приносила людям «подпору и утешение». Вся музыка Чайковского проникнута любовью к человеку, пониманием его переживаний от едва заметных движений чувств до сокрушительных порывов. В этой глубокой человечности музыки Чайковского - основа ее невероятно широкой популярности, главная причина того, что люди ощущают потребность в этой музыке, подобно потребности в добром, ласковом слове близкого, родного человека.

Эта музыка в разрушенном городе давала людям надежду на завтрашний день в свободной и независимой Южной Осетии.

В фильме Леонида Быкова «В бой идут одни «старики»» одним из героев этого фильма были сказаны следующие слова, что война несет только смерть, горе и разрушения, а созидает в мире только любовь, только любовь!

Так будем же созидать наш мир с помощью ЛЮБВИ - любви к Родине, родному краю, любви к детям, которых учим и воспитываем, любви к своему делу и любви к ближнему. И как сказано в Библии: «Возлюби ближнего своего как самого себя и относись к людям так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе».

МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА

Борис Дубровин

Ты потянешься сердцем к трепещущей гамме:

В ней лучистая радость

и трепет крыла:

Музыкальная детская школа

В Подсдаме,

Словно чистая нота

добра и тепла.

Голова у директора густо седая,

Будто трудится на огневом рубеже,

Где войной опаленные песни

взлетают,

Обжигая сердца

и пылая в душе,

Где Чайковский звучит, как свирель на рассвете,

Где пленительный Моцарт

и Верди,

и Григ,

Где немецкие дети

И русские дети

Постигают великого братства

язык.

Где сраженья в пинг-понг,

Как дыханье сонаты,

Где от музыки жизни

улыбки светлей,

Где живут

Дунаевский,

Тухманов,

Крылатов

И Шаинский подхвачен сердцами детей,

Где сегодняшний день

За грядущий

В ответе,

Где и стран, и времен укрепляется связь,

Где немецкие дети

И русские дети

Образ музыки вечной рисуют, светясь.

И как будто с высот

Соскользнувший искусно,

Утверждением неумолкающих нот

Сам упитанный кот -

Невоспитанный Мурзик

Возникает свободно, как легкий экспромт.

Здесь среди треволнений сурового века,

Возвышая мечту и мечтой дорожа,

Педагоги воспитывают

Человека,

Для которого музыка

Это душа.


© 2010-2022