Статья Интеграция предметов гуманитарного цикла

В последнее время в педагогической литературе поднимается вопрос  о разносторонности знаний школьников, о необходимости воспитания у них полной картины мира.  Человек воспринимает окружающую действительность, как единое целое, раздробленное на элементы. В обучении различные предметы расчле6няют это единое целое, части изучают отдельно друг от друга. Это дает возможность более глубокого изучения предмета, однако нарушает целостность картины мира. Интеграция ( греч. «Цельный», « слитный» ) возника...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Соловьева Н. Л.

Учитель музыки АНО ЦО «Знак»

Г. Москва

Тема: «Интеграция предметов гуманитарного цикла, как один из путей повышения эффективности обучения.

В последнее время в педагогической литературе поднимается вопрос о разносторонности знаний школьников, о необходимости воспитания у них полной картины мира. Человек воспринимает окружающую действительность, как единое целое, раздробленное на элементы.

В обучении различные предметы расчле6няют это единое целое, части изучают отдельно друг от друга. Это дает возможность более глубокого изучения предмета, однако нарушает целостность картины мира.

Интеграция ( греч. «Цельный», « слитный» ) возникает из межпредметных связей. Полное их обоснование в классической педагогике дает К. Д. Ушинский. В обучении оно осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе элементов различных учебных предметов.

Интегрирование предметов гуманитарного цикла способствует формированию единства логического и образного мышления учащихся, рациональное и эмоциональное в обучении.

Особенно эффективно слияние трёх искусств на уроке музыки: слова, звука и цвета. Законы одного искусства помогают глубже понять и постигнуть законы другого искусства и усвоить общие закономерности развития отражённой в ней действительности.

Например, важные исторические события осознать и понять произведения живописи, литературы, музыки. Мы знаем много примеров, как независимо друг от друга композитор, художник - создавали похожие образы разными средствами искусства. ( пример - искусство модернизма).

Проводить уроки интегрированного цикла достаточно сложно. Это требует прежде всего творческого переосмысления программы, вовлечение других педагогов ( ИЗО, МХК, истории, литературы) в эту деятельность.

Уроки, предполагающие межпредметные связи несколько проще приготовить.

Межпредметные связи присутствуют на каждом уроке музыки. На такой урок можно привлечь и не программные произведения смежных искусств, главное что бы они были высокохудожественными и отвечали требованиям возрастных особенностей.

Интегрированный урок предлагает синтез различных учебных дисциплин, поэтому нужно обратить внимание на корректирование программы, выбор учебного материала, написание плана - конспекта.

Интегрированные уроки бывают разных видов:

а) интеграция на уровне мировоззрения;

б) на уровне содержания (Картины природы в литературе, живописи, музыке)

в) на уровне эпох «Идеи французской революции, роль музыки в ней»

г) интеграция на уровне жанра (опера - драматическое произведение, сонатная форма - повесть)

Интегрированные уроки проводят два или три учителя. При этом каждый из них решает свою учебную задачу, подчиняя её общей теме урока. Это может быть цикл уроков.

С чего начать подготовку?

1. Найти единомышленников, заинтересованных этой идеей;

2. Необходим правильный анализ программ. Выявление общего, подбор материала;

3. Составление совместно плана урока и его подготовка.

Конечно, такие уроки требуют большой предварительной работы от учителей и учащихся, но становятся праздником и запоминаются надолго.

© 2010-2022