Использование инновационных методов преподавания в ДМШ и ДШИ

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Выступление преподавателя музыкально-теоретических дисциплин МБУ ДОД ДМХШ «Мечта» Ныровой А.В. на секционном заседании учителей музыки ОУ и преподавателей ДШИ по теме:

«Использование инновационных методов преподавания в ДМШ и ДШИ».



















2012 год.

1. В настоящее время, в эпоху развития современного информационного общества, предполагается принятие новых информационных технологий, и, соответственно, методов преподавания и в музыкальном образовании. Информационные технологии используют следующие технические информационные средства: аудио, видео, кино, интернет, компьютерные программы. Программные средства, поддерживающие различные виды учебного процесса, являются педагогическими программными средствами. По методическому назначению педагогическими программными средствами можно назвать: компьютерные учебники (уроки), программы- тренажеры (репетиторы), контролирующие (тесты и другие виды), информационно- справочные (энциклопедии), демонстрационные (слайд или видео фильмы), учебно-игровые программы. Эти программные средства вносят разнообразие в подаче учебного материала, облегчает его усвоение, повышает эффективность обучения в целом.

Одним из новых методов обучения является мультимедийные образовательные ресурсы. К ним относят электронные библиотеки, энциклопедии, нотные архивы, музыкальные антологии, виртуальные музеи (в том числе музыкальных инструментов), каталоги обучающих музыкальных программ, электронные пособия и т. д. Эти ресурсы и дополняют лекции преподавателя и могут выступать основой для самообразования. Педагог выступает здесь как консультант, так и контролер усвоенных знаний.

Для обучаемого представляется ряд возможностей, Например: получение сведений, необходимых для изучения материала, получение дополнительной информации, самопроверка знаний, самообразование, развитие творческих навыков и музыкальных способностей. Это существенно делает обучение эффективным и разнообразным.

2. Распространение с середины 80-х годов 20 века «персональных компьютеров» и музыкальных синтезаторов, способствовало компьютеризации музыкального образования. Новые технические средства (нотноиздательские системы для распечатки партитур, музыкальные синтезаторы, приставки стали использоваться и в музыкальных школах (по мере возможности).

На уроках музыкальной литературы и слушания музыки применяются такие информационные технологии:

-различные типы видео и аудио-ряды (фильмы, картинки, таблицы, презентации.

-музыкальные энциклопедии, справочники по истории музыки.

Например:

  • Сайт «Детям о музыке» (здесь можно найти фильмы о композиторах, рассказы о музыке и музыкантах).

  • Сайт «Погружение в классику» - книги, статьи, аудио и видео файлы. Разнообразие материалов дает возможность использовать на уроке самые яркие моменты (по выбору педагога).

  • Программа «Энциклопедия CD Musical instruments» -содержит сведения о 200 музыкальных инструментах разных стран и народов. Учащиеся могут услышать звучание инструментов, узнать строение, из чего изготовлена, историю их создания.

  • В программе «Энциклопедия классической музыки» - представлены биографии почти 300 композиторов, В ней также содержится информация о знаменитых исполнителях 19 - 20 веков, жанрах классической музыки и популярных произведениях классической музыки.

  • Практический курс «Учимся понимать музыку» направлен на приобщение учащихся к мировой музыкальной культуре, помогает изучению музыкальных жанров, стилей и направлений, понимания особенностей инструментальной, симфонической и вокальной музыки. Этот курс содержит практические занятия, интерактивные упражнения и тренажеры, видеофрагменты и т.д..

  • Программа «Шедевр музыки» - это материалы о направлениях музыки, биографические сведения о композиторах, истории создания известных произведений.

3. Рассмотрим некоторые информационные технологии (то есть программы), которые полезны педагогам и учащимся на уроках сольфеджио.

  • Видео- уроки по сольфеджио.

Например, «Азбука ритма» (авторская методика Лютько Л.П., преподавателя-методиста консерватории М.И.Глинки, г. Днепропетровска.).

  • Программа «Музыкальный экзаменатор» - нацелена на развитие музыкальных способностей и прежде всего умения схватить на лету музыку и тут же ее воспроизводить.

Можно перечислить и другие малоизвестные сайты, которые могут быть полезны как педагогу, так и учащимся при изучении предметов «Музыкальная литература» и «Слушание музыки»:

«Классическая музыка детям», «Музыкальные сказки для детей», «Музыка детям», «100 опер», онлайн игры с сайта «Детям о музыке», «Дора и ее музыкальные инструменты», «Как звучат музыкальные инструменты», «Музыкальный оркестр», «Музыкальная комната», музыкальный ансамбль «На островах» и т. д.

  • Программа «Ухо грез» - для развития музыкального слуха.

  • Тренинг «Репетитор по сольфеджио» - это комплекс развивающихся и проверочных упражнений. Тренинг предназначен для учащихся музыкальных школ, а также для подготовки поступления в музыкальное училище и академию.

  • Для игровой и познавательной деятельности, особенно учащихся младших классов, используются музыкально-обучающие игры, которые знакомят с музыкальной грамотой в интересной увлекательной форме. И служат для закрепления изучаемого материала в домашней подготовке.

Например, сайт «Детям о музыке» он-лайн игры:

- «Нотный стан и ноты», «Разноцветный ксиллофон», «Сочиняем музыку», «Одинаковые звуки», «Нотный стан и клавиатура», «Радуга из нот», «Музыкальный тренажер» - развивает музыкальный слух и память;

- «Проверка слуха» развивает координацию и чувство ритма;

- «Пианист» несмотря на свое название, игра подходит и для занятий на уроках сольфеджио, развивает музыкальный слух, память, мышление и творческие способности учащихся разных возрастных групп.

Некоторые программы можно использовать на разных музыкально-теоретических предметах. Например, программа «Музыкальный класс» используется на уроках сольфеджио, слушание музыки и музыкальной литературы. В программе имеется раздел «Теория музыки», в котором пользователь выбирает урок, прослушивает его и выполняет упражнение для проверки усвоения знаний.

Здесь же подобраны музыкальные игры («Крестики-нолики» и др.), где определяются инструменты, длительности нот.

Раздел данной программы - «История музыкальных инструментов» содержит информацию о группах музыкальных инструментов, их видах и истории создания.

Рекомендуем игры он-лайн Бурского Игоря Владимировича;

- интерактивность - взаимодействие, человек может получать информацию или общаться с другими людьми;

- мультимедиа - взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением программного обеспечения с использованием современных технических средств. Это - текст, звук, графика, фото, видео в одном цифровом представлении.

Это один из самых распространенных способов применения информационных технологий в образовании.


  1. Band-in-a-boх - программа автоаранжировщик.

  2. Samplitude 01- программа обработки звука, делать нарезки для музыкальных викторин.

  3. Poker Paint- программа для презентаций.

Информационные технологии - дисциплины и области деятельности, относящиеся к технологии создания, управления и обработки данных. Под информационными технологиями понимают компьютерные технологии для хранения, преобразования, обработки, защиты, передачи, получения информации.


  • Программа «Музыкальный эрудит» дает информацию об участии в конкурсах, олимпиадах. (4 Всероссийский дистанционный конкурс юных любителей музыки). Выход в интернет дает возможность не только получать информацию, но и участвовать в дистанционных конкурсах, обязательным условием, которого является наличие веб-камеры.


Список литературы :

1.Е.А.Лаврентьева.«Способы применения информационных технологий на предметах музыкально- теоретического цикла в детской школе искусств» .Омск . 2012

2.Е.А.Лысенко.«Новые информационные технологии в дополнительном образовании

© 2010-2022