- Преподавателю
- Музыка
- Единство музыки и танца
Единство музыки и танца
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дочкина А.П. |
Дата | 15.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
3 четверть, 3 урок (5 класс)
ТЕМА УРОКА: Единство музыки и танца.
ЦЕЛЬ УРОКА:Познакомить с жанром «балет» на примере балета «Чиполлино» К. Хачатуряна.
ЗАДАЧИ:
- научить слушать и понимать музыку балета, получая при этом высокое эстетическое наслаждение.
- сформировать навыки осмысления и анализа музыкального материала.
- способствовать воспитанию волевых черт характера, трудолюбие, терпение.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.
2. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
Метапредметные результаты
1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.
Предметные результаты
- формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
- развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
- формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность
- расширение музыкального и общего культурного кругозора;
Виды деятельности учащихся:
Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
-
- слушание (сопоставление и анализ) музыкальных произведений.
-
- исполнение (попевка, разучивание песни)
-
- просмотр наглядного материала.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: рубежный (выявление результата определённого этапа)
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
-
- компьютер, проектор, экран.
-
- музыкальный центр
-
- аудиокассеты, компакт СД, ДВД -диски, с видео и муз. материалом.
-
- баян
-
- рабочая доска
Этапы урока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Планируемые результаты
1.Организаци-онный момент
Ответы ребят
На прошлом уроке мы говорили о жанре «опера».
- Что такое опера?
- Что лежит в основе оперного спектакля?
- Что стало бы с оперой если бы исчезла литература? А литература? Конечно, если бы не было музыки, осталась пьеса-либретто.А не было бы литературы, то и не появился бы жанр оперы. Подумайте, если бы не было музыки, появился бы жанр балета.
Личностные результаты
1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.
2. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
2. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока
Музыка - душа танца. Танец без музыки может превратиться в серию бессмысленных ужимок. Раймонд Уильямс
Метапредметные результаты
1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.
3.Актуализа-ция опорных знаний.
.
Знакомство с жанром балета.
Балет - музыкальный спектакль, в котором соединены музыка и танец, драматургическое действие и изобразительное искусство.
Итак, главные части балета - музыка и хореография (танец) Так же, как и в опере, в балете есть декорации, костюмы. Но т.к. в балете главным будет танец, то костюмы будут отличаться от оперных костюмов. А как вы думаете, почему.
- Чтобы не мешать движениям героев.
Балерина.
Это балерина. У танцоров и балерин специальные костюмы, юбки, которые называются «балетными пачками» и специальная обувь «пуанты». Составной частью балета является пантомима. Что это такое?
Дети: отвечают.
Актёры мимикой и жестами выражают чувства, переживание героев, передают смысл происходящих событий. Танцы в балете исполняются солистами, большими группами артистов (массово). Как и оперная ария, балетная вариация как бы передаёт портрет героя, помогает понять его характер. Большая группа артистов, принимающих участие в балете, называется кордебалетом. Танцы кордебалета исполняют роль, аналогичную хору в опере.
А вы хотите себя попробовать в роли балетных актеров?
Сейчас прозвучит мелодия В. Шаинского «Улыбка». Попробуйте придумать на эту мелодию пантомиму, танцевальную композицию.
Возник балет в Италии в эпоху Возрождения. В Россию он пришёл в xviiiвеке и был прославлен русскими композиторами и артистами. В xix-xxвв. ни одна страна не может сравниться с Россией в искусстве балета.
Всему миру известны балеты П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Р.К. Щедрина, К. Караева и других композиторов.
Портрет Карена Суреновича Хачатуряна.
С композитором К.С. Хачатуряном вы еще не встречались. Его музыка не звучала на уроках. Но вы её слышали в мультфильмах «Необыкновенный матч», «Непослушный котёнок», «В гостях у лета», «Чиполлино».
Сегодня вы познакомитесь с музыкой К.С. Хачатуряна и героями его балета «Чиполлино».
- О чем рассказывает сказка итальянского писателя ДЖ. Родари?
- Можно ли считать «Приключения Чиполлино» сказкой только для детей? В сказке о приключениях Мальчика-луковки и его друзей Хачатуряна привлёк ее гуманистический смысл: любовь к простому человеку, трудолюбивому и искреннему, в противовес людской злобе, пошлости и корыстолюбию.
