Открытый урок Навыки координации в классе фортепиано

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Только господство над механическим искусством делает возможным красоту исполнения…

К.Черни

Термин «координация» происходит от латинского coordinatio - взаимоупорядочение. Когда говорят о координации движений, имеют в виду согласованность в работе мышц разных групп, направленную на достижение определенного двигательного эффекта. Люди с хорошей координацией, как правило, выполняют движения легко и без видимых усилий.

Одна из особенностей игры на фортепиано состоит в том, что исполнитель один должен охватить все элементы музыкальной ткани и согласовать их между собой таким образом, чтобы наиболее ясно и ярко донести до слушателя замысел композитора. Можно сказать, что в руках пианиста заключен целый оркестр, в котором он является и дирижером, и исполнителем всех партий. Чтобы выполнить эти задачи, пианист должен обладать большим комплексом навыков, среди которых одно из главных мест занимает высокоразвитая способность координации.

Хорошо известно, например, какой феноменальной техникой обладал Эмиль Гилельс. Однако не все знают, что не последнюю роль в ее развитии и поддержании сыграла его повседневная работа над гаммовым комплексом. Вот как он сам рассказывал об этом: «Каждое утро я подхожу к своему "ящику" и выбираю те самые важные, самые нужные инструменты, без которых никогда не могу обойтись: прямые, расходящиеся гаммы, арпеджио, гаммы в терцию, дециму, сексту».

Как уже говорилось, главная цель в овладении техникой игры на фортепиано - создать гармонию между слуховыми и двигательными представлениями исполнителями. Представление звучания всегда должно включать и представление движения. Соответственно, в работе над этюдом определенным звуковым задачам должны соответствовать и определенные двигательные задачи. Исходя из этих посылок и составлялась следующая схема-модель поэтапной работы над этюдом.

Вся работа над этюдом делится на три этапа плюс подготовительный:

подготовительный этап - ознакомление с текстом;

I этап - работа каждой рукой отдельно;

II этап - координация движения рук;

III этап - работа над художественной формой этюда.

На каждом этапе выделяются специфические слуховые и двигательные задачи. Далее освещаются некоторые закономерности в связях слуховых и двигательных ощущений и предлагаются некоторые практические правила.

Подготовительный этап

Проиграв этюд несколько раз и ознакомившись с текстом, исполнитель определяет нужный характер звучания, исходя из художественных задач и своего вкуса. При выборе соответствующего приема звукоизвлечения следует руководствоваться некоторыми закономерностями в связях движений с качеством звука. Вот простейшие из правил:

1. Чем звонче, острее нужен звук, тем энергичнее кончик пальца должен "схватить" клавишу; чем мягче звук - тем больше распрямляется палец, как бы гладя подушечкой клавишу.

2. Чем полнее, насыщенее должен звучать инструмент, тем больше следует исполнителю пользоваться весом руки. В этом случае должно быть ощущение тяжелой, расслабленной руки и держаться она будет только мышцами спины. И, наоборот, чем прозрачнее звучание, тем больше следует включать мышечную поддержку руки. В этом случае рука держится на воздухе собственными мышцами снизу.

3. Различное сочетание активного осязания (пункт 1)и мышечно-суставных ощущений руки (пункт 2) создают двигательную основу всего многообразия фортепианных звучностей.

1 этап

Без интонационного осмысления любая, даже очень быстрая и громкая игра со стопроцентным попаданием на нужные клавиши, всего лишь шум, недалеко не музыка. Недаром существует выражение, что ранг исполнителя определяется полифоничностью его игры. Имеются в виду возможности исполнителя одинаково выразительно играть каждый голос в любой фактуре, находить скрытые голоса и интонации. Поэтому на первом этапе работы происходит скрупулезное изучение мотивной структуры произведения, построения его фраз, предложений в каждом из голосов. Поискам наиболее выразительного интонирования соответствует выбор нужных штрихов и конкретизация приемов звукоизвлечения в каждом голосе. На этом этапе следует руководствоваться следующими правилами:

1. Для того, чтобы каждый голос имел свой характер и индивидуальный тембр, нужно исполнять разные голоса по возможности разными штрихами (или, по крайней мере, различными разновидностями штриха). В этюдах Черни, как правило, в одной руке - шестнадцатые, исполняемые legato, а в другой - аккордовое сопровождение, исполняемое поп legato. Звучащим различиям этих штрихов соответствует их двигательное различие: в legato работают пальцы (рука спокойна), в non legato на каждый звук работает рука (как бы дирижируя).

