Единство музыки и танца

ЦЕЛЬ УРОКА:Познакомить с жанром «балет» на примере балета «Чиполлино» К. Хачатуряна. ЗАДАЧИ: - научить слушать и понимать музыку балета, получая при этом высокое эстетическое наслаждение. - сформировать навыки осмысления и анализа музыкального материала. - способствовать воспитанию волевых черт характера, трудолюбие, терпение. Планируемые результаты: Личностные результаты 1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3 четверть, 3 урок (5 класс)

ТЕМА УРОКА: Единство музыки и танца.

ЦЕЛЬ УРОКА:Познакомить с жанром «балет» на примере балета «Чиполлино» К. Хачатуряна.

ЗАДАЧИ:

- научить слушать и понимать музыку балета, получая при этом высокое эстетическое наслаждение.

- сформировать навыки осмысления и анализа музыкального материала.

- способствовать воспитанию волевых черт характера, трудолюбие, терпение.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

2. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

Метапредметные результаты

1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.

Предметные результаты

- формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

- развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

- формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность

- расширение музыкального и общего культурного кругозора;

Виды деятельности учащихся:

Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

  • - слушание (сопоставление и анализ) музыкальных произведений.

  • - исполнение (попевка, разучивание песни)

  • - просмотр наглядного материала.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: рубежный (выявление результата определённого этапа)

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:

  • - компьютер, проектор, экран.

  • - музыкальный центр

  • - аудиокассеты, компакт СД, ДВД -диски, с видео и муз. материалом.

  • - баян

  • - рабочая доска

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты

1.Организаци-онный момент

Ответы ребят

На прошлом уроке мы говорили о жанре «опера».

- Что такое опера?

- Что лежит в основе оперного спектакля?

- Что стало бы с оперой если бы исчезла литература? А литература? Конечно, если бы не было музыки, осталась пьеса-либретто.А не было бы литературы, то и не появился бы жанр оперы. Подумайте, если бы не было музыки, появился бы жанр балета.

Личностные результаты

1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

2. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

2. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока



Музыка - душа танца. Танец без музыки может превратиться в серию бессмысленных ужимок. Раймонд Уильямс

Метапредметные результаты

1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.

3.Актуализа-ция опорных знаний.



.

Знакомство с жанром балета.

Балет - музыкальный спектакль, в котором соединены музыка и танец, драматургическое действие и изобразительное искусство.

Итак, главные части балета - музыка и хореография (танец) Так же, как и в опере, в балете есть декорации, костюмы. Но т.к. в балете главным будет танец, то костюмы будут отличаться от оперных костюмов. А как вы думаете, почему.

- Чтобы не мешать движениям героев.

Балерина.

Это балерина. У танцоров и балерин специальные костюмы, юбки, которые называются «балетными пачками» и специальная обувь «пуанты». Составной частью балета является пантомима. Что это такое?

Дети: отвечают.

Актёры мимикой и жестами выражают чувства, переживание героев, передают смысл происходящих событий. Танцы в балете исполняются солистами, большими группами артистов (массово). Как и оперная ария, балетная вариация как бы передаёт портрет героя, помогает понять его характер. Большая группа артистов, принимающих участие в балете, называется кордебалетом. Танцы кордебалета исполняют роль, аналогичную хору в опере.

А вы хотите себя попробовать в роли балетных актеров?

Сейчас прозвучит мелодия В. Шаинского «Улыбка». Попробуйте придумать на эту мелодию пантомиму, танцевальную композицию.

Возник балет в Италии в эпоху Возрождения. В Россию он пришёл в xviiiвеке и был прославлен русскими композиторами и артистами. В xix-xxвв. ни одна страна не может сравниться с Россией в искусстве балета.

Всему миру известны балеты П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Р.К. Щедрина, К. Караева и других композиторов.

Портрет Карена Суреновича Хачатуряна.

С композитором К.С. Хачатуряном вы еще не встречались. Его музыка не звучала на уроках. Но вы её слышали в мультфильмах «Необыкновенный матч», «Непослушный котёнок», «В гостях у лета», «Чиполлино».

Сегодня вы познакомитесь с музыкой К.С. Хачатуряна и героями его балета «Чиполлино».

- О чем рассказывает сказка итальянского писателя ДЖ. Родари?