К.С. Хачатурян балет «Чиполлино».
Предметные результаты
- формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
- развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;- формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность
- расширение музыкального и общего культурного кругозора.
4. Изучение нового материала
На первом плане Чиполлино и его окружение, образы которых раскрываются в нескольких номерах-портретах, танцах-действиях.
(Лирическая, грациозная).
Движениями изобразите строительство.
(Стертые интонации чопорный марш-шествие).
Слушание и обсуждение балета К Хачатуряна.
1) Тема-характеристика Чиполлино.
Чиполлино - «мальчик с весёлым и смышлёным лицом». Истинный дитя улиц, любимец народа, а впоследствии и его бесстрашный защитник. (Звучит тема).
- Музыка песенная или танцевальная?
2) Тема-характеристика Редиски.
Редиска - «девочка лет десяти. Волосы у неё заплетены в косичку, которая похожа на хвостик редиски».
Кокетливая подружка Чиполлино характеризуется мелодией, близкой детским песенкам, но с нетипичным для них нарочито комичным ритмически свободным исполнением.(Звучит тема).
- Какая музыка по характеру?
3) Тема-характеристика Тыквы.
Ещё один герой из окружения Чиполлино - кум Тыква, неудачник, дерзнувший построить свой домик на неприкосновенной территории принца Лимона.
Задание. Пропойте мелодию, хлопками подчеркивая ритмический рисунок.
- Какие движения соответствуют характеру музыки?
Слушание темы Тыквы.
В основе драматургии балета - противопоставление резко различных планов. Возвышенная сфера сердечной доброты, преданности, дружбы, искренности Чиполлино, его престарелого отца Чиполлоне и их друзей противостоит низменному миру алчности принца Лимона, сеньора Помидора. В балете остро сталкиваются танцевальность и нежный лиризм, фантастика и грубая житейская проза. Но главным, определяющим является всепобеждающая жизнерадостность и искреннее веселье.
4) Музыкальная характеристика отрицательных героев балета..
Вы слышали характеристику положительных героев. Но в сказке есть ещё надменный принц Лимон, его свита Лимончиков, коварный Помидор и полицейские, роль которых выполняют грибы-поганки. Музыка разоблачает их тупость, ограниченность и самодовольство.
Слушание. «Танец полицейских» и «Выход принц Лимона».
- Какая музыка по характеру?
Если вы внимательно читали сказку, то, несомненно, заметили что литературный портрет сказочного владыки и его свиты включал своеобразную характеристику, которая не осталась незамеченной композитором.
«На окраине прибыл сам правитель со свитой Лимонов, Лимонишек и Лимончиков. Принц Лимон был одет во все желтое с головы до ног, а на желтой шапочке побрякивал у него золотой колокольчик. У придворных Лимонов колокольчики были серебряными, а у солдат Лимончиков - бронзовые. Все эти колокольчики звенели, не переставая, так что получалась великолепная музыка».
- Закройте глаза и представьте эту хрустальную музыку.
5) Образный план аристократического общества в музыке балета.
Мы говорили о двух образных сферах балета. Но есть ещё один образный план. Он связан с характеристикой графа Вишенки и его окружения. Перед зрителями как бы оживают типичные представители аристократического мира.
Слушание Танец Вишенок.
6) Музыкальная характеристика народного гулянья.
Послушайте ещё одну музыкальную характеристику.
Звучит тарантелла.
6. Подведение итогов урока.
- Как вы думаете, эта музыка характеризует одного героя или много людей? Действительно, композитор рисует атмосферу народного гулянья.
- В какой стране происходит действие сказки? А в балете? Почему? Какой танец звучит?
- Представьте эту сцену и мысленно станьте её участниками. Чтобы украсить музыку, исполните на бубне ритмический рисунок.
7. Распевание и разучивание
«Погоня» сл. Р.Рождественского, муз.Я. Френкель
8. Домашнее задание
Оценки за урок. Рефлексия деятельности
Вывод делают сами ребята.
- Как помогает музыка увидеть героев балета и события, которые происходят на сцене?
- Что стало бы с жанром балета, если бы не было литературы?
Проработать параграф 17 и 18.