Урок музыки в 4 классе на тему То счастье в сирени цветет

Урок музыки на тему творчества Сергея Васильевича Рахманинова содержит примерный конспект и 2 видеоприложения. Конспект можно использовать по своему усмотрению: раздать ребятам по частям и устроить урок-рассказ (например, выездной), рассказывать самостоятельно или комбинировать. Вторая часть урока творческая, содержит задание, которое выполняется во время слушания музыки.
Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 4 классе

«То счастье в сирени живет»

Сегодня нас ждет удивительная встреча с музыкой Сергея Васильевича Рахманинова, русского композитора.

Рахманинов не нов, но, Боже правый,

откуда эти слёзы вновь и вновь?

Горчащий дым Отечества - отрава

пшеничных снов.

Рахманинов, ты был из первых - первым,

доверившимся нервам партитур,

и черпал в знаках знаменных распевов

знаменья бурь.

Ты вслушивался в Русь, упрям и кроток,

в молчание полей и полных лун,

рождая блеск и нежность, гром и рокот

рояльных струн.

Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта 1873 года в дворянской семье под Новгородом. Здесь прошло раннее детство будущего композитора. В детские и отроческие годы зародилась привязанность к поэтической русской природе, к образам которой не раз в своём творчестве он обращался. В те же годы Рахманинов имел возможность довольно часто слушать русские народные песни, которые очень любил всю свою жизнь. Посещая вместе с бабушкой новгородские монастыри, Сергей Васильевич слушал прославленные колокола и древнерусские обрядовые напевы, в которых он всегда отмечал национальные, народопесенные истоки. В дальнейшем это отразится в его творчестве.

Рахманинов рос в музыкальной семье. Дед его, Аркадий Александрович, был пианистом-любителем и композитором. Мать Сергея была его первым педагогом по фортепиано, хотя, по воспоминаниям самого композитора, уроки доставляли ему «большое неудовольствие». Но к четырём годам он уже мог играть в четыре руки со своим дедом.

Когда будущему композитору было 8 лет, его семья переехала Петербург. К тому времени его музыкальные способности были достаточно заметны, и в 1882 году его приняли в Петербургскую консерваторию, в фортепианный класс. Здесь Сергей Рахманинов впервые встретился с П. И. Чайковским. Знаменитый композитор заметил способного ученика и внимательно следил за его успехами. Через некоторое время П. И. Чайковский сказал: «Я предсказываю ему великое будущее».

Одарённый необычайным музыкальным слухом и памятью, Рахманинов в 18 лет блестяще завершил занятия по классу фортепьяно. А через год, когда он окончил Московскую консерваторию по классу сочинения, его наградили большой золотой медалью за выдающиеся исполнительские и композиторские успехи. На выпускной экзамен Рахманинов представил оперу по поэме Пушкина, которую написал всего за 17 дней! Спустя год опера 19-летнего композитора была поставлена в Большом театре.

Московский период Рахманинова закончился в 1917 году. Когда произошла Великая Октябрьская социалистическая революция, Рахманинов не понял и не принял её значения. Все происходящее в России воспринималось Рахманиновым отрицательно, как всенародное бедствие.

Не в силах понять происходящего, Рахманинов принимает решение временно покинуть Россию. И уезжает с тяжелым чувством, еще не зная, что уезжает навсегда. Он покинул Родину, оторвался от той почвы, на которой выросло его творчество. Рахманинов до конца своих дней переживал глубокую внутреннюю драму. «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя…» - говорил он. (Звучит отрывок из Прелюдии соль-диез минор).

Уехав из России, Рахманинов будто лишился корней и долгое время ничего не сочинял, занимаясь лишь концертной деятельностью. Для него были распахнуты двери лучших концертных залов Нью-Йорка, Филадельфии, Петербурга, Детройта, Кливленда, Чикаго. И только одно место было закрыто для Рахманинова - его родина, где лучшим музыкантам было предложено бойкотировать его произведения. Газета «Правда» в то время называла его заклятым и активным врагом правительства. «Долой Рахманинова! Долой поклонение Рахманинову!» - призывали «Известия».

Сначала Рахманинов жил в Дании, где много выступал с концертами, зарабатывая на жизнь, потом переехал в Америку, где добился ошеломляющего успеха, который когда-либо сопутствовал здесь иностранному исполнителю.

«Человек, способный в такой манере и с такой силой выражать свои чувства, должен прежде всего научиться владеть ими в совершенстве, быть им хозяином…» - так говорили о нем.

