Рабочая программа по ДО вокально-хоровой ансамбль 1-4 классы

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Хоровое пение в начальной школе. Вокальный ансамбль «Сувенир».

Форма: кружковые занятия

Вид деятельности: художественное творчество

Направление: художественно-эстетическое

Пояснительная записка

Программа «Хоровое пение в начальной школе. Вокальный ансамбль «Сувенир» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учётом «Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования», установленных ФГОС и основной образовательной программы начального образования МКОУ лицей № 4 г. Россоши.

Программа способствует формированию вокально-хоровых навыков на основе изучения детских песен, классического вокального репертуара, современных эстрадных песен, развитию музыкального слуха и голоса ребёнка, воспитанию любви и уважения к духовному наследию, певческой культуре и певческим традициям своей страны.

Программа ориентирована на организацию внеурочной деятельности с учащимися 1-4 классов.

Цель: формирование музыкальной культуры посредством вокально-хоровой деятельности.

Задачи:


  1. Развивать музыкальные способности (музыкальный слух, певческий голос, чувство ритма и лада, музыкальную память, музыкальное мышление).

  2. Формировать исполнительскую, сценическую, слушательскую культуру, умение вести себя в коллективе, творческую активность.

Учебно - тематический план

Первый год обучения.

тема

часы

форма

1.

Детский голос и его развитие.

Певческие навыки.

5 часов

Практическое занятие

2.

Певческое дыхание.

Артикуляция.

4 часа

Практическое занятие

3.

Хоровой строй, ансамбль звучания. Унисон в хоре.

6 часов

Практическое занятие

4.

Разучивание произведений.

Вокально-хоровая работа.

7 часов

Практическое занятие

5.

Сценическая хореография.

5 часов

Практическое занятие

6.

Вокально-хоровые навыки в исполнительском

мастерстве. Подготовка и проведение праздников.

7 часов

Практическое занятие

Содержание тем первого года обучения

  1. Детский голос и его развитие. Певческие навыки.

    1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с детьми. Прослушивание детей с целью определения уровня их музыкального развития: диапазона голоса, качества звукообразования, наличия координации между слухом и голосом, музыкальной памяти, наличия отклонений в работе голосового аппарата.

    2. Интонация. Координация слуха и голоса. Унисон. Пение вокальных упражнений на развитие координации между слухом и голосом. Работа над чистым интонированием в диапазоне: «ре1 - до2».

    3. Интонация. Работа над чистым интонированием в песнях с инструментальным сопровождением и без сопровождения. Пение упражнений на построение унисона. Пение лёгких произведений в унисон.

    4. Звукообразование. Атака звука. Значение правильной атаки.

    5. Звукообразование. Мягкая атака. Звуковедение. Исполнение вокально-хоровых упражнений и произведений для закрепления навыка пения мягкой атакой звука, legato - спокойным и свободным (но не расслабленным), лёгким и звонким (но не форсированным) звуком.

  2. Певческое дыхание. Артикуляция.

    1. Дыхание. Процесс дыхания. Значение правильного дыхания для вокалиста. Пение упражнений и лёгких песен для развития навыка равномерного распределения дыхания на короткие фразы.

    2. Дыхание. Дыхание «в живот». Фраза. Ровное распределение дыхания по фразам. Упражнения для развития навыка дыхания «в живот».

    3. Артикуляция. Артикуляция и артикуляционный аппарат (рот, губы, зубы, язык, челюсти, верхнее и нижнее нёбо). Свободная работа артикуляционного аппарата. Пение вокально-хоровых упражнений для закрепления навыка свободной работы артикуляционного аппарата.

    4. Артикуляция. Гласные звуки. Освоение и закрепление навыка осмысленного и выразительного произношения текста песен, округлого и ясного звучания гласных (особое внимание уделяется гласным «а», «о», «и»).

  3. Хоровой строй, ансамбль звучания. Унисон в хоре.

    1. Ансамбль и строй. Унисон в хоре. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада).

    2. Артикуляция и строй. Унисон в хоре. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четвертная, восьмая, половинная). Соблюдение динамической ровности при произнесении текста.

    3. Артикуляция и строй. Унисон в хоре. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четвертная, восьмая, половинная). Соблюдение динамической ровности при произнесении текста.

    4. Ансамбль. Ритмический и дикционный ансамбль. Вокальная работа над освоением и закреплением навыков одновременного исполнения ритмического рисунка, артикуляционно-точного одновременного произнесения текста, начала и конца фраз.

    5. Ансамбль. Ритмический и дикционный ансамбль. Вокальная работа над освоением и закреплением навыков одновременного исполнения ритмического рисунка, артикуляционно-точного одновременного произнесения текста, начала и конца фраз.

    6. Ансамбль. Ритмический и дикционный ансамбль. Вокальная работа над освоением и закреплением навыков одновременного исполнения ритмического рисунка, артикуляционно-точного одновременного произнесения текста, начала и конца фраз.

  4. Разучивание произведений. Вокально-хоровая работа.

    1. Разучивание произведений. Вокально-хоровая работа. Рассказ о творчестве композиторов, написавших разучиваемые произведения. Анализ словесного текста и его содержания. Определение музыкальной формы (куплетная, одночастная). Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы.

