Проект Учимся слушать музыку

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №10 а.Шарахалсун





Тема проекта:

"Учимся слушать

и понимать музыку





Авторы проекта : учащиеся 2 класса

Руководитель: учитель музыки Хиясова Н.З.



Тема проекта

"Учимся слушать и понимать музыку"

Класс, предмет

2 класс: "Музыка".

В проекте рассматриваются следующие учебные темы:

1. О чём говорит музыка? - 3 часа.

2. Что выражает музыка? - 1 час.

3. Изобразительность в музыке. - 3 часа.

Краткая аннотация проекта

В. Г. Белинский писал: "Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык её не выговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце, - не перетолкуют их по-своему, не будут о ней резонерствовать; но она наполнит гармонией их юные души..."

Музыка - сложное искусство. Как художественное слово или картина, музыка в начальной школе должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. Рассматривая картины, дети учатся понимать живопись, слушая рассказы, воспринимают художественное слово, а слушая песни или пьесы, сыгранные на фортепиано, они учатся любить, понимать и осознавать музыку.

Систематическое слушание музыки в младшем школьном возрасте помогает учащимся в более старшем возрасте лучше понимать и любить её. Из всех видов искусства музыка наиболее трудна для понимания: мелодия лишена непосредственной видимости, как в скульптуре или живописи, лишена она и конкретности, как в литературе. Первая задача педагога - пробудить у учащихся интерес к музыке. Эта задача решается соответствующим подбором музыкальных произведений. Вторая задача - поднять общую музыкальность. Посредством слушания музыки у школьников развиваются, обогащаются слуховые восприятия, повышается культура слушания. Третья задача - привить учащимся вкус к хорошей музыке. Важно с младшего школьного возраста создать для учеников благоприятную музыкальную среду, исполнять для них высокохудожественные музыкальные произведения. Четвёртая задача - познакомить учащихся с основными средствами музыкальной выразительности: мелодией, ладом, гармонией. Если практиковать слушание музыки начиная с первого класса, дети привыкнут к гармоническим сочетаниям, у них разовьётся слух, появится потребность слушать музыку, наслаждаться ею. И в будущем не придётся наблюдать такие явления, которые не редко бывают в оперных театрах,- разговоры во время исполнения оркестром вступления к опере или к отдельным действиям при закрытом занавесе.

Так, как же определять настроение и характер музыки? Как слушая музыку, понимать её настроение, замысел композитора? Как музыка выражает различные черты человеческого характера? Сходны ли музыка и живопись? Отличаются ли образы рисунков художников от музыкальных образов? На все эти вопросы учащиеся получают ответы в ходе работы над учебным проектом "Учимся слушать и понимать музыку".

Проект разработан для учеников 2-го класса по программе Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой "Музыка"(Начальная школа) и направлен на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования.

Проект Учимся слушать музыку

ФГОС

Работа над проектом направлена на достижение следующих целей:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;

  • умение делать выборку полученной информации в целях общения и сотрудничества, знакомство с особенностями методики проектного обучения: наглядное представление нового материала различными способами, включая все модальности восприятия (текст, изображение, звук);

  • развитие исследовательских компетенций обучающихся, развитие умений и качеств человека XXI века;

  • пользование электронными медиа-ресурсами, интернет-ресурсами, представление результатов учебной деятельности с помощью средств ИКТ.

Решение общих целей учебного проекта "Учимся слушать и понимать музыку" осуществляется через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития.

...какие планируем результаты.

"Музыка - могучий источник мысли. Вез музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие". В. А. Сухомлинский.

Личностными результатами изучения музыки в проекте являются:

  • наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

  • позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Предметными результатами изучения музыки в проекте являются:

  • устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

  • общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

Проект Учимся слушать музыку

ФГОС. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

  • элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки в проекте являются:

  • развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;

  • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

  • наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

В ходе исследований дети наблюдают за тем, как в «Картинках с выставки» Мусоргский показал богатые выразительные средства музыки, как много разных образов, картин, настроений можно передать в музыкальных произведениях; как музыка воздействует на животных и растения, на людей и их настроение. Учащиеся осваивают работу в программах Microsoft Word, Microsoft Office Publisher, Microsoft Office PowerPoint, учатся анализировать, делать выводы.

В проекте работают группы: "Юные композиторы", "Маленькие музыканты", "Виртуозные исполнители".

План работы над проектом

  • Перед началом работы над проектом:

Выпуск буклета для родителей, представление родителям учеников краткой информации о проектном методе обучения и предстоящем проекте. Получение согласия родителей на работу детей в Интернете, публикации их работ и фотографий на страницах проекта. Регистрация участников в почте gmail на google.ru/. Сбор регистрационной информации учителем. Анкетирование учащихся.

  • 1 урок - Организационный: постановка целей проекта, создание стартовой презентации с целью смотивировать обучающихся на работу в проекте. Формирование групп, планирование работы над проектом в группах. Декларация правил работы в проекте. Подбор печатных источников и музыкальной литературы, словарей и энциклопедий по музыке и искусству, медиа-ресурсов по теме проекта.

  • 2-3 уроки - Музыкально-познавательные: прослушивание пьес и фрагментов музыкальных произведений, сравнение, сопоставление, определение характеров музыкальных произведений. Определение направления поиска информации в разных источиках (по группам). Индивидуальное консультирование детей. Оценивание и корректировка планов работы в группах, заполнение листа продвижения по проекту.

  • 4 урок - Продвижение по проекту: исполнение знакомых песен, проигрывание ритмических рисунков на детских музыкальных инструментах. Продолжение поиска информации в разных источниках. Самооценивание совместной работы в проекте с помощью анкет оценки работы группы, созданных с помощью форм Google.

  • 5 урок - Поисково-исследовательский: самостоятельная исследовательская работа в группах. Прослушивание записей фрагментов музыкальных пьес и произведений из домашней фонотеки, музыкальных кинофильмов. Работа с электронными интернет-ресурсами, медиа-ресурсами. Обработка информации. Критический анализ полученного материала, выбор главного.

  • 6 урок - Творческий: оформление результатов исследований (создание презентаций и буклетов), подготовка творческих работ. Повторное консультирование. Доработка и корректирование проектов с учетом рекомендаций учителя. Подготовка конференции по итогам результатов работы.

  • 7 урок - Заключительный: защита творческих работ, представление результатов работы групп. Рефлексия по итогам проекта. Итоговое оценивание. Награждение.

© 2010-2022