Приобщение дошкольников к русской культуре

«Русский народ не должен терять своего  нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой.  Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…»  Д.С. Лихачев               Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.           Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому нач...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1


Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»


Факультет повышения квалификации


Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин



Приобщение дошкольников

к истокам народной культуры

РЕФЕРАТ


Исполнитель:

Бриль Татьяна Владимировна,

Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №9 «Алёнка»

Консультант:

Шаталова Ирина Леонидовна -


Литература

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999

2. Веселая ярмарка. Сценарии нетрадиционных праздников для дошкольного возраста. - Смоленск, 1998

3. Музыкальная палитра // журнал., 2003 г., №2, стр.14

4. Музыкальный фольклор и дети: Методическое пособие / Сост. Шамина Л.В. - М., 1992

5. Науменко Г.М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество. - М., 1998

6. Науменко Г.М. От зимы до осени. - М., 1979

7. Науменко Г.М. Детский музыкальный фольклор. - М., 1999

8. Науменко Г.М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах. Часть 1 - зима, весна. Часть - 2 - лето, осень. - М., 2012

9. Науменко Г.М. Фольклорный праздник. М., 2010

10. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. - Спб., 1998

11. Программа эстетического воспитания. /авторы Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. - М., 2002

12. Разина Т.М. Русское народное творчество. М., 2011.

«Приобщение дошкольников
к истокам народной культуры »


«Русский народ не должен терять своего

нравственного авторитета среди других народов - авторитета,

достойно завоеванного русским искусством, литературой.

Мы не должны забывать о своем культурном прошлом,

о наших памятниках, литературе, языке, живописи…»

Д.С. Лихачев

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Так, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. В нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Мы обращаем внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Пожалуй, ни одни другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. На деревенских околицах можно было слышать девичье пение, а на проезжих дорогах - протяжную песнь ямщиков. Во время страды молодые и старые, сгребая сено на скошенном лугу, пели, облегчая тем самым себе труд незамысловатыми мелодиями. Приезжавших в Россию иностранцев приводили в изумление русские хороводы и пляски. Хороводы, ярмарки испокон веков были излюбленным развлечением молодёжи как в деревне, так и в городе.

Именно поэтому мною была определена тема моей итоговой работы.

Сначала своей деятельности я веду работу в направлении изучения народного творчества, воспитывая в детях бережное, любовное отношение к русской культуре и народным традициям. Для своей практической работы (как одно из направлений в работе с детьми по музыкальному воспитанию) я поставила перед собой цель: приобщение дошкольников к истокам народной культуры.

Основные задачи, которые я ставлю для её достижения: формирование у детей дошкольного возраста базиса культуры на основе знакомства с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными народными праздниками;

Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых - привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.

Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, ярмарки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Приобщение дошкольников к русской культуре.

Таким образом, цель работы по приобщению детей к национальному искусству вижу в систематическом использовании в практике своей работы всех разновидностей (жанров) народного творчества посредством знакомства и исполнения произведений фольклора, который способен привить детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, приучить их видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней.

Работу веду с учетом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста, создавая комфортные психолого - педагогические условия для становления гармонично развитой личности.

В своей деятельности использую различные формы проведения занятий: традиционные и обрядовые праздники, народные игры, устное народное творчество, интегрированные, тематические, беседы.

Приобщение дошкольников к русской культуре.

В детском саду создан Мини - музей, где собраны экспонаты быта старины и занятий людей собранные из семей воспитанников. В музее провожу музыкальные тематические занятия. Например, «Мой дом - моя семья!», где мы рассматриваем традиции семьи, устои жизни в семье, в доме. Подбираем песни, загадки поговорки о семье, о доме, о печи, о пирогах о самоваре, о чае и другие.

«Наша изба ровно тепла. Домом жить - не лукошко шить. Домом жить - не развеся уши ходить. Домом жить - обо всем тужить.»

«Печь греет и варит, Печет и жарит. Она накормит, обсушит. И порадует душу.»

«Хлебом - солью привечаем, Самовар на стол несем, Мы за чаем не скучаем, Говорим о том, о сем.»

Хорошим подспорьем для работы является музыкальный уголок, созданный в нашем детском саду. Музыкальные инструменты вызывают у детей большой интерес. Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к занятиям музыкой, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального эмоционального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми, поэтому этой работе в ДОУ уделяется большое внимание.