    2. Разучивание произведений. Вокально-хоровая работа. Чтение текста по партиям и партитурам. Устойчивое интонирование одноголосного пения с простым аккомпанементом, дублирующим мелодическую линию.

    3. Разучивание произведений. Вокально-хоровая работа. Чтение текста по партиям и партитурам. Устойчивое интонирование одноголосного пения с простым аккомпанементом, дублирующим мелодическую линию.

    4. Разучивание произведений. Вокально-хоровая работа. Различный характер дыхания перед началом пения, в зависимости от характера исполняемого произведения (медленное, быстрое). Звукообразование, звуковедение, дикция и артикуляция: естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки); преимущественно мягкая атака звука.

    5. Разучивание произведений. Вокально-хоровая работа. Различный характер дыхания перед началом пения, в зависимости от характера исполняемого произведения (медленное, быстрое). Звукообразование, звуковедение, дикция и артикуляция: естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки); преимущественно мягкая атака звука.

    6. Разучивание произведений. Вокально-хоровая работа. Вокальная работа над освоением и закреплением навыков одновременного исполнения ритмического рисунка, артикуляционно-точного одновременного произнесения текста, начала и конца фраз. Целостное, выразительное исполнение произведения.

    7. Разучивание произведений. Вокально-хоровая работа. Вокальная работа над освоением и закреплением навыков одновременного исполнения ритмического рисунка, артикуляционно-точного одновременного произнесения текста, начала и конца фраз. Целостное, выразительное исполнение произведения.

  5. Сценическая хореография.

    1. Сценическая хореография. Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокального произведения при условии сохранения певческой установки.

    2. Сценическая хореография. Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокального произведения при условии сохранения певческой установки.

    3. Сценическая хореография. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями.

    4. Сценическая хореография. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями.

    5. Сценическая хореография. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями.

  6. Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. Подготовка и проведение праздников.

    1. Закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука, звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону «округления». Свободное движение артикуляционного аппарата. Естественного вдоха и постепенного удлинённого выдоха в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.

    2. Закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука, звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону «округления». Свободное движение артикуляционного аппарата. Естественного вдоха и постепенного удлинённого выдоха в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.

    3. Закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука, звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону «округления». Свободное движение артикуляционного аппарата. Естественного вдоха и постепенного удлинённого выдоха в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.

    4. Закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука, звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону «округления». Свободное движение артикуляционного аппарата. Естественного вдоха и постепенного удлинённого выдоха в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.

    5. Закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука, звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону «округления». Свободное движение артикуляционного аппарата. Естественного вдоха и постепенного удлинённого выдоха в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.

    6. Закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука, звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону «округления». Свободное движение артикуляционного аппарата. Естественного вдоха и постепенного удлинённого выдоха в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.

    7. Закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука, звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону «округления». Свободное движение артикуляционного аппарата. Естественного вдоха и постепенного удлинённого выдоха в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.

Учебно - тематический план

Второй год обучения.

тема

часы

форма

1.

Детский голос и его развитие. Владение своим голосовым аппаратом.

Певческие навыки.

5 часов

Практическое занятие

2.

Певческое дыхание.

Артикуляция.

4 часа

Практическое занятие

3.

Хоровой строй, ансамбль звучания. Унисон в хоре.

6 часов

Практическое занятие

4.

Разучивание произведений.

Вокально-хоровая работа.

7 часов

Практическое занятие

5.

Сценическая хореография.

5 часов

Практическое занятие

6.

Вокально-хоровые навыки в исполнительском

мастерстве. Подготовка и проведение праздников.

7 часов

Практическое занятие

Содержание тем второго года обучения

  1. Детский голос и его развитие. Владение голосовым аппаратом. Певческие навыки.

    1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный).

    2. Интонация. Координация слуха и голоса. Унисон. Пение вокальных упражнений на развитие координации между слухом и голосом. Работа над чистым интонированием в диапазоне: «ре1 - ре2».

    3. Интонация. Работа над чистым интонированием в песнях с инструментальным сопровождением и без сопровождения. Пение упражнений на построение унисона. Пение лёгких произведений в унисон.

    4. Звукообразование. Атака звука. Значение правильной атаки. Упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов ( звукоряды, скачки, арпеджио).

    5. Звукообразование. Мягкая атака. Звуковедение. Исполнение вокально-хоровых упражнений и произведений для закрепления навыка пения мягкой атакой звука, legato - спокойным и свободным (но не расслабленным), лёгким и звонким (но не форсированным) звуком.

  2. Певческое дыхание. Артикуляция.

    1. Дыхание. Процесс дыхания. Значение правильного дыхания для вокалиста. Пение упражнений и лёгких песен для развития навыка равномерного распределения дыхания на короткие фразы. Работа над цепным дыханием. Короткое и задержанное дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания.

    2. Дыхание. Дыхание «в живот». Фраза. Ровное распределение дыхания по фразам. Упражнения для развития навыка дыхания «в живот». Работа над цепным дыханием. Короткое и задержанное дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания.