Живя за границей, Рахманинов не забывал о Родине. Он очень внимательно следил за развитием советской культуры. В годы Второй Мировой войны Рахманинов дал в США несколько концертов и весь денежный сбор направил в фонд Советской Армии, чем оказал ей весьма существенную помощь.

Рахманинов любил Россию, а Россия любила Рахманинова. И потому вопреки всем запретам, музыка Рахманинова продолжала звучать, т.к. запретить ее было невозможно.

В его сердце всегда существовало родное русское место место - деревня Ивановка.

В течение более полувека весну и лето проводил он там. В этом степном уголке им создана большая часть произведений, тут готовился он к выступлениям в городах России и за рубежом как пианист и дирижер. Здесь он обрел любовь и семью, понимание и духовную поддержку.

Даже вдали от Ивановки он находился под ее очарованием. Она была любимым местом отдыха, частицей великой Родины, воспитавшей его как человека и музыканта.

До конца дней он хранил в памяти светлые воспоминания о "своей родине" Ивановке и мысленно стремился туда. Даже строя в Швейцарии имение "Сенар", Сергей Васильевич хотел придать природе сходство с русской - Ивановкой.

Разлука с Родиной сильно повлияла на здоровье музыканта. Врачи обнаружили у него страшную болезнь - рак.

По обыкновению строгий, подтянутый; в безукоризненном фраке, он появлялся на сцене, отвешавал короткий поклон, расправлял фалды, усаживался, пробовал ногой педаль - все, как всегда, и лишь самые близкие люди знали, что стоит ему каждое движение, как затруднена его поступь и каким нечеловеческим усилием воли скрывает он от публики свои муки. (Звучит Прелюдия до-диез минор в исполнении С.Рахманинова).

Рахманинов с блеском завершает прелюдию. Овация зала. Рахманинов пытается встать и не может. Он отталкивается руками от сиденья табуретки - тщетно. Скрученный жуткой болью позвоночник не дает ему распрямится.

Занавес! Занавес! - раздаются крики за кулисами

Носилки! - потребовал врач

Погодите! Я должен поблагодарить публику... И попрощаться.

Рахманинов шагнул на сцену и поклонился... Пролетев через оркестровую яму к его ногам упал роскошный букет белой сирени. Занавес успели опустить, прежде чем он рухнул на помост.

В конце марта 1943 г., вскоре после завершения Сталинградской битвы, исходу которой успел порадоваться Сергей Васильевич, близко к себе воспринимавший тяготы и страдания войны в России, из черных репродукторов зазвучали 8 начальных аккордов вступления Второго фортепианного концерта. После чего было сказано, что в США скончался Сергей Васильевич Рахманинов. (Звучит фрагмент второй части концерта № 2 для фортепиано с оркестром).

Великий русский композитор умер, а музыка его осталась с нами.

видео


Задание: необходимо описать несколькими словами или нарисовать любыми способами каждую из частей.


  1. Прелюдия до-диез минор.

Часть №1 Часть №2 Часть №3



  1. Концерт для фортепиано с оркестром №1.

Часть №1 Часть №2 Часть №3



  1. Прелюдия до-диез минор.

Часть №1 Часть №2 Часть №3



  1. Концерт для фортепиано с оркестром №1.

Часть №1 Часть №2 Часть №3






  1. Прелюдия до-диез минор.

Часть №1 Часть №2 Часть №3



  1. Концерт для фортепиано с оркестром №1.

Часть №1 Часть №2 Часть №3



  1. Прелюдия до-диез минор.

Часть №1 Часть №2 Часть №3



  1. Концерт для фортепиано с оркестром №1.

Часть №1 Часть №2 Часть №3






  1. Прелюдия до-диез минор.

Часть №1 Часть №2 Часть №3



  1. Концерт для фортепиано с оркестром №1.

Часть №1 Часть №2 Часть №3



  1. Прелюдия до-диез минор.

Часть №1 Часть №2 Часть №3



  1. Концерт для фортепиано с оркестром №1.

Часть №1 Часть №2 Часть №3






  1. Прелюдия до-диез минор.

Часть №1 Часть №2 Часть №3



  1. Концерт для фортепиано с оркестром №1.

Часть №1 Часть №2 Часть №3



  1. Прелюдия до-диез минор.

Часть №1 Часть №2 Часть №3



  1. Концерт для фортепиано с оркестром №1.

Часть №1 Часть №2 Часть №3



© 2010-2022