2. Если в одной руке два или несколько голосов исполняются одним штрихом (например, в аккордах), то для разнообразия тембров применяется различное прикосновение молоточка к струне. Исполнитель определяет, например, какой голос он хотел бы слышать ярче, звонче, какой - более "матовым" и, соответственно, один молоточек прижимает более плотно к струне, а другим чуть касается се.

II этап

Звуковая задача в работе двумя руками - добиться сохранения индивидуального звучания голосов при их гармоничном сочетании. Соответственная двигательная задача - научиться чувствовать раздельную работу рук. Для успешного решения этих задач необходимо запомнить: одна рука всегда должна быть опорной, как бы лежащей все время на клавиатуре, а другая - более подвижной, ее надо чуть меньше погружать в клавиатуру. Как правило, в этюдах такой подвижной, "дирижирующей" будет рука, исполняющая аккомпанемент, но даже при одинаковом параллельном движении рук всегда нужно определить, какая из них должна играть "глубже", а какая - несколько легче. Критерием в выборе служит слуховой контроль, а также двигательное удобство.

III этап

Создавая целостную форму произведения, т. е. единый, замкнутый образ-представление, нельзя забывать о том, что все ощущения в процессе деятельности взаимосвязаны. Точно так же, как в слуховых представлениях все внимание сосредоточивается на неразрывности музыкальной мысли от первого до последнего звука, в двигательных представлениях внимание должно быть занято единым обобщающим движением. Таким движением будет общая направленность мышечной энергии в струны.

Чтобы почувствовать это, нужно напрячь спину (мышцы под лопатками - источник всей энергии рук), положить руки на клавиатуру, опереться на ладони и представить, что энергия передается в струны. Вот к такому, примерно, ощущению и надо стремиться во время игры, как будто музыку вызывает к жизни только сила вашего представления. Правило третьего этапа гласит: исполняя произведение, никогда не надо думать об отдельных движениях, так же, как и об отдельных звуках. Следует только мыслить музыку, держать спину и "опираться" на струны, остальное - дело работы, а не исполнения, В противном случае возникает риск разрушить художественную форму произведения.

Координационные задачи и развитие полифонического слуха при игре гамм

Часто у учащихся страдает способность координации движения рук, и они не могут согласовать между собой различные задачи, выполняемые разными руками. Ученику необходимо скоординировать составные части музыкальной ткани. Сохраняя независимость каждого элемента музыкальной фактуры. Приобретение навыков координации движения связаны с развитием мышления (надо ясно представить составляющие линии музыкальной ткани, чтобы музыка не звучала однообразным потоком, в котором утонули и ведущие линии, и мельчайшие детали, элементы музыкальной фактуры), слуха (необходимо слышать фактуру музыки в полном объеме) и техники (наиболее важным является гибкость технического аппарата, пластичное взаимодействие всех его звеньев, иначе руки, что называется, "расходятся", одна рука отстает от другой).

Играя гаммы, мы, таким образом, можем рассматривать партии обеих рук как два голоса, самостоятельно ведущие свои мелодические линии, которые могут не совпадать ритмически, артикуляционно и динамически, и которые нужно провести ясно и выразительно. И это будет уже решением задач развития полифонического слуха и мышления. Чтобы тренировать соответствующие мозговые центры, отвечающие за недостатки координации, мы можем поиграть гаммы в следующих вариантах:

1. Различная динамика

Правая рука играет piano (р). Левая играет forte ( f)

Игра с ведущей правой рукой (f ) уже традиционна. А, по мнению Маргариты Лонг, ведущей при игре должна быть левая рука, ей принадлежит "ритмический приоритет" (у которого левая рука развита меньше правой)

2. Различная артикуляция

Правая рука играет staccato . Левая играет legato или Левая играет legato. Правая рука играет staccato.

На уроке работает Гализина Анна ученица 2 класса

Этюды Гедике и Беренс

© 2010-2022