    3. Артикуляция. Артикуляция и артикуляционный аппарат (рот, губы, зубы, язык, челюсти, верхнее и нижнее нёбо). Свободная работа артикуляционного аппарата. Пение вокально-хоровых упражнений для закрепления навыка свободной работы артикуляционного аппарата.

    4. Артикуляция. Гласные звуки. Освоение и закрепление навыка осмысленного и выразительного произношения текста песен, округлого и ясного звучания гласных (особое внимание уделяется гласным «а», «о», «и»).

  3. Хоровой строй, ансамбль звучания. Унисон в хоре.

    1. Ансамбль и строй. Унисон в хоре. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада).

    2. Артикуляция и строй. Унисон в хоре. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четвертная, восьмая, половинная). Соблюдение динамической ровности при произнесении текста.

    3. Артикуляция и строй. Унисон в хоре. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четвертная, восьмая, половинная). Соблюдение динамической ровности при произнесении текста.

    4. Ансамбль. Ритмический и дикционный ансамбль. Вокальная работа над освоением и закреплением навыков одновременного исполнения ритмического рисунка, артикуляционно-точного одновременного произнесения текста, начала и конца фраз. Выработка активного piano. Кантилена. Освоение многоголосия. Пение учебно-тренировочного материала.

    5. Ансамбль. Ритмический и дикционный ансамбль. Вокальная работа над освоением и закреплением навыков одновременного исполнения ритмического рисунка, артикуляционно-точного одновременного произнесения текста, начала и конца фраз. Выработка активного piano. Кантилена. Освоение многоголосия. Пение учебно-тренировочного материала.

    6. Ансамбль. Ритмический и дикционный ансамбль. Вокальная работа над освоением и закреплением навыков одновременного исполнения ритмического рисунка, артикуляционно-точного одновременного произнесения текста, начала и конца фраз. Выработка активного piano. Кантилена. Освоение многоголосия. Пение учебно-тренировочного материала.

  4. Разучивание произведений. Вокально-хоровая работа.

    1. Разучивание произведений. Вокально-хоровая работа. Рассказ о творчестве композиторов, написавших разучиваемые произведения. Анализ словесного текста и его содержания. Определение музыкальной формы (куплетная, одночастная). Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы.

    2. Разучивание произведений. Вокально-хоровая работа. Чтение текста по партиям и партитурам. Устойчивое интонирование одноголосного пения с простым аккомпанементом, дублирующим мелодическую линию.

    3. Разучивание произведений. Вокально-хоровая работа. Чтение текста по партиям и партитурам. Устойчивое интонирование одноголосного пения с простым аккомпанементом, дублирующим мелодическую линию.

    4. Разучивание произведений. Вокально-хоровая работа. Различный характер дыхания перед началом пения, в зависимости от характера исполняемого произведения (медленное, быстрое). Звукообразование, звуковедение, дикция и артикуляция: естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки); преимущественно мягкая атака звука.

    5. Разучивание произведений. Вокально-хоровая работа. Различный характер дыхания перед началом пения, в зависимости от характера исполняемого произведения (медленное, быстрое). Звукообразование, звуковедение, дикция и артикуляция: естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки); преимущественно мягкая атака звука.

    6. Разучивание произведений. Вокально-хоровая работа. Вокальная работа над освоением и закреплением навыков одновременного исполнения ритмического рисунка, артикуляционно-точного одновременного произнесения текста, начала и конца фраз. Целостное, выразительное исполнение произведения.

    7. Разучивание произведений. Вокально-хоровая работа. Вокальная работа над освоением и закреплением навыков одновременного исполнения ритмического рисунка, артикуляционно-точного одновременного произнесения текста, начала и конца фраз. Целостное, выразительное исполнение произведения.

  5. Сценическая хореография.

    1. Сценическая хореография. Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокального произведения при условии сохранения певческой установки.

    2. Сценическая хореография. Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокального произведения при условии сохранения певческой установки.

    3. Сценическая хореография. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями.

    4. Сценическая хореография. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями.

    5. Сценическая хореография. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями.

  6. Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. Подготовка и проведение праздников.

    1. Закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука, звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону «округления». Свободное движение артикуляционного аппарата. Естественного вдоха и постепенного удлинённого выдоха в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.

    2. Закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука, звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону «округления». Свободное движение артикуляционного аппарата. Естественного вдоха и постепенного удлинённого выдоха в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.

    3. Закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука, звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону «округления». Свободное движение артикуляционного аппарата. Естественного вдоха и постепенного удлинённого выдоха в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.

    4. Закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука, звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону «округления». Свободное движение артикуляционного аппарата. Естественного вдоха и постепенного удлинённого выдоха в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.

    5. Закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука, звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону «округления». Свободное движение артикуляционного аппарата. Естественного вдоха и постепенного удлинённого выдоха в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.

    6. Закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука, звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону «округления». Свободное движение артикуляционного аппарата. Естественного вдоха и постепенного удлинённого выдоха в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.

    7. Закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука, звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону «округления». Свободное движение артикуляционного аппарата. Естественного вдоха и постепенного удлинённого выдоха в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.

Учебно - тематический план

Третий год обучения.

тема

часы

форма

1.