- Можно ли считать «Приключения Чиполлино» сказкой только для детей? В сказке о приключениях Мальчика-луковки и его друзей Хачатуряна привлёк ее гуманистический смысл: любовь к простому человеку, трудолюбивому и искреннему, в противовес людской злобе, пошлости и корыстолюбию.

К.С. Хачатурян балет «Чиполлино».

Предметные результаты

- формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

- развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;- формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность

- расширение музыкального и общего культурного кругозора.

4. Изучение нового материала



На первом плане Чиполлино и его окружение, образы которых раскрываются в нескольких номерах-портретах, танцах-действиях.

(Лирическая, грациозная).

Движениями изобразите строительство.





(Стертые интонации чопорный марш-шествие).

Слушание и обсуждение балета К Хачатуряна.

1) Тема-характеристика Чиполлино.

Чиполлино - «мальчик с весёлым и смышлёным лицом». Истинный дитя улиц, любимец народа, а впоследствии и его бесстрашный защитник. (Звучит тема).

- Музыка песенная или танцевальная?

2) Тема-характеристика Редиски.

Редиска - «девочка лет десяти. Волосы у неё заплетены в косичку, которая похожа на хвостик редиски».

Кокетливая подружка Чиполлино характеризуется мелодией, близкой детским песенкам, но с нетипичным для них нарочито комичным ритмически свободным исполнением.(Звучит тема).

- Какая музыка по характеру?

3) Тема-характеристика Тыквы.

Ещё один герой из окружения Чиполлино - кум Тыква, неудачник, дерзнувший построить свой домик на неприкосновенной территории принца Лимона.

Задание. Пропойте мелодию, хлопками подчеркивая ритмический рисунок.

- Какие движения соответствуют характеру музыки?

Слушание темы Тыквы.

В основе драматургии балета - противопоставление резко различных планов. Возвышенная сфера сердечной доброты, преданности, дружбы, искренности Чиполлино, его престарелого отца Чиполлоне и их друзей противостоит низменному миру алчности принца Лимона, сеньора Помидора. В балете остро сталкиваются танцевальность и нежный лиризм, фантастика и грубая житейская проза. Но главным, определяющим является всепобеждающая жизнерадостность и искреннее веселье.

4) Музыкальная характеристика отрицательных героев балета..

Вы слышали характеристику положительных героев. Но в сказке есть ещё надменный принц Лимон, его свита Лимончиков, коварный Помидор и полицейские, роль которых выполняют грибы-поганки. Музыка разоблачает их тупость, ограниченность и самодовольство.

Слушание. «Танец полицейских» и «Выход принц Лимона».

- Какая музыка по характеру?

Если вы внимательно читали сказку, то, несомненно, заметили что литературный портрет сказочного владыки и его свиты включал своеобразную характеристику, которая не осталась незамеченной композитором.

«На окраине прибыл сам правитель со свитой Лимонов, Лимонишек и Лимончиков. Принц Лимон был одет во все желтое с головы до ног, а на желтой шапочке побрякивал у него золотой колокольчик. У придворных Лимонов колокольчики были серебряными, а у солдат Лимончиков - бронзовые. Все эти колокольчики звенели, не переставая, так что получалась великолепная музыка».

- Закройте глаза и представьте эту хрустальную музыку.

5) Образный план аристократического общества в музыке балета.

Мы говорили о двух образных сферах балета. Но есть ещё один образный план. Он связан с характеристикой графа Вишенки и его окружения. Перед зрителями как бы оживают типичные представители аристократического мира.

Слушание Танец Вишенок.

6) Музыкальная характеристика народного гулянья.

Послушайте ещё одну музыкальную характеристику.

Звучит тарантелла.



6. Подведение итогов урока.

- Как вы думаете, эта музыка характеризует одного героя или много людей? Действительно, композитор рисует атмосферу народного гулянья.

- В какой стране происходит действие сказки? А в балете? Почему? Какой танец звучит?

- Представьте эту сцену и мысленно станьте её участниками. Чтобы украсить музыку, исполните на бубне ритмический рисунок.

7. Распевание и разучивание

«Погоня» сл. Р.Рождественского, муз.Я. Френкель

8. Домашнее задание

Оценки за урок. Рефлексия деятельности

Вывод делают сами ребята.

- Как помогает музыка увидеть героев балета и события, которые происходят на сцене?

- Что стало бы с жанром балета, если бы не было литературы?

Проработать параграф 17 и 18.






© 2010-2022