Приобщение дошкольников к русской культуре.

Кроме того, в своей работе применяю разнообразные методы и приемы это показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально - дидактических игр, Имеется большая база детских музыкальных инструментов.

Приобщение дошкольников к русской культуре. Приобщение дошкольников к русской культуре.

Мы с воспитанниками занимаемся устным народным творчеством. В мини музее показываю детям предметы быта. Приобщение дошкольников к русской культуре.

Показывая детскую люльку, разучиваем колыбельные песни:

Ай, люлю, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Сели гули на кровать.

Стали гули ворковать.

Стали гули ворковать

Стала мама засыпать.

Котя, котенька, коток

Котя -серенький хвосток

Приди, котя, ночевать.

Приди Ванечку качать.

Ух, как я тебе, коту.

За работу заплачу -

Дам кусок пирога -

И кувшин молока

. Приобщение дошкольников к русской культуре.

Домовой за печкой жил

С ребятишками дружил,

Он хозяйке помогал,

Всех гостей он развлекал.

Он за печкою сидит.

Иногда слегка ворчит,

А вообще он удалой

Самый лучший домовой.

Приобщение дошкольников к русской культуре.

В этом году мы начали работать с краеведческим музеем. Ежемесячно его работники проводят с детьми встречи по приобщению детей к русской народной культуре. Приобщение дошкольников к русской культуре.

На занятиях я разучиваю с детьми частушки, хороводы, которые мы включаем в большие мероприятия: праздник осени, коляда, день земли, день знаний и другие. Мероприятия всегда проводим совместно с родителями, делаем много фотографий, видеосъёмок, которые впоследствии выставляем на сайт нашего учреждения, публикуем в районной газете.

Приобщение дошкольников к русской культуре.

В процессе поиска эффективных методик для эмоционального и творческого развития детей меня заинтересовала музыкально - педагогическая система «элементарного музицирования» Карла Орфа, и я стала использовать ее элементы, как обязательный компонент непосредственно образовательной деятельности. Я в своей работе опираюсь на разработанные Орфом упражнения, песенки и пьесы, которые можно изменять, варьировать или придумывать вместе с детьми. Интересный материал побуждает ребенка сочинять, импровизировать, фантазировать. Дети с большим удовольствием играют на нетрадиционных музыкальных инструментах, иллюстрируя музыкальный рисунок музыкального произведения.

В старшем дошкольном возрасте я с детьми провожу беседы на следующие темы - « Звуки вокруг нас», «Что ты слышишь?», «В этом мире все поет». Дети совершенствуя тембровый и звуковысотный слух, различают шумовые и музыкальные звуки. Например в игре «Веселый старичок», «Дедушка шум», «Чашки и блюдца», «Пошуршу, до постучу», «Шапка да шубка» и др. Развивая воображение и образное мышление дети активно участвуют в играх « Найди похожий звук», «Повтори, что слышишь ты». Для развития чувства ритма я провожу игры: «Следы зверей», «Повтори ритм», «Волшебные палочки»,

При разучивании музыкально- дидактических игр, потешек, маленьких стихотворений провожу работа над выразительностью речи: громко - тихо, быстро - медленно, высоким или низким тембром голоса. Параллельно с этим выполняю задачи по развитию ритмического, тембрового, звуковысотного и динамического слуха.

Одним из способов реализации элементарного музицирования с дошкольниками являются пальчиковые игры, Которые я также использую во время непосредственно музыкальной образовательной деятельности с детьми. Пальчиковые игры - хорошие помощники и для того, чтобы развить координацию движений. В работе я использую следующие пальчиковые игры: «Где мой пальчик», «Строим домик», «Птички», «Здравствуй солнце золотое», «Смехота», «Жучки».

В заключение хочется сказать, что приобщать детей к русской культуре нужно с раннего детства. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям понять, что они - часть русского народа.

Опыт моей работы ещё совсем небольшой, но хочу пригласить вас в гости в наше детский сад, который находится в городе Мариинске, историческом музее под открытым небом, где вы можете прикоснуться к истокам нашей национальной культуры, увидеть удивительные места.

Приобщение дошкольников к русской культуре. Приобщение дошкольников к русской культуре.

ПРИГЛАШАЕМ В ГОСТИ К НАМ, РАДЫ, РАДЫ МЫ ГОСТЯМ!


© 2010-2022