Владение своим голосовым аппаратом.

Певческие навыки. Собственная манера исполнения.

5 часов

Практическое занятие

2.

Певческое дыхание.

Артикуляция.

4 часа

Практическое занятие

3.

Хоровой строй, ансамбль звучания. Унисон в хоре. Многоголосие.

6 часов

Практическое занятие

4.

Разучивание произведений.

Вокально-хоровая работа.

7 часов

Практическое занятие

5.

Сценическая хореография. Сценическое искусство

5 часов

Практическое занятие

6.

Вокально-хоровые навыки в исполнительском

мастерстве. Подготовка и проведение праздников.

7 часов

Практическое занятие

Содержание тем третьего года обучения

  1. Владение голосовым аппаратом. Певческие навыки. Собственная манера исполнения.

    1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Профилактика и гигиена голоса. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный).

    2. Интонация. Координация слуха и голоса. Унисон. Пение вокальных упражнений на развитие координации между слухом и голосом. Работа над чистым интонированием в диапазоне: «до1 - ре2-ми2».

    3. Интонация. Работа над чистым интонированием в песнях с инструментальным сопровождением и без сопровождения. Упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов ( звукоряды, скачки, арпеджио).

    4. Звукообразование. Атака звука. Значение правильной атаки. Упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов ( звукоряды, скачки, арпеджио).

    5. Звукообразование. Мягкая атака. Звуковедение. Исполнение вокально-хоровых упражнений и произведений для закрепления навыка пения мягкой атакой звука, legato - спокойным и свободным (но не расслабленным), лёгким и звонким (но не форсированным) звуком. Предыхательная атака звука.

  2. Певческое дыхание. Артикуляция.

    1. Дыхание. Процесс дыхания. Значение правильного дыхания для вокалиста. Пение упражнений и лёгких песен для развития навыка равномерного распределения дыхания на короткие фразы. Работа над цепным дыханием. Короткое и задержанное дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания.

    2. Дыхание. Дыхание «в живот». Фраза. Ровное распределение дыхания по фразам. Упражнения для развития навыка дыхания «в живот». Работа над цепным дыханием. Короткое и задержанное дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания.

    3. Артикуляция. Артикуляция и артикуляционный аппарат (рот, губы, зубы, язык, челюсти, верхнее и нижнее нёбо). Свободная работа артикуляционного аппарата. Пение вокально-хоровых упражнений для закрепления навыка свободной работы артикуляционного аппарата. Выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов в хоровом произведении.

    4. Артикуляция. Гласные звуки. Освоение и закрепление навыка осмысленного и выразительного произношения текста песен, округлого и ясного звучания гласных (особое внимание уделяется гласным «а», «о», «и»). Выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов в хоровом произведении.

  3. Хоровой строй, ансамбль звучания. Унисон в хоре. Многоголосие.

    1. Ансамбль и строй. Унисон в хоре. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада). Формирование навыка исполнения на 2-3 голоса.

    2. Артикуляция и строй. Унисон в хоре. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четвертная, восьмая, половинная). Соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Формирование навыка исполнения на 2-3 голоса.

    3. Артикуляция и строй. Унисон в хоре. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четвертная, восьмая, половинная). Соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Формирование навыка исполнения на 2-3 голоса.

    4. Ансамбль. Ритмический и дикционный ансамбль. Вокальная работа над освоением и закреплением навыков одновременного исполнения ритмического рисунка, артикуляционно-точного одновременного произнесения текста, начала и конца фраз. Выработка активного piano. Кантилена. Освоение многоголосия.

    5. Ансамбль. Ритмический и дикционный ансамбль. Вокальная работа над освоением и закреплением навыков одновременного исполнения ритмического рисунка, артикуляционно-точного одновременного произнесения текста, начала и конца фраз. Выработка активного piano. Кантилена. Освоение многоголосия.

    6. Ансамбль. Ритмический и дикционный ансамбль. Вокальная работа над освоением и закреплением навыков одновременного исполнения ритмического рисунка, артикуляционно-точного одновременного произнесения текста, начала и конца фраз. Выработка активного piano. Кантилена. Освоение многоголосия.

  4. Разучивание произведений. Вокально-хоровая работа.

    1. Разучивание произведений. Вокально-хоровая работа. Рассказ о творчестве композиторов, написавших разучиваемые произведения. Анализ словесного текста и его содержания. Определение музыкальной формы (куплетная, одночастная). Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы.

    2. Разучивание произведений. Вокально-хоровая работа. Чтение текста по партиям и партитурам. Устойчивое интонирование одноголосного пения с простым аккомпанементом, дублирующим мелодическую линию.

    3. Разучивание произведений. Вокально-хоровая работа. Чтение текста по партиям и партитурам. Устойчивое интонирование одноголосного пения с простым аккомпанементом, дублирующим мелодическую линию.

    4. Разучивание произведений. Вокально-хоровая работа. Различный характер дыхания перед началом пения, в зависимости от характера исполняемого произведения (медленное, быстрое). Звукообразование, звуковедение, дикция и артикуляция: естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки); преимущественно мягкая атака звука.

