Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс»

Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс»     Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано». Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание разносторонне развитой личности с большим творческим п...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Преподаватель музыального колледжа им. Курмангазы

Дьячкова Светлана Владимировна



Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс»


Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано». Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание разносторонне развитой личности с большим творческим потенциалом путем приобщения учащихся к ценностям мировой музыкальной культуры на примерах лучших образцов вокальной и инструментальной музыки, а также на приобретение навыков аккомпанирования, чтения с листа и транспонирования; на развитие самостоятельности в данных видах деятельности. Наряду с практической подготовкой в задачи предмета входит: формирование художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки. Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей ансамблевой игры. Поэтому в структуре программы "Фортепиано" федеральными государственными требованиями предусмотрены 3 учебных предмета, имеющих общие цели и задачи: "Специальность и чтение с листа", "Ансамбль" и "Концертмейстерский класс", которые в совокупности системно и наиболее полно дают предпрофессиональное образование, позволяющее наиболее эффективно сформировать исполнительские знания, умения и навыки, а также подготовить ученика к дальнейшему профессиональному обучению. Концертмейстерская деятельность является наиболее распространенной формой исполнительства для пианистов. Данная программа отражает комплексное развитие и индивидуальный подход к ученику, академическую направленность и разнообразие вокального и инструментального репертуара, используемого в обучении. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков. 2. Срок реализации учебного предмета «Концертмейстерский класс» Срок реализации учебного предмета "Концертмейстерский класс " по 8- летнему учебному плану может составлять полтора года - 7 класс и первое полугодие 8 класса. 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Концертмейстерский класс». Таблица 1 7 класс - 1 полугодие 8 класса Виды учебной нагрузки Количество часов (общее на 1,5 года) Максимальная нагрузка 122,5 часа Количество часов на аудиторную нагрузку 49 часов (из расчета 1 час в неделю) Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу 73,5 часа (из расчета 1,5 часа в неделю) 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, предлагаемая продолжительность урока - 45 минут. Реализация учебного предмета "Концертмейстерский класс" предполагает привлечение иллюстраторов (вокалистов, инструменталистов). В качестве иллюстраторов могут выступать обучающиеся образовательного учреждения или, в случае их недостаточности, работники образовательного учреждения. В случае привлечения в качестве иллюстратора работника образовательного учреждения планируются концертмейстерские часы в объеме до 80% времени, отведенного на аудиторные занятия по данному учебному предмету. 5. Цели и задачи учебного предмета «Концертмейстерский класс» Цели: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального исполнительства; стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле; Задачи: формирование навыков совместного творчества обучающихся в области музыкального исполнительства, умения общаться в процессе совместного музицирования; развитие интереса к совместному музыкальному творчеству; умение слышать все произведение в целом, чувствовать солиста и поддерживать все его творческие замыслы; умение следить не только за партией фортепиано, но и за партией солиста; приобретение знаний об особенностях вокального (искусство дыхания, фразировка и др.) и скрипичного (строение инструмента, настройка, тембровая окраска каждой струны, принципы звукоизвлечения и др.) исполнительства; навыки работы над звуковым балансом в работе с солистом; приобретение навыков самостоятельной работы и чтения с листа нетрудного текста с солистом; приобретение опыта совместной творческой деятельности и опыта публичных выступлений; формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы в области музыкального исполнительства. 6. Обоснование структуры учебного предмета «Концертмейстерский класс» Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; - распределение учебного материала по годам обучения; - описание дидактических единиц учебного предмета; - требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». 7. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: словесный (объяснение, рассказ, беседа); наглядный (показ, демонстрация, наблюдение); практический (упражнения воспроизводящие и творческие). Индивидуальная форма обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения. Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано. 8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Концертмейстерский класс» Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету "Концертмейстерский класс" должны иметь площадь на менее 9 кв.м. и звукоизоляцию. В образовательном учреждении должны создаваться условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Концертмейстерский класс», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия: Таблица 2 Срок обучения - 8 лет Распределение по годам обучения Классы 1 2 3 4 5 6 7 8 Продолжительность учебных занятий (в неделях) - - - - - - 33 16 Количество часов на - - - - - - 1 1 аудиторные занятия (в неделю) Общее количество часов на аудиторные занятия (на все время обучения) 49 Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу (часов в неделю) - - - - - - 1,5 1,5 Общее количество часов на внеаудиторную работу (на все время обучения) 73,5 Общее максимальное количество часов на весь период обучения 122,5 Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика. Виды внеаудиторной работы: - выполнение домашнего задания; - подготовка к концертным выступлениям; - посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.); - участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др. Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала. 2. Годовые требования по классам "Концертмейстерский класс" начинается с изучения наиболее простого вокального репертуара (эта работа планируется в 7 классе). Инструментальный репертуар, как более сложный, дается позже (первое полугодие 8 класса), когда ученик уже обладает элементарными навыками концертмейстера. 7 класс (1 час в неделю) Знакомство с новым предметом - вокальный аккомпанемент. При отсутствии иллюстраторов-вокалистов вокальную партию может исполнять сам учащийся. Работа с вокальным материалом требует элементарных знаний о вокальном искусстве, о природе человеческого голоса и его диапазоне, искусстве дыхания и свободной манере исполнения вокалистов. Наличие текста помогает понять художественную задачу произведения. Следует начать с самых простых аккомпанементов, состоящих из разложенных аккордовых последовательностей или несложных аккордовых построений, где аккорды располагаются на сильной доле такта. Необходимо отметить места цезур, проанализировать фактуру фортепианной партии, определить звуковой баланс голоса и фортепиано. Ученик должен уметь петь вокальную строчку, а преподаватель может ее подыгрывать на другом инструменте. Аккомпанемент, включающий дублирующую вокальную партию голоса, требует особого внимания. Ученику необходимо учитывать свободу интерпретации вокальной партии солистом. В 1 полугодии следует подробно пройти в классе не менее 3-х романсов и регулярно читать с листа в классе и дома. В конце полугодия ученик должен сыграть 1-2 романса на зачете, классном вечере или концерте.

© 2010-2022