    5. Разучивание произведений. Вокально-хоровая работа. Различный характер дыхания перед началом пения, в зависимости от характера исполняемого произведения (медленное, быстрое). Звукообразование, звуковедение, дикция и артикуляция: естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки); преимущественно мягкая атака звука.

    6. Разучивание произведений. Вокально-хоровая работа. Вокальная работа над освоением и закреплением навыков одновременного исполнения ритмического рисунка, артикуляционно-точного одновременного произнесения текста, начала и конца фраз. Целостное, выразительное исполнение произведения.

    7. Разучивание произведений. Вокально-хоровая работа. Вокальная работа над освоением и закреплением навыков одновременного исполнения ритмического рисунка, артикуляционно-точного одновременного произнесения текста, начала и конца фраз. Целостное, выразительное исполнение произведения.

  5. Сценическая хореография. Сценическое искусство.

    1. Сценическая хореография. Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокального произведения при условии сохранения певческой установки. Художественный образ и его создание.

    2. Сценическая хореография. Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокального произведения при условии сохранения певческой установки. Художественный образ и его создание.

    3. Сценическая хореография. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями. Умение передать посредством мимики и жестов эмоциональное содержание песни.

    4. Сценическая хореография. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями. Умение передать посредством мимики и жестов эмоциональное содержание песни.

    5. Сценическая хореография. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями. Умение передать посредством мимики и жестов эмоциональное содержание песни.

  6. Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. Подготовка и проведение праздников.

    1. Закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука, звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону «округления». Свободное движение артикуляционного аппарата. Естественного вдоха и постепенного удлинённого выдоха в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица. Формирование навыков исполнения с бэк-вокалом, певческое вибрато.

    2. Закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука, звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону «округления». Свободное движение артикуляционного аппарата. Естественного вдоха и постепенного удлинённого выдоха в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица. Формирование навыков исполнения с бэк-вокалом, певческое вибрато.

    3. Закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука, звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону «округления». Свободное движение артикуляционного аппарата. Естественного вдоха и постепенного удлинённого выдоха в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица. Формирование навыков исполнения с бэк-вокалом, певческое вибрато.

    4. Закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука, звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону «округления». Свободное движение артикуляционного аппарата. Естественного вдоха и постепенного удлинённого выдоха в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица. Формирование навыков исполнения с бэк-вокалом, певческое вибрато.

    5. Закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука, звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону «округления». Свободное движение артикуляционного аппарата. Естественного вдоха и постепенного удлинённого выдоха в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица. Формирование навыков исполнения с бэк-вокалом, певческое вибрато.

    6. Закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука, звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону «округления». Свободное движение артикуляционного аппарата. Естественного вдоха и постепенного удлинённого выдоха в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица. Формирование навыков исполнения с бэк-вокалом, певческое вибрато.

    7. Закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука, звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону «округления». Свободное движение артикуляционного аппарата. Естественного вдоха и постепенного удлинённого выдоха в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица. Формирование навыков исполнения с бэк-вокалом, певческое вибрато.

Учебно - тематический план

Четвёртый год обучения.

тема

часы

форма

1.

Владение своим голосовым аппаратом.

Певческие навыки. Собственная манера исполнения.

5 часов

Практическое занятие

2.

Певческое дыхание.

Артикуляция.

4 часа

Практическое занятие

3.

Хоровой строй, ансамбль звучания. Унисон в хоре. Многоголосие.

6 часов

Практическое занятие

4.

Разучивание произведений.

Вокально-хоровая работа.

7 часов

Практическое занятие

5.

Сценическая хореография. Сценическое искусство

5 часов

Практическое занятие

6.

Вокально-хоровые навыки в исполнительском

мастерстве. Подготовка и проведение праздников.

7 часов

Практическое занятие

Содержание тем четвёртого года обучения

  1. Владение голосовым аппаратом. Певческие навыки. Собственная манера исполнения.

    1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Профилактика и гигиена голоса. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный).

    2. Интонация. Координация слуха и голоса. Унисон. Пение вокальных упражнений на развитие координации между слухом и голосом. Работа над чистым интонированием в диапазоне: «до1 - ре2-ми2».

    3. Интонация. Работа над чистым интонированием в песнях с инструментальным сопровождением и без сопровождения. Упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов ( звукоряды, скачки, арпеджио).

    4. Звукообразование. Атака звука. Значение правильной атаки. Упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов ( звукоряды, скачки, арпеджио).

    5. Звукообразование. Мягкая атака. Звуковедение. Исполнение вокально-хоровых упражнений и произведений для закрепления навыка пения мягкой атакой звука, legato - спокойным и свободным (но не расслабленным), лёгким и звонким (но не форсированным) звуком. Предыхательная атака звука.

  2. Певческое дыхание. Артикуляция.

    1. Дыхание. Процесс дыхания. Значение правильного дыхания для вокалиста. Пение упражнений и лёгких песен для развития навыка равномерного распределения дыхания на короткие фразы. Работа над цепным дыханием. Короткое и задержанное дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания.

    2. Дыхание. Дыхание «в живот». Фраза. Ровное распределение дыхания по фразам. Упражнения для развития навыка дыхания «в живот». Работа над цепным дыханием. Короткое и задержанное дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания.

    3. Артикуляция. Артикуляция и артикуляционный аппарат (рот, губы, зубы, язык, челюсти, верхнее и нижнее нёбо). Свободная работа артикуляционного аппарата. Пение вокально-хоровых упражнений для закрепления навыка свободной работы артикуляционного аппарата. Выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов в хоровом произведении.

    4. Артикуляция. Гласные звуки. Освоение и закрепление навыка осмысленного и выразительного произношения текста песен, округлого и ясного звучания гласных (особое внимание уделяется гласным «а», «о», «и»). Выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов в хоровом произведении.

  3. Хоровой строй, ансамбль звучания. Унисон в хоре. Многоголосие.

    1. Ансамбль и строй. Унисон в хоре. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада). Формирование навыка исполнения на 2-3 голоса.

    2. Артикуляция и строй. Унисон в хоре. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четвертная, восьмая, половинная). Соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Формирование навыка исполнения на 2-3 голоса.

    3. Артикуляция и строй. Унисон в хоре. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четвертная, восьмая, половинная). Соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Формирование навыка исполнения на 2-3 голоса.

    4. Ансамбль. Ритмический и дикционный ансамбль. Вокальная работа над освоением и закреплением навыков одновременного исполнения ритмического рисунка, артикуляционно-точного одновременного произнесения текста, начала и конца фраз. Выработка активного piano. Кантилена. Освоение многоголосия.

    5. Ансамбль. Ритмический и дикционный ансамбль. Вокальная работа над освоением и закреплением навыков одновременного исполнения ритмического рисунка, артикуляционно-точного одновременного произнесения текста, начала и конца фраз. Выработка активного piano. Кантилена. Освоение многоголосия.

    6. Ансамбль. Ритмический и дикционный ансамбль. Вокальная работа над освоением и закреплением навыков одновременного исполнения ритмического рисунка, артикуляционно-точного одновременного произнесения текста, начала и конца фраз. Выработка активного piano. Кантилена. Освоение многоголосия.

  4. Разучивание произведений. Вокально-хоровая работа.

    1. Разучивание произведений. Вокально-хоровая работа. Рассказ о творчестве композиторов, написавших разучиваемые произведения. Анализ словесного текста и его содержания. Определение музыкальной формы (куплетная, одночастная). Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы.

    2. Разучивание произведений. Вокально-хоровая работа. Чтение текста по партиям и партитурам. Устойчивое интонирование одноголосного пения с простым аккомпанементом, дублирующим мелодическую линию.

    3. Разучивание произведений. Вокально-хоровая работа. Чтение текста по партиям и партитурам. Устойчивое интонирование одноголосного пения с простым аккомпанементом, дублирующим мелодическую линию.

    4. Разучивание произведений. Вокально-хоровая работа. Различный характер дыхания перед началом пения, в зависимости от характера исполняемого произведения (медленное, быстрое). Звукообразование, звуковедение, дикция и артикуляция: естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки); преимущественно мягкая атака звука.

    5. Разучивание произведений. Вокально-хоровая работа. Различный характер дыхания перед началом пения, в зависимости от характера исполняемого произведения (медленное, быстрое). Звукообразование, звуковедение, дикция и артикуляция: естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки); преимущественно мягкая атака звука.

    6. Разучивание произведений. Вокально-хоровая работа. Вокальная работа над освоением и закреплением навыков одновременного исполнения ритмического рисунка, артикуляционно-точного одновременного произнесения текста, начала и конца фраз. Целостное, выразительное исполнение произведения.

    7. Разучивание произведений. Вокально-хоровая работа. Вокальная работа над освоением и закреплением навыков одновременного исполнения ритмического рисунка, артикуляционно-точного одновременного произнесения текста, начала и конца фраз. Целостное, выразительное исполнение произведения.

  5. Сценическая хореография. Сценическое искусство.

    1. Сценическая хореография. Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокального произведения при условии сохранения певческой установки. Художественный образ и его создание.

    2. Сценическая хореография. Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокального произведения при условии сохранения певческой установки. Художественный образ и его создание.

    3. Сценическая хореография. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями. Умение передать посредством мимики и жестов эмоциональное содержание песни.

    4. Сценическая хореография. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями. Умение передать посредством мимики и жестов эмоциональное содержание песни.

    5. Сценическая хореография. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями. Умение передать посредством мимики и жестов эмоциональное содержание песни.

  6. Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. Подготовка и проведение праздников.

    1. Закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука, звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону «округления». Свободное движение артикуляционного аппарата. Естественного вдоха и постепенного удлинённого выдоха в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица. Формирование навыков исполнения с бэк-вокалом, певческое вибрато.

    2. Закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука, звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону «округления». Свободное движение артикуляционного аппарата. Естественного вдоха и постепенного удлинённого выдоха в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица. Формирование навыков исполнения с бэк-вокалом, певческое вибрато.

    3. Закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука, звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону «округления». Свободное движение артикуляционного аппарата. Естественного вдоха и постепенного удлинённого выдоха в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица. Формирование навыков исполнения с бэк-вокалом, певческое вибрато.

    4. Закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука, звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону «округления». Свободное движение артикуляционного аппарата. Естественного вдоха и постепенного удлинённого выдоха в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица. Формирование навыков исполнения с бэк-вокалом, певческое вибрато.

    5. Закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука, звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону «округления». Свободное движение артикуляционного аппарата. Естественного вдоха и постепенного удлинённого выдоха в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица. Формирование навыков исполнения с бэк-вокалом, певческое вибрато.

    6. Закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука, звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону «округления». Свободное движение артикуляционного аппарата. Естественного вдоха и постепенного удлинённого выдоха в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица. Формирование навыков исполнения с бэк-вокалом, певческое вибрато.

    7. Закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука, звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону «округления». Свободное движение артикуляционного аппарата. Естественного вдоха и постепенного удлинённого выдоха в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица. Формирование навыков исполнения с бэк-вокалом, певческое вибрато.

Этапы педагогического контроля

1 уровень: Петь чистый унисон вокальные упражнения, пение в единой манере, выразительное исполнение хоровых произведений.

(Приложение 1, 2)

2 уровень: Петь чистый унисон, пение в единой манере, пение многоголосия, выразительное исполнение хоровых произведений, знание произведений концертной программы. Концертные выступления в лицее на тематических внешкольных мероприятиях.

3 уровень: Участие в городских и районных вокально-хоровых конкурсах.

Список литературы:


  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального (основного) образования.

  3. Соколов В. Работа с хором. 2-е изд. - М., 1983.

  4. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

  5. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - В кн.: Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.

  6. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. - М., Изд. МГПИ, 1983.

  7. Всрбов А. «Техника постановки голоса». М., ГМИ, 1961.

  8. Струве Г. «Школьный хор». М., «Просвещение», 1981.

  9. Струве Г. Хоровое сольфеджио. - М., 1988.

  10. Попов В.С., Халабузарь П.В., Иодко М.Р. Хоровой класс / Сборник примерных образовательных программ для педагогов дополнительного образования по инструментальной музыке и вокальному искусству. Вып. 40., Ч.1./ Под общ.ред. Минько Н.Г. - М., 2004. (Библиотечка педагога доп.образования)











Приложение 1.

Упражнения для начинающих вокалистов.

Упражнение 1.

Возьмите большим и указательным пальцами за крылышки носа, издавая звук и выдувая его через нос, делайте небольшие нажатия на крылышки. Нажатия должны быть очень мягкими и быстрыми.

Упражнение делается 20 раз, прерываемся, затем повторяем снова.

Упражнение 2. Вокальное упражнение.

Это упражнение лучше выполнять на ударные слоги «да», «до»: «до-о-о-о-о», «да-а-а-а-а». Если в первом упражнении на слоге «ма» задействованы мышцы губ, то на «да» «до» «ду» требуется активная работа языка.

При каждом произношении слога кончик языка активно прилегает к верхним зубам.

Упражнение также можно начать постепенно (двигаясь по полутонам и по трезвучиям вверх, вниз, расширяя при этом диапазон внизу и вверху на 2-3 ноты).

Упражнение 3.

После того как вы попрыгали, поиграли голосом, почувствовали дыхание, пора «поласкать» связки. Для этого и рекомендуется это упражнение. Споем широкое октавное упражнение. Оно успокоит ваш организм. Упражнение в октаву требует очень мягкого и эластичного дыхания. Спокойно набираем воздух через нос и рот и на выдохе, чуть-чуть отпустив дыхание, чтобы не было запёртости, начинаем петь.

Упражнение 4.

Выполняем упражнение на слог «на». Слог «на» как будто немного ленивый. Сделаем простое речевое упражнение. Для этого глаза опущены вниз, нёбо и маленький язычок расслаблены, крылышки носа чуть поджаты. Делаем упражнение на слог «на» нараспев, очень лениво.

Повторяем слог «на» несколько раз. Упражнение делаем сначала на одной ноте, затем по полутонам и по трезвучиям в октаву.

Упражнение 5.

Следующее упражнение на беглость. То же положение гортани, нёба, мягких глаз, что и в предыдущем упражнении. Произносим слог «на» на первой ноте, затем переходим на звук «а» и «покатились» поступенно до конца октавы - туда и обратно. Чем ближе к верхней ноте, тем активнее поднимаем нёбо.

Поем упражнение до ми-фа 2-й октавы.

Комплекс упражнений для работы над певческим дыханием

(Рекомендуется выполнять 2-3 минуты.)

Короткий вдох.

Во время вдоха нельзя втягивать в себя воздух специально. Начинать следует с выдоха. Выдерживая последующую за этим паузу, надо дождаться момента, когда естественно захочется вздохнуть. Только в этом случае вдох осуществиться органично правильно: достаточно глубоко и оптимально по объему.

Упражнение 1.

Короткий вдох по руке дирижера и длинный замедленный выдох со счетом: 1, 2, 3, 4, 5 и т. д.

С каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа.

Упражнение 2 (выполнение упражнения активным шепотом).

Короткий вдох при раздвижении нижних ребер с фиксацией на этом внимании хористов.

Каждый контролирует свои движения, положив ладони рук на нижние ребра. Выдох длинный, со счетом. Ряд цифр также постепенно увеличивается.

Упражнение 3 (выполнение упражнения активным шепотом).

Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, медленный выдох со счетом. При этом певцы стремятся сохранить нижние ребра в положении вдоха, то есть раздвинутыми.

Упражнение 4 (выполнение упражнения активным шепотом).

Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, по руке дирижера с мягкой атакой спеть один звук и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Сначала звук продолжается 2-3 секунды, затем постепенно удлиняется. Нижние ребра фиксируются в положении вдоха.

Развитие чувства ритма

Цель: развить чувство метра и ритма; привить навыки элементарной ритмической импровизации, приобщить к различным формам музыкального исполнительства в ролевых играх.

Упражнение-игра «Хлопай в такт».

Повторяйте эту игру на каждом занятии в течение года. Вместе с детьми попробуйте уловить и воспроизвести хлопками в ладоши метрический пульс речи, а затем звучащей музыки.

Упражнение «Маршируем под музыку».

Простейшие ритмы в речи и в музыке


Упражнение «Спой свое имя».

Покажите детям, как можно интересно ритмизовать имена в соответствии с простейшими формулами.

Варьируйте имя каждого ребенка - пусть все дети повторяют эти ритмические варианты, отхлопывая ритмический рисунок в ладоши и произнося имена нараспев.

Упражнение «Угадай имя».

Учите детей находить слова к ритмам.

Предложите выполнить хлопки в ладоши одного из знакомых вариантов ритмизации имен. Дети на примере любого имени угадывают и произносят этот вариант.

Упражнение «Поем шутки-прибаутки».

Спойте с детьми на одном звуке в сопровождении детских музыкальных инструментов скороговорки, шутки, потешки, пословицы и т. п. Но прежде выразительно произнесите текст и прохлопайте ритм.

Например:

Топ-топ по земле,

Ведь земля-то наша!

И для нас на ней растут

Пироги да каша!

Шепчет солнышко листочку:

- Не робей, голубчик!

И берет его из почки

За зеленый чубчик.

Игра со звуками (по методике Карла Орфа)

Предложить детям изобразить голосом звук ветра, используя уже известный им прием моделирования объема и динамики с помощью звуков Ф, П, С, Ш:

Глиссандируя голосом, можно изобразить «завывание» холодного.

«ИМЕНА»

Лена, Катя, Миша, Вова и Иван

Забрались с ногами на диван.

Лёша и Петя, Натали и Глеб

Уплетают свежий белый хлеб.

Уплетают вместе белый хлеб.

Начинать работу над этой моделью с установления метрического пульса самыми простыми способами: вместе с детьми выполняем шлепки по коленям. На этом фоне начинаю выразительно и ритмично декламировать текст. Затем предложить детям повторять текст по фразам, как эхо. При повторениях ревой игры предлагаю детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом ит.д. Когда текст будет выучен и произноситься детьми свободно и легко, можно добавить движения: метрические шаги по залу врассыпную, по кругу с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т.д.

«РАБОТНИКИ»

Катя и Мишенька встали с утра

Сразу у них закипели дела:

Кошку помыть и постричь воротник,

Катя успела и брат озорник.

Данная модель позволяет детям почувствовать трёхдольную пульсацию. Начинаем с простого - тихих хлопков. На их фоне выразительно рассказываем историю про шалунов, чтобы дети поняли шуточный характер текста. Добавляем лёгкое покачивание вправо-влево на каждый такт. Затем выполняем лёгкие шаги по кругу, подчёркивая паузы двумя хлопками, не останавливая при этом движения. Можно двигаться змейкой, обходя поставленные стулья, кегли.

«КОЛОКОЛЬЦЫ»

Колокольцы-бубенцы раззвонились удальцы

Диги-диги, диги-дон, угадай, откуда звон

Для исполнения этой русской народной потешки желательно иметь маленькие колокольчики, бубенчики. Потешку можно представить как игру: выбирают водящего, который сидит в центре с завязанными глазами. Дети бегут с колокольчиками по кругу и поют первую строфу. Затем останавливаются, исполняют конец потешки, звеня колокольчиками, прячут их за спину. По безмолвному знаку педагога один из детей звонит в свой колокольчик, водящий пытается найти его по звуку.



Приложении 2


Рабочая программа по ДО вокально-хоровой ансамбль 1-4 классыРабочая программа по ДО вокально-хоровой ансамбль 1-4 классыРабочая программа по ДО вокально-хоровой ансамбль 1-4 классыРабочая программа по ДО вокально-хоровой ансамбль 1-4 классыРабочая программа по ДО вокально-хоровой ансамбль 1-4 классыРабочая программа по ДО вокально-хоровой ансамбль 1-4 классыРабочая программа по ДО вокально-хоровой ансамбль 1-4 классы

Рабочая программа по ДО вокально-хоровой ансамбль 1-4 классыРабочая программа по ДО вокально-хоровой ансамбль 1-4 классыРабочая программа по ДО вокально-хоровой ансамбль 1-4 классыРабочая программа по ДО вокально-хоровой ансамбль 1-4 классы

© 2010-2022